Классный час о вреде наркотиков
классный час (4 класс) на тему
Формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека; закрепить у учащихся представление о характере действия наркотиков: начальный этап их действия на психику человека можно оценить как «полёт», но далее – обязательное падение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narkotiki_microsoft_word.doc | 79.5 КБ |
priem_narkotikov.ppt | 448 КБ |
Предварительный просмотр:
Приём наркотика – всегда полет, но в конце – всегда падение.
Цель: формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека; закрепить у учащихся представление о характере действия наркотиков: начальный этап их действия на психику человека можно оценить как «полёт», но далее – обязательное падение.
Форма проведения: обмен мнениями.
Предварительная подготовительная работа:
Учащимся класса предлагаются различные задания, которые они выполняют в зависимости от собственного интереса и желании:
- Поиск статистики негативного влияния наркотиков на организм человека.
- Поиск в художественной литературе описания состояния человека в период принятия наркотиков и после принятия наркотиков.
- Создание антирекламных плакатов «Молодежь против наркотиков».
Задание для всех – анкета, анализ которой станет основой подготовки классного часа. Результаты ответов учащихся на вопросы оформлены в виде слайда.
Вопросы анкеты:
- Существует мнение, что наркотики – это…
- Есть мнение, что наркотики положительно влияют на…
- Есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на…
- Существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…
- Существует мнение, что ты станешь наркоманом, если…
- Существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться…
- Существует мнение, что с наркотиками нужно бороться…
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя:
Тема нашего сегодняшнего разговора серьезная и тяжелая: мы будем говорить о наркотиках.
- Как, по-вашему, что такое наркомания?
Наркомания – болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль.
По результатам опроса общественного мнения, наркомания - вторая по важности проблема в России (первой, безусловно, является преступность). И, действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов. Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 миллиона человек, а по некоторым данным, достигает З миллионов. Количество состоящих на учете, официально зарегистрированных больных наркоманией, по данным Минздрава России, за последние 10 лет возросло в 10 раз и превысило на конец 2000 года 270 тысяч человек. По мнению экспертов, их число фактически в 2-З раза больше. При этом идет процесс омоложения наркоманов, на данный момент в России средний возраст приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет среди мальчиков и до 15 среди девочек.
Вызывает большую тревогу, что:
• в разных регионах России, по данным исследований, 44,8 % несовершеннолетних и молодежи, т. е. 4910 тыс. чел., так или иначе, знакомы с употреблением наркотиков;
• по некоторым данным, в стране сейчас насчитывается примерно 4 млн. людей, употребляющих наркотики, 76 % из них — молодежь от 14 до 30 лет;
• 47,9 % наркозависимых потребляют героин;
• вряд ли кто-то из впервые вступивших на опасную «дорогу в никуда» осознает, что только 10 % подростков-наркоманов доживает до 30 лет;
• уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 г. в России погибли от наркомании 1600 чел., среди них половина - подростки;
• за последние 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно составляют в России 20 % всех госпитализаций и 10 % всех смертей;
• 1 наркоман за год втягивает в «порочный круг» от 4 до 17 человек;
• получила распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. В реанимационные токсикологические отделения больниц попадают дети 5—7 лет;
• рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. 91 % зарегистрированных в 2000 г. ВИЧ-инфицированных — наркоманы.
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50 % всех правонарушений, в том числе 80 % всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).
Основной возраст первого знакомства с наркотиками — 11- 14 лет (41 %) и 15—17 лет (51 %). В отдельных случаях возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учебы в школе. К подростковому возрасту свыше 10 % школьников уже знакомы с действием наркотиков.
К окончанию школы около 40 % несовершеннолетних пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9 % мальчиков и 5 % девочек.
На данный момент проблема наркомании остается нерешенной и не найдено такого пути, при котором вылечились бы больные и не заболевали новые. Да и такого пути не будет в ближайшее время, потому что это не только медицинская проблема, но социальная и государственная, и полностью решить ее можно только в тоталитарном обществе, которое держится на страхе (Сингапур, Малайзия). А в демократическом обществе, как показывает опыт европейских стран и США, эта проблема не решается. Она столь сложная и многосторонняя, что решить проблему на данном этапе никому не удалось.
II. Опрос на улицах города.
Слово «наркотики» прочно существует в словаре XXI века, как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто внешне. Улыбаются, морщатся, машут руками, крестятся и т. д.
Опрос на улицах города дал следующую статистику: из 30 опрошенных людей люди пожилого возраста – 12 человек, люди среднего возраста – 10 человек, молодёжь и школьники – 8 человек,
Реакция пожилых людей:
- Испуг – 4 человека,
- Недоумение, непонимание – 3 человека,
- Безразличие – 3 человека,
- Озлобленность и агрессия – 2 человека.
Реакция людей среднего возраста:
Молодежь:
- Интерес к теме разговора – 5 человек
- Испуг – 3 человека.
О чем говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно.
- А какую статистику внутри класса по данной проблеме мы получили?
III. Учащиеся знакомят всех присутствующих со статистикой и анализируют ее результат.
IV. Слово учителя:
Наркотики — это беда, разрушение и смерть. Выращивание растений, из которых впоследствии получают наркотики, наносит смертельный вред окружающей среде. Огромные площади лесов в Южной Америке варварски вырубаются и выжигаются, чтобы освободить место для кустарника коки, тысячи килограммов токсичных химических веществ выбрасываются в реки как побочный продукт очистки наркотиков. Животные и птицы отравляются и умирают медленной, мучительной смертью, чтобы люди в тысячах километров от них могли получить свою дозу наркотика. Как только не называют себя продавцы наркотиков — и «несущие радость», и «дающие покой». На самом деле - это люди, несущие смерть и горе. Невозможно отличить слабый наркотик от сильного. Это знает только продавец, он же единственный знает, что подмешано в наркотик. Известно много случаев, когда человек, первый раз попробовав наркотик, погибал из-за опасной примеси.
- Как вы думаете, почему люди принимают наркотики? (Ответы.)
В основном люди с помощью наркотиков рассчитывают взбодриться или расслабиться. Одни наркотики, такие, как экстази, кокаин, являются возбудителями. Принимая их, человек чувствует возбуждение, прилив сил, готов бодрствовать целые сутки. Другие вещества — героин, алкоголь, вещества, входящие в состав некоторых клеев, — называют «успокоителями», они оказывают расслабляющее действие. Известно, что вдыхание паров клея уносит каждый год жизни около 150 молодых людей. ЛСД и так называемые волшебные грибы создают зрительные и слуховые образы, которых нет на самом деле, т.е. галлюцинации.
В Каирском музее находится мумия малолетней принцессы, жившей в XIV в. до н. э. Во рту у нее были обнаружены остатки опиума. И вполне возможно, что она умерла от его передозировки. Но тогда не было известно, что опиум может вызывать пристрастие, и «маковые соски» без колебаний рекомендовали как успокоительное средство даже для маленьких детей.
Первые упоминания о применении опиума в медицине были обнаружены в греческих источниках VII в. до н. э. в России эта практика продолжалась до 30-х годов XX века. Кроме того, он использовался в быту: настойку опия можно было купить в наших аптеках почти до 60-х годов.
Потребление наркотических веществ с тем, чтобы вызвать у человека необычные ощущения и переживания, изначально связано с обрядовыми целями. Но, обнаружив стимулирующие свойства некоторых наркотических веществ и расслабляющее действие других, какая-то часть людей стала использовать их исключительно для того, чтобы вызывать у себя такие же ощущения и переживания.
Наркогенным (т. е. опьяняющим, одурманивающим) действием обладают разнообразные по химическому строению вещества, найденные в природе или полученные искусственным путем. В зависимости от особенностей своего строения они влияют на различные отделы центральной нервной системы, вызывая привлекательные для человека психические состояния.
Важно знать, что все вызывающие опьянение (одурманивание) вещества делятся на две большие группы.
Первая группа — те вещества, употребление которых без медицинского назначения запрещено законом. Это и есть наркотики, а пристрастие к ним - наркомания.
Вторая группа — те вещества, которые хотя и способны вызвать одурманивание, но их невозможно запретить (к примеру, некоторые средства бытовой химии). Их называют токсическими (а также наркотоксическими) веществами. Пристрастие к ним называется не наркоманией, а токсикоманией, но, с точки зрения основных представлений об одурманивании, — это одно то же: и эйфория, и абстиненция («ломка»), и психическая зависимость, и болезненное пристрастие.
Наркотические (и наркотоксические) вещества способны также вызывать особые состояния сознания, нередко опасные для жизни. При этом сохраняется восприятие собственного психического состояния, но отключается контакт с внутренними органами, что создает иллюзию невесомости, бестелесности, «свободы парения» над временем и пространством.
Наркоманы — люди без будущего, они думают только о наркотике, сам наркотик разрушает их мозг, легкие, печень, а мысли о нем отбирают силы и разум.
На одной из московских дискотек без устали танцевала 13-летняя девочка, позже ее подруга сказала, что она приняла какую-то капсулу, очень маленькую. Вдруг девочка упала на пол. «Скорая помощь» приехала вовремя, но спасти ее не удалось, не приходя в сознание, она умерла в машине. Что бы ни было причиной употребления наркотиков — скука, подражание друзьям, неумение отказать, результат, скорее всего, будет трагичным.
По мере возрастания наркотического «стажа» степень приятного эффекта наркотика снижается, а интенсивность «ломки» (абстиненции) возрастает. Наркоман вновь принимает наркотик, чтобы предотвратить «ломку». Напомним ее проявления: настроение портится, возникает раздражительность, все вокруг начинает «бесить», болит все тело, человек буквально не может найти себе места. Это вполне можно сравнить с «падением».
Я хочу привести отрывок из рассказа М. Булгакова «Морфий». После революции Булгаков работал земским врачом в Смоленской губернии. Здесь, чтобы не заразиться дифтерией, сделал себе прививку. Был страшный зуд. Чтобы заглушить зуд, впервые попробовал морфий. С тех пор он пристрастился к нему и до конца жизни не мог отказаться от него. Вот этот отрывок: при вспрыскивании «почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство». Но потом «все исчезает бесследно, как не бывало. Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломаной и черной, тянется к нему…»
- Возьмите листок и ручки. За 10 минут каждый ряд должен придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему вам наркотик. Кто-нибудь зачитает варианты. Какие из них кажутся вам наиболее убедительными? Почему?
Тяжелее всего наркотики сказываются на психике, среди наркоманов очень много самоубийц. Многие наркоманы болеют вирусными инфекциями, вызывающими гепатит Б или СПИД. Оба эти заболевания практически не лечатся и приводят к смерти. Любое наркотическое вещество способно вызвать зависимость. Нет наркотиков «опасных» и «неопасных». Даже единственная проба наркотического вещества способна привести к возникновению наркомании.
- Скажите, жалко ли вам наркоманов? Почему?
Лечение наркомании – длительный и сложный процесс, семь человек из десяти, прошедших курс лечения, вновь начинают принимать наркотики.
Чтобы отказаться от наркотиков, человеку требуется большое мужество. Когда вы станете старше, а кого заинтересует, может прочитать и сейчас замечательный роман американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника...». Это роман о настоящих чувствах, о чести, достоинстве, справедливости и мужестве. Сегодня хотелось бы познакомить вас с небольшим отрывком из романа, который созвучен нашей теме. Сын главного героя, адвоката Аттикуса, посбивал верхушки цветущих камелий у пожилой больной дамы, так как она говорила оскорбительно про его отца. Отец послал его извиниться и поговорить с ней. «Я там все у нее убрал и извинился, но все равно не виноват. И я буду работать у нее в саду каждую субботу и постараюсь, чтобы камелии опять выросли... Она хочет, чтобы я ей читал каждый день два часа вслух...» И мальчик с сестренкой ходили читать вслух миссис Дюбоз больше месяца и заметили, что к концу чтения у той начался припадок. Прошло немного времени, и отец сообщил детям, что миссис Дюбоз умерла. «Знаешь, что у нее были за припадки?.. Она была морфинисткой... когда человек так тяжело болеет, он вправе принимать любые средства, лишь бы облегчить свои мучения, но она решила иначе, она сказала, что перед смертью избавится от этой привычки, и избавилась... Я хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество — это когда в руках у человека ружье. Мужество — это когда ты заранее знаешь, что проиграл, и все-таки берешься за дело, и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь. Миссис Дюбоз победила...»
- Как вы думаете, можно ли избавиться от наркотической зависимости? Каким образом?
- В течение 10 минут каждый ряд должен придумать 10 вариантов занятий, которые помогут человеку отвлечься от грустных мыслей,
В Москве существует много медицинских центров, занимающихся лечением наркомании, если вовремя туда обратиться, жизнь человека может быть спасена. Предатель — не тот, кто, заметив проблему близкого человека, поднимет на ноги всех окружающих в поисках помощи, предатель тот, кто оставит его с проблемой один на один и не даст шансов выжить.
V. Письма из ниоткуда.
- Я не хочу вас призывать принимать или не принимать наркотики, просто сейчас вас познакомят с письмами и историями тех, кто это уже сделал, кто падал и падает, кто не видит выхода оттуда. Слушайте и думайте.
Выходит ученица, звучит грустная музыка. Она начинает читать письмо.
Ученица: «Мне 18 лет. Я — наркоманка. А ведь все началось с развлечения, с глупого детского любопытства. И пошло - поехало. Я всегда мечтала быть свободным человеком, а превратилась в рабу заряженного шприца. Ловлю свой призрачный кайф. И это все, что есть у меня, У меня такое чувство, что когда-то я действительно была, а теперь меня нету. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые так хотели смотреть на мир. Наркотики отучили меня радоваться жизни. Так нельзя жить: без надежды, без смысла, Я никогда никого не любила, не успела. Теперь уже и не успею. Я сама себя загубила. Я умру в одиночестве, смертью наркоманки, бессмысленной смертью».
Выходит ученик, читает письмо.
Ученик: «Трудно описать весь этот ад, через который я прошел. А вдруг кого-то это напугает и остановит. Я в первый раз выпил в 14 лет. При чем здесь выпивка? А это все звенья одной цепи. Жили мы когда-то в Средней Азии, что уже говорит само за себя: именно там я в первый раз покурил анашу. Мне, как и сотням, тысячам других, было просто интересно: а как это будет, какие ощущения? Наркоман испытывает настоящий кайф только один раз, первый. Губит, как правило, то, что после первого укола не бывает ломки и мысль о том, что я не такой, у меня не будет привыкания! В любой момент могу бросить. Потом следует другой укол. Но первоначального ощущения уже нет. Чтобы достичь его, дозу надо увеличить. Говорят, наркоман ради дозы пойдет на преступление. А как же иначе? Ведь ты в этот момент умираешь. У тебя выворачиваются суставы, тело корчится в судорогах. И все же самое страшное даже не дикие физические мучения. А то, что ты превращаешься в зомби, в безвольного раба своего порока. Когда я куда-либо ехал, я всегда запасался наркотиками, потому что круг твоих жизненных интересов сводится к трем вещам: мак — шприц - игла. Деградация полная. Сейчас становится все больше тех, кто оказался в щупальцах этого жуткого спрута - наркомании, в итоге многие из них заболели СПИдом».
Выходит ученица. Она рассказывает историю.
Ученица: Лена росла в благополучной семье. Мать — педагог. Отец - писатель. С отцом отношения были прекрасные, с матерью же, обладающей властным характером, она часто ссорилась. Однажды, после особенно бурной сцены, решила уйти из дома. Бродила по улицам без всякого смысла. Девочка симпатичная, конечно, «клеились» мальчишки. Один даже понравился своим участием: «Брось, старушка, жизнь такая паскудная, забыться надо, — предложил Виктор. — Пойдем». И она пошла.
Компания была немного странная, но ее здесь поняли. «Уколов не боишься?» — спросил Виктор. «Чего ты!» — удивилась Лена.
«Тогда попробуй». Попробовала. Стало легко и хорошо...
Потом было все: жизнь в каких-то подвалах, страшных квартирах, одно непреодолимое желание — уколоться и забыться...
Лена умерла в 22 года от передозировки.
Выходит ученица. Она рассказывает историю.
Ученица: Автобиографическую книгу «Моя жизнь» знаменитая французская певица Эдит Пиаф диктовала уже в больнице, умирая. Она потеряла самого близкого и дорогого человека – чемпиона мира по боксу Марселя Сердана. Сердан погиб в автокатастрофе, и Эдит Пиаф стала искать утешения в наркотиках и алкоголе. После смерти Сердана, ровно через шесть месяцев, Эдит Пиаф обратилась к наркотикам. Несмотря на то, что, в конце концов, ей удалось победить болезнь, наркотики превратили ее жизнь в ад, который продолжался четыре года. В течение этих лет, она жила, как животное, для нее не существовало ничего, кроме уколов, которые приносили ей временное облегчение. Друзья видели ее с пеной на губах, цепляющуюся за спинку кровати и требующую дозу морфия. Они видели ее за кулисами, второпях делающую себе через юбку, через чулки укол, без которого она не могла выйти на сцену, не могла петь. Никто не пытался ей помочь, и она катилась вниз по наклонной плоскости.
Она истратила на наркотики целое состояние. Она стала неузнаваемой. Она дошла до того, что, несмотря на увеличивающиеся дозы, наркотики ее удовлетворяли ненадолго. Кроме того, некуда было колоть: руки и ноги были сплошь покрыты огромными отеками. Поскольку нехватка наркотиков была очень ощутимой, она так торопилась получить свою дозу, что даже не давала себе труда прокипятить шприц и колола прямо через одежду. Наверное, все кончилось бы сумасшествием, если бы однажды, в минуту просветления, она не перешагнула порог дезинтоксикационной клиники. Лечение закончилось, но по-настоящему Пиаф не вылечилась. И вскоре она вновь превратилась в форменную развалину. Однажды ее так замучили угрызения совести, что она решила покончить с собой. Она растворила в стакане яд. Но в это время в ее квартиру ввалилась шумная компания. Яд она не проглотила, а попросила пригласить врача. Врача привели. Пиаф сказала: « Вот контракты, которые я должна выполнить, посмотрите на меня! Я развалина. Еле-еле могу говорить. Можете мне помочь?». Врач прописал ей уколы, которые могли ее стимулировать. Действительно, после первого укола, она как заново родилась.
Еще бы. Ей ввели наркотик. Это помогло вновь вернуться на сцену, но не надолго. Она вновь быстро пропиталась наркотиками насквозь. Приходя к себе в уборную с опухшим лицом, с пустыми глазами, ждала, когда постучат в дверь и скажут, что ее выход. Тогда, быстро приподняв одежду, она делала укол.
Однажды вечером она решила обойтись без морфия. Это было ужасно. На сцене, ослепленная прожекторами, обливаясь потом, с безумно бьющимся сердцем, она вынуждена была вцепиться в микрофон, чтобы не упасть. Она начала петь, но не вспомнила ни одного слова. Публика, выкрикивая ее имя, издевалась над ней.
Итак, во второй раз она вернулась в клинику. В течение четырех дней она думала, что голова лопнет. Тщетно молила об уколе, а ночью убежала домой из клиники, чтобы сделать себе укол. В таком состоянии Пиаф уехала в турне. Это было в 1954 году. За эти девяносто дней она не запомнила ни одного лица, ни одного города. После последнего выступления ее завернули в одеяло и отнесли в машину. Всю ночь ее везли. На рассвете, в третий раз за четыре года, она вошла в ту же клинику. С этого времени ее отравленный организм начал испытывать невыносимые муки. Сначала делали десять уколов в день, потом четыре. Постепенно наркотики стали заменять безвредными впрыскиваниями. Когда Пиаф заметила это, она пришла в неистовство: сметала все с ночного столика, все била и ломала. Наконец наступил последний день третьего лечения. Это был самый длинный и самый ужасный день для нее. С одиннадцати утра до пяти вечера она вопила как сумасшедшая, хрипела с пеной у рта. Врачи ей предлагали укол, последний укол, но она нашла силы отказаться от него, И настал день, когда солнце осветило ее жилище, и она снова вернулась к жизни.
VI. Заключение.
Не стоит даже комментировать. Пропустите эти истории через свое сердце. Пусть вы никогда не услышите фразу: «Уже поздно». Запомните: прием наркотика – всегда полет, но в конце – всегда падение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Спорт против наркотиков"
Формировать у детей и подростков приоритетов здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам, психотропным веществам....
классный час по теме "Наркотик - большое зло"
Наркомания - распространенное явление в нашей жизни....
Тематический классный час "Спорт против наркотиков"
Тематический классный час "Спорт против наркотиков" формирует у детей приоритеты здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам, психотропным веществам....
ЧЕТЫРЕ ШАГА К СМЕРТИ Классный час о вреде наркотиков
В современном обществе мало кто не знает о вреде наркотиков, но все же эти вещества по-прежнему привлекают интерес людей, а в особенности подростков, становясь губительным для многих. Проблема наркома...
Когда можно поговорить с ребенком о вреде наркотиков?
Материал для беседы с родителями или для заметки на школьный сайт...
Классный час "Имя беды - наркотики. О вреде снюса и насвая"
Классный час по профилактике наркомании среди подростков...
Презентация "Вред наркотикам"
Презентация направлена на воспитательную работу с детьми 4 класс и на ознакомление с данной темой....