Наш земляк -А.С.Маслов Герой России
классный час по теме

Цели:

1.Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, близких, земляков.

2.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней родственников, земляков.

3.Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины

4.Воспитывать у школьников любовь к родному краю, к своей Родине, гордость за своих земляков, отдавших жизнь за то, чтобы жила наша страна.

5.Углубить знания детей о природе и истории Московского края на примере жизни и подвига нашего земляка Героя России А.С.Маслова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._a.maslovdocx.docx24.5 КБ
Файл stsenariy.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Наш земляк –А.С.Маслов Герой России»

МОУ Проводниковская СОШ имени героя РФ А.С.Маслова

Разработали: Митькова Т.В.-учитель начальных классов

Бунеева С.А.- руководитель музея «Боевой и трудовой славы», учитель истории.

Цели:

1.Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, близких, земляков.

2.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней родственников, земляков.

3.Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины

4.Воспитывать у школьников любовь к родному краю, к своей Родине, гордость за своих земляков, отдавших жизнь за то, чтобы жила наша страна.

5.Углубить знания детей о природе и истории Московского края на примере жизни и подвига нашего земляка Героя России А.С.Маслова.

Обоснование выборы темы классного часа.

У каждого человека своя жизнь и своя история. Но, находясь в обществе и осознавая себя существом социальным, человек живет и жизнью своего народа и участвует в истории человечества. Доля такого участия различна, но каждый человек может принести в мир что-то новое, ценное, что-то такое, чем смогут воспользоваться  многие поколения. И это новое совсем не обязательно должно быть материальным. Оказывается, духовный труд еще более полезен людям и дольше сохраняется в мире.

Об одних люди будут написаны тома, а имена других даже не будут упомянуты в книгах, но при этом роль последних в истории может быть не менее значительной. Чьи имена обычно сохраняет история? Чаще всего тех, кто совершил какой-нибудь подвиг, защищая родину, святыни, или тех, кто стал известен своими трудами.

Задуматься, сколько людей обеспечили победу нашей страны в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945г.г.! каждая жизнь, отданная за Отечество, и каждый подвиг в тылу решали судьбу народов мира. Но ведь многие, кто готовил победу над фашизмом в ХХ веке, так и остались неизвестными рядовыми воинами или простыми тружениками. Не случайно главным памятником городов России является памятник Погибшим воинам или Неизвестному солдату. И не только в День Победы приходят к таким памятникам люди возложить цветы.

В мире продолжает жить жертвенная любовь, и те безымянные, молодые, красивые, здоровые люди, любившие жизнь и мечтавшие о счастливом и мирном будущем, отдали свои жизни, чтобы жили другие, были счастливы, радовались и имели возможность тоже сделать что-нибудь хорошее для других, чтобы о них помнили благодарные потомки, чтобы чувства любви, признательности, заботы, отзывчивости,  не иссякли в мире. Чтобы жизнь не прекращалась, чтобы всегда пели птицы, цвели сады, чтобы было кому чувствовать красоту мира, радоваться жизни, создавать семьи, заботиться о любимых. И, конечно помнить о подвигах и уроках человеческой истории, потому что без памяти не может быть интеллекта, культуры, невозможна вообще человеческая жизнь, поскольку любое развитие опирается на опыт, сохраняемый памятью.

64 года, отделяющие нас от победного дня 1945 года,- серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем ребенок, но ощутил войну на собственном опыте. Другое дело, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читают, а так же редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Например, у нас на территории сельского поселения осталось в живых всего 3 ветерана, которые из-за возраста и болезней не в состоянии встречаться с детьми.

Ребенок, читающий о войне в параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из беседы с четвероклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные  знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное –большинство из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии наше Родины и всего мира в 20 веке –Великой Отечественной войне.

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из самых важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у  молодого поколения, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был помочь детям наш классный час «наш земляк –А.С.Маслов Герой России».

На классном часе дети узнали о подвиге, который совершил наш земляк, уроженец села Андреевское – летчик, герой России, чье имя с гордостью носит наша школа, А.С.Маслов. А.С.Маслов погиб на пятый день войны, направив горящий бомбардировщик на зенитную батарею фашистов. Он мог развернуть самолет и посадить его в лесу. Лишь секунды у него было для принятия решения. И он его принял. Чтобы нанести урон врагу, экипаж пошел на самопожертвование. Огненный смерч разметал немецкую технику.

В тот же день героически погиб экипаж капитана Н.Ф.Гастелло, который вместе служил с А.С.Масловым. О подвиге  Н.Гастелло стало известно всей стране уже в июле 1941 года. Он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Имя Гастелло  стало символом, образцом для подражания. В хаосе боев первого месяца войны экипаж А.С.Маслова посчитали пропавшим без вести. Но были очевидцы гибели самолета Маслова. Это были жители деревни Путники братья Дворецкие, которые вечером того же дня пришли на место падения самолета. Они захоронили в лесу останки погибших и их личные вещи.

В течение десяти лет все были уверены в том, что в лесу захоронены останки экипажа Н.Гастелло. В 1951 году администрация Молодечненского района Белоруссии решила перенести останки летчиков, захороненных в лесу, в братскую могилу поселка Радошковичи. Близ него погиб героический экипаж.

При перезахоронении останков был обнаружен медальон стрелка-радиста Григория Реутова из экипажа Маслова, личные вещи самого командира. С тех пор экипаж самолета А.С.Маслова считавшийся пропавшим без вести в первый месяц войны, стал считаться погибшим при выполнении боевого задания. Об этом было сообщено семье Маслова. Запись в личном деле «пропал без вести» была заменена на слово «погиб».

Дальше с детьми мы исследовали:

-А мог ли А.С.Маслов поступить иначе? Что могло повлиять на такое его решение?

Ребята, из рассказа учителя о жизни А.С.Маслова, пришли к выводу, что поступить по-другому Маслов не мог. Живописное место, в котором он родился, большая семья, в которой он воспитывался, любовь к родному краю, к Родине, которые воспитывались в семье – все это не могло не повлиять на решение А.С.Маслова.

Отечество, Родина – ведь это не только то место, где ты родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого Родиной. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить плоды и настоящую пользу обществу, если отречется от своего Отечества, от заветов своих боголюбивых предков.

А.С.Маслов родился в живописном месте, старинном селе Андреевское, которое уютно разместилось на левом берегу небольшой речки Коломенки. Украшение села была и остается сейчас Успенская церковь, построенная в 70годы 18 столетия. Неподалеку сохранились курганы, в которых по преданию лежат богатыри. Они в далекие времена защищали здесь Русь от кочевников.

Ф.Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Семья Масловых была большой. А в большой семье никогда не бывает скучно, у каждого масса дел, ведь надо  и родителям помочь, и друг другу. Александр был старшим ребенком в семье. Любовь и привязанность с детских лет пронизывает всю жизнь. В семье Масловых ценились трудолюбие, ответственность, готовность помогать людям.

К началу войны у А.С.Маслова была своя семья: жена Софья Евграфовна и дочка Ирина. Разве жизнь близких для него людей не сыграла решающую роль в совершении данного подвига.

Экипаж нашего земляка ушел в бессмертие. А бессмертие – это память.

Бессмертие. (Л.Безыменский)

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

Он живет в нашей памяти. Его имя носит наша школа, имя Героя России А.С.Маслова, которое присвоено указом Губернатора Московской области 18 мая 2002 года. Мы должны гордиться, что живем и учимся на земле, которая рождает таких героев.

В нашей школе есть музей «Боевой и трудовой славы». Наш школьный музей был открыт в 2000 году. Но еще в 1970 годы, когда активизировалась военно-патриотическая поисковая работа школьников, были собраны первые краеведческие материалы, которые впоследствии  стали первыми экспонатами нашего музея. Одна из композиций рассказывает о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Центральное место в ней занимают материалы «Будем жить». Они посвящены нашему земляку из села Андреевское летчику Герою России Александру Спиридоновичу Маслову. В 1991 году благодаря совместным усилиям общественности, майора-инженера в отставке Э.В.Харитонова, народного депутата В.Я.Стадника, коллектива Проводниковской средней общеобразовательной школы, члены героического экипажа бомбардировщика А.С.Маслова посмертно награждены орденом Великой Отечественной войны Iстепени.

Подвиг А.С.Маслова и членов его экипажа широко освещался в местной и республиканской печати коломенским журналистом и краеведом А.И.Кузовкиным и Э.В.Харитоновым.

Справедливость в отношении героического экипажа самолет бомбардировщика наконец-то восторжествовала.

Через несколько лет администрацией нашей школы и сельского округа обратились с ходатайством в администрацию Коломенского района о присвоении школе имени Героя России А.С.Маслова.

18 мая 2002 года губернатор Московской области Б.В.Громов подписал постановление №104-ПГ, в котором говорилось о том, что на основании материалов, представленных главой Коломенского района, имя А.С.Маслова присвоено муниципальному общеобразовательному учреждению Проводниковской средней общеобразовательной школе.

В день 85 –летия со дня рождения А.С.Маслова на здании нашей школы в торжественной обстановке была открыта памятная доска.

Мы сдержали слово, данное родителям Александра Спиридоновича Маслова – увековечили его память в названии школы.

Есть в нашем музее экспонат, который нам особенно дорог – это металлическая капсула с землей, взятой с места героической гибели нашего земляка и членов его экипажа. Эта капсула не просто экспонат. Для нас она символ дружбы народов, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Ее передал в наш музей 26 июня 2001 года руководитель белорусской делегации, приезжавший на открытие памятной доски на доме А.С.Маслова в селе Андреевское.

Хранит память об отце и его дочь И.А.Гурная. она частый гость в родном селе отца, в нашем музее. В память об отце Ирина уже в юности всерьез занялась парашютным спортом. Она мастер парашютного спорта. Ее муж Владимир Гурной – чемпион мира. Внук Александра Спиридоновича тоже занимается парашютным спортом. Можно сказать, что это уже целое поколение. Это память и верность делу А.С.Маслова.

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями в школе. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, школьные воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота не возможно – интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, земляков, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Наш классный час «Наш земляк _А.С.Маслов Герой России» стал важным шагом на пути к этой цели. И вести такую работу нужно не только к юбилейным датам, а постоянно.



Предварительный просмотр:

Сценарий

классного часа«Наш земляк –А.С.Маслов Герой России»

Учитель:

Отечество, Родина - это не только то место, где ты родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого Родиной. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить плоды и настоящую пользу обществу, если отречется от своего Отечества, от заветов своих боголюбивых предков.

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о самоотверженных людях, которые в годы Великой Отечественной войны совершали подвиги.

22 июня 1941 года, этот светлый воскресный день, трудящиеся страны готовились провести на природе, отдохнуть и набраться сил на предстоящую рабочую неделю, но он стал самым черным днем в жизни нашей страны. За ним последовали 1418 дней и ночей труднейших испытаний.

Ученик 1.

…Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам.

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым –

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся друзья, -

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот великий бой…

Учитель:

С каждым днем становится все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной  войны. Прошло более 60 лет с тех пор как закончилась самая жестокая, самая кровопролитная война, какие только знала Россия. Годы, отдаляющие нас от победного дня 1945 года, - срок равный жизни взрослого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну подростком, но родившиеся в грозное время, и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину ХХ века. Но всех их объединяет память!

Ученик 2.

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу 9 мая

Отпразднуют люди без слез…

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выйдет к армии маршал, не видевший этой войны.

Учитель:

Мы никогда не должны забывать о великом патриотическом порыве наших дедов, отцов и матерей. Но прежде, чем над поверженным логовом врага засияло Знамя Победы, советскому народу пришлось пройти страшный  кровный путь. Первые дни войны наш народ шел к победе через горечь страшных поражений и отступлений, через несметные человеческие жертвы, тяготы и лишения.

Ученик 3.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя принесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

НАВЕКИ.

(А.Ахматова. Мужество)

Учитель:

В сражениях за свободу и независимость родины наши земляки показали чудеса героизма и самопожертвования. В памяти народной навсегда останутся их подвиги. Наша школа носит имя нашего земляка, Героя России Александра Спиридоновича Маслова. Его подвиг вписан в летопись Великой Отечественной войны. Но об этом более подробно…

Были трудные дни сорок первого года. По дорогам войны шли фашистские орды. С первого дня войны эскадрильи 207-го Дальне-Бомбардировочного Авиационного полка непрерывно вылетали на выполнение боевых заданий, громили врага на дорогах Белоруссии в районе Бреста.

(Сценку по стихотворению замполита Андреева … Гастелло с Масловым вдвоем…. показывают ребята старшеклассники)

Автор:

Гастелло с Масловым вдвоем

Сидели возле старой ели,

И каждый думал о своем

Большом, серьезном, важном деле.

Маслов:

Ты видел, Коля, возле Бреста

Все рвется, рушится, горит.

Там метра нет живого места,-

Автор:

С волненьем Маслов говорит.

Маслов:

Они все кровью заливают,

Все рушат на своем пути,

Но пусть враги не забывают;

Им от расплаты не уйти!

Автор:

Гастелло молвил:

Гастелло:

-Что сказать?

Скажу одно я, Саша,

У нас свободу не отнять.

Она родная, наша.

Мы не позволим злому  гаду

Отнять свободу, не дадим!

Поставим на пути преграду.

Пусть наша жизнь преградой будет им.

Кто остановит бешенство удара?

Ни в силах тут ни просьбы, ни мольба.

От диких орд, их пьяного угара

Зависит детская и женская судьба.

Вот почему так сердце нервно бьется.

Вот почему в душе моей пожар,

И мы послушаем сейчас с тобою, Саша,

Что скажет нам военный комиссар.

Комиссар:

Скажу открыто Вам, друзья,

Скажу не для успокоенья.

Россию победить нельзя!

И в том не может быть сомненья.

Пускай бушует непогода!

Пускай грохочет в небе гром!

Им не сломить советского народа,

Не растоптать фашистским сапогом.

Учитель:

Тяжелым для пока был день 24 июня 1941 года. Суров был приказ командования –громить наступающие войска врага с малых высот без прикрытия истребителей. 18 экипажей взяли курс на запад, где вели ожесточенные бои наши наземные части. Бомбовый удар наши соколы нанесли организованно и неожиданно. Было уничтожено много техники, сотни гитлеровцев нашли себе могилу на белорусской земле. Но с задания не вернулись 13 наших самолетов (42 человека). Остальные экипажи, в том числе капитанов Н.Ф.Гастелло и А.С.Маслова благополучно вернулись на аэродром Боровское. Произвели разбор полета и разошлись по машинам готовиться к очередному вылету.

Вечером 24 июня в связи с большими потерями командир 207-го ДБАП полковник Г.В.Титов из оставшегося личного состава сформировал две эскадрильи. Командиром первой эскадрильи был назначен капитан А.С.Маслов, а второй – капитан Н.Ф.Гастелло.

Утром 25 июня 1941 года, экипажи боевых машин 207-го ДБАП на Виленском аэродроме уничтожил до 40 самолетов противника. Днем они вновь бомбили колонны фашистских войск, двигавшихся в сторону Минска. По докладу капитана Маслова, его эскадрилья уничтожила до двенадцати танков и несколько автомашин с мотопехотой противника. Из его группы был потерян один самолет.

В ночь с 25 на 26 июня 1941 года 207-ой ДБАП совершил 4 боевых вылета, в числе вылетавших на задание были экипажи А.С.Маслова и Н.Ф.Гастелло.

26 июня 1941 года в 8:30 звено А.С.Маслова вылетело бомбить колонну вражеских танков в районе поселка Радошковии. Выполнив задание, самолет уже улетал в расположение полка. Но тут зениткой противника был подбит. Машина загорелась. Развернуть и падать на лес? Лишь секунды были у экипажа для принятия решения. И оно было принято.

Чтобы нанести урон врагу, экипаж пошел на самопожертвование. Маслов развернул самолет и направил  горящий бомбардировщик на зенитную батарею фашистов. Огненный смерч разметал немецкую технику. Вместе с командиром третьей авиационной эскадрильи 207 го ДБАП капитаном А.С.Масловым погибли:

-стрелок –лейтенант Балашов Владимир Михайлович

-воздушный стрелок-радист, младший сержант Реутов Григорий Васильевич

-воздушный стрелок-радист, младший сержант Бейскбаев Бахтурас.

Экипаж А.С.Маслова не только уничтожил врага, но и дал возможность сберечь боевых товарищей.

Ученик 1.

За самолетом дым багрово-красный

Внизу немецкие цистерны, танки

И вот решает с экипажем Маслов

Готовиться еще к одной атаке

Штурвал на разворот и с лету

На скопище фашистских гадов

Горящим, словно факел, самолетом,

Ударил Маслов по врагу,как надо

Ударил так, что эхо разорвалось

В поселках, в деревнях, лежащих близко

В воспоминаниях жителей осталась

Легенда о поступке коммуниста.

Учитель:

В этот же день героически погиб экипаж капитана Н.Ф.Гастелло. о подвиге Гастелло стало известно всей стране уже в июле 1941 года. Он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Имя Гастелло  стало символом, образцом для подражания.

207-й ДБАП нес огромные потери. В хаосе боев первого месяца войны экипаж А.С.Маслова посчитали пропавшим без вести. Но были очевидцы гибели самолета Маслова. Это были жители деревни Путники братья Дворецкие, которые вечером того же дня пришли на место падения самолета. Они захоронили в лесу останки погибших и их личные вещи.

В течение десяти лет все были уверены в том, что в лесу захоронены останки экипажа Н.Гастелло. В 1951 году администрация Молодечненского района Белоруссии решила перенести останки летчиков, захороненных в лесу, в братскую могилу поселка Радошковичи. Близ него погиб героический экипаж.

При перезахоронении останков был обнаружен медальон стрелка-радиста Григория Реутова из экипажа Маслова, личные вещи самого командира. С тех пор экипаж самолета А.С.Маслова считавшийся пропавшим без вести в первый месяц войны, стал считаться погибшим при выполнении боевого задания. Об этом было сообщено семье Маслова. Запись в личном деле «пропал без вести» была заменена на слово «погиб».

 Он не пришел и не обнял тебя,

Горька невосполнимая утрата.

В бою погиб он, Родину любя,

Исполнил долг, священный долг солдата.

Экипаж нашего земляка ушел в бессмертие. А бессмертие – это память. Он живет в нашей памяти. Его имя носит наша школа, имя Героя России А.С.Маслова, которое присвоено указом Губернатора Московской области 18 мая 2002 года. Мы должны гордиться, что живем и учимся на земле, которая рождает таких героев.

Давайте с вами поразмышляем:

-А мог ли А.С.Маслов поступить иначе? Что могло повлиять на такое его решение? (ответы детей)

-А может быть та природа, атмосфера в семье, в которой он родился и воспитывался?

Детские годы Александра Спиридоновича прошли в живописном месте, старинном селе Андреевское, что находится в трех километрах от поселка Проводник. Оно уютно разместилось на левом берегу небольшой речки Коломенки. Украшение села была и остается сейчас Успенская церковь, построенная в 70годы 18 столетия. Неподалеку сохранились курганы, в которых по преданию лежат богатыри. Они в далекие времена защищали здесь Русь от кочевников.

Одноглавый храм с трехъярусной колокольней, милая сердцу неброская природа: тихая речка, утопающие в цветах луга, березовые перелески – с этого и началось для Саши Маслова познание природы.

Заблудились в тумане деревья,

Поднимается солнце в зенит.

А его родная деревня

Посредине России стоит.

В Андреевском деды шутливо

Свое вспоминают житье

Здесь ныряло в речушку с обрыва

Деревенское детство его.

-разве эта красота и любовь к родному уголку не могли воспитать у Саши любовь к родине?

-Любовь к Родине воспитывалась в семье. В ней высоко ценились трудолюбие, ответственность, готовность помогать людям. Эта семья была уважаема в селе. К Спиридону Федоровичу, отцу Александра, часто обращались односельчане, если нужно было составит какое-то прошение или написать письмо. А его мама – Мария Ивановна, (родом из деревни Шапкино) пекла самые вкусные пирожки. Их до сих пор помнят местные старожилы. Семья Масловых была большой. Он родился 22 ноября 1907 года и был самым старшим из восьми детей. И как самый старший он нес ответственность за своих младших братьев и сестер. Все дети в семье воспитывались в доброй и теплой обстановке. В многодетной семье никогда не бывает скучно, у каждого масса дел, ведь надо  и родителям помочь, и друг другу. Александр был старшим ребенком в семье. Любовь и привязанность с детских лет пронизывает всю жизнь. Родители занимались сельским хозяйством. Саша учился в начальной школе г.Коломна. но начался голод, и он был вынужден вернуться в деревню, помогать семье.

В 1923 году Саша Маслов вступил в комсомол, стал секретарем Андреевской ячейки, продолжал учиться.

Родители Александра многое сделали, чтобы их старший сын получил образование. Он закончил четыре класса одной из школ Коломны, в 1926 году – школу крестьянской молодежи в местечке Аннино. А затем учеба на курсах киномехаников в Москве.

Три года Александр Маслов работал киномехаником в отделе народного образования в Коломне. Отсюда его в 1929 году призвали в армию. Служба проходила в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге. Там он окончательно выбрал профессию военного летчика – защитника Родины. Такое богатство, которым располагает наша Родина, надо охранять от посягательств врагов.

Юноша был целеустремленным, он неустанно учился: закончил Ленинградскую, Борисоглебскую  школы летчиков, школу командиров. Он изучал боевые машины, овладевал летным  мастерством, вырабатывал в себе качества бойца и командира. Год служил старшим летчиком в Ржеве.

В 1939 году ему присвоили звание «капитан» и назначили командиром третьей эскадрильи тяжелых бомбардировщиков.

-разве он, как командир эскадрильи и капитан мог поступить иначе?

Однополчанин нашего земляка полковник-инженер в отставке В.И.Макаров вспоминал:» Это был замечательный, смелый и опытный летчик, хороший воспитатель, отзывчивый и чуткий товарищ. Он умело воспитывал всех своих подчиненных бить врага наверняка, защищать свою любимую родину, не жалея ни сил, ни самой жизни. Молодые летчики старались во всем ему подражать.

Защита своего отечества, своего народа – главная цель его жизни. Иной раз задумаюсь, закрою глаза и – вот он стоит передо мной: высокий, стройный, всегда спокойный, с какой-то привлекательной улыбкой на устах…»

К началу войны у А.С.Маслова была своя семья: жена Софья Евграфовна, она была учительницей, и росла дочка Ирина. Было много друзей. В отпуск ездил к родителям, в родное Андреевское, на отдых в Кисловодск. Казалось, ничего не предвещало беды. Но тучи войны уже сгущались над миром.

-Разве жизнь близких для него людей не сыграла решающую роль в совершении данного подвига?

Подобно тому как Иисус Христос из-за любви к людям шел на смерть и страдание, так и А.С.Маслов взял на себя это ответственное решение, ради любви к своей  семье, родному краю, к родине.

В нашей школе есть музей «Боевой и трудовой славы». Наш школьный музей был открыт в 2000 году. Но еще в 1970 годы, когда активизировалась военно-патриотическая поисковая работа школьников, были собраны первые краеведческие материалы, которые впоследствии  стали первыми экспонатами нашего музея. Одна из композиций рассказывает о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Центральное место в ней занимают материалы «Будем жить». Они посвящены нашему земляку из села Андреевское летчику Герою России Александру Спиридоновичу Маслову. В 1991 году благодаря совместным усилиям общественности, майора-инженера в отставке Э.В.Харитонова, народного депутата В.Я.Стадника, коллектива Проводниковской средней общеобразовательной школы, члены героического экипажа бомбардировщика А.С.Маслова посмертно награждены орденом Великой Отечественной войны Iстепени.

Подвиг А.С.Маслова и членов его экипажа широко освещался в местной и республиканской печати коломенским журналистом и краеведом А.И.Кузовкиным и Э.В.Харитоновым.

Эти публикации и усилия многих людей сыграли свою роль в том, что 2 мая 1996 года Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ №635 о присвоении звания Героя России (посмертно).

Справедливость в отношении героического экипажа самолета бомбардировщика наконец-то восторжествовала.

Через несколько лет администрацией нашей школы и сельского округа обратились с ходатайством в администрацию Коломенского района о присвоении школе имени Героя России А.С.Маслова.

18 мая 2002 года губернатор Московской области Б.В.Громов подписал постановление №104-ПГ, в котором говорилось о том, что на основании материалов, представленных главой Коломенского района, имя А.С.Маслова присвоено муниципальному общеобразовательному учреждению Проводниковской средней общеобразовательной школе.

В день 95 –летия со дня рождения А.С.Маслова на здании нашей школы в торжественной обстановке была открыта памятная доска.

Мы сдержали слово, данное родителям Александра Спиридоновича Маслова – увековечили его память в названии школы.

Есть в нашем музее экспонат, который нам особенно дорог – это металлическая капсула с землей, взятой с места героической гибели нашего земляка и членов его экипажа. Эта капсула не просто экспонат. Для нас она символ дружбы народов, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Ее передал в наш музей 26 июня 2001 года руководитель белорусской делегации, приезжавший на открытие памятной доски на доме А.С.Маслова в селе Андреевское.

Хранит память об отце и его дочь И.А.Гурная. она частый гость в родном селе отца, в нашем музее. В память об отце Ирина уже в юности всерьез занялась парашютным спортом. Она мастер парашютного спорта. Ее муж Владимир Гурной – чемпион мира. Внук Александра Спиридоновича тоже занимается парашютным спортом. Можно сказать, что это уже целое поколение. Это память и верность делу А.С.Маслова.

На въезде в село Андреевское стоит памятный знак. На камне, привезенном из Карелии высечено: «Здесь в Андреевском 22.11.1907 году родился и жил Герой России военный летчик капитан А.С.Маслов, совершивший огненный таран колонны фашистов в Молодечненском районе республики Беларусь 26.06.1941г.»

Давно умолк войны набат

Цветут сады в родном краю,

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне,

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней

Родного неба синеву.

Он спас нам мир, траву в росе

Улыбчивое детство

Мы любим мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Александр Невский - герой России"

Данный материал можно использовать для учащихся 3-5 классов. Цель мероприятия- воспитание патриотизма, познавательного интереса к истории своего Отечества. Крме того, этот материал будет полезен воспи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"...

Алдар Цыденжапов - герой России

Боевой путь и подвиг  Алдара Цыденжапова.....

Исследовательская работа на тему "Мой дядя-Герой России"

Ученица 4 класса Габидуллина Алсу Мардановна подготовила материал о своем дяде - Фарвате Якупове.Он служил в Афганистане.Награжден медалями "За боевые заслуги","От благодарного Аф...

презентация "Герой России Алдар Цыденжапов"

Презентация о подвиге земляка Алдаре Цыденжапове...

Проектная деятельность. Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович" - 1 часть.

Проект  "Герои  Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович".В результате работы класса над проектом, представлен  продукт  проекта: презен...

Проектная деятельность. Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович" - 2 часть .

Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советскрго союза Русанов М.Г." - часть 2....