Методическое пособие по обучению детей ПДД
учебно-методический материал на тему
От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.
В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.
Рекомендовано для учителей, воспитателей детских учреждений, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_pdd.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по обучению детей
Правилам дорожного движения
(для учителей начальных классов и классных руководителей,
воспитателей детских дошкольных учреждений
и школ-интернатов, родителей)
От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.
В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.
Рекомендовано для учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и школ-интернатов, родителей.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
- Дорожно-транспортные происшествия и дети
- Обучение детей Правилам дорожного движения
- Обучение ПДД в семье
- Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении
- Обучение ПДД в школе
- Правила дорожного движения
- Дорожные знаки
- Основные правила поведения пешеходов и пассажиров
- Правила езды на велосипеде
Дорожно-транспортные происшествия и дети
С каждым годом на улицах городов и населенных пунктов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и поселков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчится по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляют морщиться от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность совершения дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Достаточно, например, сказать, что в нашей республике за последние годы число детей до 16-летнего возраста составляет 13-15% от общего количества пострадавших.
Сегодня нет, наверное, подростка, который бы не катался на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Но ведь мало только держаться в седле и крутить педали, надо в совершенстве знать правила дорожного движения. Многие дети с этим не считаются. И вот результат, далеко не утешительный: за последние годы, например, подростки-велосипедисты составляют 17,1% от общего числа пострадавших на дорогах.
Было проведено специальное изучение причин детского травматизма, в результате которого установлено, что у школьников 84% всех травм приходится на время, проведенное вне школы, из них 90-92% получено детьми в автодорожных происшествиях. Установлена и такая закономерность: больше всего несчастных случаев с детьми происходит весной и летом. В г. Костанае, например, май-август – самые, в этом отношении, несчастливые месяцы. А самое опасное время – с 16 до 17 часов. За один только этот час летом происходит 13% всех несчастных случаев с детьми за сутки.
Небесполезно знать и такие данные: в возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки, а в возрасте от 10 до 14 лет – примерно в 3 раза. Все-таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на ее проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое движение, неосторожный толчок, и ребенок оказался под колесами…
Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми:
- незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.;
- недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
- различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
- недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
- нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д.
В школах детей знакомят с правилами дорожного движения, но, как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, немало несчастных случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода. Спрашиваешь, например, нарушителя:
- На красный сигнал светофора можно идти?
- Нет…
- А почему же ты перебегал улицу на красный свет?
- Да я не посмотрел на светофор, гляжу – машин нет, вот и побежал…
Подобные ответы от детей, подростков и даже взрослых приходится, к сожалению, слышать часто.
Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – все это чревато печальными последствиями.
Вот пример происшествия на дороге по вине детей.
Группа ребятишек каталась на фанерных листах, спускаясь с обледенелой насыпи на дорогу. Восьмилетний Валерий, скатившись вниз, попал под колеса грузовика и получил перелом позвоночника.
Разбирали это происшествие особенно тщательно. Было установлено, что водитель вел грузовик мимо насыпи очень медленно, со скоростью 14 км/час. Чтобы предупредить детей об опасности, он подавал звуковые и световые сигналы. Ребята, которые были на дороге, разбежались. Водитель правил движения не нарушал, принял меры предосторожности.
Валерий решил показать ребятам свою смелость и неожиданно для всех покатился вниз…
А эта история произошла на мосту.
Два мальчика стояли у перил и наблюдали за лодкой. Но вот лодка вошла под мост.
- Я обгоню лодку! – закричал вдруг один из мальчиков и со всех ног помчался через проезжую часть.
А по мосту на большой скорости ехал грузовой автомобиль. Мальчик не видел его и не слышал сигналов. Расстояние между ребенком и автомобилем сократилось до 3 метров. И тут случилось самое худшее - озорник споткнулся и упал. Спасая мальчика, водитель резко повернул руль вправо. Со всего хода грузовик протаранил металлические перила и рухнул в реку.
Анализируя данный случай, пришли к выводу, что водитель нашел единственно возможный выход: тормозить он не мог, так как расстояние между грузовиком и мальчиком было столь малым, что автомобиль все равно сбил бы его.
К счастью, водитель остался жив. Получив множество ушибов и серьезное ранение грудной клетки при падении, он все же нашел в себе силы выбраться из машины и всплыть на поверхность. Смельчаки-прохожие вытащили водителя из воды. Он был немедленно доставлен в больницу.
А перепуганные мальчишки убежали. Пойдет ли им впрок этот горький урок?..
Несчастные случаи, как видим, происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в силу легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыли, где находятся, не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных знаков, ни мчавшихся на больших скоростях автомобилей. Дети еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности (это ведь так понятно!): себя они считают и более быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом деле.
К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходят по вине водителей автомобилей и таких водителей-нарушителей строго наказывают. Но вот дети, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребенка, если виновен прежде всего взрослый. Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечают за ребенка. Это они не приучили детей неукоснительно соблюдать правила поведения на улицах и дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.
Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу в неположенном месте. Понимают ли они, какой опасности подвергают жизнь ребенка, свою жизнь, жизнь водителей, пассажиров и пешеходов?.. Чаще всего – нет.
Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших городов и населенных пунктов, автомобильных дорогах должно уделяться самое серьезное внимание и в семье, и в школе, и в дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных и общественных организациях.
Обучение детей правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил. Главное – внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.
Обучение детей правилам дорожного движения
В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.
Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!
Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.
Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.
Хочется, чтобы каждый родитель, воспитатель, учитель поняли, что обучение детей правилам дорожного движения и поведения пешехода на улице и дороге не только позволит получить им необходимые знания, но разовьет у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.
Обучение правилам дорожного движения в семье
К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам дорожного движения?.. Ведь иногда даже отличнику по этому «предмету» нельзя «натянуть тройку». Переход перекрестка для него ребус, дорожный знак непонятен.
Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»
Личный пример родителей
Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус, трамвай.
Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.
Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до школы, мать увидела, что к остановке приближается ее автобус. И хотя в этом месте улицы перехода не было, мать побежала на противоположную сторону, чтобы успеть на автобус. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок матери: побежал на противоположную сторону улицы и был сбит легковым автомобилем. Необдуманностью своего поведения мать как бы подтолкнула сына к несчастью.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге.
Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дорогах с транспортом, пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей, укажите на нарушителей, сказав, что они поступают нехорошо, рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видео-, диафильмы на эту тему.
Прочтите малышам стихотворения «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева и др.
Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир, усваивают многие правила поведения. Обучать ребенка дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие.
Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика и т.д. и организуйте игру, обозначив улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать самому – их подскажут правила дорожного движения.
Вместе с детьми можно слушать и смотреть специальные выпуски телевизионных и радиопередач по безопасности движения. Хорошо, если взрослые станут не просто слушателями и зрителями, но примут живое участие в обсуждении с детьми услышанного или увиденного, постараются ответить на все детские «почему?».
Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители должны расспросить ребенка, что рассказывали воспитатели и учителя о поведении на улице, о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к этим вопросам.
Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя или сотрудника дорожной полиции.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, дошкольного учреждения и школы и все действия их целенаправленны.
Обучение правилам дорожного движения
в детском дошкольном учреждении
В детском саду дети усваивают самые необходимые для пешеходов правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице.
Воспитатели детского сада беседуют с детьми о правилах дорожного движения, учат правильно переходить улицу, перекресток, различать сигналы светофора, жесты регулировщика, световые указатели и дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено», «Пешеходная дорожка»), надписи («Стойте», «Идите») и т.д.
Обычно малыши легко запоминают правила, если «теория поддерживается практикой»: после очередной беседы о правилах поведения на улице воспитатель организует с детьми игру или прогулку по улице для закрепления полученных знаний.
Главное – беседовать с детьми в доходчивой, интересной, образной форме, не ограничиваться общими предупреждениями:
- Будьте осторожны на улице!
- Берегитесь машин!..
- Не идите на красный свет!..
Правильные слова, но до ребенка смысл их не всегда доходит, так как слова эти слишком общие. Поэтому в беседе надо использовать конкретные примеры, анализировать их, чтобы ребенок понял, почему так, а не иначе обязан поступить пешеход или водитель автомобиля.
Игра – наиболее доходчивая для детей форма усвоения знаний и приобретения необходимых навыков. Увлеченные интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге.
Расскажем, как проводится игра «Пешеходы и водители».
Для того, чтобы детям было интересно, надо заранее подготовить таблички, на которых изображены автомобили, троллейбусы, фигурки людей, регулировщиков.
Перед началом игры малышей разбивают на группы: водители, пешеходы, регулировщики. Раздают соответствующие таблички. В комнате или во дворе на площадке условно размечают перекресток и улицы, ведущие к нему. В центре перекрестка встает регулировщик. Он дает сигнал, разрешая движение или запрещая его. По команде воспитателя «Пошли!» игра начинается.
При двух ошибках ребенок выбывает из игры. Это бывает очень обидно, но зато в следующий раз мальчик или девочка постараются более четко выполнять необходимые правила дорожного движения.
При обучении ПДД нельзя забывать и самых маленьких. С ними можно провести игру с трехцветными палочками (кружочками), целью которой является закрепление значений сигналов светофора: красный – опасность, желтый – предупреждение, зеленый – можно идти или ехать.
Игра проходит так. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Воспитательница поочередно поднимает палочки: красную палочку – дети должны сделать шаг назад, зеленую – шаг вперед, желтую палочку – все стоят на месте.
Для изучения правил дорожного движения используются и настольные игры. Для детей они очень наглядны и привлекательны.
Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать задание изобразить мчащийся автомобиль, пешехода, переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают рисунки ребят.
С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.
Обучение правилам дорожного движения
в школе
Школа поможет детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных пешеходов, а возможно, и будущих водителей.
С чего же должна начинать школа?
Классному руководителю первоклассников необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Пересекает ли он улицу, перекрестки, площади?
Не следует оставлять на усмотрение ребенка выбор маршрута от дома до школы. В больших городах первоклассники, как и дошкольники, нуждаются в провожатых. Однако не всегда родители могут провожать ребят на занятия. Дети ходят в школу самостоятельно. И далеко не безразлично, к какому маршруту привыкнет ребенок. Учитель вместе с родителями и учеником обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Иногда ребенку приходится разъяснять, почему именно этот маршрут безопасен, убеждать его в необходимости следовать только этим путем, и никаким другим.
Маршрут ученика наносится на лист бумаги в виде схемы, где помечены все улицы, переходы, перекрестки, наиболее опасные места, светофоры, дом и школа. На обратной стороне записывают наиболее важные правила для пешеходов.
Маршрут выбран. В первый день ученика нужно сопровождать, указывая на дорожные знаки, сигналы светофора, объясняя, как переходить улицу, перекресток, как поступить, если поток автомобилей застал его на проезжей части (задержаться на «островке безопасности», осевой линии, разделяющей потоки движения транспорта; остановиться, но ни в коем случае не бежать, не пятиться назад), как обходить автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Теперь родители и учитель спокойны – школьники знают свой маршрут.
Формы обучения школьников правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия, проводимые сотрудниками дорожной полиции и другими специалистами;
- лекции для учащихся старших классов с демонстрацией специальных кино-, видеофильмов, фотографий и т.д.;
- практические занятия с учащимися начальных классов на учебных автоплощадках, экскурсии к перекресткам;
- конкурсы и соревнования на лучшее знание правил дорожного движения и поведения пешеходов на улице.
Могут быть и иные формы, которые подсказывает школам сама жизнь, условия города, поселка, той местности, где расположена школа.
Тематические занятия проводятся по программе изучения ПДД: 16-ти часовая – в 1-4 классах, 10-ти часовая – в 5-8 классах. В классном журнале отводится отдельная страница, где записываются темы занятий, дата проведения, посещаемость и успеваемость учащихся, выставляется полугодовая оценка.
При этом надо учитывать, что без достаточного количества наглядных пособий такие уроки не пойдут впрок, будут скучны и непонятны школьникам.
В каждой школе должен быть создан специальный класс-кабинет, оборудованный наглядными пособиями, схемами, кинопроектором. Необходимо иметь: модели различных транспортных средств; комплект дорожных знаков и указателей; различные типы светофоров; стенды со схемами улиц и перекрестков, плакаты по ПДД; электрифицированный макет со светофорами. Если макет не электрифицирован, следует изготовить магнитную указку; с помощью магнита, установленного на конце такой указки, можно перемещать на макете вырезанные из же
Необходимо проводить и практические занятия: совершать экскурсии на оживленные перекрестки города, приучить самих школьников регулировать движение своих сверстников на улицах, перекрестках, площадях, загородной дороге.
Для закрепления пройденного материала можно использовать настольные и подвижные игры.
В процессе обучения школьников правилам дорожного движения не обойтись и без лекций, бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения ПДД, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть).
Проводить беседы может учитель, если он специально подготовлен, но лучше приглашать сотрудников дорожной полиции или работников автохозяйств.
Анализ дорожного происшествия должен быть всесторонним, глубоким. Надо сказать и о психологии водителя, и о психологии пешехода; о нарушении, которое совершили тот или другой; проанализировать, почему они совершили его; подвести ребят к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Школьники должны знать об ответственности водителей и пешеходов перед законом за нарушение правил дорожного движения (пешеход может быть оштрафован или отдан под суд и приговорен к лишению свободы, если его поведение на улице повлекло за собой тяжкие последствия – ранение или гибель других людей).
Думается, что учителя-предметники могли бы помочь в нашем общем деле: например, учитель физики объяснит технические возможности автомобилей; химик расскажет о сортах бензина и маслах, применяемых в автомобилях и мотоциклах и т.д.
Во многих школах на уроках труда учащиеся сами изготавливают различные наглядные пособия, макеты автомобилей, дорожных знаков, светофоров и табло.
Хорошо, когда в школе оборудована автоплощадка с нанесенной разметкой улиц, перекрестков, тротуаров, пешеходных переходов, с выставленными светофорами, дорожными знаками.
Не следует забывать и о такой наглядной форме пропаганды ПДД, как уголки безопасности, - их нетрудно организовать в каждой школе. В уголке вывешиваются красочные стенды, фотографии, рисунки, плакаты, различные памятки для пешеходов, пассажиров и водителей. В общешкольном уголке по БДД необходимо поместить выдержки из правил дорожного движения, изображения дорожных знаков с подробным разъяснением, схему наиболее безопасного пути в школу. Здесь же на стендах можно постоянно помещать информацию о соревнованиях между классами по ПДД. В отдельном разделе следует регулярно вывешивать задания игры «Светофор». Ответы на вопросы заданий можно опускать в специальный ящик или большой конверт, прикрепленный к стене. Рядом помещают фамилии ребят, давших правильные ответы.
На выставке работ самих ребят могут быть представлены лучшие макеты автомобилей, действующие модели сигнальной техники – светофоров, табло, дорожных знаков, выполненные учащимися на уроках труда, а также их рисунки, стихи, рассказы на темы безопасности движения. Стенды и экспозиции уголков безопасности должны постоянно обновляться.
Активное участие членов отряда юных инспекторов движения в оформлении школьных уголков безопасности помогает всем учащимся более серьезно относиться к своему поведению в общественных местах, воспитывает дисциплинированность и ответственность.
Отличной формой пропаганды знаний ПДД являются конкурсы, соревнования и эстафеты. Такие конкурсы должны стать постоянными, ежегодными, они должны пропагандироваться через средства массовой информации. Увлекательность самих соревнований привлечет каждого школьника, заставит обратить особое внимание на собственное поведение на улице.
В некоторых школах успешно проводятся соревнования команд КВН по специальной программе «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Польза от таких вечеров огромна, ибо и участники, и зрители как бы исподволь получают необходимые знания, решают сложные «транспортные задачи».
Думается, что привлечение самих ребят к борьбе с нарушителями ПДД весьма целесообразно, так как дает эффективные результаты. Члены отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дежурят в тех местах, где гуляют дети, осуществляют основной контроль за поведением детей и подростков на улице.
В некоторых школах постоянно устанавливается дежурство педагогов, родителей, учащихся старших классов, сотрудников дорожной полиции. Так как встречаются еще водители, которые не снижают скорость до безопасной, проезжая мимо школ. Иные даже не замечают знак «Дети». И в те часы, когда дети идут в школу или из школы, дежурный учитель красным флажком может остановить транспорт, пропуская детей.
Велика роль родительской общественности в подготовке и проведении тематических школьных вечеров и утренников по безопасности движения.
Существуют различные формы работы с детьми, которые проводятся в школе на уроках и во внеклассное время: это и занятия по безопасности дорожного движения, конкурсы, соревнования, линейки, беседы, экскурсии по улицам города (поселка), просмотр кинофильмов.
И естественно встает вопрос: кому возглавить в школе всю работу по борьбе с детским травматизмом, по воспитанию дисциплинированных пешеходов?
Возглавить такую работу в школе должен один человек – школьный общественный инспектор. Чаще всего это преподаватель трудового и производственного обучения или руководитель технического кружка, при условии, что он имеет водительское удостоверение, хорошо знает правила дорожного движения.
План работы общественного инспектора обсуждается на педсовете.
Отдел образования совместно с отделением дорожной полиции перед началом нового учебного года проводят совещания (семинары) для директоров школ, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, учителей начальных классов, на которых решается вопрос, как эффективнее построить работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, составляют примерные планы работы на учебный год, инструктируют молодых общественных инспекторов и т.д.
Правила дорожного движения
Дорожные знаки
Правила дорожного движения – единый закон для водителей, пассажиров и пешеходов. Надзор за движением транспорта и пешеходов по улицам городов и населенных пунктов и автомобильным дорогам возложен на дорожную полицию.
Движение транспорта и пешеходов регулируется светофорами, дорожными знаками, линиями разметки.
Дорожные знаки делятся на 7 групп.
1. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Они имеют форму белого треугольника с красной каймой.
- 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
- 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»
- 1.8 «Светофорное регулирование»
- 1.19 «Двустороннее движение»
- 1.20 «Пешеходный переход»
- 1.21 «Дети»
- 1.22 «Пересечение с велосипедной дорожкой»
- 1.23 «Дорожные работы»
2. Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
- 2.1 «Главная дорога»
- 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой»
- 2.4 «Уступите дорогу!»
- 2.5 «Движение без остановки запрещено»
3. Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные режимы движения. Они имеют форму белого круга с красной каймой. Само название знаков говорит о том, что они запрещают водителям некоторые маневры, направления движения, превышение скорости, остановки и стоянки, въезд в переулки, улицы и дворы.
- 3.1 «Въезд запрещен»
- 3.2 «Движение запрещено»
- 3.9 «Движение на велосипедах запрещено»
- 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
- 3.24 «Ограничение максимальной скорости»
- 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена»
- 3.27 «Остановка запрещена»
- 3.28 «Стоянка запрещена»
4. Предписывающие знаки указывают каким видам транспорта и в каких направлениях разрешается движение. Имеют форму синего круга с белым изображением транспортных средств, стрелок, силуэта человека.
- 4.1.1 «Движение прямо»
- 4.1.4 «Движение прямо или направо»
- 4.3 «Круговое движение»
- 4.5 «Велосипедная дорожка»
- 4.6 «Пешеходная дорожка»
5. Информационно-указательные знаки вводят или отменяют определенные режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов и других объектов. Имеют форму синего четырехугольника.
- 5.1 «Автомагистраль»
- 5.5 «Дорога с односторонним движением»
- 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»
- 5.13 «Место остановки трамвая»
- 5.15 «Место стоянки»
- 5.16.1-5.16.2 «Пешеходный переход»
- 5.17.1-5.17.2 «Подземный пешеходный переход»
- 5.17.3-5.17.4 «Надземный пешеходный переход»
- 5.38 «Жилая зона»
6. Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.
- 6.1 «Пункт первой медицинской помощи»
- 6.2 «Больница»
- 6.6 «Телефон»
- 6.7 «Пункт питания»
- 6.8 «Питьевая вода»
- 6.11 «Место отдыха»
- 6.12 «Пост ГАИ»
7. Знаки дополнительной информации
(таблички)
уточняют или ограничивают действие знаков,
с которыми они применены.
- 7.1.1 «Расстояние до объекта»
- 7.5.7 «Время действия»
- 7.13 «Направление главной дороги»
- 7.15 «Слепые пешеходы»
- 7.17 «Инвалиды»
Основные правила поведения пешеходов и пассажиров
Как вести себя на улице
Прежде всего, надо выполнять правила дорожного движения, быть внимательным и дисциплинированным.
Ходить следует по тротуару и пешеходной дорожке, строго придерживаясь правой стороны. Так мы не будем мешать встречным и дадим возможность тем, кто спешит, беспрепятственно обогнать нас, не выходя при этом на проезжую часть.
Организованным колоннам людей разрешается идти по правой стороне проезжей части дороги, но не более чем по четыре человека в ряд, оставляя место для движения транспорта. Позади колонны должен находиться сопровождающий с красным флажком или фонарем, а впереди – с белым флажком или фонарем.
Группы детей разрешается водить только по тротуару, пешеходным дорожкам и в исключительных случаях (нет тротуара) по обочине дороги и не более чем по два человека в ряд и только в светлое время суток.
Кроме этих основных положений правил детям следует знать, что зимой нельзя кататься на тротуарах, так как от этого их поверхность становится скользкой, прохожие могут упасть, оказаться на проезжей части; категорически запрещается цепляться за проезжающие мимо автобусы, грузовые или легковые автомобили; опасно кататься на коньках, санках и лыжах по проезжей части улицы и в проездах дворов.
В городах и во многих поселках у кромки тротуаров в наиболее опасных местах, где особенно интенсивное движение, устанавливаются металлические ограждения, окрашенные обычно в красный или желтый цвет. Категорически запрещается перепрыгивать через эти ограждения, пролезать под ними. Появление в этих местах человека на проезжей части улицы явится полной неожиданностью для водителя и может привести к несчастному случаю.
В современных городах для беспрепятственного проезда автомобилей, троллейбусов, трамваев строится все больше специальных тоннелей, мостов и эстакад. Возникает вопрос: могут ли пешеходы пользоваться специальными транспортными сооружениями?
Нет! Этими сооружениями (специальными тоннелями, мостами и эстакадами) пешеходам запрещается пользоваться даже в том случае, если они не заняты транспортом.
Исключение составляют лишь такие сооружения, где совмещается движение пешеходов и транспорта, когда на мостах, в тоннелях и на эстакадах предусмотрены проезжая часть и безопасные изолированные тротуары для пешеходов.
Предположим, вы убедились, что дети усвоили основные правила поведения пешеходов на улицах городов и населенных пунктов. Не успокаивайтесь на этом, задайте себе и детям вопрос: как ходить по загородным дорогам?
В нашей республике строится все больше автомагистралей (скоростных дорог), на которых автомобили развивают скорость более 100 км/час. Только неукоснительное выполнение пешеходами правил движения на дороге может исключить несчастные случаи.
За городом всегда следует ходить по левой обочине дороги, а не по правой стороне, как в городе. При движении по левой стороне обочины дороги можно вовремя увидеть автомобиль, автобус, грузовик и принять все меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части, позволяя транспорту беспрепятственно и не снижая скорости проехать мимо.
В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно пользоваться этой дорожкой при ходьбе, придерживаясь правой стороны.
Особенно опасно на автомагистрали или загородной дороге устраивать велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или на лыжах, прицепившись к машине. Чаще всего подобная недисциплинированность заканчивается для детей трагически.
Но вернемся к правилам дорожного движения для пешеходов. Каждый пешеход, в первую очередь, обязан знать правила безопасного перехода проезжей части улицы.
Первое правило: подойдя к проезжей части дороги, пешеход прежде всего должен остановиться и переключить свое внимание на дорогу.
Собираясь перейти проезжую часть улицы в определенном месте, убедитесь, что здесь переход разрешен. Далее, обратите внимание на сигналы светофора, специальных табло или регулировщика. Потом посмотрите налево, затем направо и еще раз налево; определите расстояние до приближающихся автомобилей и их скорость. Убедившись, что переход не помешает движению транспорта и безопасен, можно идти. Дойдя до середины проезжей части, пешеход должен посмотреть направо.
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин». Пешеходные переходы обозначаются на улице специальными дорожными знаками.
На проезжей части пешеходный переход раньше отмечался круглыми металлическими кнопками, вбитыми в асфальт, сейчас отмечается нарисованными линиями с двух сторон либо широкими белыми полосами, нанесенными на асфальт во всю ширину перехода; участки эти именуются «зеброй» и предназначены специально для пешеходов; водители вблизи них должны сбавлять ход и быть особенно осторожными.
Пересекать улицу следует только прямо, а не наискосок. Очень опасно останавливаться посреди улицы, можно попасть в поток движущихся навстречу машин. Поэтому лучше подождать на тротуаре, пока путь будет совершенно свободным.
Разделение дороги между водителями и пешеходами (проезжая часть – водителю, тротуар – пешеходу) – это важнейший постулат. Пребывание пешехода на проезжей части – вынужденное и всегда опасное исключение.
Если на улице проложены трамвайные пути, надо быть особо внимательными. Переход разрешается начинать лишь в том случае, если ни с одной из сторон не приближается трамвай.
Предположим, вы не успели перейти улицу – не бегите! Лучше остановиться. Стойте смирно, не делайте шагов ни вперед, ни назад. Старайтесь переждать движущийся транспорт на «островке безопасности».
«Островок безопасности» обозначается в центре проезжей части белыми косыми линиями между двумя полукругами. В ночное время «островки» могут быть освещены маячками-фонариками на небольших столбиках.
Можно переждать движение транспорта и на осевой линии. Осевая линия наносится краской на асфальте, чтобы разделить проезжую часть на правую и левую стороны; наезд любого вида транспорта на осевую линию запрещен.
Как пересекать перекресток
Подойдя к перекрестку, нужно посмотреть, регулируется ли в этом месте движение светофором или регулировщиком.
Светофоры бывают разные: трехцветные (красный, желтый и зеленый свет), двухцветные (красный и зеленый), одноцветные (желтый свет, светофор-мигалка).
Красный сигнал светофора запрещает пешеходам движение. В этом случае регулировщик будет стоять грудью или спиной к пешеходам.
Что делать, если красный сигнал вспыхнул, а вы уже начали переход? Вернуться назад, на тротуар. Если оказались на середине проезжей части, надо дожидаться зеленого сигнала, стоя на «островке безопасности» или на осевой линии. А как поступить, если красный свет вспыхнул после начала вашего движения с осевой линии? Лучше всего остановиться и ждать, пока пройдет транспорт. Если транспорта нет – можно осторожно продолжить движение к тротуару, но нельзя пятиться назад или метаться перед движущимися автомобилями.
Желтый сигнал – предупредительный. Рука регулировщика с жезлом поднята вверх. При желтом сигнале начинать переход нельзя. Надо заканчивать движение, либо остановиться на «островке безопасности», либо достигнуть тротуара.
Пересекать перекресток можно лишь при зеленом сигнале светофора. Регулировщик в этом случае стоит к пешеходу боком. Но и теперь следует соблюдать осторожность, так как на улицу могут выехать автомобили, делающие правый поворот.
Если регулировщик стоит к пешеходам боком, вытянув вперед правую руку, можно пересекать перекресток в направлении левого и правого плеча регулировщика, но лишь за его спиной. В современных городах на перекрестках устанавливаются световые табло для пешеходов. Следует всегда подчиняться их сигналам.
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Особенно надо следить, не приближаются ли автомобили с улиц, которые ведут к перекрестку.
Перекресток можно пересекать лишь в тех местах, где обозначен переход.
Как пересекать площадь
Площадь – особенно оживленное место в городе. Здесь всегда наблюдается интенсивное движение транспорта. Переходить площадь можно лишь в местах, где указан переход. Надо быть собранным, следить за сигналами светофора, табло или жестами регулировщика.
Категорически запрещается пересекать площадь по диагонали. Если на площади есть подземный переход, следует пользоваться только им, любое наземное движение через площадь для пешеходов в этом случае запрещено.
Как переходить загородную дорогу
На загородных дорогах, как правило, есть обозначения для перехода пешеходов.
Но бывают участки дорог, где нет светофоров, регулировщика и не обозначены переходы. Чтобы перейти такую дорогу, следует выбрать участок, на котором дорога просматривается в обе стороны на значительное расстояние.
Вначале перехода проезжей части всегда необходимо остановиться, потом посмотреть налево, затем направо и еще раз налево; определить расстояние до приближающихся автомобилей и их скорость. Убедившись, что переход не помешает движению транспорта и безопасен, можно идти. Дойдя до середины проезжей части, пешеход должен посмотреть направо. Перебегать загородные дороги крайне опасно.
На автомагистралях движение очень оживленное. Поэтому лучше, если во всех случаях взрослые помогут детям перейти дорогу. Они могут перевести их на противоположную сторону или хотя бы определить момент, когда можно перейти.
На автомагистралях и загородных дорогах надо быть внимательными к другим пешеходам, предупреждать о возможной опасности.
Как обходить автомобили, автобусы и трамвай
Взрослые и, особенно, дети часто не знают об этих правилах.
Переход перед автомобилем, автобусом, троллейбусом, стоящими на остановке, чаще всего кончается для пешехода плачевно – его появление на проезжей части для водителя автомобиля, следующего другим рядом, столь внезапно, что невозможно бывает затормозить или вырулить в сторону.
«При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность».
Трамвай обходят спереди, потому что, начав обход сзади, пешеход может попасть под встречный трамвай.
Каким автомобилям все уступают дорогу
Если, переходя улицу, пешеход слышит резкий сигнал – сирену, он должен немедленно остановиться или освободить проезжую часть – мчится автомобиль оперативной или специальной службы.
Машины «скорой помощи», пожарные, полицейские и другие, выполняющие оперативные задания, пользуются преимущественным правом проезда в любом направлении. Все они оборудованы проблесковым маячком синего (красного) цвета и специальным звуковым сигналом.
Услышав предупредительную сирену, нельзя начинать переход даже на свободной улице при зеленом сигнале светофора.
Осторожно – железнодорожный переезд!
Железнодорожные пути проходят по территории многих городов и населенных пунктов. Открытые (наземные) участки пути имеет и метрополитен.
Современные поезда движутся с большой скоростью, а тормозной путь исчисляется сотнями метров. Мгновенно остановить поезд нельзя. Даже заметив на путях человека, машинист практически ничего не сможет сделать, чтобы предотвратить его гибель.
Помните, что ходить детям по железнодорожным путям, играть вблизи железных дорог нельзя.
Категорически запрещается находиться в огороженной зоне наземных линий мет
Не стойте на краю платформы или перрона в ожидании поезда – это опасно для жизни.
Ждать поезд рекомендуется на расстоянии не менее метра от края платформы.
Входить в вагон можно лишь тогда, когда пассажиры выйдут, освободив тамбур.
Правила пользования общественным транспортом
К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.
Работа водителей этих транспортных средств в условиях больших городов или насыщенных движением автомобильных дорог (автомагистрали, загородные дороги) весьма напряжена и ответственна. Пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их разговором, нарушением правил.
Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!
Правила проезда в автобусе и троллейбусе
Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке, остановке, отмеченной желтой линией на асфальте, если же таковых нет, то на тротуаре или обочине.
Автобусы загородных автолиний останавливаются на остановках по требованию.
Учащиеся сельских школ сигнализируют водителю у постоянного места сбора поднятием руки.
Входить в автобус и троллейбус необходимо через заднюю дверь.
Через переднюю дверь разрешается входить пассажирам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также инвалидам, престарелым, беременным женщинам.
Выходить из автобуса и троллейбуса можно только на остановке, через переднюю или заднюю дверь. Выход через заднюю дверь разрешен потому, что это сокращает время стоянки, позволяет быстрее освободить салон. При этом пассажиры, дожидающиеся посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров из передней и задней двери.
Категорически запрещено ездить на выступающих частях (на буферах) автобусов, троллейбусов, трамваев.
Нельзя провозить в салоне груз, которым можно повредить или запачкать одежду пассажиров, а также огнеопасные, быстровоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.д.), громоздкие предметы без упаковки или чехлов (лыжи, мебель и т.д.).
В метро, троллейбусах и автобусах не разрешается перевозить животных (собак, кошек и т.д.).
Как пользоваться трамваем
Ждать трамвай нужно на остановке, посадочной площадке, а если их нет – на тротуаре. На проезжую часть улицы можно выходить лишь тогда, когда трамвай подошел к остановке.
Вход в вагон и выход из вагона трамвая строго определены. На дверях есть надписи: «Вход» и «Выход».
Перед выходом из трамвая следует соблюдать осторожность. Если нет вблизи движущихся автомашин, можно переходить проезжую часть улицы.
Как пользоваться такси
Такси свободно – впереди горит зеленый сигнальный фонарик.
Останавливать такси можно поднятием правой руки. Но при этом нельзя выходить на проезжую часть дороги.
Садиться в автомобиль можно лишь с правой стороны по ходу движения.
В городах и поселках оборудованы специальные стоянки для такси. В этих местах установлен дорожный знак 5.14 «Место стоянки легкового такси».
Перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля
Перевозить людей в кузове грузового автомобиля имеет право водитель со стажем работы не менее трех лет.
Кузов следует оборудовать скамьями (лавками) для сидения. Нельзя ездить в кузове грузового автомобиля стоя, сидя на бортах или грузе, выступающем над бортами.
Количество перевозимых людей не должно превышать число посадочных мест.
Прежде чем тронуться в путь, водитель обязан предупредить пассажиров о необходимости выполнения настоящих правил.
Посадка в кузов осуществляется либо сзади, либо с правого по ходу движения борта. Если в кузове грузового автомобиля едут дети, их должны сопровождать не менее двух взрослых. Скорость автомобиля не должна превышать 60 км/час.
Правила езды на велосипеде
По улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста. Дети, которым не исполнилось 14 лет, могут обучаться езде на велосипеде и кататься на нем только в совершенно безопасных местах, на специальных площадках во дворах, парках, скверах, на закрытых для движения автомобилей улицах.
Велосипедист обязан хорошо знать устройство велосипеда и постоянно поддерживать его в хорошем техническом состоянии, особенно надо проверять надежность руля и тормозов.
В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить номерной знак.
При движении по улице или автомобильной дороге велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на один метр. Запрещается ездить по двое или более в ряд.
Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков – не для велосипедистов!
Категорически запрещается:
- ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или «без рук»;
- цепляться за проезжающий мимо транспорт;
- катать на одноместном велосипеде взрослых или детей;
- перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более чем на полметра в длину или ширину.
Велосипедистам разрешается поворачивать налево или разворачиваться на улицах и автомобильных дорогах лишь на перекрестках и только с той улицы, по которой проезд автомобиля разрешен не более чем в один ряд для одного или каждого направления (трамвайный путь считается как ряд движения).
При необходимости поворота на более широкой (многорядовой) улице, а также для разворота в обратном направлении на перегонах улиц надо сойти с велосипеда, повернуть ли развернуться, ведя велосипед рядом с собой, соблюдая правила движения для пешеходов.
Проезжая перекресток в городе или населенном пункте, автомобильной дороге, велосипедист сначала пропускают поворачивающий налево или направо транспорт, а затем продолжает следование дальше или делает поворот, причем только направо.
На автомагистралях и загородных дорогах поворот налево и разворот на перекрестках и перегонах велосипедисту запрещены. При необходимости повернуть налево или развернуться следует сойти с велосипеда в наиболее безопасном месте и вести велосипед рядом с собой.
Если на дороге есть специальная «велосипедная дорожка»), за ее пределы выезжать нельзя.
Велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки, подчиняться сигналам светофора, регулировщика.
Один из дорожных знаков (3.9 «Движение на велосипедах запрещено») – круг с красной каймой, в центре которого на белом фоне изображен велосипед, - запрещает движение на велосипеде по улице или автомобильной дороге. Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.
Дорожный знак 4.5 «Велосипедная дорожка» круглой формы, где на синем поле изображен белый велосипед, обозначает начало велосипедной дорожки.
Правила езды на велосипеде с подвесным двигателем, мопеде, мотоцикле
Ездить на велосипеде с подвесным двигателем, мопеде и мотоцикле разрешается только с 16-летнего возраста. Чтобы получить водительское удостоверение на право управления мотоциклом, необходимо пройти обучение в учебной организации, сдать экзамен в дорожной полиции по правилам дорожного движения и навыкам вождения.
Мотоциклы обязательно регистрируются в отделении дорожной полиции, и на них выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства и государственный номерной знак.
Во время езды на мотоциклах водители и пассажиры должны надевать специальные защитные шлемы. В коляске мотоцикла, а также на сиденье сзади пассажиров должно быть не больше, чем предусмотрено инструкцией. Это правило обязательно и при езде на мопеде, мотовелосипеде и велосипеде.
Ездить в качестве пассажира на заднем сиденье мотоцикла или мопеда детям разрешается только с 12-летнего возраста. Сидя на заднем сиденье, необходимо крепко держаться за ручку или специальный ремень. Нельзя своими действиями мешать водителю в управлении мотоциклом или мопедом, отвлекать его разговором. На мотоцикле, мотороллере, мопеде запрещается перевозить людей, сидящих боком.
Водители мотоциклов и мопедов обязаны знать правила дорожного движения в том объеме, что и водители автомобилей.
Надо помнить следующее:
- если мотоциклу или мопеду необходимо повернуть налево, водитель или сидящий сзади пассажир за 10-15 метров до поворота подают сигнал, вытянув в сторону или согнув в локте правую руку;
- при повороте направо – вытянутая в сторону правая рука должна быть прямой;
- с наступлением темноты нельзя ездить без включенного спереди электрофонаря (фары), кроме того, сзади должен гореть красный катафот-отражатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard
В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...
Учебно-методическое пособие по обучению письму
Учебно-меточическое пособие по обучению учащихся первого класса письму в период обучения грамоте....
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте "Танграм"
Для успешного решения задач курса «Обучение грамоте и развитие речи» в соответствии с требованиями ФГОС НОО использую разнообразные ...
Методическое пособие «Как научить детей игре на деревянных ложках»
Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержит цели, задачи, приемы игры на ложках....
Учебно-методическое пособие по физвоспитанию детей в санатории
физкультурные упражнения, техника, методика...
Учебно-методическое пособие по физвоспитанию детей в санатории
физкультурные упражнения, техника, методика...
Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)
Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха....