Рабочая программа по кружку "Речь"авт. Т.Н. Соколова
рабочая программа (3 класс) на тему
Кружковая деятельность направленная на развите речи, углубление знаний по русскому языку и литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Введение
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь». Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Цель занятий:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся: - - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться словарями, справочниками; - строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); - осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; - интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Занятия выстроены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Форма занятий по развитию речи учащихся специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг (33 занятия в год)
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные
средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.
Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деят-ти |
1 | Слово | 16 | |||
2 | Текст | 10 | |||
3 | Стили речи | 6 | |||
4 | Резерв | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Наименование тем уроков | Кол-во час. | Дата проведения | понятийный аппарат | УУД | |
По плану | По факту | |||||
Слово (16 часов) | ||||||
1 | Многозначные слова. | 1 | Знакомство с многозначными словами. | П: Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. Р: Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль. К: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.
| ||
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | |||
3 | Фразеологизмы. | 1 | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | |||
4 | Сравнения. | 1 | Познакомить с понятием «сравнение». | |||
5 | Олицетворение. | 1 | Познакомить с понятием «олицетворение». | |||
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | Познакомить с эпитетами, их назначением. | |||
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | |||
8 | Откуда приходят слова. | 1 | Познакомить с заимствованными словами. | |||
9 | Этимология. | 1 | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | |||
10 | Как тебя зовут? | 1 | Познакомить с происхождением и значением имен. | |||
11 | Как тебя зовут? | 1 | Познакомить с происхождением отчеств. | |||
12 | Наши фамилии. | 1 | Познакомить с происхождением фамилий. | |||
13 | Топонимы. | 1 | Знакомить с топонимами. | |||
14 | Устаревшие слова. | 1 | Исследовать устаревшие слова. | |||
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | |||
16 | Проверочная работа. | |||||
Текст 10 ч | ||||||
17 | Типы текстов. | 1 | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | П. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. Р: Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль. К: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | ||
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 1 | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | |||
19 | Связь предложений в тексте. | 1 | ||||
20 | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | Обсуждение признаков текста. | |||
21 | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | |||
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Обсудить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте. | |||
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | ||||
24 | Единый временной план текста. | План текста развернутый план простой план текста | ||||
25 | Единый временной план текста. | |||||
26 | Единый временной план текста. | |||||
27 | Стили речи. | 1 | Знакомство с понятием о временной соотнесенности глаголов в повествовательных текстах. | П. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? Р: Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. К: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | ||
28 | Стили речи. | 1 | ||||
29 | Культура общения. | 1 | ||||
30 | Научный стиль. | 1 | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разно -видностями стилей речи. «Монолог» и «Диалог». | |||
31 | Словари. | 1 | Словари Виды словарей (толковый, орфографи- ческий и т.д) | |||
32 | Проверь себя. | 2 | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | |||
33 | Резерв | 1 | ||||
34 | 1 |
Учебно – методическое обеспечение:
- Школа развития речи: Курс «Речь»:Методическое пособие.Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.
- Т.Н.Соколова «Школа развития речи». Рабочая тетрадь, 1-2 части.2013 год.
- Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие, 3класс. –М.: Издательство РОСТ. 2013.
- В.Волина «Весёлая грамматика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...