Портфолио ученика
статья на тему

Вечкина Светлана Викторовна

В предлагаемом материале даны рекомендации по оформлению и структуре портфолио ученика и класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1,2) Ув. Коллеги  хотим Вам представить следующие  виды работ с родителями:  Портфолио ученика, портфолио класса и родительский дневник.

       (слайд 3) Что же такое портфолио?

(слайд 4) Портфолио- это папка достижений, которая раскрывает способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами.

(слайд 5) Как всем Вам уже известно,  одной из основных задач обучения и воспитания в школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей  ребенка. Этот процесс формируется на протяжении всей начальной школы и благодаря формированию партфолио, мы можем увидеть даже незначительный результат этой деятельности.

(слайд 6) Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал.

Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профессии ученика.

(слайд 7)  Структура портфолио

Личные данные:

Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

Достижения.

       В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

 

Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:

      В этот раздел оформляется фотографиями объемных работ или поделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика.

          Отзывы и пожелания:

       Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, как показывает практика, намного лучше учатся.

(слайд 8)              Портфолио класса - перспективная форма представления коллективной направленности достижений конкретного класса, подборка, коллекция работ, демонстрирующих какие-либо достижения классного коллектива и его руководителя.

(слайд 9)             Цель – оценить учебную и внеучебную деятельность классного коллектива и отразить реальные достижения класса, предоставить отчёт по учебно-воспитательному процессу через «картину» значимых результатов в целом классе.

(слайд 10)          Структура портфолио

Портфолио классов состоит из титульного  листа и 7 разделов.

Титульный лист.

1 раздел – презентация класса «Кто мы?»

( общие сведения).

2 раздел – Наши учебные достижения.

3 раздел  - Творческие достижения класса.

4 раздел – Наши спортивные достижения.

5 раздел – Гордость класса.

6 раздел – Официальные документы.

7 раздел – Отзывы и рекомендации.

Также возможно представление фотографий с различных классных, школьных и вне школьных  мероприятий.

(слайд 11)      Распределение ответственности по ведению портфолио

      Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.

      В старших классах ученик, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения (что не мало важно для ученика нашей школы) и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

     Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться индивидуальной творческой личности ребенка.

     Главное в ведении портфолио - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

(слайд 12)        Родительский дневник- это еще одна новая и интересная форма работы с родителями.

(слайд 13)       Родительский дневник- это

  • обычная тетрадь;
  • блокнот, который выдает классный руководитель на первом родительском собрании (удобный для заполнения и его ведения).
  • папка с файлами, которая с течением времени будет пополняться

Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями

(в случае, если это первое знакомство с родителями).

Дневник ведет каждая семья.

Родители ведут дневник с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность родительских рекомендаций для своей работы.

Цели и задачи родительского дневника:

  • ведение записей родителями на родительских собраниях: свои выводы, пожелания учителям - предметникам .
  • Сбор всей информации по проблемам ребенка и класса (результаты диагностик, накопление «Памяток»)
  • Средство для «интимного» общения с классным руководителем (дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком, задают интересующие их вопросы)
  • Для классного руководителя – это большое подспорье в индивидуальной работе с родителями (своего рода «подстраховка»)

       (слайд 14)                  Структура дневника.

Страница первая

  • особенности здоровья ребенка;
  •  его любимые игры, увлечения, интересы;
  •  предпочтения в семейном общении;
  •  поведенческие реакции;
  •  положительные качества характера
  •  любимые игры и словечки на   протяжении обучения в разных классах
  •  особенности характера;
  •  мотивация учения
  •  моральные ценности семьи;

(слайд 15)   Возможно и  следующее оформление первой страницы, при помощи методики «Мой ребенок».

(слайд 16)    Вторая страница посвящена размышлениям родителей о своем ребенке.  Каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю и воспитателю в воспитании детей.

(слайд 17) Следующие страницы посвящены: 

  • Содержанию родительских собраний: краткое содержание, выводы, комментарии.
  • Результаты диагностических исследований (Диагностика — не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной. Д.Добсон)
  • Страница «Вопрос - ответ»
  • Страница «Памятки для родителей, которые готовит классный руководитель к  родительским собраниям.

(слайд 18)  Страничка скорой помощи.

Страничка экстренной помощи с  номерами телефонов всех служб школы или специалистов, которые могут  помочь в случае необходимости.

(слайд 19)  Обязательная страничка родительского дневника, страничка «Радости» Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель.

 (слайд 20)  лист достижений класса.   

Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагогическим пособием по воспитанию детей.

     Такая система в работе с родителями поможет: Формировать уважение к профессиональной деятельности педагога,  подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе … и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

(слайд 21)  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Портфолио ученика"

Информация для родителей по значению, составлению портфлио для школьников...

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Материал к созданию портфолио ученика

В папке некоторые материалы для создания портфолио ученика: карта развития техники чтения, листы для размещения показателей оценки качества, статья о портфолио....

Портфолио ученика начальных классов

Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Электронное портфолио ученика

Успех крайне важен для положительного отношения ребенка к самому себе Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекват...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...