Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности.
статья по теме

Панкова Ольга Михайловна

Статья "Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности." предназначена для учителей начальных классов. учитель описывает совместную работу семьи и школы по формированию читательской грамотности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи и школы

в формировании у учащихся читательской грамотности.

Выступление

учителя начальных классов

МБОУ «ООШ №25»

 Панковой Ольги Михайловны

Наибольшего успеха достигают младшие школьники, в семьях которых родители сами любят читать, обладают высоким уровнем образования, уделяют серьезное внимание предшкольной подготовке своих детей. В таких семьях, как правило, имеется достаточно книг (более 100), компьютер, выход в Интернет. Дети из этих семей посещали дошкольные учреждения или учреждения дополнительного образования.

        В России в сравнении с другими странами только 16% учащихся, принимавших участие в исследовании, относятся к группе семей, имеющих уровень ресурсов, необходимых для образования ребенка.

 Ресурсы определяются пятью показателями:

  1. образование родителей;
  2. область профессиональных занятий родителей;
  3. общее количество книг в доме;
  4. количество детских книг;
  5. доступ к Интернету и наличие у учащегося собственной комнаты.

В таких странах, как Норвегия, Австрия, Швеция, Дания, Новая Зеландия, Канада, Финляндия, процент учащихся, относящихся к этой группе, в два раза выше. Вместе с тем российские родители чаще занимаются со своими детьми до школы: читают им книги, рассказывают, поют, играют в словесные игры и др., что является одним из важных факторов успешного обучения чтению.

В этом отношении показательны данные таблицы:

Частота занятий с детьми в дошкольном возрасте

Страна

Занятия с детьми

часто

иногда

никогда или почти никогда

Россия

61%

38%

1%

Другие страны

(средний показатель)

37%

60%

3%

Полученные данные исследования творческой группы МБОУ «ООШ №25» подтвердили наличие связи между уровнем достижения детей в чтении и их готовностью к школе. Более четверти учащихся (27%) учатся в классах, куда большинство первоклассников поступало с низкой готовностью к обучению. Уровень читательской грамотности таких учащихся по завершении обучения в начальной школе также существенно ниже, чем у учащихся, имевших высокий уровень готовности к школе. Это свидетельствует о необходимости усиленного внимания к дифференциации обучения в каждом классе, причем особое внимание нужно обращать на классы, в которых у большей части первоклассников отсутствуют навыки, необходимые для успешного начала обучения.

В исследовании не выявлено связи между количеством часов, отведенных в неделю на уроки чтения, и общими результатами читательской грамотности той или иной страны. Так, например, в США на обучение школьников чтению отводится в год 246 ч., в Тайване – 65 ч., а результаты учащихся этих стран примерно одинаковы (для сравнения: в России – 130 ч.). Таким образом, понятно, что значение имеет не количество часов, отведенных на обучение, а качество применяемых методик, профессиональный уровень учителя, эффективность использования учебного времени.

Интересен и такой результат: исследование выявило, что уровень читательской грамотности не имеет корреляции с использованием в обучении компьютера. Полученные данные доказывают, что использование компьютера само по себе еще не гарантирует повышения качества обучения чтению: важно, с какой целью используется компьютер; насколько самостоятельны школьники в работе с информацией, полученной с помощью компьютера.

Практически четверть младших школьников очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг своего чтения. Результаты при исследовании читательской грамотности этих учащихся оказались очень высокими. Однако 13% учащихся не любят читать, очень редко читают дома, их результаты довольно низкие.

 Исследование дало возможность сделать вывод: учащиеся с положительным отношением к чтению имеют более высокие результаты в дальнейшем обучении.

Предлагаю активизировать совместную работу семьи и школы по формированию читательской грамотности младших школьников. Учителям начальных классов вести разъяснительную работу среди родителей по повышению мотивации к чтению художественной литературы младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"

Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального  марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

Роль семьи и школы в формировании потребности в ЗОЖ

«Роль семьи и школы в формировании потребности в ЗОЖ». Школа и общество– сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приорит...

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках у учащихся начальной школы

Данный материал содержит описание технологий и приемов по работе по формированию и развитию читательской грамотности  у учащихся начальной школы....

«Приемы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся начальной школы».

У многих детей недостаточно сформирована читательская грамитность. с этой статье рассмотрим некоторые приемы для для ее формирования и оценки у обучающихся начальной школы....