"Программа работы с родителями младших школьников"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Прогармма создана на основе личного опыта работы учителя с детьми и их родителями и представляет собой систему работы учителя, направленную на педагогизацию сознания родителей с целью повышения их педагогической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа нравственного воспитания младших школьников.
- Пояснительная записка.
Понятие «нравственность» толкуется в словаре как нравоучение, внутренние духовные качества. Которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Внутренние духовные качества воспитываются с детства в семье. И это ни что иное как воспитание характера, т.к. характер – это свойства человека, проявляющиеся в его поведении. Годы перестройки внесли в общество свои коррективы: нарушились нравственные устои, что, несомненно, отразилось на поведении людей, особенно молодых, тех, сознание которых ещё только формировалось. Многое, происходящее в обществе, для них было необъяснимо, но принималось, т.к. вседозволенность в юном возрасте – это, казалось бы, хорошо, а что будет потом… Об этом никто не задумывался. Но через определённое время, когда раненое событиями перестройки поколение «стало мамами и папами», всё прояснилось: родители, лишённые правильного воспитания, не смогли передать детям свой положительный опыт, т.к. его просто не было. Через многие годы государство даёт школе заказ на развитие и воспитание гражданина России, идеала, приоритетом личности которого будет духовно-нравственная культура. Именно сейчас перед школой стоит задача возродить «человека России» с его патриотической, духовно богатой натурой. Это ещё раз доказывает, что тема нравственного развития личности была и будет актуальна во все времена существования и развития человеческого общества.
Цель создания программы:
- Систематизировать воспитательную работу в направлении «Нравственность», объединив содержательную и воспитывающую стороны и разные формы организации деятельности участников образовательного процесса для создания единого классного коллектива взрослых и детей.
Цель деятельности классного руководителя:
- Обучение младших школьников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы классного руководителя:
- Изучить литературу по данному направлению деятельности.
- Планово вести работу по педагогизации знаний родителей в вопросах воспитания и развития детей.
- Формировать у обучающихся умение работать с информационными источниками, современными техническими средствами информации.
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания путём приобщения детей к труду и искусству.
- Способствовать формированию у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.
- Развивать у детей желание поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомить детей с нравственным позициями людей прошлого, их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Три кита успешного воспитания:
Слово.
- Беседы (индивидуальные и групповые).
- Диспуты
- Дискуссии…
Пример.
- Личный (учительский).
- Пример родителей.
- Исторический пример.
Организация успешной деятельности.
- Учебная Д.
- Трудовая Д.
- КТД.
- Помощь другим людям.
- Участие во внеклассных мероприятиях.
Задачи нравственного воспитания младших школьников:
- Формирование нравственного сознания дисциплины.
- Формирование чувства ответственности за порученное дело.
- Формирование в ребёнке гражданина (любовь к Родине, родителям, стремление делать доброе для других).
- Развитие интереса к знаниям.
Нравственный облик человека (примерное строение).
- Удовлетворение потребностей
Материальные Духовные
-пища -книги
-одежда -театр
-обувь -музыка
-игрушка -спорт
-просмотр фильмов
- Удовлетворение всех потребностей связано с трудом физическим и трудом умственным, и этому надо учить детей.
- В процессе обучения идёт нравственное воспитание через понятия:
- Можно и нельзя.
- Хорошо и плохо.
- Не хочу и надо.
Всё это помогает сформировать нравственно-сознательную дисциплину.
Нравственно-сознательная дисциплина помогает ребёнку:
- Беречь и разумно расходовать время.
- Культурно себя вести.
- Уважать окружающих.
- Строго относиться к себе и своему внешнему виду.
- Не допускать расхождения слов и дела.
Схема нравственного становления личности.
В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития.
Классный руководитель должен знать, что в процессе воспитания НАДО:
- Не управлять поведением ребёнка, а руководить его внутренним духовным развитием.
- Влиять не на поведение ребёнка, а на его представление о самом себе, на его самооценку.
- Учить детей видеть и слышать окружающих людей, ценить и уважать их мнение.
- Учить детей общению.
В процессе воспитания детям и родителям необходимо разъяснить следующие понятия:
- Нравственный выбор.
- Нравственная позиция.
- Нравственное поведение.
- Нравственные ценности.
- Жизненные ценности.
- Самоактуализация.
- Самореализация.
Для реализации цели работы классного руководителя в плане нравственного воспитания учащихся можно использовать различные формы работы с классным коллективом.
- Формы работы с классным коллективом.
- Тематические классные часы нравственной направленности.
- Часы общения.
- Участие в акциях милосердия.
- Читательские конференции и диспуты.
- Экскурсии в музей, походы по боевым и памятным местам.
- Знакомство с «историческими» людьми, принесшими славу Родине своими делами и поступками.
- Организация работы кружков с нравственной тематикой, цикл бесед.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Шефская работа учащихся в детских домах, домах престарелых, больницах, на дому у пожилых людей.
- Праздники нравственной и патриотической тематики.
Программа нравственного воспитания предполагает совместную работу с родителями, которую можно построить по следующему плану:
- Классные часы.
- Часы общения, праздники.
- Коллективное чтение.
- Поэтические вечера и марафоны.
- Работа с родителями.
- Можно предусмотреть работу клуба или кружка нравственного совершенствования личности.
- Структура программы нравственного воспитания.
Программа рассчитана на всех участников образовательного процесса: ученики, их родители и учитель. Это примерное планирование работы, распределённое по классам и по учебным четвертям.
Программа включает в себя:
- Тематические классные часы.
- Часы общения и праздники.
- Коллективное чтение произведений известных писателей.
- Работу с родителями.
Вид деятельности. | Количество часов. | |||||||||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | |
Классные часы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часы общения. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - |
Праздники. | 1 | - | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 |
Коллективное чтение. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Поэтические марафоны. | 1 | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - |
Родительские собрания. | 2 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | - |
Совместные собрания-проекты (родители и дети) | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 |
Экскурсии. | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - |
Всего мероприятий в каждой четверти: | 10 | 6 | 8 | 5 | 5 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Программа предлагает систему работы с классом, направленную на воспитание нравственных начал личности школьника, гражданина России и отвечает требованиям ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На первый взгляд объём материала для работы может показаться небольшим, и это правильно, т.к. кроме нравственного направления, в плане воспитательной программы есть патриотическое, физическое, эстетическое и т.д.
- Содержание программы.
1 класс
Классные часы | Часы общения, праздники | Коллективное чтение | Работа с родителями |
1 четверть
1.«Что такое хорошо и что такое плохо?» 2.Экскурсия в природу. | 1. «Здравствуйте! Это – Я!» Самопредставление. Час общения за чаем с целью сплочения детского коллектива. 2. Праздник «Красота вокруг!» (осень) - Праздник «Посвящение в первоклассники». | 1. Е. Пермяк «Самое страшное» 2. В. Осеева «Собака яростно лаяла» 3.Поэтический марафон «По тропинкам Осени» | 1. Родительское собрание «Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе». 2. Учебные задачи 1-го года обучения. Проектная деятельность в начальной школе. |
2 четверть
1.«О невежах и вежливости». 2.Экскурсия в краеведческий музей. | «Моя любимая игрушка» - час общения. | 1.В. Осеева «До первого дождя» 2. В. Осеева «Бабка». | Родительское собрание – проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». Семейное мероприятие с игровой, конкурсной программой. Презентация. Выставка коллекций, семейных газет. Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка». |
3 четверть
1.«Что значит быть ответственным?» 2.Экскурсия в школьный музей. | 1.Праздник «У детства мамино лицо». 2.Праздник первой учебной книги «Спасибо, Азбука!» | Э. Шим «Брат и младшая сестра» В. Осеева «Долг» | Родительское собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться». |
4 четверть
«Поговорим о внешнем виде своём и книжном». | 1.Час общения «Я и все мои друзья». 2.Праздник «Будем помнить тебя, первый класс!» | Ю. Ермалаев «Лучший друг» В. Чаплина «Мушка» | Родительское собрание-отчёт «Какими мы стали? Родители и дети». |
2 класс 1 четверть
«О лентяях и лени» | «От улыбки солнечной…» - час общения. Игра. | Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» А. Обрывалин «Чалый» | Родительское собрание «Поощрение и наказание – поступите правильно!» |
2 четверть
«Об аккуратности» | 1. Час общения за чаем: «Правила вежливости, или урок этикета» 2.Праздник «Милая, добрая, нежная, мама!» | И. Василенко «Мостик» Ю. Ермолаев «Силач» А. Дурова «За что?» | Родительское собрание-проект «Чтение – окно в мир знаний» (вместе с детьми) |
3 четверть
«Об обидах и причинах обид» | 1. Час общения с театром кукол: «По страницам любимых сказок». 2.Праздник «Посвящение маме». Проект «Салатное дело» | М. Водопьянов «Один за всех и все за одного» И. Туринич «Дружба» Поэтический марафон «Если с другом вышел в путь»-стихи о дружбе. | Родительское собрание «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие?» |
4 четверть
1.«Эгоисты. Кто они такие?» 2.Экскурсия в природу. | Семейный праздник «Род. Родные. Родина…» | Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» И. Туринич «Дружба» (вспоминаем, делаем выводы) | Родительское собрание «Воспитание любви и бережного отношения к природе, Родине». |
3 класс 1 четверть
«Правда и ложь. Какие они?» | 1.Праздник «Хлеб - всему голова» 2.Экскурсия на предприятие: рабочее место. | Б. Никольский «Высшая мера наказания» В. Осеева «На катке» | Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка» |
2 четверть
«О жадности и жадных» | Час общения: «Жадность. Что это такое?» Игровые ситуации Внеклассное мероприятие «Пусть всегда будет мама!»» (ко дню Матери) | В. Осеева «Разделите так, как делили работу!», «На берегу реки» | Родительское собрание «Речь ребёнка. Важные жизненные понятия». |
3 четверть
«Что такое характер?» | 1.Час общения «Я и мои одноклассники» 2.Мамин праздник. | И. Василенко «Мостик» Я. Сербин «Лесное происшествие» | Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении?» |
4 четверть
«Что значит в жизни похвала? Что значит «бескорыстие»? | 1.Урок Мужества – внеклассное мероприятие. 2.Игра интеллектуалов «Путешествие в природу» | М. Водопьянов «Коля Кажимов» Поэтический марафон «Расскажи мне о войне» | Родительское собрание-проект «Наши достижения»- отчёт учителя, родителей и учащихся по результатам работы за год. |
4 класс 1 четверть
«Мои мечты, желания и возможности». | Час общения «Мир моих увлечений»-профориентация. | В. Осеева «Пёрышко» | Родительское собрание «Мы –выпускники начальной школы» |
2 четверть
«Открой доброте своё сердце!» | Праздник ко дню матери «Мама-песня моя!» | Л. Воронкова «Конь-богатырь» | Родительское собрание проводят дети «Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей) |
3 четверть
«Душевность и бездушие» | Семейный вечер «Как хорошо, что есть семья, которая всегда, везде от бед хранит меня» | Выбор детей. Чтение текстов на тему «Нравственность» | Родительское собрание «Психология развития ребёнка-подростка» |
4 четверть
«Что значит быть счастливым?» | Праздник дружбы «Мы вместе!» | «Дети о дружбе» - сочинения из творческой мастерской учеников. | Родительское собрание-отчёт «Оценка наших достижений». Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!» |
Приложение.
В помощь учителю.
«Наша воспитательная сила прямо пропорциональна нашей любви к людям. Не к нашему ребёнку, а к людям» С. Соловейчик
- «Любовь, что ты берёшь, равна любви, которую даёшь». Народная мудрость.
- Моральность характера проявляется в полном соответствии дел и поступков личности её моральным убеждениям. Нравственно воспитанный человек, это человек честный и добросовестный, коллективист, умеющий жить и трудиться в коллективе и для коллектива. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Первые нравственные уроки, обогащение жизненного опыта детей происходит в семье и складывается из общения с родителями, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Учитель должен правильно оценить статус семьи, определить её значимость для ребёнка и помочь родителям качественно и планомерно влиять на развитие его личности.
Простые правила нравственности.
Правила товарищества. | Правила дружной работы. | Правила честной игры и состязаний. | Правила вежливости. |
*помогай товарищу *делись с товарищем *останови товарища, если он поступает плохо *не ссорься с товарищем, не зазнавайся, не завидуй, умей радоваться успеху товарища *извинись и постарайся исправиться, если ты поступил плохо *умей принять помощь, советы и замечания других ребят | *чётко договорись о плане работы и сроках её выполнения *распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать; учитывайте, кто что хочет и умеет делать *каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше; нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе *каждый должен работать на совесть *по ходу работы узнавай, как идут дела у других; помоги, научи, посоветуй тому, кто затрудняется что-то выполнять, научись сам пользоваться советами других | *не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путём; только честная борьба, иначе и победа не интересна *не злорадствуй, когда другие проигрывают *обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись на победителя, и на того, по чьей вине произошло поражение | *будь вежлив (вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было хорошо с тобой) *будь всегда приветлив: здоровайся, за помощь благодари, попрощайся, когда уходишь *старшим, больным, усталым уступай место в транспорте, на скамейке; делай это скромно: не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место *никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час или чуть раньше, но не позже; береги время других *не заставляй волноваться о себе; уходя из дома, предупреди, куда и с кем идёшь и когда вернёшься, не опаздывай *не капризничай: твой каприз может испортить настроение другим, причинит им беспокойство |
Литература.
- Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1979.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2004.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. М.: Вако, 2004.
- Женило М.Ю. Весёлые классные часы и праздники в 4-6 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями младших школьников.
Пояснительная записка.
Тема развития и воспитания ребёнка в семье и школе актуальна во все времена развития нашего общества, а потому вопросы сотрудничества школы и семьи интересны для изучения. Ведущая роль семьи в воспитании детей давно признана мировым сообществом, зафиксирована в ряде международных документов, в том числе в Конвенции ООН о правах ребёнка, где особо подчёркивается, что повсеместно в мире каждая семья должна восприниматься как главная ячейка общества, которая создаёт условия для развития и защиты интересов своих детей. Семья рассматривается как первый и последний рубеж защиты детей, любви к ним. Семья – богатство и надежда каждой нации, и от того насколько правильно будет осуществлено семейное воспитание, от общей моральной и физической закалки подрастающего поколения в семье, зависит будущее каждого народа, общества, стабильность и уровень цивилизации в государстве. Формирование у детей нравственных ценностей – наиболее сложный аспект семейного воспитания, особенно для семей, где нет любви и согласия, где неправильные межличностные отношения родителей негативно влияют на развитие личности ребёнка. Вот почему некоторые семьи нуждаются в поддержке и помощи извне: со стороны государства и школы. Прежде всего, такая поддержка со стороны школы может выражаться в повышении педагогической культуры родителей, т.к. люди, у которых есть дети, родителями не рождаются, и вместе с ребёнком они учатся ими быть. Обучаясь, можно ошибаться, и это происходит во многих семьях. Одна из задач школы заключается в таком обучении родителей, чтобы ошибок семейного воспитания возникало как можно меньше, чтобы как можно меньше вокруг было «раненых» детских сердец. Вот почему в воспитании детей важным является постоянное взаимодействие семьи и школы, прочные и всесторонние отношения между учителями и родителями. Особенно это касается семей, где воспитываются дети младшего школьного возраста, т.к. нравственное становление личности приходится именно на этот возрастной период жизни человека. Работа в начальной школе с детьми младшего возраста показала, что проблемы семейного воспитания в обществе существуют и решать их надо. Более того, многие родители готовы принять грамотную помощь школы, т.к. заинтересованы в построении успешного будущего для своих детей, а потому учитель современной школы должен обладать таким запасом знаний, чтобы родители доверили ему детей и приняли от него эту помощь . Данная программа создана в 2005 году на основе личного опыта работы учителя начальных классов с детьми и их родителями и представляет собой систему работы учителя, направленную на педагогизацию сознания родителей с целью повышения их педагогической культуры. В программу внесены некоторые изменения, связанные с условиями развития современного общества, но её суть не противоречит требованиям ФГОС, социального заказа государства школе и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
- Создать условия для успешного взаимодействия школы и семьи, направленного на полноценное развитие и воспитание личности гражданина России.
Задачи:
- Изучить литературу по данному направлению деятельности.
- Работать в тесном контакте с родителями обучающихся.
- Изучить воспитательные возможности каждой семьи классного коллектива.
- Развивать образовательный уровень родителей для успешной учебно-воспитательной работы с детьми через лекционные занятия и совместную творческую деятельность.
- Работу родительского комитета класса направить на создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества среди родителей и детей, способствующих успешному формированию коллектива взрослых и детей.
- Составить памятки родителям для правильного воспитания детей.
Структура программы:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи работы учителя.
- Тематическое планирование родительских собраний в 1-4 классах.
- Приложение: планы родительских собраний, тексты опросов и анкет…
- Литература.
Условные обозначения:
У – учитель
Р – родители
Д – дети
В – врач
П – психолог
План проведения родительских собраний.
Четверть | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 ч | 2 | 1 | 1 | 1 |
2 ч | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 ч | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 ч | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 4/5 | 4 | 4 | 4 |
Распределение рабочего материала по классам.
№ | Тема собрания. | Время проведения. | Участники собрания. |
1 класс (1 вариант)
0. | Дошкольные хлопоты, или не за горами первый класс. | Май | У +Р |
1. | Трудности адаптации детей к школе. | Сентябрь | У + Р |
2. | Роль семьи в воспитании детей. | Ноябрь | У + Р |
3. | Эмоциональный мир ребёнка, его значение и пути развития. | Февраль | У + Р + Д |
4. | Какими мы стали. | Май | У + Р + Д |
1 класс 2 вариант
0. | Дошкольные хлопоты, или не за горами первый класс. Социальный паспорт класса. | Май | У + Р |
1. | Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе. | Сентябрь | У + Р |
2. | Учебные задачи первого года обучения. Проектная деятельность в начальной школе. План. | Конец сентября | У + Р |
3. | Собрание-проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». | Декабрь | У + Р + Д |
4. | Собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться?» УУД. | Март | У + Р |
5. | Собрание-отчёт «Какими мы стали!?» | Май | У + Р + Д |
2 класс
1. | Поощрение и наказание: поступите правильно! | Конец сентября | У + Р |
2. | Собрание-проект «Чтение-окно в мир знаний». | Декабрь | У + Р + Д |
3. | Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие? | Март | У +Р |
4. | Воспитание любви и бережного отношения к природе, Родине «Мы – дети Земли» | Май | У+Р+Д |
3 класс
1. | Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка. | Сентябрь | У +Р + В+П |
2. | Речь ребёнка. Важные жизненные понятия. | Ноябрь/декабрь | У+Р |
3. | Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении? Практикум. | Февраль/март | У+Р |
4. | Собрание-проект «Наши достижения»: отчёт учителя, родителей и детей по результатам работы за учебный год. | Май | У+Р+Д |
4 класс
1. | Мы – выпускники начальной школы. Требования программы. Цели и задачи обучения. | Сентябрь | У+Р |
2. | «Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей). Собрание ведут дети и учитель. | Декабрь | У+ Р+Д |
3. | Психология развития ребёнка-подростка. Диагностика. | Февраль | У+Р+В+П |
4. | Собрание-отчёт «Оценка наших достижений. Презентация деятельности класса за 1-4 классы «И только память сохранит нашу историю на веки!» | Май | У+Р+Д+Классный руководитель будущего 5-го класса |
Литература.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
- Жданов А. Техника семейного воспитания. Областной институт усовершенствования учителей АК «Сталкер». Архангельск, 1990.
- Осипова М.П. работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – МН.: «Экоперспектива», 2003.
Приложение.
- Планы родительских собраний. Вопросы к анкетированию среди детей и родителей.
- Таблица «Отклонения в здоровье детей».
- Таблица «Сведения к социальному паспорту».
- Таблица «Внеурочная деятельность обучающихся».
- Таблица в помощь классному руководителю «Направления воспитательной работы».
- Памятка учителю о воспитании детей.
- Таблица «Среда, в которой растёт и развивается ребёнок».
- Структура плана воспитательной работы и дневника классного руководителя.
- Основные критерии характеристики ребёнка.
- Социальный паспорт класса (информационная таблица).
Первое родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Дошкольные хлопоты, или не за горами 1 класс».
План.
- Что важно знать родителям будущих первоклассников: режим работы учебного заведения, питание детей, медицинское обслуживание, Устав ОУ, единые требования для уч-ся.
- Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
- Психологическая и волевая готовность детей и родителей к школе.
- Выборы родительского комитета.
1 класс.
Родительское собрание
«Трудности адаптации первоклассников к школе».
План.
- Физеологические и психологические трудности адаптации.
- Правильное отношение родителей к детям в период адаптации.
- Законы жизни класса. Обсуждение.
Узелок на память: законы воспитания ребёнка в семье.
- Закон единства требований матери и отца.
- Закон значимости похвалы.
- Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
- Закон разделения в разной мере материальных благ между взрослыми и детьми.
Опрос среди родителей (до собрания).
- Какие ласковые слова вы говорите ребёнку?
- Какие меры воздействия на ребёнка вы используете?
- Назовите любимые игрушки ребёнка.
- Что они значат для него?
- Почему, зачем ребёнок пошёл в школу?
- Как и за что вы поощряете ребёнка?
- Чем увлекается ребёнок?
- Ваше отношение к этому увлечению.
- Что отрицательное в ребёнке хотелось бы исправить?
- Каким вы хотите видеть своего ребёнка по окончании 1 класса?
После каждого анкетирования или опроса делаются выводы, которые достигаются путём анализа, т.к. без него невозможно планировать дальнейшую работу с классом.
Опрос среди родителей.
- Ответьте, пожалуйста, с каким настроением ребёнок посещает школу?
- Как он отзывается о школе?
- Уютно ли ему в классе?
- Какая наука нравится ребёнку больше?
- Что является более трудным для изучения? Почему?
- Какие трудности встречаете вы в обучении и воспитании ребёнка?
- По какому волнующему вас вопросу вы хотели бы получить консультацию?
- Как вы считаете, произошёл ли рост в сознании ребёнка? В чём это выражается?
Ответы на эти вопросы помогут учителю увидеть, как успешная адаптация влияет на становление личности ребёнка, что очень важно.
1 класс.
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей».
План.
- Лекция в сочетании с беседой «Роль семьи в воспитании детей». Учебная деятельность первоклассников и задачи родителей.
- Основные разделы плана воспитательной работы. Работа родительского комитета.
Узелок на память: «Как воспитывать детей с раннего детства?»
- Не «сюсюкать», а вести себя с детьми, как со взрослыми.
- Не стесняйтесь говорить с детьми о своей жизни, начиная с примеров из вашего детства.
- Научитесь говорить правильно, не стесняйтесь исправить ошибку, допущенную в речи, и тогда ваш ребёнок будет тоже говорить правильно.
- Спрашивайте ребёнка обо всём и покажите ему, что мир прекрасен.
- Научите его ходить прямо и смотреть вверх и в стороны, это поможет ему стать наблюдательным.
- Покажите ребёнку, что жизнь может быть интересной и в окружающем, и в людях, а ещё смешной и даже уродливой.
- С раннего детства воспитывайте сочувствие и сопереживание.
- Научите ребёнка здороваться со всеми, запоминать отчества, фамилии людей.
- Научите его улыбаться всему и всем.
1 класс.
Родительское собрание: «Какими мы стали». (собрание проводится совместно с детьми, готовится заранее)
- Подготовка.
В уголке класса помещается объявление.
Внимание, дети и родители! Мы ищем таланты! В конце учебного года будет проведено собрание-отчёт «Какими мы стали». Участником должен стать каждый: пение, игра на музыкальном инструменте, рисунки, поделки, танцы, сценки, гимнастические номера, фокусы, стихи… Спешите хорошо подготовиться! Можно участвовать вместе с родителями. Заявки принимаются до 10 мая. |
- Выступление учителя и детей с необычным отчётом о проделанной работе по составленной программе, где одной нитью связаны между собой выступления детей, отчёт учителя, номера художественной самодеятельности, благодарность родителям за работу в течение года, награждение детей по итогам года, оглашение в оригинальной форме результатов анкетирования среди детей и родителей, викторина, спектакль, интересная газета-сюрприз…
Вопросы детям (перед собранием).
- Трудным ли был для тебя учебный год? Почему?
- Как ты считаешь, изменился ли ты по сравнению с тем, каким был в детском саду?
- Какие школьные мероприятия тебе запомнились?
- Интересно ли тебе в школе?
- Хотел бы ты вернуться в детский сад?
Вопросы родителям (перед собранием).
- Трудным ли показался вам первый учебный год? Почему?
- В первой анкете вы писали, каким бы хотели видеть своего ребёнка по окончании 1 класса. Сбылись ли ваши желания? Каким он стал?
- Как вы оцениваете работу учителя по обучению и воспитанию детей?
- О чём вы хотите услышать на собраниях в будущем учебном году?
- Как вы оцениваете работу родительского комитета?
- Выступление родителей с ответными словами и программой отдыха: конкурсы, игры, пожелания, чай, решение вопросов жизни класса.
2 класс.
Родительское собрание
«Поощрение и наказание – факторы, влияющие на учение ребёнка».
План.
- Задачи второго года обучения.
- Виды поощрений и наказаний в семейном воспитании.
- Рубрика: «Хочу вам рассказать…»(брань, угрозы и физические наказания).
- Агрессия ребёнка.
- О работе родительского комитета. Отчёт и выборы.
Опрос среди родителей (перед собранием).
- Какие меры поощрения и наказания ребёнка используете вы в семье?
- За что вы наказываете и поощряете детей?
- Как реагирует ребёнок на поощрения и наказания?
- Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
- В каких ситуациях он проявляет агрессию?
- Против кого направлена его агрессия?
- Какие меры по предупреждению агрессии вы принимаете в семье?
Далее можно вручить родителям памятки по отношению к детям в трудных ситуациях.
2 класс.
Родительское собрание «Чтение – окно в мир знаний». Проводится совместно с детьми.
План.
- Задачи уроков чтения.
- Основные качества навыка чтения.
- Приёмы совершенствования навыка чтения.
Опрос среди детей (перед собранием).
- Любишь ли ты читать?
- Есть ли дома библиотека?
- Посещаешь ли ты другие библиотеки?
- Часто ли тебе взрослые читают вслух?
- Есть ли дома детские журналы?
- Для чего человеку нужны книги?
Опрос среди родителей (под диктовку на собрании).
- Любит ли ребёнок читать?
- Что он читает сейчас?
- Есть ли дома библиотека?
- Какие библиотеки посещает ваш ребёнок?
- Часто ли ребёнок вам читает вслух?
- Часто ли читаете ему вы?
- Какие детские журналы вы выписываете, покупаете?
- Любят ли читать друзья ребёнка?
- Когда ребёнок читает, вы:
- Готовите обед?
- Смотрите телевизор?
- Вас нет дома?
- Слушаете, сидя рядом?
В ходе собрания родителям показываются элементы уроков чтения, которые учитель и дети готовят заранее. Родителям демонстрируется, как правильно надо читать детям, выразительное чтение самих детей, как правильно надо проверять технику чтения. Всё это будет сочетаться с музыкой, чтением стихов наизусть.
Памятка родителям (к чтению).
- Чаще читайте детям вслух.
- Старайтесь выбирать книги с красочными иллюстрациями и удобным для чтения шрифтом.
- Выбирайте для совместного чтения самые интересные эпизоды.
- Старайтесь заинтересовать ребёнка сюжетом, прерывая чтение на самом интересном месте.
- Показывайте детям личный пример, читая как можно больше.
2 класс. Родительское собрание «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии трудолюбия».
План.
- Труд и его значение в жизни человека (ребёнка).
- Интеллектуальный труд и работоспособность.
- Роль семьи в развитии трудолюбия у ребёнка.
- Воспитательная работа в классе по развитию трудолюбия у детей.
Опрос среди родителей (до собрания).
- Любит ли ребёнок трудиться?
- Имеет ли ребёнок постоянное поручение?
- Да.
- Нет.
- Как он выполняет это поручение:
- Ежедневно.
- Охотно.
- По принуждению.
- От случая к случаю.
- Не выполняет.
- Перечислите трудовые поручения вашего ребёнка.
- Назовите любимое поручение ребёнка.
- Если ребёнок не имеет поручений, почему?
3 класс. Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личных качеств ребёнка».
План.
- Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребёнка.
- Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
- Результаты опроса среди родителей по данной теме.
- Взросление и его влияние на отношения детей в классе.
Опрос среди родителей (до собрания).
- Что изменилось в вашем ребёнке за последнее время?
- Как он стал вести себя дома?
- Проявляет ли он свою самостоятельность? Как и в чём это выражается?
- Волнует ли вас предстоящий разговор с ребёнком по вопросу пола?
- Как вы себя ведёте, если ребёнок начинает вам грубить?
Анализ результатов опроса должен показать:
*внимательно ли родители относятся к детям
*насколько близки и доверительны отношения между детьми и родителями
Перед собранием проводится работа с детьми по формированию их автобиографии, а на собрании с родителями учитель проводит тестирование «Достаточно ли вы контактны с детьми?»
3 класс. Родительское собрание «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении ребёнка»,
План.
- Что такое развитие речи и речевые умения?
- Изложение и сочинение – творческие работы по развитию речи учащихся.
- Ознакомление родителей с нормами оценок и уровнем знаний.
- Творческая мастерская детей для родителей.
4 класс. Родительское собрание «Мы – выпускники начальной школы».
План.
- Учебно-воспитательные задачи учеников, учителя и родителей.
- Профориентационная работа.
- Разное.
4 класс. Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». План.
- Общение и его роль в жизни человека.
- Общение ребёнка в семье. Результат общения для взрослых и детей.
- Общение ребёнка в классе и влияние его на поведение ребёнка и отношения с товарищами.
Перед собранием я провожу классные часы по темам: «Что плохое живёт в нашем классе?» «Ты и твои товарищи», где дети выступают с рассказами об отношениях в классе. Они говорят о дружбе, о ссорах, о причинах конфликтов и о том, как выходят из конфликтных ситуаций. Детям предлагаю ответить на такие вопросы:
- Как в нашем классе дети относятся друг к другу?
- С какими детьми хочется и приятно общаться, работать?
- С кем трудно общаться и почему?
- Как ты считаешь, что главное в дружбе?
- Если тебе вдруг станет плохо, трудно, к кому ты обратишься за помощью?
4 класс. Родительское собрание «Психология развития подростка». План.
- Возрастные кризисы.
- Совершенствование технических процессов обучения.
- Практикум по учебным предметам.
4 класс. Родительское собрание «Итоги работы в начальной школе». План.
- Сообщение учителя по итогам учебного года.
- Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!» (работа в 1-4 классах).
- Знакомство с классным руководителем будущего 5-го класса.
- Выборы родительского комитета.
- Заказ учебной литературы на будущий учебный год.
Приложение.
Отклонения в здоровье детей.
№ | Вид заболевания. | Ф.и.о. ребёнка. |
1. | Зрение. | |
2. | Лор. |
|
3. | Сколиоз (нарушение осанки). |
|
4. | Плоскостопие. |
|
5. | Грыжа (паховая, пупочная). |
|
6. | Астма. |
|
7. | Заболевание мочевой системы. |
|
8. | Заболевание сердца. |
|
9. | Вегетососудистая дистония. | |
10. | Заболевание ЖКТ. |
|
11. | Ожирение. |
|
12. | Заболевание кожи. |
|
13. | Другие болезни (указать). |
|
14. | Состоят на учёте у докторов: |
|
Внеурочная деятельность учащихся (дополнительное образование учащихся).
№ | Ф.и. учащегося. | Название кружка, секции. | Время посещения. |
В помощь классному руководителю.
Направления. | Содержание работы по направлениям. |
Здоровье. |
|
Интеллект. |
|
Общение. |
|
Нравственность. |
|
Досуг. |
|
Гражданин. |
|
Семья. |
|
Воспитывая и обучая, помни!
- Ребёнок – это чистый лист, на котором следует работать аккуратно, дабы не испортить.
- Ребёнок открыт к общению, но от воспитателя зависит, каким станет он после этого общения.
- Воспитывать могут все и всё.
- Воспитывать можно везде и всегда, не отделяя воспитание от жизни.
- Учи детей ставить перед собой цель и доводить начатое дело до конца.
- В работе каждый должен быть участником, а не слушателем и зрителем.
- Содержание работы должно быть интересным для детей.
- Самый умелый воспитатель – учитель, любящий детей, умеющий понять их, желающий им успеха.
Ф.И ребёнка. | Среда, в которой растёт и развивается ребёнок. | |||
Поддерживающая, здоровая. | Гармоничная, благоприятная. | Культурная. | Травмирующая, конфликтная. | |
План воспитательной работы и дневник классного руководителя.
- Детский коллектив.
- Общие сведения о детском коллективе:
-совет класса;
-положительные качества коллектива;
-отрицательные качества коллектива;
-традиции коллектива;
-в целом о коллективе.
- Количественный состав класса: мальчики и девочки.
- Дата рождения детей.
- Национальный состав класса.
- Характеристика интеллектуальных умений уч-ся. Таблица достижений.
- Сведения о занятиях уч-ся в кружках и секциях. Результаты. Если занимается в классном кружке, показать результат.
- «Трудные» дети и организация работы с ними. Одарённые дети и организация работы с ними.
- Результативность учебно-воспитательной деятельности учащихся класса.
- Особенности развития детского коллектива. /лидеры, изолированные дети, дети, избегающие вхождения в коллектив; поведение; коррекция/
- Семья.
- Состав родительского комитета. Личные данные.
- Направления деятельности РК. Результаты деятельности РК.
- Планирование работы РК по четвертям /обязательно совместно с детьми, хотя бы одно мероприятие/
- Многодетные семьи. Малообеспеченные семьи.
- Неблагополучные семьи. Проблемные семьи /указать проблему и пути взаимодействия с такой семьёй/ Семьи, где детей воспитывают опекуны…
- Планирование работы с родителями /по месяцам/
Основные критерии характеристики ребёнка.
- Внешний вид.
- Тело (соответствие роста и веса).
- Поза (раскованная, свободная, зажатая, подавленная, напряжённая).
- Лицо (злое, доброе, открытое, закрытое, отрешённое, печальное, радостное, улыбчивое, есть ли дефекты).
- Мимика и пантомимика (реагируя на слова, краснеет, бледнеет, дрожит, покрывается пятнами, испариной).
- Внешний вид (состояние одежды и отношение к ней, наличие носового платка, сам чистый ли, опрятный, следят ли родители за одеждой).
- Речь.
- Голос (монотонный, вялый, громкий, яркий, красочный, выразительный).
- Темп речи (торопливый, сбивчивый, с запинкой – у расторможенных или напряжённых детей; замедленный – у депрессивных детей, они или малоразговорчивы или вовсе молчаливы).
- Дикция (плохая – задержка психического развития).
- Словарь (говорит о том, в какой среде воспитывается ребёнок; богатство или бедность словарного запаса, использование сленгов и вульгаризмов, построение предложений, употребление простых или сложных предложений; грамотность ребёнка).
- Степень подвижности.
- Ребёнок может двигаться активно и пассивно. В его двигательной активности необходимо обратить внимание на напряжённость и нервозность в движениях.
- Социальное поведение ребёнка.
- Умение устанавливать контакт (если умеет – раскованный и открытый; если избегает контакта, недоверчив и осторожен – чего-то боится, испытывает проблемы в общении).
- Вежливость (грубый и невежливый – плохое качество воспитания, или так к нему относятся в семье;).
Эпитеты для характеристики социального поведения ребёнка:
- Самоуверенный. Нерешительный.
- Решительный. Неуверенный.
- Хвастливый. Застенчивый.
- Высокомерный. Назойливый.
- Насмешливый. Настойчивый.
- Слабовольный. Подчиняющийся.
- Угодливый. Открытый.
- Непосредственный. Ласковый.
- Доверчивый. Скрытный.
- Настроение (эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тревожное, тоскливое, депрессивное).
- Отношение к учебной деятельности.
- Мотивация у/д ( ребёнку учиться интересно или неинтересно, нравится или не нравится, проявляет он старательность или он безразличен к учению).
- Работоспособность (может сохранять работоспособность долго в течение определённого времени или бросает начатое дело, не доведя его до конца).
К рабочим навыкам ученика относятся:
- Старательность. Настойчивость.
- Настойчивость. Терпеливость.
- Реакция на неуспех:
- Агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание).
- Общим возбуждением, критикой или потерей самообладания (становится неуверенным, сдаётся, винит себя, воспринимает неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно).
- Интенсивность внимания (увлечённость, сосредоточенность).
- Темперамент ребёнка.
- Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
- Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный.
- Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный.
- Меланхолик – слабый.
- Характер ребёнка.
Определяется шестью критериями:
- Отношение к другим людям:
- Эгоизм – альтруизм.
- Честность, правдивость – лживость.
- Рассудительность – легкомыслие.
- Общительность – замкнутость.
- Тактичность – грубость.
- Стремление превосходить – подчиняться.
- Отношение к сверстникам:
- Драчливость. Открытость.
- Конфликтность. Завистливость.
- Подозрительность. Уступчивость.
- Отношение к взрослым:
- Послушание. Уважительность.
- Капризность. Заискивание.
- Отношение к самому себе:
- Скромность. Самокритичность.
- Самоуважение. Гордость.
- Закомплексованность. Чувство неполноценности.
- Отношение к собственным вещам:
- Жадность. Бережливость.
- Расточительность. Неряшливость.
- Аккуратность.
- Отношение учащегося к делу:
- Ответственность – безответственность.
- Трудолюбие – лёгкость.
- Настойчивость. Целеустремлённость.
- Инициативность. Самостоятельность.
- Добросовестность. Старательность.
- Стремление к достижению успеха.
- Среда, в которой ребёнок растёт и развивается.
Среда может быть:
- Поддерживающая. Здоровая.
- Гармоничная. Благоприятная.
- Культурная. Конфликтная.
- Травмирующая.
Построение характеристики ученика.
- Фамилия, имя ученика.
- Время прихода ребёнка в детский коллектив.
- Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности учащегося.
- Отношение ученика к учению:
- Успехам и неудачам.
- Стремлению выполнять все требования и рекомендации учителей.
- Осознанию значимости учения.
А именно:
- Умение учиться (охотно – неохотно).
- Умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения и выводы.
- Умение быть внимательным, работать сосредоточенно.
- Умение быть настойчивым, преодолевать затруднения в учёбе, осуществлять контроль и самооценку.
- Интересы и склонности ребёнка:
- Кружки.
- Участие во внеурочной деятельности.
- Олимпиады, конкурсы.
- Культурный кругозор ребёнка.
- Общественная и трудовая активность:
- Отношение у труду.
- Выполнение общественных поручений.
- Заинтересованность в делах класса.
- Состояние здоровья ученика. Участие в спортивных мероприятиях класса, школы…
- Нравственная воспитанность школьника:
- Уровень дисциплинированности.
- Проявление таких качеств, как честность, чувство долга, порядочность.
- Взаимоотношение со сверстниками, отношение к нему сверстников, место ученика в классном коллективе.
- Рекомендации ученику или педагогу, семье по совершенствованию личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для работы с родителями младших школьников
Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Система работы с родителями младших школьников
“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители – пример ему…”. Из средневекового трактата Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую истор...
Программа работы с родителями младших школьников "Гармония"
Программа работы с родителями младших школьников "Гармония"...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»...