"Программа работы с родителями младших школьников"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Гурьянова Марина Валерьевна

Прогармма создана на основе личного опыта работы учителя с детьми и их родителями и представляет собой систему работы учителя, направленную на педагогизацию сознания родителей с целью повышения их педагогической культуры.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа нравственного воспитания младших школьников.

  1. Пояснительная записка.

Понятие «нравственность» толкуется в словаре как нравоучение, внутренние духовные качества. Которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.                                                 Внутренние духовные качества воспитываются с детства в семье. И это ни что иное  как воспитание характера, т.к. характер – это свойства человека, проявляющиеся в его поведении.                                                                                                 Годы перестройки внесли в общество свои коррективы: нарушились нравственные устои, что, несомненно, отразилось на поведении людей, особенно  молодых, тех, сознание которых ещё только формировалось. Многое, происходящее в обществе, для них было необъяснимо, но принималось, т.к. вседозволенность в юном возрасте – это, казалось бы, хорошо, а что будет потом… Об этом никто не задумывался. Но через определённое время, когда раненое событиями перестройки поколение «стало мамами и папами», всё прояснилось: родители, лишённые правильного воспитания, не смогли передать   детям свой положительный опыт, т.к. его просто не было.                         Через многие годы государство даёт школе заказ на развитие и воспитание гражданина России, идеала, приоритетом личности которого будет духовно-нравственная культура.                                                                                                 Именно сейчас перед школой стоит задача возродить «человека России» с его патриотической, духовно богатой  натурой. Это ещё раз доказывает, что тема нравственного развития личности была и будет актуальна во все времена существования и развития человеческого общества.

Цель создания программы:

  • Систематизировать воспитательную работу в направлении «Нравственность»,  объединив содержательную и воспитывающую стороны и разные формы организации деятельности участников образовательного процесса для создания единого классного коллектива взрослых и детей.

Цель деятельности классного руководителя:         

  • Обучение  младших школьников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы классного руководителя:

  • Изучить литературу по данному направлению деятельности.
  • Планово вести работу по педагогизации знаний родителей в вопросах воспитания и развития детей.
  • Формировать  у обучающихся умение  работать с информационными источниками, современными техническими средствами информации.
  • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания путём приобщения детей к труду и искусству.
  • Способствовать формированию у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.
  • Развивать у детей желание поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  • Знакомить детей с нравственным позициями людей прошлого, их нравственным подвигом во имя человечества.
  • Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Три кита успешного воспитания: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тематические папки\Школа\0KPLLCAY0N7L4CA2KRMQBCAJTNHRECAI4S922CA1266DSCA00ZA6OCAN2EJ9YCABVCPU9CAK203B3CAEMNH7TCAVICJU7CAD1OFQ0CALDWS7HCAWAN9DLCAJ6GPP3CAGYAFOVCAME7C8SCAZFH5L2CAJCPIIM.jpg

Слово.

  1. Беседы (индивидуальные и групповые).
  2. Диспуты
  3. Дискуссии…

Пример.

  1. Личный (учительский).
  2. Пример родителей.
  3. Исторический пример.

Организация успешной деятельности.

  1. Учебная Д.
  2. Трудовая Д.
  3. КТД.
  4. Помощь другим людям.
  5. Участие во внеклассных мероприятиях.

Задачи нравственного воспитания младших школьников:

  1. Формирование нравственного сознания дисциплины.
  2. Формирование чувства ответственности за порученное дело.
  3. Формирование в ребёнке гражданина (любовь к Родине, родителям, стремление делать доброе для других).
  4. Развитие интереса к знаниям.

Нравственный облик человека (примерное строение).

  1. Удовлетворение потребностей

Материальные                                  Духовные

-пища                                        -книги

-одежда                                -театр

-обувь                                        -музыка

-игрушка                                -спорт

                                        -просмотр фильмов

  1. Удовлетворение всех потребностей связано с трудом физическим и трудом умственным, и этому надо учить детей.
  2. В процессе обучения идёт нравственное воспитание через понятия:
  • Можно и нельзя.
  • Хорошо и плохо.
  • Не хочу и надо.

Всё это помогает сформировать нравственно-сознательную дисциплину.

Нравственно-сознательная дисциплина помогает ребёнку:

  • Беречь и разумно расходовать время.
  • Культурно себя вести.
  • Уважать окружающих.
  • Строго относиться к себе и своему внешнему виду.
  • Не допускать расхождения слов и дела.

Схема нравственного становления личности.

        В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития.

Классный руководитель должен знать, что в процессе воспитания НАДО:

  1. Не управлять поведением ребёнка, а руководить его внутренним духовным развитием.
  2. Влиять не на поведение ребёнка, а на его представление о самом себе, на его самооценку.
  3. Учить детей видеть и слышать окружающих людей, ценить и уважать их мнение.
  4. Учить детей общению.

        В процессе воспитания детям и родителям  необходимо разъяснить следующие понятия:

  • Нравственный выбор.
  • Нравственная позиция.
  • Нравственное поведение.
  • Нравственные ценности.
  • Жизненные ценности.
  • Самоактуализация.
  • Самореализация.

        Для реализации цели работы классного руководителя в плане нравственного воспитания учащихся можно использовать различные формы работы с классным коллективом.

  1. Формы работы с классным коллективом.
  1. Тематические классные часы нравственной направленности.
  2. Часы общения.
  3. Участие в акциях милосердия.
  4. Читательские конференции и диспуты.
  5. Экскурсии в музей, походы по боевым и памятным местам.
  6. Знакомство с «историческими» людьми, принесшими славу Родине своими делами и поступками.
  7. Организация работы кружков с нравственной тематикой, цикл бесед.
  8. Изучение нравственного наследия мира.
  9. Шефская работа учащихся в детских домах, домах престарелых, больницах, на дому у пожилых людей.
  10. Праздники нравственной и патриотической тематики.

        Программа нравственного воспитания предполагает совместную работу с родителями, которую можно построить по следующему плану:

  • Классные часы.
  • Часы общения, праздники.
  • Коллективное чтение.
  • Поэтические вечера и марафоны.
  • Работа с родителями.
  • Можно предусмотреть работу клуба или кружка нравственного совершенствования личности.
  1. Структура программы нравственного воспитания.

        Программа рассчитана на всех участников образовательного процесса: ученики, их родители и учитель. Это примерное планирование работы, распределённое по классам и по учебным четвертям.

Программа включает в себя:

  1. Тематические  классные часы.
  2. Часы общения и праздники.
  3. Коллективное чтение произведений известных писателей.
  4. Работу с родителями.

Вид деятельности.

Количество часов.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Классные часы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Часы общения.

1

1

1

1

1

1

1

-

-

1

1

1

1

-

-

-

Праздники.

1

-

2

1

-

1

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1

Коллективное чтение.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

Поэтические марафоны.

1

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

Родительские собрания.

2

-

1

-

1

-

1

1

1

1

1

-

1

-

1

-

Совместные собрания-проекты (родители и дети)

-

1

-

1

-

1

-

-

-

-

-

1

-

1

1

1

Экскурсии.

1

1

1

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

Всего мероприятий               в каждой четверти:

10

6

8

5

5

7

7

6

6

6

6

6

4

4

4

4

        Программа предлагает систему работы с классом, направленную на воспитание нравственных начал  личности школьника, гражданина России и отвечает требованиям ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.                                                                                                          На первый взгляд объём материала для работы может показаться небольшим, и это правильно, т.к. кроме нравственного направления, в плане воспитательной программы есть патриотическое, физическое, эстетическое и т.д.

  1. Содержание программы.

1 класс

Классные часы

Часы общения, праздники

Коллективное чтение

Работа с родителями

1 четверть

1.«Что такое хорошо и что такое плохо?»

2.Экскурсия в природу.

1.  «Здравствуйте! Это – Я!» Самопредставление. Час общения за чаем с целью сплочения детского коллектива.

2.  Праздник «Красота вокруг!» (осень)

- Праздник «Посвящение в первоклассники».

1. Е. Пермяк «Самое страшное»

2. В. Осеева «Собака яростно лаяла»

3.Поэтический марафон «По тропинкам Осени»

1. Родительское собрание «Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе».

2. Учебные задачи 1-го года обучения. Проектная деятельность в начальной школе.

2 четверть

1.«О невежах и вежливости».

2.Экскурсия в краеведческий музей.

«Моя любимая игрушка» - час общения.

1.В. Осеева «До первого дождя» 2. В. Осеева «Бабка».

Родительское собрание – проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». Семейное мероприятие с игровой, конкурсной программой. Презентация. Выставка коллекций, семейных газет.

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

3 четверть

1.«Что значит быть ответственным?»

2.Экскурсия в школьный музей.

1.Праздник «У детства мамино лицо».

2.Праздник первой учебной книги «Спасибо, Азбука!»

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

В. Осеева «Долг»

Родительское собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться».

4 четверть

«Поговорим о внешнем виде своём и книжном».

1.Час общения «Я и все мои друзья».

2.Праздник «Будем помнить тебя, первый класс!»

Ю. Ермалаев «Лучший друг»

В. Чаплина «Мушка»

Родительское собрание-отчёт «Какими мы стали? Родители и дети».

2 класс                                                                                                                                              1 четверть

«О лентяях и лени»

«От улыбки солнечной…» - час общения. Игра.

Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

А. Обрывалин «Чалый»

Родительское собрание «Поощрение и наказание – поступите правильно!»

                                                2 четверть

«Об аккуратности»

1. Час общения за чаем: «Правила вежливости, или урок этикета»

2.Праздник «Милая, добрая, нежная, мама!»

И. Василенко «Мостик»

Ю. Ермолаев «Силач»

А. Дурова «За что?»

Родительское собрание-проект «Чтение – окно в мир знаний» (вместе с детьми)

3 четверть

«Об обидах и причинах обид»

1. Час общения с театром кукол: «По страницам любимых сказок».

2.Праздник «Посвящение маме».

Проект «Салатное дело»

М. Водопьянов «Один за всех и все за одного»

И. Туринич «Дружба»

Поэтический марафон

«Если с другом вышел в путь»-стихи о дружбе.

Родительское собрание «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие?»

4 четверть

1.«Эгоисты. Кто они такие?»

2.Экскурсия в природу.

Семейный праздник «Род. Родные. Родина…»

Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

И. Туринич «Дружба» (вспоминаем, делаем выводы)

Родительское собрание «Воспитание любви  и бережного отношения к природе, Родине».

                                           3 класс                                                                                                                   1 четверть

«Правда и ложь. Какие они?»

1.Праздник «Хлеб -  всему голова»

2.Экскурсия на предприятие: рабочее место.

Б. Никольский «Высшая мера наказания»

В. Осеева «На катке»

Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка»

2 четверть

«О жадности и жадных»

Час общения: «Жадность. Что это такое?» Игровые ситуации

Внеклассное мероприятие «Пусть всегда будет мама!»» (ко дню Матери)

В. Осеева «Разделите так, как делили работу!», «На берегу реки»

Родительское собрание «Речь ребёнка. Важные жизненные понятия».

3 четверть

«Что такое характер?»

1.Час общения «Я и мои одноклассники»

2.Мамин праздник.

И. Василенко «Мостик»

Я. Сербин «Лесное происшествие»

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении?»

4 четверть

«Что значит в жизни похвала? Что значит «бескорыстие»?

1.Урок Мужества – внеклассное мероприятие.

2.Игра интеллектуалов «Путешествие в природу»

М. Водопьянов «Коля Кажимов»

Поэтический марафон

«Расскажи мне о войне»

Родительское собрание-проект «Наши достижения»- отчёт учителя, родителей и учащихся по результатам работы за год.

                                                  4 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                         1 четверть

«Мои мечты, желания и возможности».

Час общения «Мир моих увлечений»-профориентация.

В. Осеева «Пёрышко»

Родительское собрание «Мы –выпускники начальной школы»

                                                                            2 четверть

«Открой доброте своё сердце!»

Праздник ко дню матери «Мама-песня моя!»

Л. Воронкова «Конь-богатырь»

Родительское собрание проводят дети «Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей)

3 четверть

«Душевность и бездушие»

Семейный вечер «Как хорошо, что есть семья, которая всегда, везде от бед хранит меня»

Выбор детей. Чтение текстов на тему «Нравственность»

Родительское собрание «Психология развития ребёнка-подростка»

4 четверть

«Что значит быть счастливым?»

Праздник дружбы «Мы вместе!»

«Дети о дружбе» - сочинения из творческой мастерской учеников.

Родительское собрание-отчёт «Оценка наших достижений». Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!»

Приложение.

В помощь учителю.

                                                                        «Наша воспитательная сила                                                                                      прямо пропорциональна                                                                                  нашей любви к людям.                                                                                  Не к нашему ребёнку, а к                                                                                  людям»                                                                                                                 С. Соловейчик

  • «Любовь, что ты берёшь, равна любви, которую даёшь».     Народная мудрость.        
  • Моральность характера проявляется в полном соответствии дел и поступков личности её моральным убеждениям.                                                                                               Нравственно воспитанный человек, это человек честный и добросовестный, коллективист, умеющий жить и трудиться в коллективе и для коллектива. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе.                                   Первые нравственные уроки, обогащение жизненного опыта детей происходит в семье и складывается из общения с родителями, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.                                                                         Учитель должен правильно оценить статус семьи, определить её значимость для ребёнка и помочь родителям качественно и планомерно влиять на развитие его личности.

Простые правила нравственности.

Правила товарищества.

Правила дружной работы.

Правила честной игры и состязаний.

Правила вежливости.

*помогай товарищу

*делись с товарищем

*останови товарища, если он поступает плохо

*не ссорься с товарищем, не зазнавайся, не завидуй, умей радоваться успеху товарища

*извинись и постарайся исправиться, если ты поступил плохо

*умей принять помощь, советы и замечания других ребят

*чётко договорись о плане работы и сроках её выполнения

*распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать; учитывайте, кто что хочет и умеет делать

*каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше; нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе

*каждый должен работать на совесть

*по ходу работы узнавай, как идут дела у других; помоги, научи, посоветуй тому, кто затрудняется что-то выполнять, научись сам пользоваться советами других

*не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путём; только честная борьба, иначе и победа не интересна

*не злорадствуй, когда другие проигрывают

*обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись на победителя, и на того, по чьей вине произошло поражение

*будь вежлив (вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было хорошо с тобой)

*будь всегда приветлив: здоровайся, за помощь благодари, попрощайся, когда уходишь

*старшим, больным, усталым уступай место в транспорте, на скамейке; делай это скромно: не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место

*никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час или чуть раньше, но не позже; береги время других

*не заставляй волноваться о себе; уходя из дома, предупреди, куда и с кем идёшь и когда вернёшься, не опаздывай

*не капризничай: твой каприз может испортить настроение другим, причинит им беспокойство

 

Литература.

  1. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1979.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2004.
  3. Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004.
  4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
  5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. М.: Вако, 2004.
  6. Женило М.Ю. Весёлые классные часы и праздники в 4-6 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.



Предварительный просмотр:

 Программа работы с родителями младших школьников.

Пояснительная записка.

Тема развития и воспитания ребёнка в семье и школе актуальна во все времена развития нашего общества, а потому вопросы сотрудничества школы и семьи интересны для изучения. Ведущая роль семьи в воспитании детей давно признана мировым сообществом, зафиксирована в ряде международных документов, в том числе в Конвенции ООН о правах ребёнка, где особо подчёркивается, что повсеместно в мире каждая семья должна восприниматься как главная ячейка общества, которая создаёт условия для развития и защиты интересов своих детей. Семья рассматривается как первый и последний рубеж защиты детей, любви к ним. Семья – богатство и надежда каждой нации, и от того насколько правильно будет осуществлено семейное воспитание, от общей моральной и физической закалки подрастающего поколения в семье, зависит будущее каждого народа, общества, стабильность и уровень цивилизации в государстве.                         Формирование у детей нравственных ценностей – наиболее сложный аспект семейного воспитания, особенно для семей, где нет любви и согласия, где неправильные межличностные отношения родителей негативно влияют на развитие личности ребёнка. Вот почему некоторые семьи нуждаются в поддержке и помощи извне: со стороны государства и школы. Прежде всего, такая поддержка со стороны школы может выражаться в повышении педагогической культуры родителей, т.к. люди, у которых есть дети, родителями не рождаются, и вместе с ребёнком они учатся ими быть. Обучаясь, можно ошибаться, и это происходит во многих семьях.  Одна из задач школы заключается в  таком обучении родителей, чтобы ошибок семейного воспитания возникало как можно меньше, чтобы как можно меньше вокруг было «раненых» детских сердец. Вот почему в воспитании детей важным является постоянное взаимодействие семьи и школы, прочные и всесторонние отношения между учителями и родителями. Особенно это касается семей, где воспитываются дети младшего школьного возраста, т.к. нравственное становление личности приходится именно на этот возрастной период жизни человека.                         Работа в начальной школе  с детьми младшего возраста показала, что проблемы семейного воспитания  в обществе существуют и решать их надо. Более того, многие родители готовы принять грамотную помощь школы, т.к. заинтересованы в построении успешного будущего для своих детей, а потому учитель современной школы должен обладать таким запасом знаний, чтобы родители доверили ему детей и приняли от него эту помощь .                                                                                                 Данная программа создана в 2005 году на основе личного опыта работы учителя начальных классов с детьми и их родителями и представляет собой систему работы учителя, направленную на педагогизацию сознания родителей с целью повышения их педагогической культуры. В программу внесены некоторые изменения, связанные с  условиями развития современного общества, но её суть не противоречит требованиям ФГОС, социального заказа государства школе и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы:

  • Создать условия для успешного взаимодействия школы и семьи, направленного на полноценное развитие и воспитание личности гражданина России.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному направлению деятельности.
  2. Работать в тесном контакте с родителями обучающихся.
  3. Изучить воспитательные возможности каждой семьи классного коллектива.
  4. Развивать образовательный уровень родителей для успешной учебно-воспитательной работы с детьми через лекционные занятия и совместную творческую деятельность.
  5. Работу родительского комитета класса направить на создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества среди родителей и детей, способствующих успешному формированию коллектива взрослых и детей.
  6. Составить памятки  родителям для правильного воспитания детей.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи работы учителя.
  3. Тематическое планирование родительских собраний в 1-4 классах.
  4. Приложение: планы родительских собраний, тексты опросов и анкет…
  5. Литература.

Условные обозначения:

У – учитель

Р – родители

Д – дети

В – врач

П – психолог

 План проведения родительских собраний.

Четверть

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 ч

2

1

1

1

2 ч

1

1

1

1

3 ч

1

1

1

1

4 ч

1

1

1

1

Всего:

                      4/5

4

4

4

Распределение рабочего материала по классам.

Тема собрания.

Время проведения.

Участники собрания.

1 класс (1 вариант)

0.

Дошкольные хлопоты, или не за горами первый класс.

Май

У +Р

1.

Трудности адаптации детей к школе.

Сентябрь

У + Р

2.

Роль семьи в воспитании детей.

Ноябрь

У + Р

3.

Эмоциональный мир ребёнка, его значение и пути развития.

Февраль

У + Р + Д

4.

Какими мы стали.

Май

У + Р + Д

1 класс  2 вариант

0.

Дошкольные хлопоты, или не за горами первый класс. Социальный паспорт класса.

Май

У + Р

1.

Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе.

Сентябрь

У + Р

2.

Учебные задачи первого года обучения. Проектная деятельность в начальной школе. План.

Конец сентября

У + Р

3.

Собрание-проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка».

Декабрь

У + Р + Д

4.

Собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться?» УУД.

Март

У + Р

5.

Собрание-отчёт «Какими мы стали!?»

Май

У + Р + Д

2 класс

1.

Поощрение и наказание: поступите правильно!

Конец сентября

У + Р

2.

Собрание-проект «Чтение-окно в мир знаний».

Декабрь

У + Р + Д

3.

Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие?

Март

У +Р

4.

Воспитание любви и бережного отношения к природе, Родине «Мы – дети Земли»

Май

У+Р+Д

3 класс

1.

Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка.

Сентябрь

У +Р + В+П

2.

Речь ребёнка. Важные жизненные понятия.

Ноябрь/декабрь

У+Р

3.

Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении? Практикум.

Февраль/март

У+Р

4.

Собрание-проект «Наши достижения»: отчёт учителя, родителей и детей по результатам работы за учебный год.

Май

У+Р+Д

4 класс

1.

Мы – выпускники начальной школы. Требования программы. Цели и задачи обучения.

Сентябрь

У+Р

2.

«Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей). Собрание ведут дети и учитель.

Декабрь

У+ Р+Д

3.

Психология развития ребёнка-подростка. Диагностика.

Февраль

У+Р+В+П

4.

Собрание-отчёт «Оценка наших достижений. Презентация деятельности класса за 1-4 классы «И только память сохранит нашу историю  на веки!»

Май

У+Р+Д+Классный руководитель будущего 5-го класса

Литература.

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.  М.: «ВАКО», 2004.
  4. Жданов А. Техника семейного воспитания. Областной институт усовершенствования учителей АК «Сталкер». Архангельск, 1990.
  5. Осипова М.П. работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – МН.: «Экоперспектива», 2003.

Приложение.

  1. Планы родительских собраний. Вопросы к анкетированию среди детей и родителей.
  2.  Таблица «Отклонения в здоровье детей».
  3. Таблица «Сведения к социальному паспорту».
  4. Таблица «Внеурочная деятельность обучающихся».
  5. Таблица в помощь классному руководителю «Направления воспитательной работы».
  6. Памятка учителю о воспитании детей.
  7. Таблица «Среда, в которой растёт и развивается ребёнок».
  8. Структура плана воспитательной работы и дневника классного руководителя.
  9. Основные критерии характеристики ребёнка.
  10. Социальный паспорт класса (информационная таблица).

Первое родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Дошкольные хлопоты, или не за горами 1 класс».

План.

  1. Что важно знать родителям будущих первоклассников: режим работы учебного заведения, питание детей, медицинское обслуживание, Устав ОУ, единые требования для уч-ся.
  2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
  3. Психологическая и волевая готовность детей и родителей к школе.
  4. Выборы родительского комитета.

1 класс.

Родительское собрание

«Трудности адаптации первоклассников к школе».

План.

  1. Физеологические и психологические трудности адаптации.
  2. Правильное отношение родителей к детям в период адаптации.
  3. Законы жизни класса. Обсуждение.

Узелок на память: законы воспитания ребёнка в семье.

  • Закон единства требований матери и отца.
  • Закон значимости похвалы.
  • Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
  • Закон разделения в разной мере материальных благ между взрослыми и детьми.

Опрос среди родителей (до собрания).

  1. Какие ласковые слова вы говорите ребёнку?
  2. Какие меры воздействия на ребёнка вы используете?
  3. Назовите любимые игрушки ребёнка.
  4. Что они значат для него?
  5. Почему, зачем ребёнок пошёл в школу?
  6. Как и за что вы поощряете ребёнка?
  7. Чем увлекается ребёнок?
  8. Ваше отношение к этому увлечению.
  9. Что отрицательное в ребёнке хотелось бы исправить?
  10. Каким вы хотите видеть своего ребёнка по окончании 1 класса?

      После каждого анкетирования или опроса делаются выводы, которые достигаются путём анализа, т.к. без него невозможно планировать дальнейшую работу с классом.

Опрос среди родителей.

  1. Ответьте, пожалуйста, с каким настроением ребёнок посещает школу?
  2. Как он отзывается о школе?
  3. Уютно ли ему в классе?
  4. Какая наука нравится ребёнку больше?
  5. Что является более трудным для изучения? Почему?
  6. Какие трудности встречаете вы в обучении и воспитании ребёнка?
  7. По какому волнующему вас вопросу вы хотели бы получить консультацию?
  8. Как вы считаете, произошёл ли рост в сознании ребёнка? В чём это выражается?

Ответы на эти вопросы помогут учителю увидеть, как успешная адаптация влияет на становление личности ребёнка, что очень важно.

1 класс.

Родительское собрание                                                                                                                 «Роль семьи в воспитании детей».

План.

  1. Лекция в сочетании с беседой «Роль семьи в воспитании детей». Учебная деятельность первоклассников и задачи родителей.
  2. Основные разделы плана воспитательной работы. Работа родительского комитета.

Узелок на память: «Как воспитывать детей с раннего детства?»

  • Не «сюсюкать», а вести себя с детьми, как со взрослыми.
  • Не стесняйтесь говорить с детьми о своей жизни, начиная с примеров из вашего детства.
  • Научитесь говорить правильно, не стесняйтесь исправить ошибку, допущенную в речи, и тогда ваш ребёнок будет тоже говорить правильно.
  • Спрашивайте ребёнка обо всём и покажите ему, что мир прекрасен.
  • Научите его ходить прямо и смотреть вверх и в стороны, это поможет ему стать наблюдательным.
  • Покажите ребёнку, что жизнь может быть интересной и в окружающем, и в людях, а ещё смешной и даже уродливой.
  • С раннего детства воспитывайте сочувствие и сопереживание.
  • Научите ребёнка здороваться со всеми, запоминать отчества, фамилии людей.
  • Научите его улыбаться всему и всем.

1 класс.

Родительское собрание:                                                                                                          «Какими мы стали».                                                                                                                 (собрание проводится совместно с детьми, готовится заранее)

  1. Подготовка.

В уголке класса помещается объявление.

Внимание, дети и родители!

Мы ищем таланты!

В конце учебного года будет проведено собрание-отчёт «Какими мы стали».

Участником должен стать каждый: пение, игра на музыкальном инструменте, рисунки, поделки, танцы, сценки, гимнастические номера, фокусы, стихи…

Спешите хорошо подготовиться!

Можно участвовать вместе с родителями.

Заявки принимаются до 10 мая.

  1. Выступление учителя и детей с необычным отчётом о проделанной работе по составленной программе, где одной нитью связаны между собой выступления детей, отчёт учителя, номера художественной самодеятельности, благодарность родителям за работу в течение года, награждение детей по итогам года, оглашение в оригинальной форме результатов анкетирования среди детей и родителей, викторина, спектакль, интересная газета-сюрприз…

Вопросы детям (перед собранием).

  1. Трудным ли был для тебя учебный год? Почему?
  2. Как ты считаешь, изменился ли ты по сравнению с тем, каким был в детском саду?
  3. Какие школьные мероприятия тебе запомнились?
  4. Интересно ли тебе в школе?
  5. Хотел бы ты вернуться в детский сад?

Вопросы родителям (перед собранием).

  1. Трудным ли показался вам первый учебный год? Почему?
  2. В первой анкете вы писали, каким бы хотели видеть своего ребёнка по окончании 1 класса. Сбылись ли ваши желания? Каким он стал?
  3. Как вы оцениваете работу учителя по обучению и воспитанию детей?
  4. О чём вы хотите услышать на собраниях в будущем учебном году?
  5. Как вы оцениваете работу родительского комитета?

  1. Выступление родителей с ответными словами и программой отдыха: конкурсы, игры, пожелания, чай, решение вопросов жизни класса.

2 класс.

Родительское собрание

 «Поощрение и наказание – факторы, влияющие на учение ребёнка».

План.

  1. Задачи второго года обучения.
  2. Виды поощрений и наказаний в семейном воспитании.
  3. Рубрика: «Хочу вам рассказать…»(брань, угрозы и физические наказания).
  4. Агрессия ребёнка.
  5. О работе родительского комитета. Отчёт и выборы.

Опрос среди родителей (перед собранием).

  1. Какие меры поощрения и наказания ребёнка используете вы в семье?
  2. За что вы наказываете и поощряете детей?
  3. Как реагирует ребёнок на поощрения и наказания?
  4. Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
  5. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  6. Против кого направлена его агрессия?
  7. Какие меры по предупреждению агрессии вы принимаете в семье?

Далее можно вручить родителям памятки по отношению к детям в трудных ситуациях.

2 класс.

Родительское собрание «Чтение – окно в мир знаний».                                                Проводится совместно с детьми.

План.

  1. Задачи уроков чтения.
  2. Основные качества навыка чтения.
  3. Приёмы совершенствования навыка чтения.

Опрос среди детей (перед собранием).

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Есть ли дома библиотека?
  3. Посещаешь ли ты другие библиотеки?
  4. Часто ли тебе взрослые читают вслух?
  5. Есть ли дома детские журналы?
  6. Для чего человеку нужны книги?

Опрос среди родителей (под диктовку на собрании).

  1. Любит ли ребёнок читать?
  2. Что он читает сейчас?
  3. Есть ли дома библиотека?
  4. Какие библиотеки посещает ваш ребёнок?
  5. Часто ли ребёнок вам читает вслух?
  6. Часто ли читаете ему вы?
  7. Какие детские журналы вы выписываете, покупаете?
  8. Любят ли читать друзья ребёнка?
  9. Когда ребёнок читает, вы:
  • Готовите обед?
  • Смотрите телевизор?
  • Вас нет дома?
  • Слушаете, сидя рядом?

              В ходе собрания родителям показываются элементы уроков чтения, которые учитель и дети готовят заранее. Родителям демонстрируется, как правильно надо читать детям, выразительное чтение самих детей, как правильно надо проверять технику чтения. Всё это будет сочетаться с музыкой, чтением стихов наизусть.

Памятка родителям (к чтению).

  1. Чаще читайте детям вслух.
  2. Старайтесь выбирать книги с красочными иллюстрациями и удобным для чтения шрифтом.
  3. Выбирайте для совместного чтения самые интересные эпизоды.
  4. Старайтесь заинтересовать ребёнка сюжетом, прерывая чтение на самом интересном месте.
  5. Показывайте детям личный пример, читая как можно больше.

2 класс.                                                                                                                                 Родительское собрание                                                                                                          «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии трудолюбия».

План.

  1. Труд и его значение в жизни человека (ребёнка).
  2. Интеллектуальный труд и работоспособность.
  3. Роль семьи в развитии трудолюбия у ребёнка.
  4. Воспитательная работа в классе по развитию трудолюбия у детей.

Опрос среди родителей (до собрания).

  1. Любит ли ребёнок трудиться?
  2. Имеет ли ребёнок постоянное поручение?
  • Да.
  • Нет.
  1. Как он выполняет это поручение:
  • Ежедневно.
  • Охотно.
  • По принуждению.
  • От случая к случаю.
  • Не выполняет.
  1. Перечислите трудовые поручения вашего ребёнка.
  2. Назовите любимое поручение ребёнка.
  3. Если ребёнок не имеет поручений, почему?

3 класс.                                                                                                                                                Родительское собрание                                                                                               «Физиологическое взросление и его влияние                                                                                  на формирование познавательных процессов и личных качеств ребёнка».

План.

  1. Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребёнка.
  2. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
  3. Результаты опроса среди родителей по данной теме.
  4. Взросление и его влияние на отношения детей в классе.

Опрос среди родителей (до собрания).

  1. Что изменилось в вашем ребёнке за последнее время?
  2. Как он стал вести себя дома?
  3. Проявляет ли он свою самостоятельность? Как и в чём это выражается?
  4. Волнует ли вас предстоящий разговор с ребёнком по вопросу пола?
  5. Как вы себя ведёте, если ребёнок начинает вам грубить?

Анализ результатов опроса должен показать:

*внимательно ли родители относятся к детям

*насколько близки и доверительны отношения между детьми и родителями

Перед собранием проводится работа с детьми по формированию их автобиографии, а на собрании с родителями учитель проводит тестирование «Достаточно ли вы контактны с детьми?»

3 класс.                                                                                                                                 Родительское собрание                                                                                                             «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении ребёнка»,

План.

  1. Что такое развитие речи и речевые умения?
  2. Изложение и сочинение – творческие работы по развитию речи учащихся.
  3. Ознакомление   родителей с нормами оценок и уровнем знаний.
  4. Творческая мастерская детей для родителей.

4 класс.                                                                                                                               Родительское собрание                                                                                                                 «Мы – выпускники начальной школы».

План.

  1. Учебно-воспитательные задачи учеников, учителя и родителей.
  2. Профориентационная работа.
  3. Разное.

4 класс.                                                                                                                                    Родительское собрание                                                                                                          «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».                                       План.

  1. Общение и его роль в жизни человека.
  2. Общение ребёнка в семье. Результат общения для взрослых и детей.
  3. Общение ребёнка в классе и влияние его на поведение ребёнка и отношения с товарищами.

Перед собранием я провожу классные часы по темам: «Что плохое живёт в нашем классе?» «Ты и твои товарищи», где дети выступают с рассказами об отношениях в классе. Они говорят о дружбе, о ссорах, о причинах конфликтов и о том, как выходят из конфликтных ситуаций. Детям предлагаю ответить на такие вопросы:

  • Как в нашем классе дети относятся друг к другу?
  • С какими детьми хочется и приятно общаться, работать?
  • С кем трудно общаться и почему?
  • Как ты считаешь, что главное в дружбе?
  • Если тебе вдруг станет плохо, трудно, к кому ты обратишься за помощью?

4 класс.                                                                                                                                  Родительское собрание                                                                                                       «Психология развития подростка».                                                                                            План.

  1. Возрастные кризисы.
  2. Совершенствование технических процессов обучения.
  3. Практикум по учебным предметам.

4 класс.                                                                                                                                     Родительское собрание                                                                                                               «Итоги работы в начальной школе».                                                                                           План.

  1. Сообщение учителя по итогам учебного года.
  2. Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!» (работа в 1-4 классах).
  3. Знакомство с классным руководителем будущего 5-го класса.
  4. Выборы родительского комитета.
  5. Заказ учебной литературы на будущий учебный год.

        Приложение.

  Отклонения в здоровье детей.

Вид заболевания.

Ф.и.о. ребёнка.

1.

Зрение.

2.

Лор.

 

3.

Сколиоз (нарушение осанки).

 

4.

Плоскостопие.

 

5.

Грыжа (паховая, пупочная).

 

6.

Астма.

 

7.

Заболевание мочевой системы.

 

8.

Заболевание сердца.

 

9.

Вегетососудистая дистония.

10.

Заболевание ЖКТ.

 

11.

Ожирение.

 

12.

Заболевание кожи.

 

13.

Другие болезни (указать).

 

14.

Состоят на учёте у докторов:

 

 

        

Внеурочная деятельность учащихся (дополнительное образование учащихся).

Ф.и. учащегося.

Название кружка, секции.

Время посещения.

В помощь классному руководителю.

Направления.

Содержание работы по направлениям.

Здоровье.

  • Беседа: «Вредные привычки».
  • День здоровья.
  • Классные соревнования: «Вперёд, друзья!»
  • Беседы о здоровье (чистое помещение, зарядка для глаз, операция «Здоровые зубы»).
  • Ведение книги спортивных рекордов учащихся класса.

Интеллект.

  • Конкурсы рисунков и чтецов.
  • Подготовка и участие в тематических праздниках, интеллектуальных играх.
  • Анкетирование и диагностика среди детей на предмет школьной мотивации, взаимоотношений в классе.
  • Работа с психологом (по необходимости).

Общение.

  • Изучение способностей учащихся.
  • Участие детей в подготовке и проведении уроков, выступлений.
  • Тематические классные часы.
  • Тренинги общения детей.
  • Ведение «Книги творческих достижений».
  • Самопрезентация и участие в праздниках.
  • Ролевые игры.

Нравственность.

  • Тематические классные часы.
  • Дискуссии.
  • Чтение книг на определённую тему.
  • Поздравления с днём рождения, сюрпризы.
  • Изучение семей учащихся и семейных традиций.
  • Ежедневные и по необходимости беседы на нравственные темы.

Досуг.

  • Часы общения и праздники.
  • Посещение музеев, выставочных залов…
  • Конкурсы талантов…

Гражданин.

  • Беседы о законах и ответственном отношении учащихся к законам общества.
  • Беседы и практикумы по правилам поведения учащихся.
  • Ознакомление родителей и детей с правами и обязанностями.

Семья.

  1. Изучение семей учащихся и традиций семьи.
  2. Фотовыставка: «Семейный альбом».
  3. Спортивные соревнования с участием семейных команд.
  4. Родительские посиделки с тренингами.
  5. Чтение книг, дискуссии.
  6. Экскурсии, походы, праздники…

                              Воспитывая и обучая, помни!

  • Ребёнок – это чистый лист, на котором следует работать аккуратно, дабы не испортить.
  • Ребёнок открыт к общению, но от воспитателя зависит, каким станет он после этого общения.
  • Воспитывать могут все и всё.
  • Воспитывать можно везде и всегда, не отделяя воспитание от жизни.
  • Учи детей ставить перед собой цель и доводить начатое дело до конца.
  • В работе каждый должен быть участником, а не слушателем и зрителем.
  • Содержание работы должно быть интересным для детей.
  • Самый умелый воспитатель – учитель, любящий детей, умеющий понять их, желающий им успеха.

 

Ф.И ребёнка.

Среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

Поддерживающая, здоровая.

Гармоничная, благоприятная.

Культурная.

Травмирующая, конфликтная.

                 

План воспитательной работы и дневник классного руководителя.

  1. Детский коллектив.
  • Общие сведения о детском коллективе:

-совет класса;

-положительные качества коллектива;

-отрицательные качества коллектива;

-традиции коллектива;        

-в целом о коллективе.

  • Количественный состав класса: мальчики и девочки.
  • Дата рождения детей.
  • Национальный состав класса.
  • Характеристика интеллектуальных умений уч-ся. Таблица достижений.
  • Сведения о занятиях уч-ся в кружках и секциях. Результаты. Если занимается в классном кружке, показать результат.
  • «Трудные» дети и организация работы с ними. Одарённые дети и организация работы с ними.
  • Результативность учебно-воспитательной деятельности учащихся класса.
  • Особенности развития детского коллектива. /лидеры, изолированные дети, дети, избегающие вхождения в коллектив; поведение; коррекция/
  1. Семья.
  • Состав родительского комитета. Личные данные.
  • Направления деятельности РК. Результаты деятельности РК.
  • Планирование работы РК по четвертям /обязательно совместно с детьми, хотя бы одно мероприятие/
  • Многодетные семьи. Малообеспеченные семьи.
  • Неблагополучные семьи. Проблемные семьи /указать проблему и пути взаимодействия с такой семьёй/ Семьи, где детей воспитывают опекуны…
  • Планирование работы с родителями /по месяцам/

Основные критерии характеристики ребёнка.

  1. Внешний вид. 
  • Тело  (соответствие роста и веса).
  • Поза  (раскованная, свободная, зажатая, подавленная, напряжённая).
  • Лицо (злое, доброе, открытое, закрытое, отрешённое, печальное, радостное, улыбчивое, есть ли дефекты).
  • Мимика и пантомимика (реагируя на слова, краснеет, бледнеет, дрожит, покрывается пятнами, испариной).
  • Внешний вид (состояние одежды и отношение к ней, наличие носового платка,  сам чистый ли, опрятный, следят ли родители за одеждой).
  1. Речь.
  • Голос  (монотонный, вялый, громкий, яркий, красочный, выразительный).
  • Темп речи (торопливый, сбивчивый, с запинкой – у расторможенных или напряжённых детей; замедленный – у депрессивных детей, они или малоразговорчивы или вовсе молчаливы).
  • Дикция  (плохая – задержка психического развития).
  • Словарь (говорит о том, в какой среде воспитывается ребёнок; богатство или бедность словарного запаса, использование сленгов и вульгаризмов, построение предложений, употребление простых или сложных предложений; грамотность ребёнка).
  1. Степень подвижности.
  • Ребёнок может двигаться активно и пассивно. В его двигательной активности необходимо обратить внимание на напряжённость и нервозность в движениях.
  1. Социальное поведение ребёнка.
  • Умение устанавливать контакт (если умеет – раскованный и открытый; если избегает контакта, недоверчив и осторожен – чего-то боится, испытывает проблемы в общении).
  • Вежливость (грубый и невежливый – плохое качество воспитания, или так         к нему относятся в семье;).

Эпитеты для характеристики социального поведения ребёнка:

  • Самоуверенный.                Нерешительный.
  • Решительный.                Неуверенный.
  • Хвастливый.                Застенчивый.
  • Высокомерный.                Назойливый.
  • Насмешливый.                Настойчивый.
  • Слабовольный.                 Подчиняющийся.
  • Угодливый.                Открытый.
  • Непосредственный.        Ласковый.
  • Доверчивый.                Скрытный.
  • Настроение (эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тревожное, тоскливое, депрессивное).
  1. Отношение к учебной деятельности.
  • Мотивация у/д ( ребёнку учиться интересно или неинтересно, нравится или не нравится, проявляет он старательность или он безразличен к учению).
  • Работоспособность (может сохранять работоспособность долго в течение определённого времени или бросает начатое дело, не доведя его до конца).

К рабочим навыкам ученика относятся:

  • Старательность.                Настойчивость.
  • Настойчивость.                Терпеливость.
  • Реакция на неуспех:
  • Агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание).
  • Общим возбуждением, критикой или потерей самообладания (становится неуверенным, сдаётся, винит себя, воспринимает неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно).
  • Интенсивность внимания (увлечённость, сосредоточенность).
  1. Темперамент ребёнка.
  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
  • Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный.
  • Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный.
  • Меланхолик – слабый.
  1. Характер ребёнка.

Определяется шестью критериями:

  • Отношение к другим людям:
  • Эгоизм – альтруизм.
  • Честность, правдивость – лживость.
  • Рассудительность – легкомыслие.
  • Общительность – замкнутость.
  • Тактичность – грубость.
  • Стремление превосходить – подчиняться.
  • Отношение к сверстникам:
  • Драчливость.                        Открытость.
  • Конфликтность.                Завистливость.
  • Подозрительность.                Уступчивость.
  • Отношение к взрослым:
  • Послушание.                Уважительность.
  • Капризность.                Заискивание.
  • Отношение к самому себе:
  • Скромность.                        Самокритичность.
  • Самоуважение.                Гордость.
  • Закомплексованность.        Чувство неполноценности.        
  • Отношение к собственным вещам:
  • Жадность.                Бережливость.
  • Расточительность.        Неряшливость.
  • Аккуратность.
  • Отношение учащегося к делу:
  • Ответственность – безответственность.
  • Трудолюбие – лёгкость.
  • Настойчивость.                Целеустремлённость.
  • Инициативность.                Самостоятельность.
  • Добросовестность.                Старательность.
  • Стремление к достижению успеха.
  1. Среда, в которой ребёнок растёт и развивается.

Среда может быть:

  • Поддерживающая.                Здоровая.
  • Гармоничная.                        Благоприятная.
  • Культурная.                        Конфликтная.
  • Травмирующая.

                                    Построение характеристики ученика.

  1. Фамилия, имя ученика.
  2. Время прихода ребёнка в детский коллектив.
  3. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности учащегося.
  4. Отношение ученика к учению:
  • Успехам и неудачам.
  • Стремлению выполнять все требования и рекомендации учителей.
  • Осознанию значимости учения.

А именно:

  • Умение учиться (охотно – неохотно).
  • Умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения и выводы.
  • Умение быть внимательным, работать сосредоточенно.
  • Умение быть настойчивым, преодолевать затруднения в учёбе, осуществлять контроль и самооценку.
  1. Интересы и склонности ребёнка:
  • Кружки.
  • Участие во внеурочной деятельности.
  • Олимпиады, конкурсы.
  1. Культурный кругозор ребёнка.
  2. Общественная и трудовая активность:
  • Отношение у труду.
  • Выполнение общественных поручений.
  • Заинтересованность в делах класса.
  1. Состояние здоровья ученика.                                                                                                 Участие в спортивных мероприятиях класса, школы…
  2. Нравственная воспитанность школьника:
  • Уровень дисциплинированности.
  • Проявление таких качеств, как честность, чувство долга, порядочность.
  1. Взаимоотношение со сверстниками, отношение к нему сверстников, место ученика в классном коллективе.
  2. Рекомендации ученику или педагогу, семье по совершенствованию личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для работы с родителями младших школьников

Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Система работы с родителями младших школьников

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители – пример ему…”.     Из средневекового трактата Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую истор...

Программа работы с родителями младших школьников "Гармония"

Программа работы с родителями младших школьников "Гармония"...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...