Внеклассное мероприятие в 1-4 классах. Передача «Пусть говорят» о правах ребенка и профилактике правонарушений.
методическая разработка (1 класс) на тему

Данное мероприятие позволяет решать проблемы профилактики правонарушений среди детей. Учтитывая их возрастные особенности, выбрана нетрадиционная форма проведения. Участниками мероприятия являются ученики 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_vo_vneklassnoy_rabote.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ляхова Ольга Михайловна, Ритер Вера Павловна,

учителя начальных классов МБОУ «Новожизненская СОШ»  

Внеклассное мероприятие в 1-4 классах.

Передача «Пусть говорят»

о правах ребенка и профилактике правонарушений.

Аннотация

        

        Данное мероприятие позволяет решить лишь некоторые проблемы профилактики правонарушений среди детей. Учитывая их возрастные особенности, выбрана нетрадиционная форма его проведения. Участниками мероприятия являются ученики 1 – 4 классов.

Цель: Сформировать представления об основных правах человека в сфере межличностных отношений и изучения дорожной азбуки.

Задачи:

- приобретение учащимися знаний  Конвенции ООН «О правах ребенка»;

- развитие познавательных процессов, самостоятельности, мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности;

- развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения;  воспитание грамотности;

- формирование навыка сотрудничества.

Форма проведения: ролевая игра в виде передачи «Пусть говорят».

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый- выполнение работы в группах;
  • наглядно – образный – иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

Оборудование: плакаты, иллюстрации, логотип передачи, проектор, мультимедийная презентация.

Подготовительная работа: распределение ролей; учащиеся подбирают литературные произведения, в которых задета тема «права», рисуют иллюстрации «Мои права», заучивают отрывки стихотворений о правилах поведения, самостоятельно работают с толковым словарем. Родители оказывают помощь детям при сборе информации, обработке данных, подготовке памяток.

Ход мероприятия.

Малахов: Уважаемые дамы и господа, здравствуйте. В эфире «Пусть говорят»  я, ее ведущий Андрей Малахов. Человек с самого рождения живет среди людей. Среди них делает первые шаги и говорит первые слова, развивает свои возможности. А для того, чтобы каждый из нас смог добиться своей цели, мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем обществе было всем хорошо и уютно. Для того каждый из нас должен соблюдать свои права и обязанности. Первый наш гость – ученик первого класса Никита. Встречайте! (Под музыку выходит первый ученик)

Малахов: Здравствуй!

Никита: Здравствуйте!

Малахов: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну – Страну Правовых знаний.

Никита: Каких, каких знаний, правовых? ( Недоуменно). Там что, ходят только направо?

Малахов: Какой же ты глупый, Никита! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!

Никита: О чем, о чем? О какой ценности, о каких правах?

Малахов: Ответить на вопрос Никиты поможет Профессор юридических наук. Встречайте! Звучат аплодисменты.

Профессор юридических наук:  Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой. Любое общество живет по своим законам. Главный закон государства – Конституция.  Как ты думаешь, Никита, а дети входят в это общество? ( Да). Все ли дети мира живут хорошо?

Никита: Нет, не все. Я смотрел недавно передачу по телевизору о торговле детьми, и мне их было очень – очень жалко.

Профессор юридических наук: Для того, чтобы уменьшить страдания детей, правители всех стран решили защищать их права.

Никита: Разве папы и мамы не защищают их?

Профессор юридических наук: Конечно, защищают. Но права детей так важны, что защищать их должны не только папы и мамы, а все взрослые люди на свете. Для этого в США, в городе Нью-Йорке, в штаб – квартире Организации Объединенных наций  ООН, в 1989 году был принят документ. СЛАЙД  Он называется «Конвенция о правах ребенка». Это слово для тебя, Никита, новое и сложное. 150 стран, а также наше государство – Россия, подписали этот документ, который призывает взрослых строить свои отношения с детьми на основе уважения и бережного отношения к личности ребенка.

Малахов: После рекламной паузы мы продолжим наш разговор. Не переключайтесь! Звучит музыка на мелодию песни «Учат в школе».

                                 Как права ребятам знать, интеллект свой повышать.

                                 Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

                                 И законы уважать, малышей не обижать.

                                 Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

                                 Свод законов есть большой, вместе мы его с тобой

                                 Учим в школе, учим в школе, учим в школе.

                                 Чтоб сумел их применять, смог себя ты защищать.

                                 Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Малахов: Спасибо, что не переключаетесь! Вы смотрите передачу «Пусть говорят». В нашей секретной комнате находится учитель Дмитрий Викторович. Встречайте! (На сцену выходит третий участник)

Малахов: Здравствуйте! Вы слышали наш разговор с этим первоклассником?

Дмитрий Викторович: Слышал. И сейчас я познакомлю Никиту с основными правами детей.

Никита: А я уже все узнал!

Учитель: Давай проверим, много ли ты знаешь? Внимание на экран (рисунки ребят на тему «Права детей»). СЛАЙД.  Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках?

Никита: Да это легкотня! Вот это…  ну, это я не знаю. Но вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это… ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это…

Учитель: Ну, хватит! В Стране Правовых знаний все дети знают свои права. (Обращается к зрителям). Что, ребята, поможем Никите (определяют зашифрованное в картинке право). Молодцы!

СЛАЙД.  

Только ты на свет родился,

Право первое твое

Получи, чтоб им гордиться,

Имя личное свое.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

СЛАЙД

 Есть еще такое право

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

СЛАЙД  

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно,

Есть у нас такой закон.

СЛАЙД

 Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь

Тоже право детворы.

СЛАЙД

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

СЛАЙД  

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу   вправе получать.

Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

СЛАЙД  

Сколько бы не было в мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек.

Все их права и ценны и равны.

 Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ты!

Должен любой президент понимать,

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы все лучшее дать!

Малахов: Мы продолжаем нашу программу. Внимание на экран. Ученики четвертого класса предлагают викторину: «Какие права литературных героев нарушены». Будьте внимательны.

СЛАЙД

- В каких сказках  нарушено право на личную неприкосновенность?

 ( Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).

СЛАЙД  

- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища?

 ( Варианты: Чипполино; зайчик; герои сказки «Теремок»).

СЛАЙД    

- У какой героини нарушено право на отдых и досуг?

( Варианты: Настенька из сказки «Морозко»;  Дюймовочка;  Золушка).

СЛАЙД    

- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком?

( Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).

Никита: 

- Хотя пока еще мы дети, но знать права свои должны.

  Узнал я много здесь, поверьте! И эти знания важны!

«Психотренинг» Все дети встают в круг. Глядя друг другу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на …. и не стану тебе мешать ….» Собеседник благодарит и продолжает: «Я уважаю твое право на собственное мнение и не буду тебя перебивать».

Малахов: Вы смотрите передачу «Пусть говорят». У нас в студии семья Правоведовых. В их семье часто возникают споры по поводу соблюдения прав. Какие проблемы вас волнуют?

Разговор семьи Правоведовых.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

 - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Малахов:  Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Что же такое «Обязанность»? Давайте спросим у Профессора юридических наук.

Профессора юридических наук. 

- Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Есть у вас, ребята,  обязанности в семье? Какие? (Участники передачи рассказывают о своих обязанностях в семье)

Малахов: Какие еще нам нужны знания, чтобы соблюдать права о личной неприкосновенности и сберечь жизнь, предостеречь людей от несчастий, мы спросим у нашего следующего гостя. Итак, встречайте – у нас в гостях дядя Степа-милиционер со своими юными помощниками. Он, скажем так, тоже озадачен проблемой соблюдения законов.

Дядя Степа: Ребята, закон улиц и дорог очень строг. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается. Есть четкие и строгие ограничения для водителей и пешеходов.

 Есть дорожный алфавит - ПДД, он так звучит.

Выучи их поскорей, и на улицу смелей.

Помощники дяди Степы:

Везде и всюду правила - их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.

Свои имеют правила шофер и пешеход.

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Правил мы никогда не забудем, пользу все они приносят людям.

И лишь тот в беду не попадет, кто разумный пешеход.    

Ролевая игра «Я в транспорте» (Группам детей раздаются карточки с заданиями «Инсценировать поездку в транспорте»)

Малахов: А сейчас рекламная пауза.

Инсценирование. Николай Николаевич Носов. «Автомобиль»

Никита: Дядя Степа, я считаю, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергли опасности не только свою жизнь, но и жизнь других людей. И подвели водителя.

Дядя Степа: Да, нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как  ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы одни столкновения. А чтобы это не случилось, существуют единые Правила дорожного движения.

Малахов: Какие советы вы бы дали ребятам и родителям, сидящим в студии?

Дядя Степа: Я дарю всем памятки «Правила поведения на улице». Мои помощники проведут парад дорожных знаков.

"Парад дорожных знаков ( проводят третьеклассники)

1. Что за знак такой висит?
Стоп машинам он велит:
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно - белым.

а) Пешеходный переход.

б) Подземный пешеходный переход

в) Пешеходная дорожка.

2. Можно встретить знак такой:
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.

а) Дорожные работы.

б) Въезд запрещён.

в) Движение без остановки запрещено.

3. Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки:
Только здесь не тротуар -
Дело всё в дорожном знаке.

а) Главная дорога.

б) Пешеходная дорожка.

в) Пешеходный переход.

4. Человек, идущий в чёрном,
Красной чёрточкой зачёркнут.
И дорога, вроде, но …
Здесь ходить запрещено!

а) Движение пешеходов запрещено.

б) Движение запрещено.

в) Движение без остановки запрещено.

5. Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой 
Нужно знак найти. Какой?

а) Пункт первой медицинской помощи.

б) Место остановки автобуса.

в) Место остановки трамвая

Малахов: Вы смотрите передачу «Пусть говорят» на первом канале. А теперь я приглашаю в студию лесных зверей, которые расскажут, которые расскажет о своем отношении к правилам дорожного движения. (Первоклассники инсценируют стихотворение С. Михалкова «Бездельник Светофор»)

Малахов: Вот и подходит к концу наша передача. Мы с вами живем не одни, а среди людей. Поэтому очень важно научиться различать хорошее и плохое, принимать правильные решения, контролировать свое поведение, прислушиваться к советам родителей и учителей. Думаю, что все вы со мною согласитесь, что нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из нас уйдет с частичкой знаний и желанием сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Берегите себя и своих близких!

Литература:

Права детей в сказках, рисунках и вопросах / А. Лопатина, М. Скребцова. М.: Амрита – Русь. 2008 г./

Конституция детства / сборник М.: Центр «Детство. Отрочество. Юность» - 2009 г./

Надо знать! / Брошюра «Новоком», 2011 г./

Конституция Российской Федерации/ М.: ООО «Рид Групп» 2011 г./

«Интегрированный подход к формированию у школьников навыков соблюдения правил безопасности на дороге» / М.: М.Беланкова «Начальная школа» №1, 2008 г/

http://festival.1september.ru/articles/508080/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Cценарий занятия «Мы выбираем? Нас выбирают?»

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Состоит из презентации Power Point (со вставками видеофрагментов), сценария занятия «Мы выбираем? Нас в...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 4 классов по правилам дорожного движения на тему "Правила дорожные знать каждому положено"

Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД для учащихся 4 классов в виде конкурсной программы....

Методический материал. Внеклассное мероприятие: « Счастье быть с природой, видеть её, говорить с ней»

Аннотация.        Методы и приёмы, представленные в методической разработке, способствуют пониманию детьми взаимосвязи природы с миром человека. Данный материал помо...

Внеклассное мероприятие по ПДД 3 класс "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету. Тем кто знает правила дороги, не грозят ни травмы, ни тревоги"

Материалы к занятиям по ПДД для учащихся 3 класса. Внеклассное мероприятие содержит познавательный и увлекательный материал...

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: "Мы говорим по-английски"

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку на тему: "Мы говорим по-английски"...

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Если бы растения умели говорить"

Конспект внеклассного мероприятия поможет для создания условий для расширения знаний учащихся о значении растений и видовом разнообразии растений...