Статья (эссе) "Воспитание театром"
статья (1 класс) по теме
".Дети есть дети, и все - с чудинкой". Да, все дети талантливы, и каждый талантлив по своему. Как же помочь раскрыться юным дарованиям? Думаю, что замечательным помощниковм в этом деле могут стать театральные постановки в классе. Мой опыт работы в этом убеждает. Совместна творческая работа позволяет ребенку раскрыться , и порой с само неожиданной стороны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_esse_vospitanie_teatrom.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Воспитание театром»
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Прекрасный зимний день. На улице задорный морозец. Каждое дерево, каждая веточка, каждый кустик облеплены пушисто-мохнатым, воздушным, кружевным инеем. Я радуюсь жизни, чудесному утру, наступившему дню. Всякий раз, встречая новый день, думаю: «Что интересного он принесет мне? Подарит ли чудесные мгновения общения с моими учениками? Какие вопросы задаст сегодня? Смогу ли их разрешить?»
Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью.
Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на все вопросы, а самой так хочется сказать вслух: «Дорогие мои ребята! Вы самые удивительные люди на свете. Ваша доброжелательность, открытость, приветливость ни с чем не сравнима. В вас нет пока подростковой подозрительности, вы необычайно деятельны, верите в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я, ваш учитель, указать к нему дорогу? Есть ли такие, кто сможет? Как оградить вас от всего дурного, грязного, что еще есть в нашей жизни? Как закалить? Как помочь? Вот он, огонек доверия. Его легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.
Всегда с легким волнением открываю дверь класса. Улыбаются мне навстречу детские доверчивые лица. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам отыскивать чудеса каждый день. Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать. Ребята дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества, а я с любовью все принимаю.
Как учитель я понимаю: «Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, который видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, радуется и дивится, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном.
- Что важнее: быть любимым или умет колдовать?
- Конечно, быть любимым, - важно изрекает Настя Л.
-Нет, колдовать! – заявляет Костя Х. - Когда умеешь колдовать, можно все наколдовать!
- И быть любимым?
- Запросто!
- Да, лучше колдовать! – соглашается Настя. – Можно так наколдовать, что тебя все будут любить!
Это не по правде, - неожиданно тихо произносит наш всегда шумный Денис. – Наколдованная любовь…она ненастоящая, ее легко расколдовать. Все повернулись к Денису, и только что сделанное открытие чудесно преобразило детские мордашки.
Мы играем в театр. Вместе придумываем спектакль.
Мы легко превращаемся в Маленькую Разбойницу и Оленя, потом – в неподвижные ледяные статуи, потом опять в детей и, конечно, куролесим.
Но время от времени в круговерти движения наступает та Тишина, в которой подрастают души маленьких актеров, - не так-то легко маленькому человечку сосредоточиться на чувствах – переживаниях другого, осмыслить – оправдать его поступки.
Сделать центром тяготения другого, разбудить – растормошить «внутреннего человека», открыть «глаза души» - ничего себе задача! Однако она вполне по силам любви и творчеству.
Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому возможность «играть в театр» - щедрый подарок воспитателю: знакомься, управляй.
Условный мир сказки, игры так близок и понятен ребенку. Редкий его день проходить без того, чтобы не играть какую-то роль, придумывая голос, манеры, воображая ситуацию. Именно в игре появляется – проявляется – совершенствуется эта чудесная способность «бывать» другим, способность к перевоплощению. Из этой способности может развиться художественное воображение и… просто хороший человек!
Уроки театра можно рассматривать как «возможность нравственного возрастания ребенка»
Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость, речь их становится выразительнее, движения – более пластичными, они творят и выдумывают с необыкновенной увлеченностью.
Дети способны удивительно оценивать успехи и неудачи товарищей, они очень тонко чувствуют фальшь, не зря К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей. С необыкновенной легкостью маленькие артисты готовы поверить, что стулья в зале - это таинственный заколдованный лес, а большой кубик – это избушка.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» (В. Сухомлинский ).
И вот с учениками 1 класса было решено поставить большую сказку.
Хотелось найти такую, которая бы имела бесспорную нравственную направленность и могла бы стать подарком родителям к Новому году. Выбор пал на сказку «Снежная Королева» Г.Х. Андерсена.
Мы обсуждали каждого героя, пытались разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, распределяли роли.
Если на одну роль претендовали несколько участников, то дети после проб сами выбирали лучшего исполнителя. Дети редко ошибаются, их выбор чаще всего совпадает с выбором взрослых. Я стараюсь избегать назначения одних и тех же детей на ведущие роли, считая, что каждый ребенок талантлив от природы, стремлюсь помочь ему раскрыть свои способности.
Параллельно с этим я подбирала и записывала классическую музыку, музыку из различных мультипликационных и художественных фильмов и звуковые эффекты. В спектакле наряду с записями звучала «живая» музыка, дети исполняли вокальные номера: дуэт Кая и Герды, трио со Снежной Королевой и др.
В инсценировку я включила также танцевальные номера как классического типа, так и образные (характерные), в которых дети получали возможность самовыражаться, опираясь на характер музыки..
Были разработаны костюмы для каждого героя, изготовлены достаточно сложные декорации. Неоценимую помощь в создании спектакля оказали родители, воспитатели, коллеги.
Вот и день премьеры спектакля. В классе царило приподнятое настроение. Все очень волновались; надо было еще раз проверить и отработать смену декораций, переодевания и т.д. Не обошлось и без досадных накладок: незадолго до премьеры после болезни в класс пришел мальчик, который пропустил почти все репетиции. Но мы не могли оставить его в стороне, подобрали ему костюм Разбойника. Несмотря на свою растерянность, он все же вышел на сцену и, как мог, сыграл свою роль, исполнил танец, повторяя движения за другими детьми. После спектакля все его очень хвалили. Мальчик и его родители ушли домой довольные. Игра маленьких артистов, (особенно Кая и Герды) тронула всех. Премьера удалась! Это был настоящий праздник!
Работа над спектаклем сплотила весь наш коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями. И теперь дети в нетерпеливом ожидании нового чуда, нового праздника, где они могли бы в полной мере проявить все свои чудинки.
Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Сколько уже таких кусочков души отдано! И сколько еще предстоит отдать! Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.
Любить своих воспитанников, как утверждал В.А.Сухомлинский, - это «искусство отдавать им свое сердце», доверять им, уважать не за достижения и заслуги, но бесконечно веря в потенциальное богатство духовного мира каждого ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологический театр в школе".
Формы экологического воспитания....
Статья "Как хорошо, что есть театр!"
Роль театральной деятельности учахихся начальной школы в рамках дополнительного образования....
Эссе " Воспитание великое дело : им решается участь человека"
К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения и привычки&hell...
Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»
laquo;Воспитание: взгляд в будущее»...
Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»
Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»...
Эссе « Воспитание: взгляд в будущее»
Воспитание подрастающего поколения....
Эссе "Воспитание – взгляд в будущее"
Эссе "Воспитание – взгляд в будущее"...