Изучение родного города(истории, архитектуры) - одна из основ нравственного воспитания.
статья (2 класс) по теме

Минаева Елена Владимировна

В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодёжь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.В последние годы резко возрос интерес к прблеме изучения родного края. Наш город , центр мировой и отечественной культуры. Изучение краеведения в Петербурге - один из важнейших компонентов воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukovodit_nravstvennym_vospitaniem.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9] данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, или культурной группы.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную,  внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

 Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, к родному городу,    обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

В настоящее время весь мир переживает один из непростых  периодов. Материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

        Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» [2]Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей  и молодежи.

В последние годы  в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. С одной стороны это дань моде. С другой  - это настоятельная необходимость, продиктованная потребностями общества создавать условия для становления гражданина своего Отечества, человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности. В то же

время понимание окружающего мира, города, необходимо для осознанного взаимодействия с ним каждому петербуржцу. Наш город, центр мировой и отечественной культуры, предоставляет огромные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, для эстетического и нравственного воспитания.

Поэтому, краеведение в Петербурге стало одним из важных компонентов воспитания и образования.

Мы, учителя, имеем возможность самостоятельно выбрать наиболее удобный вариант изучения родного города.

Официальное ( условное) название курса, который входит в программу дополнительного образования нашей школы – « История и культура Санкт – Петербурга». Изучение курса проходит по следующим направлениям: краеведческое, историко – краеведческое, культурологическое, архитектурно – краеведческое.

Основные задачи программы курса:

*формирование в сознании ребёнка образа Санкт – Петербурга, уважения к его истории и культуре

*формирование представления об историческом прошлом и настоящем города; о  людях, оставивших заметный след в истории;

*развитие эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца

*воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему родного города.

Проводя занятия со своими учениками, я пришла к выводу, что система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию может быть представлена следующим образом:

 

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к тому, что он – часть Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди трудятся на общее благо, соблюдают традиции, гордятся своей страной. Настоящий гражданин своей страны, патриот, должен уважать культуру, религию других народов, быть толерантным, терпимым, доброжелательным по отношению к другому человеку.

Каковы же формы и методы проведения занятий с моими учениками?

Это учебные, обобщающие занятия, игры, экскурсии, музейная педагогика, показ презентаций, видеоэкскурсии, выполнение творческих заданий, развивающие игры, включение в материал уроков математики и русского языка заданий, которые содержат интересные знания. На уроках я часто использую упражнения краеведческой программы «Чудесный город» Л.К. Ермолаевой, которые составлены с учётом действительной программы по русскому языку и развитию речи для 2-4 классов. Упражнения помогают учащимся узнать много интересного о нашем городе, познакомиться со строчками поэтов и писателей, посвящённых Санкт-Петербургу. Вопросы и задания к упражнениям способствуют гармоничному развитию ребёнка на уроках русского языка и развития речи, и дают учащимся возможность не только освоить правописание имён существительных, прилагательных, глаголов, но и обогатить свой словарный запас, научиться составлять рассказы о нашем чудесном городе, описывать его уголки, делиться своими впечатлениями.

Задания по развитию речи могут помочь учащимся освоить такие сложные речеведческие понятия  как текст, тема текста, части текста, средства языка в тексте и др., а также научиться определять тему текста и её главную мысль, и соответственно с этим озаглавить текст, делить его на части, отвечая на вопросы и выполняя задания по развитию речи. Ученики знакомятся с текстами – описаниями, текстами – повествованиями, с ролью имён существительных, имён прилагательных и других средств зыка в создании таких текстов.

Система вопросов и заданий по развитию речи помогает школьникам на основе прекрасных литературных примеров научиться составлять собственные тексты – описания, рассказы и выражать в них свои впечатления, чувства, своё отношение к увиденному.

Разнообразные «петербургские» упражнения можно включать на любом этапе урока русского языка.

Большой интерес у детей и их родителей вызывает музейная педагогика.

Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев...

Музейная педагогика – это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. С первого по четвёртый класс мы с детьми и их родителями ежемесячно ездим на занятия в Государственный Русский музей. Сотрудники музея помогают детям «делать первые шаги в искусстве». Они знакомят детей с различными жанрами, учат правильно « читать» картины, знакомят с различными техниками письма, с архитектурой, скульптурой, декоративно – прикладным искусством, биографиями художников, скульпторов, архитекторов и  многими другими понятиями. Дети учатся видеть прекрасное, переживать, ценить труд художников – авторов бесценных работ. Дома ребята рисуют, лепят, создают мозаики по теме занятий, развивая творчество, индивидуальность. Проезжая по улицам города, узнают здания, памятники, скульптуры, о которых шёл разговор в музее и на занятиях в школе.

Каких результатов хотелось бы достичь?

*Знать, уметь называть основные достопримечательности города

*Знать реки, каналы, мосты, петербургские храмы

*Знать историю приневских земель, Петропавловской крепости, Зимних дворцов

*Знать историю транспорта Петербурга

*Уметь читать карты города

*Развивать самостоятельность и личную ответственность за сохранение культурного наследия города

*Соблюдать элементарные правила поведения горожанина – петербуржца

 Участие в образовательном процессе родителей детей придает программному материалу личностный смысл: родители, дедушки и бабушки имеют прямое отношение к развитию родного города, его промышленности, культуре, образованию, историческим и культурным ценностям. Это позволяет устанавливать связь поколений и связывать процесс познания ближайшего окружения с культурными традициями прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»

Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....