Изучение родного города(истории, архитектуры) - одна из основ нравственного воспитания.
статья (2 класс) по теме
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодёжь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.В последние годы резко возрос интерес к прблеме изучения родного края. Наш город , центр мировой и отечественной культуры. Изучение краеведения в Петербурге - один из важнейших компонентов воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukovodit_nravstvennym_vospitaniem.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9] данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, или культурной группы.
Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, к родному городу, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» [2]Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
В последние годы в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. С одной стороны это дань моде. С другой - это настоятельная необходимость, продиктованная потребностями общества создавать условия для становления гражданина своего Отечества, человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности. В то же
время понимание окружающего мира, города, необходимо для осознанного взаимодействия с ним каждому петербуржцу. Наш город, центр мировой и отечественной культуры, предоставляет огромные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, для эстетического и нравственного воспитания.
Поэтому, краеведение в Петербурге стало одним из важных компонентов воспитания и образования.
Мы, учителя, имеем возможность самостоятельно выбрать наиболее удобный вариант изучения родного города.
Официальное ( условное) название курса, который входит в программу дополнительного образования нашей школы – « История и культура Санкт – Петербурга». Изучение курса проходит по следующим направлениям: краеведческое, историко – краеведческое, культурологическое, архитектурно – краеведческое.
Основные задачи программы курса:
*формирование в сознании ребёнка образа Санкт – Петербурга, уважения к его истории и культуре
*формирование представления об историческом прошлом и настоящем города; о людях, оставивших заметный след в истории;
*развитие эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца
*воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему родного города.
Проводя занятия со своими учениками, я пришла к выводу, что система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию может быть представлена следующим образом:
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к тому, что он – часть Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди трудятся на общее благо, соблюдают традиции, гордятся своей страной. Настоящий гражданин своей страны, патриот, должен уважать культуру, религию других народов, быть толерантным, терпимым, доброжелательным по отношению к другому человеку.
Каковы же формы и методы проведения занятий с моими учениками?
Это учебные, обобщающие занятия, игры, экскурсии, музейная педагогика, показ презентаций, видеоэкскурсии, выполнение творческих заданий, развивающие игры, включение в материал уроков математики и русского языка заданий, которые содержат интересные знания. На уроках я часто использую упражнения краеведческой программы «Чудесный город» Л.К. Ермолаевой, которые составлены с учётом действительной программы по русскому языку и развитию речи для 2-4 классов. Упражнения помогают учащимся узнать много интересного о нашем городе, познакомиться со строчками поэтов и писателей, посвящённых Санкт-Петербургу. Вопросы и задания к упражнениям способствуют гармоничному развитию ребёнка на уроках русского языка и развития речи, и дают учащимся возможность не только освоить правописание имён существительных, прилагательных, глаголов, но и обогатить свой словарный запас, научиться составлять рассказы о нашем чудесном городе, описывать его уголки, делиться своими впечатлениями.
Задания по развитию речи могут помочь учащимся освоить такие сложные речеведческие понятия как текст, тема текста, части текста, средства языка в тексте и др., а также научиться определять тему текста и её главную мысль, и соответственно с этим озаглавить текст, делить его на части, отвечая на вопросы и выполняя задания по развитию речи. Ученики знакомятся с текстами – описаниями, текстами – повествованиями, с ролью имён существительных, имён прилагательных и других средств зыка в создании таких текстов.
Система вопросов и заданий по развитию речи помогает школьникам на основе прекрасных литературных примеров научиться составлять собственные тексты – описания, рассказы и выражать в них свои впечатления, чувства, своё отношение к увиденному.
Разнообразные «петербургские» упражнения можно включать на любом этапе урока русского языка.
Большой интерес у детей и их родителей вызывает музейная педагогика.
Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев...
Музейная педагогика – это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. С первого по четвёртый класс мы с детьми и их родителями ежемесячно ездим на занятия в Государственный Русский музей. Сотрудники музея помогают детям «делать первые шаги в искусстве». Они знакомят детей с различными жанрами, учат правильно « читать» картины, знакомят с различными техниками письма, с архитектурой, скульптурой, декоративно – прикладным искусством, биографиями художников, скульпторов, архитекторов и многими другими понятиями. Дети учатся видеть прекрасное, переживать, ценить труд художников – авторов бесценных работ. Дома ребята рисуют, лепят, создают мозаики по теме занятий, развивая творчество, индивидуальность. Проезжая по улицам города, узнают здания, памятники, скульптуры, о которых шёл разговор в музее и на занятиях в школе.
Каких результатов хотелось бы достичь?
*Знать, уметь называть основные достопримечательности города
*Знать реки, каналы, мосты, петербургские храмы
*Знать историю приневских земель, Петропавловской крепости, Зимних дворцов
*Знать историю транспорта Петербурга
*Уметь читать карты города
*Развивать самостоятельность и личную ответственность за сохранение культурного наследия города
*Соблюдать элементарные правила поведения горожанина – петербуржца
Участие в образовательном процессе родителей детей придает программному материалу личностный смысл: родители, дедушки и бабушки имеют прямое отношение к развитию родного города, его промышленности, культуре, образованию, историческим и культурным ценностям. Это позволяет устанавливать связь поколений и связывать процесс познания ближайшего окружения с культурными традициями прошлого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.
В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»
Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....