"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
учебно-методический материал по теме

Кривенкова Людмила Владимировна

 Выступление на педагогическом совете с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

     Духовно -  нравственное  воспитание младших школьников

                                                                 

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.

А развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.

В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в начальной школе  интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

   Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, и поэтому основной духовно-нравственный материал можно включать в

  • уроки литературного чтения, на которых дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвященным духовным ценностям
  • уроки русского языка, окружающего мира, Брянского края, основ православной культуры и светской этики, искусства, где полученную информацию дети выполняют в виде индивидуальных творческих работ.

Ещё К. Ушинский говорил, что чтение – это упражнение в нравственном чувстве. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

   В начальный курс литературного чтения введены произведения духовно-нравственной тематики, а именно  фрагментов древнерусской книжности (летописаний, поучений),   произведений русской классики (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев), фольклора (прежде всего пословиц и поговорок).

        Изучая тему «Устное народное творчество, пословицы и поговорки», с ребятами подробно рассматриваем значение пословиц и поговорок в жизни человека, схожесть по смыслу пословиц и поговорок разных народов. Также ребятам предлагается вспомнить и описать случай, ситуацию из своей жизни, жизни своей семьи, к которым можно применить ту или иную пословицу или поговорку.

    Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях .

     Нравственных смысл фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам, а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

   Чувство патриотизма воспитываем у детей, когда читаем былины. Былинные богатыри являются воплощением  нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Рассматривая картину В.М.Васнецова «Богатыри»,  дети пишут сочинение по данному художественному полотну, описывают богатырей, дают свою оценку их подвигу.

    В начальной школе дети должны глубже познавать мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордиться своей историей, своим народом, осознавать себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать. Поэтому с 1 класса введён курс «Брянский край», а в 4-ых классах - «Основы религиозных культур и светской этики».

   Внеурочная деятельность – это прежде всего классные часы:

по изучению правил вежливости, применение этих правил в жизни, в классе, в общении со сверстниками.

Кроме того, классные часы «Права и обязанности ребёнка», «Афганистан – наша боль» (с посещением школьного музея), «Защитники армии-герои» ( мероприятие в ГДК).

   Дети начальной школы регулярно участвуют в общешкольных мероприятиях (конкурс патриотической песни, декада по окружающему миру),  посещают библиотеку, представления различных театров.

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с   ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни».

                                                                                            Макаренко А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....