"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
учебно-методический материал по теме
Выступление на педагогическом совете с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Духовно - нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.
А развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.
В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание в начальной школе интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, и поэтому основной духовно-нравственный материал можно включать в
- уроки литературного чтения, на которых дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвященным духовным ценностям
- уроки русского языка, окружающего мира, Брянского края, основ православной культуры и светской этики, искусства, где полученную информацию дети выполняют в виде индивидуальных творческих работ.
Ещё К. Ушинский говорил, что чтение – это упражнение в нравственном чувстве. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
В начальный курс литературного чтения введены произведения духовно-нравственной тематики, а именно фрагментов древнерусской книжности (летописаний, поучений), произведений русской классики (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев), фольклора (прежде всего пословиц и поговорок).
Изучая тему «Устное народное творчество, пословицы и поговорки», с ребятами подробно рассматриваем значение пословиц и поговорок в жизни человека, схожесть по смыслу пословиц и поговорок разных народов. Также ребятам предлагается вспомнить и описать случай, ситуацию из своей жизни, жизни своей семьи, к которым можно применить ту или иную пословицу или поговорку.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях .
Нравственных смысл фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам, а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Чувство патриотизма воспитываем у детей, когда читаем былины. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Рассматривая картину В.М.Васнецова «Богатыри», дети пишут сочинение по данному художественному полотну, описывают богатырей, дают свою оценку их подвигу.
В начальной школе дети должны глубже познавать мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордиться своей историей, своим народом, осознавать себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать. Поэтому с 1 класса введён курс «Брянский край», а в 4-ых классах - «Основы религиозных культур и светской этики».
Внеурочная деятельность – это прежде всего классные часы:
по изучению правил вежливости, применение этих правил в жизни, в классе, в общении со сверстниками.
Кроме того, классные часы «Права и обязанности ребёнка», «Афганистан – наша боль» (с посещением школьного музея), «Защитники армии-герои» ( мероприятие в ГДК).
Дети начальной школы регулярно участвуют в общешкольных мероприятиях (конкурс патриотической песни, декада по окружающему миру), посещают библиотеку, представления различных театров.
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни».
Макаренко А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....