Внеурочная деятельность"Клуб исследователей"
методическая разработка по теме
Программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_klub_issledovateley.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности .
« Клуб исследователей»
Пояснительная записка
Цель программы « Клуб исследователей» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области,учить видеть проблему, выдвигать гипотезы,задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, составлять план исследовательской работы.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Клуб исследователей» экологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
Тематический план
1-й год обучения
№ раз- дела | № занятия | Тема | Теория | Практика |
1 | Что такое экология? | 1 | ||
2 | Что такое природа?Какая бывает природа? | 1 | ||
3 | Почему происходит смена времен года? Чем отличается одно время года от другого? | 2 | ||
4 | Что такое круговорот веществ в природе? | 1 | ||
5 | А Человек – это природа?Человек – это хозяин или гость природы? | 1 | 1 | |
6 | Как влияет человек на природу? | 1 | ||
7 | Откуда берется бытовой мусор. Зависимость жизни человека от природы и её состояния.
| 1 | ||
8 | Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. | 1 | ||
9 | Викторина «Знатоки природы». Способы познания окружающего мира: наблюдение | 1 | ||
10 | Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы. | 1 | ||
11 | Почему надо охранять природу? Почему книга красная? | 1 | ||
12 | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. | 1 | 1 | |
13 | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. | 1 | 1 | |
14 | «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений. | 1 | ||
15 | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | 1 | ||
| 16 | Знакомство с дикорастущими растениями. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства. | 1 | |
17 | Занятие- практикум | 1 | ||
18 | «Чудо-растение». Проектная деятельность. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | 1 | 1 | |
19 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | 1 | ||
20 | «Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность. Соцветие. Виды семян и плодов | 1 | ||
21 | Экологическая сказка по теме «Грибы» | 1 | ||
22 | «Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов. | 1 | ||
23 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах. | 1 | 1 | |
24 | Просмотр фильма из серии ВВС. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | 1 | ||
25 | «Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту. | 1 | ||
26 | Викторина «Знатоки природы». Способы познания окружающего мира: наблюдение | 1 | ||
27 | «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты. Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы. | 1 | ||
Итого: 33 часа | ||||
Учебно-тематический план 2 –й год обучения | ||||
1 | Человек и природа | |||
1 | Вода и здоровье человека | 1 | ||
2 | Личная гигиена | 1 | ||
3 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | ||
4 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | 2 | ||
5 | Воздух и здоровье человека | 1 | ||
6 | Практическое занятие «Уборка в помещении» | 1 | ||
7 | «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе. | 1 | 1 | |
8 | Зеленая аптека. Лекарственные растения. | 1 | 1 | |
9 | Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. | 1 | 1 | |
10 | «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария. | 2 | 1 | |
11-12 | Солнце и свет в нашей жизни | 2 | ||
13 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | ||
14 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | ||
15 | Отношение к свету и теплу человека | 1 | ||
16 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | ||
17 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 1 | ||
18 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 | ||
19 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | 1 | ||
20 | Насекомые – вредители | 1 | ||
21 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | 1 | ||
22 | Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков | 1 | 1 | |
23 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | 1 | ||
24 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 1 | ||
25 | Охрана рыбных богатств. Красная книга | 1 | ||
26 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | 1 | ||
27 | Защита экологических проектов | 1 | ||
Итого: 34 часа |
Учебно – тематический план
3-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | Что такое экология? | 1 | ||
2-3 | Простейшая классификация экологических связей | 1 | 1 | |
4 | Простейшая классификация экологических связей | 1 | ||
5-6 | Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения? | 2 | 2 | |
7-8 | Кому угрожает исчезновение? (гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.) | 1 | 1 | |
9-11 | Как охранять природу? Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира | 1 | 2 | |
12 | Есть ли жизнь в почве?Роль червей и кротов в поддержании почвенного плодородия. | 2 | ||
13 | Что такое экологическая пирамида? | 2 | 1 | |
14 | Учимся передавать свои знания другим ребятам . | 2 | ||
15-16 | КВН, беседы | 2 | ||
17 | Влияет ли состояние природы на здоровье человека? | 3 | 1 | |
18 | Как уберечь человечество от экологической катастрофы? | 3 | 1 | |
19 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | 2 | ||
20 | Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Чтение научно-познавательной литературы. | 2 |
Учебно – тематический план
4-й год обучения
№ раз- дела | № занятия | Тема | Теория | Практика |
1 | Я – юный исследователь. | 1 | ||
2 | Выбираем направление исследования( тематика, основные науки,виды деятельности). | 1 | ||
3 | Виды исследований( теоретические,фантастические,эмпирические, экспресс). | 1 | ||
4 | Выбор темы и вида исследования. | 1 | ||
5 | Культура мышления при исследовании | 1 | ||
6 | Методы исследования | 1 | ||
7 | Научная теория | 1 | ||
8 | Научное прогнозирование | 1 | ||
9 | Ассоциации | 1 | ||
10 | Учимся правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | ||
11 | Учимся выявлять проблемы | 1 | ||
12 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельного исследования | 3 | ||
13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 3 | ||
14-15 | Семинар | 2 | ||
16 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 3 | ||
17 | Подготовка собственных работ к защите | 3 | ||
18 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 3 | ||
19 | Самоанализ проектов | 3 | ||
20 | Подведение итогов. | 3 | ||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...
Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....