Написание письмо другу
методическая разработка (3 класс) по теме
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка во 2-3 классах, а также во внеклассной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_drugu.docx | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский конкурс лучший урок письма
Методическая разработка урока написания письма другу
«Здравствуй, друг!»
Составитель: Вязовкина
Людмила
Владимировна
учитель начальных классов
с.Весеннее- 2014 года
Пояснительная записка
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка во 2-3 классах, а также во внеклассной работе.
Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма брату. Систематический анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.
Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям.
Тема урока: «Здравствуй, друг!»
Цели:
1. Образовательные:
· ознакомление с этикетными правилами написания письма другу;
· приобретение навыков правильного написания личного письма.
2. Развивающие:
· развитие орфографической зоркости учащихся;
· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;
· формирование культуры речи учащихся.
3. Воспитательные:
· формирование нравственных основ человеческой личности;
· ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;
- знать этикетные правила написания письма другу;
- уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;
- уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.
Оборудование:
1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
2. Фонограмма стихотворения С. Я. Маршака.
3. Образец написания адреса на конверте.
Сценарий урока:
I. Актуализация знаний учащихся о письме
1. Вводная часть урока.(Учитель читает загадку.)
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.
2.К дому – невеличке подлетают птички.
Весточки, приветы понесут по свету?
- Ребята, вы догадались, о чем эти загадки ? (Ответы учащихся.)
- Конечно, это письмо. Кто из вас получает письма? А вы посылаете письма? Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди словно встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями, о чем-то сообщают.)
Учитель:
- Итак, что такое письмо? (Лексическая работа над словом.)
ПИСЬМО - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Ученица читает стихотворение.
Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути. (С. Маршак)
Учитель:
- Что нужно, чтобы листок стал письмом? (Ответы детей.) Да, ребята, необходим конверт. (На доску учитель вывешивает макет конверта.)
- Рассмотрите почтовый конверт. Что на нем пишут? (Адрес.) Объясните значение слова адрес? (Лексическая работа над словом.)
АДРЕС – надпись на письме, указывающая место назначения и получателя. (Анализируется образец правильного написания адреса на конверте.)
Учитель:
- Отправится ли в путешествие это письмо? (Нет.) Почему? (Ответы учащихся.) Вы, верно, сказали, что на конверте должна быть марка. (К макету конверта приклеивается макет марки.)
- Что такое марка? (Лексическая работа над словом.)
МАРКА – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют. (Подготовленные учащиеся показывают свои коллекции марок и коротко рассказывают о них.)
Учитель:
- Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. Когда мы вынимаем из почтового ящика письмо, мы вряд ли задумываемся над тем, как оно было доставлено.
Вступительное слово учителя о возникновении почтовой службы с одновременным представлением презентации на тему «Удивительная почта».
-Письма стали отправлять в те далёкие времена, когда люди ещё не владели письменностью. Правители хотели знать о планах соседних государств, купцов интересовали возможности торговли в других городах и странах, а девушки мечтали получить весточку от любимого.
Оказывается, проблема в способах передачи информации возникла очень давно, и разные народы по- своему научились её решать. В Африке использовали барабаны, индейцы при помощи дыма своих костров «писали письма» соседним племенам, в Монголии пользовались цветными лоскутками.
-Следующим этапом развития почтовых сообщений было использование гонца - «скорохода», а затем и почтовых крестьян, которые мчались от одного селения к другому.
-Совсем другая жизнь пошла, когда изобрели письменность. 4000 тысячи лет назад неизвестный художник на стене гробницы изобразил воина, передававшего послание начальнику. А вот в III тысячелетии до н.э. ассирийцы и вавилоняне изобрели «почтовый конверт» из обожжённой глины.
-А как же установление почтовой связи проходило на Руси? Ещё до монгольского нашествия княжеские депеши без задержки доставлялись из конца в конец державы. Позже появились кибитки, а затем и «тройки», которые под лихой разбойничий посвист летели по тракту. Вскоре свист сменили на звонкоголосые колокольчики.
-Начиная с 17 века, почта России претерпевала много изменений, участвовала в войнах и важных стройках, поднимала страну из руин и помогала людям поддерживать друг друга в трудных жизненных ситуациях.
2. Беседа по вопросу «Как путешествует письмо»
Учитель:
- Знаете ли вы, на каком транспорте путешествует письмо? (Ответы детей.)
Письма:
- летят в самолетах;
- мчатся в поездах и автомашинах;
- плывут на теплоходах и в моторных лодках;
- едут на лошадях и оленях.
Учитель:
- Куда доставляют письма? (Ответы детей.)
Письма приходят в любой уголок земного шара –
- в большой город;
- в маленькую деревушку;
- в арктический поселок;
- в высокогорный аул.
Учитель:
- Попробуем задуматься: так ли было всегда? Как люди получали письма раньше, в старину, когда не было еще почтовых отделений и почтовых ящиков, удобного и быстрого транспорта? (Ответы детей.)
Ученик (делает сообщение-обобщение о доставке писем в разные времена):
- В древности письма доставлял пеший посыльный. Потом появились верховая, санная, лодочная почты. Послания доставлялись на аэростатах, голубями, в бутылках. Технический прогресс принес железнодорожную, автомобильную, трамвайную, пароходную почту. В прошлом веке стали появляться воздушные виды почты – самолетная, дирижабельная, вертолетная, ракетная, наконец, космическая.
1-й ученик
Я хочу рассказать о почтовых голубях, которые тоже хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези- всё равно домой вернётся. Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством. В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество, всех и не расскажешь…
II. Определение целей урока
Учитель:
- Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? Выберите ответ:
- родителям;
- учителю;
- президенту;
- брату или сестре;
-другу или подруге.
(Ответы учащихся.)
Учитель:
- Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом или подругой. Какая работа нам предстоит? (Напишем письмо другу или подруге.)
Ученик читает стихотворение.
Друг письмо мое получит
И обрадуется вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил вдруг!
Учитель:
- Что может объединять между собой друзей? (Общий круг интересов: любовь к природе, путешествиям, спорт, музыка и пр.)
- Письмо представляет собой модель беседы с другом, подругой, где можно не просто рассуждать о пустяках, а вести серьезный разговор о главном; поделиться своими впечатлениями, рассказать о школьных делах. Что для вас главное? (Ответы детей.)
III. Практикум
1. Подготовительная беседа «Как выглядит письмо»
Учитель:
- Ребята, знаете ли вы, как выглядит письмо? (Ответы детей.)
- Какие чувства испытает друг, прочитав ваше письмо? (Приятные чувства: удивление, радость, интерес.)
- Придумайте ситуации, которые вызовут у вашего друга положительные эмоции. (Учащиеся придумывают подходящие ситуации.) Это:
· радостная весть, сюрприз;
· совет, помощь, похвала;
· поздравления и пожелания;
· приглашение на торжество;
· сообщение о скорой встрече.
- Итак, что может содержать письмо? (Ответы учащихся.)
· обращение к адресату;
· интересующие нас вопросы;
· наше отношение к новостям;
· ответы на вопросы предыдущего письма;
· новости;
· благодарность за внимание;
· приветы друзьям, знакомым, родственникам;
· прощание;
· подпись;
· постскриптум.
2. Этикетные правила написания письма в разыгрывании речевых ситуаций:
а) диалоговое обращение
Учитель:
- Обратитесь к другу и поздоровайтесь. Например:
- Здравствуй, друг Сережа!
- Привет, Катюша!
- Милая Леночка! Прими самый нежный и теплый привет.
Ведь лучше тебя никого в мире нет!
б) слова вежливости
Учитель:
- Отвечая на чье-то письмо, поблагодарите за внимание. Ответы учащихся:
- Спасибо за письмо.
- Я очень обрадовался твоему письму.
- Спасибо за то, что не забываешь.
в) реплика-отклик
Учитель:
- Вспомните, о чем вам писали в предыдущем письме, и выразите к новостям свое отношение. Примерные ответы детей:
- Интересно было узнать о твоих планах на лето.
- Сообщение об удачной рыбалке развеселило меня.
- Как хорошо, что нашлась твоя собака.
г) речевая игра «Вопросник». (Желающие встают в круг, задают вопрос - передают следующему конверт.)
Учитель:
- Спросите, как идут дела у друга, подруги. Например:
- Как дела?
- Что нового?
- Как ты поживаешь?
- Если вам писали о чем-то грустном, спросите, как обстоят дела в настоящее время. Например:
- Выздоровел ли Миша?
- Ты научился подтягиваться на перекладине?
- Надеюсь, ты помирился с Сашей?
д) речевая задача «Ответы на вопросы, заданные в предыдущем письме»
(Двое разыгрывают диалог, третий составляет предложение, которое использует при написании письма.)
Диалог
- Женя, ты выздоровел? - Да, я снова хожу на тренировки по плаванию.
- Андрей, как ты относишься к спорту? - Люблю кататься на лыжах и коньках. | Ответы на вопросы предыдущего письма Я уже выздоровел и снова хожу в бассейн.
Ты спрашиваешь, как я отношусь к спорту? – Катаюсь на лыжах и коньках. |
е) ролевая игра «Новости»
Учитель:
- Ребята, как понимаете значение слова «новости»? (Лексическая работа над словом.)
НОВОСТИ – нечто новое. Недавно полученные известия.
Учитель:
- Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу.
- О чем вы узнали? Примерные ответы учащихся:
- Купили велосипед.
- Поступил в музыкальную школу и уже научился играть гаммы.
- Всем классом ходили в цирк. Было здорово. Особенно понравились дрессированные собачки.
ж) конкурс на лучшее поздравление
Учитель:
- Ребята, послушайте, какое пожелание друзьям написал С.Я. Маршак. (Звучит фонограмма стихотворения С. Я. Маршака.)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
Учитель:
- Найдите добрые слова в пожелании. (Практическая работа.)
Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова, которые приятно будет получить другу или подруге. Поздравьте брата с каким-либо событием, пожелайте что-то приятное.
з) составление предложений
Учитель:
- Ребята, передайте привет друзьям, знакомым, родственникам. Примерные ответы учащихся:
- Передай привет Юльке и Виталику.
- Передай привет дедушке. Я очень по нему скучаю.
- Надюшке большой привет и спасибо за интересную книгу.
Учитель:
- В конце письма попрощайтесь и подпишитесь. Ответы детей:
- До свидания, Лена! Твоя подруга Вика.
- Жду встречи. Вадик.
- До скорой встречи. Юра.
- Жду с нетерпением твоего ответа. Маша.
Учитель:
- Если в письме вы забыли что-то указать, можно написать постскриптум. Как объясняет значение этого слова «Толковый словарь»?
ПОСТСКРИПТУМ – это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «P.S.». Постскриптум переводится с латинского языка как «после написанного». Например:
P. S. Да, я только что узнал, что у Сережи родилась сестренка.
P. S. Забыл упомянуть о том, что живу сейчас у бабушки. Пиши ответ на ее адрес.
P. S. Обязательно приезжай к нам в гости. Обещаю,будет весело!
. Определение условий грамотного письма
3. Игра «Собери пословицу!».
Учитель:
- Из данных слов (написано, топором, что, вырубишь, пером, того, не) составьте пословицу.
- Как понимаете пословицу: «Что написано пером, того не вырубишь топором»? – беседа.
Учитель (обобщение ответов детей):
- Каждая неясность, каждый неверный оборот могут вызвать непонимание, путаницу. Неверно расставленные или вовсе не поставленные знаки препинания могут изменить смысл. Что в разговоре допускается – неуместно в письме. Сделайте вывод о том, как написать грамотное письмо.
Вывод: для написания грамотного письма необходимо:
а) написать черновое письмо;
б) внимательно прочитать письмо вслух (на слух определить некрасивые созвучия);
в) исправить ошибки;
г) переписать письмо.
4. Анализ заданной жизненной ситуации «Письмо другу (подруге)»
Учитель:
- Письма…письма.… Сколько связано с ними неожиданного, порой веселого, порой грустного. Берешь конверт в руки и думаешь, а вдруг там спрятано самое удивительное сообщение из всех, что вообще до сих пор к тебе приходили? И гадаешь.… И чаще всего, конечно, не угадываешь…
У мальчиков может состояться серьезный «мужской» разговор, а у девочек – откровенная беседа «Между нами, девочками». О чем бы написали письмо:
Мальчики? · О каком-либо договоре; · о важном задании; · о помощи кому-либо; · о неожиданном подарке, сюрпризе. | Девочки? · Об удивительном происшествии; · о заветной мечте; · о секрете; · о просьбе. |
Учитель:
- Что может содержать такое письмо? (Такое письмо может содержать:
· увлекательный поиск;
· неожиданные находки;
· таинственные истории;
· необыкновенные открытия.)
Учитель:
- Сформулируйте цель своего письма другу (подруге).
Мальчики. Цель: договориться о чем-то, решить проблему, дать важное задание, убедить собеседника. | Девочки. Цель: поделиться сокровенным, раскрыть секрет, посплетничать, удивить собеседницу. |
5. Определение стиля письма
Учитель:
- Каким стилем речи вы воспользуетесь? (Разговорным стилем.)
- Приходилось ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Не заметили ли вы, какие предложения характерны для разговорного стиля? (Простые, короткие предложения, диалог.)
- Назовите несколько слов, которые, по вашим наблюдениям, характерны для разговорного стиля. (Валюша, Ленька, дружище, братишка, гурьба, ватага и др.)
6. Устное создание речевых ситуаций
Учитель:
- Придумайте начало письма.
Мальчики: · - Пишу тебе по важному делу. · - Мне нужна твоя помощь! · - Сегодня ночью у меня вдруг родился план. Пока никто не должен знать об этом. Никто, кроме тебя! · - Мужской уговор: никому ни слова. | Девочки: · - Я хочу тебе рассказать об одном происшествии. Тебе такое и не снилось!.. · - Хочешь – верь, хочешь – нет. Мое дело – сказать тебе правду. · - Сейчас ты очень удивишься. И даже, может быть, не поверишь мне. |
Учитель:
- Придумайте концовку письма.
Мальчики: · - Договорились? · - Вот пока и все. Действуй! | Девочки: · - Что, удивилась? · - Ну, как тебе эта загадочная история? Фантастика! |
7. Употребление элементов занимательности в письме
Учитель:
- Какие элементы занимательности можно использовать в письме? (Предположения учащихся.)
Учитель (обобщение и дополнение ответов детей):
- Для проявления интереса у брата а в письме можно применить различные элементы занимательности. При договоре для наглядности начертить план. К удивительному происшествию сделать рисунок. А также можно использовать стихотворение, загадку, анекдот, колыбельную песню, частушку и др.
IV. Физкультминутка. (Используется стихотворение А. Чельцовой.)
Несется по суше, Несется по морю, Летит самолетом В воздушном просторе. | И вот, наконец Прибывает оно Из дальнего края, Вестями полно. |
V. Самостоятельная работа (написание письма, самопроверка)
VI. Рефлексия
Учитель:
- Ребята, чему вы порадовались на уроке?
-Поделитесь, какие трудности возникли?
- Вложите письмо в конверт. Напишите адрес на конверте. Опустите письмо в почтовый ящик.
VII. Домашнее задание
Учитель:
- Дома напишите ответ на полученное письмо и пошлите письмо по почте. Кто знает, может быть, это письмо станет не только продолжением вашей переписки с другом или подругой , но и началом благородных дел.
Приложение
Письма другу
Творческие работы учащихся
Здравствуй, Иван!
Пишу тебе по важному делу. Только мы должны знать об этом.
Я получил плохие оценки по математике и физкультуре. Если мама узнает об этом, то не отпустит меня летом в лагерь отдыхать. Ты помнишь, как мы все вместе играли в футбол, ходили купаться на речку, катали на велосипедах девочек? Весело было!
Ты должен помочь мне подготовиться к проверочной работе по математике, а я научу тебя играть в шахматы . Договорились?
До встречи.
Твой друг Тимур.!
Привет, Иришка!
С тех пор, как ты переехала в Абакан, у нас произошло много интересного. Помнишь Лешку Иванова? С ним вчера такая смешная история получилась. Сейчас тебе все расскажу.
Значит, прихожу я в школу. Подхожу к классу, а там стоит Лешка. Жалко, что ты не видела, какой он красивый. Высокий, стройный юноша в белом смокинге, с бабочкой. А в руках… Что бы ты могла подумать? Скрипка!
Что, удивилась? Вот и я чуть в обморок не упала. Думала, что он тайный скрипач. Оказалось, что Лешка играет в школьном спектакле.
А завтра у нас будет День шуток. Как он пройдет, я опишу в следующем письме.
Как тебе живется без нас? Привыкла к новому классу? Приезжай на каникулах. Жду встречи. До свидания.
Катя.
Здравствуй, Данил!
Андрей! Я хочу договориться с тобой о маленьком секрете. Только девочкам ни слова!
Скоро наступит 8 Марта. Мы должны поздравить Людмилу Владимировну и девочек нашего класса. Пусть это будет не просто поздравление с вручением простеньких подарков, о которых девочки забудут через несколько дней. А нечто необычное…
Я думаю устроить в нашем классе живой уголок. Такой маленький зоосад. Я принесу попугайчиков, ты привези из города рыбок. Артем обещал принести морскую свинку. Все будут наблюдать и ухаживать за животными.
Вот это будет сюрприз! Настоящий, запоминающийся подарок. А самое главное – необычный!
Ну, что, по рукам? Тогда начнем действовать!
До встречи.
Игорь.
Литература:
1. Игнатьева Т. В., Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
2. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2000 г.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».
4. Соркин Е.Б. Почта спешит к людям. Изд. Москва «Знание», 1977 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..
С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма. Письмо другу"
Урок и презентация по русскому языку в 4 классе по теме: "Написание письма. Письмо другу" (Школа России). Задачи урока: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою с...
Методическая разработка урока написания письма "Письмо в 1941 год", 3 класс
Разработка урока русского языка для учащихся 3 класса. Урок обучения написанию письма....
Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"
Этот конспект урока по письму будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....
Презентация по русскому языку "Упражнения в раздельном написании с другими словами" 2 класс
Данная презентация соответствует УМК "Школа 2100" по теме. Содержит в себе:цели, задачи урока, УУД, чистописание, игровые моменты, пословицы, физминутку....
Pen Friend’s Letter (письмо личного характера (письмо друга по переписке)
конспект открытого урока по теме "Письмо личного характера"...
Конспект урока "Правила оформления и написания письма другу"
Поурочная разработка по УМК «Английский язык с удовольствием» М.З Биболетова, О.А Денисенко, Н.Н Трубанева в 3классе согласно ФГОС ООО...