Итоговое занятие кружка "На завалинке" "Россыпи народной мудрости"
методическая разработка (4 класс) по теме

Самойлова Елена Викторовна

Данная разработка рассчитана на учащихся четвертого класса коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания русского фольклора. Занятие проходит в виде конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossypi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К) «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Итоговое занятие по направлению «Народоведение»

«Россыпи народной мудрости»

Исполнитель: Самойлова Е.В.

Каргаполье 2013


«Россыпи народной мудрости»

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о народном творчестве
  2. Прививать уважительное отношение к народному наследию
  3. Развитие внимания, памяти, устной связной речи

Оборудование:

Воздушные шары, плакат с названием мероприятия, плакаты с пословицами, магнитофон.

Ход мероприятия:

Организационный момент: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!

- Делу время – потехе час.

Дела наши учебные закончились, сейчас мы с вами отдохнем

Добро пожаловать, гости дорогие.

Милости просим в нашу светлицу

Не нужно платы и робеть не надо.

Всем, чем богаты, тем вам и рады.

Сегодня у нас с вами мероприятие под названием «Россыпи народной мудрости»

Что такое россыпи – то, что рассыпано, т.е. много.

Народная мудрость – то, что придумал народ.

- А что придумал народ?

Ответы детей:

русские народные сказки, пословицы, потешки, небылицы, скороговорки, считалки, заклички и многое другое.

А как это можно назвать одним словом – фольклор.

- Я предлагаю вам поиграть в «веселые шарики». Любой из вас выходит и срезает ниточку с шариком. Какое задание там будет написано, тем и будем заниматься.

Проходите, проходите,

Да без дела не сидите

Свое уменье покажите.

- Первое задание нам с вами выпало отгадывать загадки:

Загадки родились давным-давно, когда было много непонятного и странного в природе.

      1.        Кто поляны белит белым                                

И на стенах пишет мелом,                                                    

Шьет пуховые перины,                                

         Разукрасила витрины (зима)

  1. Я соткано из зноя,

Несу жару с собою,

Я реки согреваю

«Купайтесь!» - приглашаю (лето)

  1. Шагает красавица,

легко земли касается,

идет на поле, на реку

и по святку, и по цветку (весна)

     4.         Наступили холода.

            Превратилась в лед вода.

            Перестал медведь реветь.

            В спячку впал в бору медведь. (зима)

    5.         Несу я урожаи,

        Поля вновь засеваю,

        Птиц к югу отправляю,

        Деревья раздеваю (осень)

  1. Солнце печет, липа цветет,

Рожь колосится, золотится пшеница (лето)

  1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю

Посевы поливаю (весна)

  1. Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем (осень)

Игра «Бывает – не бывает!»

  1. Выпал снег и зацвели подснежники
  2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику
  3. Выпал снег и дети строят ледяную горку
  4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год
  5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход
  6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в теплые страны
  7. На дворе звенит капель, а медведь залег в спячку.

- А сейчас мы с вами будем говорить пословицы.

У каждого народа свои пословицы и поговорки. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания.

Пословица – настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом.

- Скажите о чем говорят пословицы:

о добре и зле, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о хлебе и т.д.

Мы вместе с вами вспомним народные пословицы, я буду начинать, а вы заканчивать.

  1. Век живи – (век учись)
  2. Не нужен и клад, если в семье (лад)
  3. Труд человека кормит, а лень (портит)
  4. Что посеешь, (то и пожнешь)
  5. При солнышке тепло, а при матери (добро)
  6. Старый друг – лучше (новых двух)
  7. Любишь кататься – (люби и саночки возить)
  8. Долог день до вечера (коли делать нечего)
  9. Книга – лучший (друг)
  10. Семеро (одного не ждут)

На доске путаница: Сильно корнями человек, а дерево трудом (Дерево сильно корнями, а человек – трудом)

Родина – за нее мать умей постоять (Родина – мать, за нее умей постоять)

Не разольешь дружбу и водой крепкую (Крепкую дружбу и водой не разольешь)

Следующий шар - заклички

Что такое заклички? Представляют собой обращение к солнцу, дождю, другим явлениям природы. Особенно часто к птицам, которые считались вестниками весны. Давайте и мы позовем весну, т.к. все хотят скорейшего прихода весны. Стретенье – зима борется с летом (15.02)

Дети читают заклички:

Приди к нам весна с радостью,

С великой милостью,

с рожью зернистой,

С пшеницей колосистой,

С ячменем усатым.

Летел кулик из–за моря,

Принес кулик девять замков

Кулик, кулик! Замыкай зиму,

Отпирай весну, тепло летечко.

Солнышко, солнышко,

Выкатись на бревнышко!

Сделай тепло, всем светло!

Дай нам мотыльков!

Солнышко – батюшко,

Покатись, покатись!

из-за гор-горы

Поднимись, поднимись!

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко:

Твои детки плачут

По камушкам скачут

Хлебца есть хотят.

Игра:

Мы гордимся стариной,

Стала нам она родной.

Собирайся детвора.

Ждет вас русская игра.

- Предлагаю рассчитаться: Юра О.

Считалка:

Катилось яблоко

Мимо сада, мимо сада

Мимо града

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду,

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты – води!

Под моею крышей

Завелися мыши

Кошка увидала

Цап-царап поймала.

- Синий шар - скороговорки – краткое произведение устного народного творчества. Состоит из подбора слов, трудно произносимых при быстром повторении всей фразы.

Сейчас вы будете проговаривать скороговорки четко, ясно.

- Баран – буян залез в бурьян

- Матрос принес на борт матрас и т.д.

- Небылицы (прибаутка) – стихотворная, короткая, веселая история.

Дети рассказывают небылицы:

1.

-Сена дал лошади?

-Дал

-Напоил лошадь?

-Напоил

-Так иди запрягай

-А где она?

2.

-Фома, что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идет.

-Так сам иди!

-Да он меня не отпускает!

3.

-Фома у тебя в избе тепло?

-Тепло, на печи в шубе согреться можно!

4.

-Здорова, Кума!

-Да на рынке была.

-Никак глуха?

-Купила петуха.

-Прощай Кума!

-Пять рублей дала.

5.

-Где ты, брат Иван?

-В горнице

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Петр, что делает?

-Да на печи лежит

6.

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег

-Можно зашить?

-Иглы нет

-А велика дыра?

-Один ворот остался.

- Следующее задание – знание русских народных сказок

Русские народные сказки. Все вы их знаете и очень любите. Отгадайте о какой сказке идет речь.

Красна песня ладом,

А сказка складом.

  1. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца («Аленушка и братец Иванушка»)

  1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! («Снегурочка»)

  1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме в том в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок»)

  1. Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко («Кот, петух и лиса»)

  1. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра! («По – щучьему велению»)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят)

  1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

  1. Как у бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный (ступа)

  1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

  1. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило колобка за хвастовство? (Лиса)
  2. Какое блюдо готовил солдат из топора в русской народной сказке? (кашу)
  3. Какие ножки бывают у избушки в русской народной сказке? (курьи)

Инсценировка сказки «Репка» (маски).

Заключительное слово воспитателя:

- Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен. И благодаря им русский язык стал более выразительным и образным.

Подведение итога занятия. Сюрпризный момент (вручение детям раскрасок «Русские народные сказки».

        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к итоговому занятию кружка "В гостях у сказки"

Презентация может быть использована для проведения итогового занятия по программе дополнительного образования "В гостях у сказки" - 1 класс...

Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость

материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...

Урок внеклассного чтения в 4 классе "Золотая россыпь народной мудрости"

Пословицы и поговорки - мудрые народные изречения, которые народ накапливал десятилетиями.  На уроке ученики вспомнили пословицы, поработали над их смыслом, нашли аналогичные русским пословицам п...

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Итоговое занятие кружка "Умелые ручки"

Итог занятия внеурочной деятельности...

Игра по станциям "Золотая россыпь народной мудрости"

Игра может проводиться на классном часе, во время летней лагерной смены...