РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Я- исследователь»
рабочая программа по теме
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledov.1-4kl_sheina.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нехаевский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждена:
педагогического совета директор школы:__________ Т.В. Меринова
Протокол №_____ от________2013 г Приказ №____ от _________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Я- исследователь»
(проектная деятельность)
на 2012-2016 учебный год
Разработала: Шеина С.А.
учитель начальных классов
первой категории
012 г.
ПАСПОРТ
на адаптационную педагогическую разработку
I раздел (заполняется автором разработки)
а) Шеина Светлана Анатольевна , учитель начальных классов МБОУ «Большегнеушевская СОШ» Нехаевский филиал фамилия , имя , отчество автора должность , учреждение, полный адрес
б) Я- исследователь, естествознание
предмет, предметная область
в) Учебная дисциплина, предназначенная для обучающихся образовательных учреждений
1- 4 классов
для каких классов (групп) предназначена разработка
г) Разработка используется с сентября 2012 года
с какого времени разработка используется
д ) Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
авторская оценка разработки
II раздел ( заполняется администрацией образовательного учреждения)
а) Авторская педагогическая разработка учебной программы «Я исследователь» предназначена для обучающихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрастам обучающихся.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер Материал разработки изложен в том объёме и такой последовательности, которые позволяют с самого начала его изучения выполнять действия, дающие максимальные результаты при минимальных затратах времени.
Автором разработки выделены основные этапы изучения теоретического и практического материала. Программа «Я исследователь» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения. Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я исследователь» предполагает развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей младших школьников. Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
оценка разработки
б) учебно-воспитательная
форма, (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации
в) разработка используется для обучения на занятиях творческого объединения, но может использоваться учителями для обучения на факультативных, кружковых занятиях, в урочной деятельности.
где разработка используется: учебная деятельность , факультативы, кружки, , внеклассная работа
III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках
1. Выполнения областного Положения об экспериментальных авторских разработках
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:
- степень новизны; ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- научность содержания; _______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- ключевые понятия, ведущая идея авторской разработки
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Содержательную характеристику авторской разработки.
(наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Реализация принципов преемственности и перспективности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Практическая направленность авторской разработки, её вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепция целостного педагогического процесса)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Наличие критериев и диагностического сопровождения по результативности авторской разработки, чувствительность к возможным сбоям.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень апробации.______________________________________________________________
Содержание
Введение стр. 3- 4
Пояснительная записка стр.5
Цели и задачи программы стр.5
Принципы обучения стр.6
Разделы программы стр.6
Методы обучения стр. 6
Условия реализации программы стр.7
Формы педагогического контроля стр.7
Тематическое планирование стр.8 - 12
Планируемые результат стр.13 - 14
Список литературы стр.15
Введение
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная. Духовно – нравственному направлению – посвящено данное методическое пособие.
Программа «Я исследователь » разработана на основании:
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).
Новизна программы .
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» разработана на основе авторской программы « Юный исследователь», автор Абдулкина Е.М.. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
• познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
• мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
• прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я исследователь» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Принципы обучения
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его
людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1-4-е классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по реализации учебно-исследовательских проектов.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Условия реализации программы
- обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
- утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
- подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
- разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
- подбор и подготовка диагностического инструментария;
- наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
- заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.
Методические материалы
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим) и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения стематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является! одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие) наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты) представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Я исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
• основные источники информации;
• правила оформления списка использованной литературы;
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• работать в группе;
• пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
• вести наблюдения окружающего мира;
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
• работать в группе.
Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности с математикой, литературным чтением, окружающим миром.
На курс «Я исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-го по 4-й класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Я исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать свое место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и за-дачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КГ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
Разделы программы:
1класс
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаем мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со] взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать! умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать! свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цепь: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Иркутской области.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
.Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.
Театрализация сказки (2 часа).
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставка Презентация работ учащихся.
2-й класс
Описание содержания занятий по разделам
№ п/п | Название раздела | Название тем, проектов | Содержание занятий |
1 | Теоретический блок | Занятие 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? | Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий |
Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования | ||
Занятие 3. Коллективная игра-исследование | Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения | ||
Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования | Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований | ||
Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления | Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления | ||
2 | Практический блок | Занятия 6-10. Путешествие в Загадкино | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Занятия 11-15. Что такое Новый год? | Работа над проектом в соответствии с этапами | ||
Занятия 16-20. У меня растут года... | Работа над проектом в соответствии с этапами | ||
Занятия 21-25. Меры длины | Работа над проектом в соответствии с этапами | ||
Занятия 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение) | Работа над проектом в соответствии с этапами | ||
Занятия 31-33. Праздники в России | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследований разных видов;
• методы исследования;
• правила выбора темы и объекта исследования;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно выбирать тему исследования;
• выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
• реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
• общаться с людьми разных возрастов;
• работать в группе, коллективе;
• презентовать работу общественности.
3-й класс
Содержание тем
1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях (2 часа).
Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности (2 часа).
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования (2 часа).
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.
4. Основные источники получения информации (3 часа).
Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников (1 час).
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные операции (1 час).
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов (1 час).
Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
8. Оформление работы. Подготовка доклада (2 часа).
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point (2 часа).
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point . Презентация «Моя мама».
10. Тематические учебные исследования (18 часов = 4 часа +14 часов).
• исследование числа - 1 час;
• исследование суммы, произведения - 1 час;
• исследование «Лексическое значение слов» - 1 час;
• исследование «Орфограммы в корне слова» - 1 час;
• исследование «Соединительные гласные в сложных словах» - 1 час;
• мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» - 2 часа;
• исследование «Вода - источник жизни». Конференция - 2 часа;
• исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» - 2 часа;
• исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» - 2 часа;
• исследование «Труд в моей семье» - 1 час;
• вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки» - 2 часа;
• игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» - 1 час.
11. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год (1 час).
4-й класс
Мы живем в удивительном краю, имя которому - Иркутская область. Нашу область называют Россией в миниатюре. Это связано с тем, что на территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр каменный и бурый уголь, железные и марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото, мрамор и многие строительные материалы. Месторождений полезных ископаемых в Иркутской области почти 747. Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4-м классе.
Содержание тем
1. Где мы живем. Символы Иркутской области: герб, флаг, гимн.
Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.
Понятие о символах Иркутской области. Понятия: герб, флаг, гимн.
2-7. Геология родного края.
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.
8. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Иркутской.
Цель: знакомство с исследователями.
Понятия: землепроходцы, исследователи.
9-10. Горы и равнины Иркутской области.
Цель: исследование гор и равнин Иркутской области.
Понятия:
11-14. Полезные ископаемые.
Цель: исследование полезных ископаемых Иркутской области.
Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
15-16. Времена года и народные приметы.
Цель: исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы.
17-18. Реки и озера Иркутской области.
Цель: знакомство с реками и озерами Иркутской области. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
19-20. Почвы и природные зоны Иркутской области.
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Иркутской области, отличительные особенности природных зон.
21-26. Растительный мир родного края.
Мир деревьев тайги. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарник. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира Иркутской области
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
27-32. Животный мир родного края.
Млекопитающие лесов Птицы Иркутской области. Земноводные, живущие на территории Иркутской области. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края. Понятия: природное сообщество.
33. Экология Иркутской области.
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблемы экологии.
Понятия: экологическая проблема.
34. Почитаем - поиграем. Проект «Природа рабочего посёлка Юрт».
Тематическое планирование для 1 – го класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
I. Введение (1 час) | |||
1 | Что такое проект | 1 | ||
II. Учимся делать проекты (7 часов) | |||
2 | Что такое проблема | 1 | |
3 | Как мы познаем мир | 1 | |
4-5 | Школа «почемучек» | 2 | |
6-7 | Удивительный вопрос | 2 | |
8-9 | Источники информации | 2 | |
III. Мы исследователи (23 часа) | |||
10-11 | Любимое число | 2 | |
12-14 | Алфавит | 3 | |
15-16 | Почему мы любим, встречать Новый год | 2 | |
17-19 | Игры наших дедушек и бабушек | 3 | |
20-23 | Растения | 4 | |
24-25 | Симметрия | 2 | |
26-31 | Сказки | 6 | |
IV. Заключение ( 2 часа) | |||
32 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
33 | Моя лучшая работа | 1 |
Тематическое планирование для 2-го класса
№ | Наименование тем | Количество | Дата |
п/п | часов | проведения | |
Тренинг исследовательских способностей (16 часов) | |||
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
2-3 | Что можно исследовать? (Тренировочные занятия) | 2 | |
4 | Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования? | 1 | |
5 | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» | 1 | |
(Коллективные игры как средство стимулирования исследовательской активности детей) | |||
6 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | |
7 | Игра «Историческое моделирование» | 1 | |
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей | 1 | |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | |
10 | Экскурсия-наблюдение за воробьями | 1 | |
11 | Развитие умения видеть проблемы | 1 | |
12 | Развитие умения выдвигать гипотезы | 1 | |
13 | Развитие умений задавать вопросы | 1 | |
14-15 | Развитие умений давать определение понятиям | 2 | |
16 | Развитие умений классифицировать | 1 | |
Самостоятельная исследовательская практика (14 часов) | |||
17 | Задачи на классификацию с явными ошибками | 1 | |
18 | Развитие умений и навыков работы с парадоксами | 1 | |
19 | Развитие умений наблюдать | 1 | |
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент | 1 | |
21 | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | |
22 | Эксперименты с домашними животными | 1 | |
23 | Как оценивать идеи | 1 | |
24 | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения | 1 | |
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии | 1 | |
26 | Развитие умения создавать метафоры | 1 | |
27 | Развитие умений создавать тексты | 1 | |
28 | Методика работы с текстом | 1 | |
29 | Учимся выделять главную идею | 1 | |
30 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание «Рассказ на заданную тему» | 1 | |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа) | |||
31-33 3ащита проектов | 3 |
Тематическое планирование для 3-го класса
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | итого | ||
1 | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях | 1 | 1 | 2 |
2 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | 1 | 2 |
3 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования | 1 | 1 | 2 |
4 | Основные источники получения информации | 1 | 2 | 3 |
5 | Оформление списка литературы и использованных электронных источников | 1 | 1 | |
6 | Методы исследования. Мыслительные операции | 1 | 1 | |
7 | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов | 1 | 1 | |
8 | Оформление работы. Подготовка доклада | 1 | 1 | 2 |
9 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft Power Point | 1 | 1 | 2 |
10 | Тематические учебные исследования | 4 | 14 | 18 |
Итого | 11 | 22 | 34 |
Тематическое планирование для 4-го класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1 | Символы Иркутской области: герб, флаг, гимн | 1 | |
2-7 | Геология родного края | 6 | |
8 | Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Иркутской области | 1 | |
9-10 | Горы и равнины Иркутской области | 2 | |
11-14 | Полезные ископаемые Иркутской области | 4 | |
15-16 | Времена года и народные приметы | 2 | |
17-18 | Реки и озера Иркутской области | 2 | |
19-20 | Почвы и природные зоны Иркутской области | 2 | |
21-26 | Растительный мир родного края | 6 | |
27-32 | Животный мир родного края | 6 | |
33 | Экология Иркутской области | 1 | |
34 | Почитаем и поиграем | 1 |
Список литературы
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 321 с.
Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.
3. Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М. Издательсательский центр «Академия», 1999. -204 с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.
7 Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе М.: Сентябрь, 1998. - 320с.
Э Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009 -
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Народное образование.
5 Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование – 2000-№7
Приложения
Приложение № 1 Структура исследовательской деятельности учащихся
Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
(введение в методологию научного исследования)
Выбор проблемы
( от общего к частному)
Исследование проблемы
(анализ специальной литературы, опросы, консультации)
Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования)
Практическая работа и анализ полученных результатов
(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная работа и т.д.)
Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)
Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)
Рефлексия
Этапы информационного поиска
1 Технология защиты учебно-исследовательской работы.
1. Выступление автора с докладом (10 мин).
2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
5. Ответы на замечания рецензента.
6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.
1. Приветствие.
2. Тема учебно-исследовательской работы.
3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.
6. Значимость учебно-исследовательской работы.
7. Объект и предмет исследования.
8. Этапы учебно-исследовательской работы.
9. Результаты учебно-исследовательской работы.
10. Выводы учебно-исследовательской работы.
Виды исследовательских работ
Приложение №3
Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; Ф.И.О. автора; тему учебно-исследовательской работы; Ф.И.О. научного руководителя; город и год |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
введение | Содержит: актуальность; объект исследования; предмет исследования; цель исследования; гипотезу; задачи; |
• методы исследования; • практическую значимость; • апробацию; • базу исследования | |
Основная часть (не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
Приложение №4
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; •выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет
| • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы |
Реферат
| • вводная часть основной текст заключительная часть; • список литературы; • указатели |
Приложение №5
Терминологический словарь
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема - отражает характерные черты проблемы.
Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:
• алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
• библиография;
• внедрение;
• гипотеза исследования;
• дедукция, деятельность;
• закон, закономерность;
• индукция, историзм, индикатор, исследование;
• концепция, креативность, критерий;
• метод, моделирование, мониторинг;
• наблюдение, новация, новшество, наука;
• обобщение, объект, опыт;
• проект, предмет исследования, принцип;
• рецензия, рефлексия;
• сравнение, синтез, системный анализ;
• теория, творческий подход, технология;
• факт;
• эксперимент.
Приложение №6
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
• четко сформулирована цель исследования;
• выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования;
• определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута;
• приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме;
• описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте);
• представлены собственные данные, полученные в результате исследования;
• описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования;
• исследование должно соответствовать установленным формальным критериям;
• исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора;
• проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение);
• работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита - итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
• информационно-реферативные;
• проблемно-реферативные;
• экспериментальные;
• природно-описательные;
• исследовательские.
Информационно-реферативные работы - это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название: «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы - это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его
результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы - это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы - это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то объектами его исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Приложение №7 Работа с литературными источниками
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапов |
11 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
22 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
33 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
44 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
55 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата и ее библиографическое описание) |
66 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
77 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках духовно-нравственного направлени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Азбука хорошего поведения
Содержит тематическое планирование с 1 по 4 класс поданнойпрограмме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...