классный час
классный час по теме
Добиваться, чтобы маленький человек научился критически относиться к себе, чтобы совесть стала чутким стражем его поступков через чтение произведений А.Л. Барто, В.А. Сухомлинского, через объяснение русских пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Совесть — страж человеческих поступков" | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Совесть — страж человеческих поступков"
Цель: Добиваться, чтобы маленький человек научился критически относиться к себе, чтобы совесть стала чутким стражем его поступков через чтение произведений А.Л. Барто, В.А. Сухомлинского, через объяснение русских пословиц.
Оборудование: стихи А.Л. Барто, отрывок из текста В.А.Сухомлинского «Совесть – чуткий страж человеческих поступков», плакаты с пословицами.
Ход урока
I.
– Угадай загадку. Запиши слово, состоящее из 1 буквы, но из 2 звуков. (Я)
II.
– А сейчас слегка опустите верхние веки так, чтобы они были видны, заметим дрожание ресниц, зажмурим глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой Я? Каким я себя чувствую?
– Откройте, глаза.
– Запишите все о своем Я. Кто Я? Какой Я?
– Прочитайте о своем «Я». (Дети читают слова: добрый, хороший, шумный, немного непослушный, дочь, энергичная, азартный).
Слова на доске:
веселый красивый добрый интересный друг совестливый честный
– Все слова понятны?
– Совестливый – как понимаете? (Ответ детей: «Человек, у которого есть совесть».)
– От какого слова образовано? (Дети: «Совесть».)
III.
– Напишите в тетрадь. Совесть – это …
– Кто хочет прочитать?
Дети: «Это когда человек в чем-то признается. Это когда стыдно. Это внутренний голос, который мучает, когда сделаешь что-то плохо. Совесть – друг человека».
– А сейчас нужно выбрать вопрос и честно на негоответить.
- Что я люблю в себе?
- Моё настроение чаще?
- Моя печаль?
- Радость в моей жизни?
- Маленькие хитрости в моей жизни?
- Для чего я живу на свете?
– Какой вопрос оказался самый трудный? Почему?
Ответы детей.
IV.
– А сейчас представьте поляну. На ней большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Под ним сидит старый мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
– Придумайте вопрос, который вы хотите ему задать. Запишите его на листочках.
Рисую дуб. Прикрепляю на дуб вопросы детей. Читаю некоторые – о жизни.
Вопросы детей:
– Почему у некоторых людей мягкий характер, а у других нет?
– Почему человек бывает, умен, а почему глуп?
– Почему люди плохие и хорошие?
– Почему человека называют человеком?
V.
– Прочитайте слова с доски:
«Это стихи про вас самих. В них каждый может увидеть, будто в зеркале, самого себя и своих товарищей. И значит, лучше разобраться в себе, правильнее оценить свои взгляды на жизнь, свое место в обществе, понять, когда юный человек по-настоящему красив, а когда смешон, жалок или безобиден в глазах окружающих».
А.Л. Барто
VI.
А. Барто «О человечестве» – читает ученик.
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопится нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!),
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
– Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
– Что скажете об этом произведении?
– С каким чувством пишет А. Барто об этом мальчике?
– Для чего он живет на свете?
– Есть ли у него совесть?
Ответы детей.
VII.
– Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Барто «Три очка за старичка».
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска.
– За помощь маме – два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка –
Водил он в гости старичка.
– За это мало трех очков! –
Кричит сердито Горчаков
И вскакивает славки. –
Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня.
Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.
А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:
– И трех очков не дали мне
За добрые поступки!
– И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не надо браться!
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!
– Прочитайте стихотворение так, чтобы выразить свое отношение к действующим лицам.
– Кто из героев и у поэтессы и у вас вызывает чувство осуждения?
– В группах обсудите, сколько действующих лиц и прочтите стихотворение в лицах.
Чтение в лицах.
VIII.
Самостоятельное чтение стихотворения «Копейкин».
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Ты возьмешь меня на пляж?
– Что ты мне за это мне за это дашь?
– Очини мне карандаш!
– Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги.
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги.)
Он со всех взимает плату:
Застегнул штанишки брату –
Взял с него за попеченье
Полпеченья.
– Подними очки, голубчик! –
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
– Дашь копейку – подниму!
Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
– Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки.
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
– Алексей, отца уважь!
А в ответ одно и тоже:
– Что ты мне за это дашь?
– Смешное ли это стихотворение? Обсудить в группах. (На партах книги А. Барто)
– Прочитать любое произведение А. Барто, рассказать друг другу в группах, о чем пишет автор. Выберите стихотворение, в котором герои изображены с чувством иронии, прочтите его вслух.
Чтение вслух выбранных стихотворений.
– Что скажете об этих детях? Для чего они живут на свете? Есть ли у них совесть?
IX.
Чтение учителем. Е. Пермяк «Чугун и сталь».
Пролилась огненной струей из жаркой печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звездами, остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала себя выхвалять, что тот чуть не изоржавел от стыда.
– Я, - говорит Сталь, – нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная! Как алмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь – не отколюсь. Пилить, сверлить, резать – все могу; на все пригодна! Хочешь – булатом стану, хочешь – иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да разве еще на станины второсортные да на шестерни молотильные! Не ковок, не ловок, хрупок, как лед. Не модный металл.
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолетом-то она полетит, и кораблем-то поплывет, и чем только она не станет… Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Все перебрала, столько наговорила про себя, что в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в ее стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы: о том, что Чугуну она родной дочерью доводится, что она ему своей жизнью обязана…
Ну, а в остальном все правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать.
– Какой изображена Сталь? А Чугун?
Чтение «цепочкой» в группах.
– Почему в сказке говорится, что «все правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать»?
– В чем же должна была проявиться совесть?
– Что это – рассказ, сказка или басня? Докажите свою мысль. Кого, по-вашему, изобразил здесь писатель?
X.
Выбрать для своей группы пословицу, объяснить смысл.
Пословицы на отдельных плакатах:
- Сильнее совести суда нет.
- Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
- Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
- Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.
- Совесть без зубов, а грызет.
XI.
Можно ли что-нибудь дописать к тому, что мы писали о совести? Дописать.
Выдаю отпечатанные листы.
– Прочитайте объяснение слова «совесть» в толковом словаре.
Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом («Толковый словарь» С.И.Ожегова).
Совесть – чуткий страж человеческих поступков.
В.А. Сухомлинский
Ты не всегда будешь ребенком – умей вдуматься в глубокий смысл этой истины.
Мы приходим в мир маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям.
Совершая поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили.
Ты рожден человеком, но человеком надо стать.
(Открываю слова на доске)
– Как вы понимаете эти слова?
Мини-сочинение «Я хочу жить на свете …»
XII.
Чтение сочинений.
XIII.
Рефлексия.
– Мои мысли, состояние на время работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...