заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.г.т. Ерофей Павлович
ул. Октябрьская, д. 17
ТЕМА:
« Патриотическое воспитание
младших школьников»
заседание круглого стола
МО начальных классов
Руководитель МО начальных
классов Наумова А.М.
2014г
Тема круглого стола: Патриотическое воспитание младших школьников.
Цель круглого стола: обсуждение путей формирования эффективной работы по патриотическому воспитанию учащихся в образовательном учреждении
Задачи круглого стола:
обсудить факторы, влияющие на патриотическое воспитание школьников;
определить педагогические технологии, методы и формы взаимодействия
педагогов и учащихся в организации мероприятий по патриотическому воспитанию;
обсудить неясные и спорные моменты по данному вопросу;
обеспечить работу технических средств для выступления,
обеспечить соответствующее оформление аудитории (чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу»)
- Подготовительный этап:
Любовь к Отчизне и любовь к людям —
это два быстрых потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы
Во все времена воспитание патриота своей Родины является приоритетной задачей государства.
В нашем обществе за последнее время произошли большие изменения. Нестабильная экономическая обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению различных молодежных националистических объединений. Поэтому от школы требуется большого внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
Для формирования патриотической компетентности, необходимо рассмотреть терминологию ключевых понятий.
Кто такой патриот?
Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги.
В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано:
Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…".
Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.
Патриотизм – это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".
Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина .
Чувство патриотизма зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей высокого патриотического долга.
Патриотическое воспитание является основой для формирования у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов. И это свидетельствует о том, что необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию детей. Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей начальных классов состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию патриотических чувств. Для решения проблем патриотического воспитания в школе могут быть выделены основные направления работы, такие как:
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность
4. Работа с родителями
Формы взаимодействия педагогов и учащихся:
Педагог – ученик: учебные предметы,
дистанционные олимпиады,
сетевые проекты,
уроки мужества,
беседы и лекции,
круглые столы,
конференции,
экскурсии,
походы, игры,
акции,
фестивали,
смотры строя и песни и т.д.
конкурсы;
праздники;
концерты;
встречи со знаменитыми и заслуженными людьми;
викторины;
посещение библиотеки, музея;
Педагог – педагог: МО, открытые мероприятия,
лекции, семинары,
круглые столы,
дистанционные олимпиады,
сетевые проекты,
конференции, методические разработки
семинары, педсоветы;
Педагог – родитель:
тренинги;
беседы;
лектории;
игры;
анкетирование;
семинары.
В работе педагогов могут использоваться и
Педагогические технологии:
- проектно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- деятельностный подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технологии проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ и др.
- Дискуссионный этап( обмен опыта работы учителей начальных классов)
Вопросы для рассмотрения:
- Как представлено патриотическое воспитание в программе 1 класса ? (Бардакова Г.Ю.)
- Как отражается патриотическое воспитание во 2 классе? (Калинина Е.И.)
- Какие темы патриотического воспитания отражены в программе 2 класса « Краеведение»? (Неганова И.Ю.)
- Как отражена тема патриотического воспитания в проведенных мероприятиях? (Егорова М. г. Сковородино)
- Какие школьные мероприятия по патриотическому воспитанию прошли в начальной школе? (Голодрыжук Р.В.)
- Какие формы работы используете в своей практике при изучении данной тематике? (Прохоренко Н.Ю.)
- Расскажите об используемых технологиях в патриотическом воспитании? ( из своей практики) Нестерова Л.Н.
- Как представлено патриотическое воспитание в программе 4 класса ? (Наумова А.М.)
- Завершающий этап:
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная работа, использование разнообразные средства воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
1.Проявление любви к Родине у детей младших школьников
выражена в знаниях: о названии страны, ее географии, природе,
символике, в знании героев, которые прославили нашу
Родину, в участие детей в конкурсах чтецов о Родине, в конкурсах
песен, участие в конкурсах рисунков.
2. Проводя мероприятия, реализованные в условиях школы,
поселка ученикам прививается любовь и бережное отношение к
природе России, к ее сохранению.
3. Изучение символов России, а также изучение художественных
промыслов, блюд национальной кухни, позволяет детям уважать
традиции своих предков.
4. Ознакомление с патриотической темой на уроках и во внеурочное
время даст заметные результаты, если она будет частью всей
работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она
по содержанию и по методам реализации будет усложняться от
класса к классу.
Литература
Буйлова Л.Н. кандидат педагогических наук, профессор «Воспитание
патриота»
Немтарева С. В. « Формы работы»
МАОУ «Начальная школа». «Патриотическое воспитание»
Реализация социально-значимых проектов, посвященных 65-тилетию
Победы в ВОВ
http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/out и др.
http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html
Л.Н. кандидат педагогических наук, профессор «Воспитание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....