Пальчиковые игры
учебно-методическое пособие по теме
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Администрация МО «Усть-Илимский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»
(МДОУ «Брусничка»)
Воспитатель:
Вера Ивановна Тэтэ
п. Тубинский
2013г
Цель: Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений, моторику обеих рук. Ладушки- ладушки Ладушки- ладушки! Пекла баба оладушки. Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки! Сорока – сорока Сорока- сорока Кашку варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала Как у нашего кота Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки белые. Этот пальчик бабушка… Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Ладошки Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок – И сжали в кулачок. Обезьянки Обезьянки вышли погулять, Обезьянки стали танцевать, И одна из них пошла домой поспать, Потому, что надоело танцевать. Мальчик – пальчик Пальчик- мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Где же ручки Где же, где же наши ручки, Наши ручки, наши ручки? Вот ручки, наши ручки, Пляшут, пляшут наши ручки Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали – стоп! Где же, где же наши ножки, Наши ножки, наши ножки? Вот ножки, наши ножки Пляшут, пляшут наши ножки Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали – стоп! Где же, где же наши детки….. Вот детки, наши детки….. Пляшут, пляшут наши детки. Поплясали - стоп! | хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом
указательным пальцем правой руки выполняют движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики: Мизинец, Безымянный, Средний, Указательный, Большой
(дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным тестом) (загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения руками) дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом) (Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щечку- спят. Выполняют встряхивающие движения кистями рук (дети поочередно поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке |
Рисование
Наши пальчики устали, Мы руками потрясем, Рисовать начнем. 3.Мы волну нарисовали, Наши пальчики устали,
Рисовать начнем. 4. Точки мы нарисовали, Наши пальчики устали, Мы руками потрясем, Рисовать начнем | (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом) |
Водичка, водичка… Цель: Развивать моторику обеих рук Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки смотрели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом) |
Пальчик о пальчик Цель: Развивать движения кистей и пальцев рук; умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова и фразы Пальчик о пальчик тук да тук- Хлопай, хлопай, хлопай, Ножками топай, топай, топай. Спрятались , спрятались Пальчик , пальчик тук да тук | - 2 раза - Хлопают в ладоши - Топают ногами - Закрывают лицо руками |
1,2,3,4,5 вышли в садик погулять Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять. Ходим, ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу, Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать | Пальцем одной руки читаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой Счет пальцев в обратном порядке |
Кошка – мышки Вот кулак, А вот – ладошка На ладошку села кошка. Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. Мышки очень испугались, В норки быстро разбежались | Показать кулак левой руки раскрыть пальцы, ладонь вверх когти» правой руки водят по ладошке левой правой рукой загибать по одному пальцу левой вращать кулаком спрятать кулак под подмышку |
Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья рябины, | Загибают пальчики, начиная с большого пальца Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого пальца «Шагают» по столу средним и указательным пальцем. |
Осень, осень к нам пришла… Осень, осень к нам пришла, Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Пожелтел зеленый сад, Шу-шу-шу, шу-шу-шу, | Дети стучат пальцем левой руки по ладони правой. Трут ладонью о ладонь. |
Осень Ветер по лесу летал, Вот кленовый, Ветер бросил на тропинку. | Плавные, волнообразные движения ладонями Загибают по одному пальчику на обеих руках Спокойно укладывают ладони на стол |
ПАРОВОЗ Ехал, ехал паровоз Прицепил вагон, повез, Ехал, ехал паровоз Прицепил вагон, повез…
| руки в «замок», большие пальцы вращаются сцепить указательные пальцы |
КОРАБЛИК Вот плывет кораблик мой Он плывет ко мне домой Крепко я держу штурвал Я ведь главный капитан САМОЛЕТЫ Мы сегодня самолеты, Мы не дети, мы пилоты Руки – нос, и руки – крылья Полетела эскадрилья. | руки – «полочка», покачиваются руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос) «держать штурвал» 4 хлопка И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) 4 хлопка «нос», «крылья» встать, разбежаться, руки – крылья |
ВОРОНА У вороны голова, ва-ва-ва-ва Клюв и крылья» Хвостик, ноги, оги-оги-оги-оги | руки на голове 4 хлопка руки у носа, «крылья руки за спиной, топать, 4 хлопка |
МАШИНКА Заведу мою машину - Би-би-би, налью бензину. Крепко-крепко руль держу На педаль ногою жму. | «мотор» 3 хлопка, топать «держать руль» топать правой ногой |
Сидит белка на тележке Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому | Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого пальца |
Капуста Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы морковку трем, трем, Мы капусту жмем, жмем. | Движения прямыми ладонями вверх, вниз Поочередное поглаживание подушечек пальцев Потирать кулачок об кулачок Сжимать и разжимать кулачки |
Пальчики Раз, два, три, четыре, пять- Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять- В домик спрятались опять | Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке |
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Я вас всех приветствую! | Движения в соответствии с текстом игры |
Коготки У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! | Поджать подушечки пальцев руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «Мяу!» |
На работу Большой палец встал один, Указательный - за ним, Средний будит безымянный, Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора | Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого пальца Широко расставить пальцы в стороны. |
Всех помощников… Всех помощников опять Надо быстро сосчитать: Этот брат дрова рубил, Этот братец щи варил, Этот брат готовил кашу На семью большую нашу Это веником махал, Чисто-чисто подметал. Ну а это маленький Спал у нашей маменьки | В соответствии с текстом игры пальцами одной руки растираем пальцы другой руки, начиная с большого пальца |
Пальчик – мальчик… Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! | В соответствии с текстом игры пальцами одной руки растираем пальцы другой руки, начиная с большого пальца |
Барашек Тра-та-та, тра-та-та – Бьет барашек в ворота! Тра-та-та, тра-та-та - Бьет барашек в ворота! Он ногами тук - тук-тук, Он рогами стук-стук-стук. Тра-та-та, тра-та-та - бьет барашек в ворота! Ворота не проломил, лишь головку утомил. Тра-та-та, тра-та-та - бьет барашек в ворота Кто бы этому барашку Мог бы сделать а-та-та-та?! | Хлопают в ладоши Стучат кулачками о коленки Нажимают кулачками об коленки Берутся пальчиками за голову, качают головой Имитация хлопка по попе |
Пальчики здороваются Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседней курице Повстречал ежонка еж: здравствуй, братец! Как живешь? Ивану-большому — дрова рубить… Ивану-большому — дрова рубить, | Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков всех пальцев левой руки. Проделать тоже самое левой рукой |
Будут пальчики вставать… Будут пальчики вставать, | |
Этот пальчик самый… Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! | |
Цыпленок Бедный маленький цыпленок Кушать захотел спросонок, Пальчиком, как клювом бьёт, Буд-то бы зерно клюёт. | прижать кулачки друг у другу постучать указательными пальчиками по столу |
Замок На двери висит замок, Кто его открыть бы мог? Постучали, Покрутили, Потянули И открыли | Пальчики переплести в замок, раскачивать "замок" при чтении стиха постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок) не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну - вперед, другую - назад, так чередовать) не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны. |
Пирог Тесто ручками помнем Пирог сладкий испечем Серединку смажем джемом А верхушку вкусным кремом. И кокосовой крошкой Присыпаем пирог немножко, А потом и чай заварим, Пирогами вас одарим. Пальчики Этот пальчик хочет спать. | сжимаем и разжимаем пальчики слаживаем ладони обоих рук в виде пирогагладим пальчиками ладонь одной руки имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук как-будто помешиваем чай слаживаем пальцы в кулачки ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой (загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик) (загибает указательный пальчик) (загибает большой пальчик) |
Шалун Наша Маша варила кашу | на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) |
Есть игрушки у меня Есть игрушки у меня: | хлопать в ладоши) (загибать поочерёдно пальчики |
Паучок Паучок ходил по ветке, Пчелки Домик маленький на ёлке, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей". |
Рыбки Пять маленьких рыбок | Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). |
Перчатка Весёлая мышка | Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом" |
Радуга Гляньте: радуга над нами, | Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. |
Гвозди Бом, бом, бом, бом, | Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. |
Дом Я хочу построить дом, | Руки над головой "домиком". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры для детей...
пальчиковые игры
Интересная подборка. Можно испльзовать при подготовке к школе ....
Пальчиковые игры - упражнения с мячом
Массажный мячик - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучша...
Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры...
«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры в старшей группе...