Пальчиковые игры
статья по теме

Сафарова Юлия Александровна

Пальчиковые игры в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_igra_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковая игра в старшем дошкольном возрасте»

Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. 

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра – это инсценировка в воображаемой ситуации, каких – либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:

  • игровой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста,
  • игры с правилами для детей постарше.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным.

В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения. В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:
1.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. 
2. Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу

(к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. 

3. Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. 

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру сам. 
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. Играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры.

Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев,— это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных). С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей...

пальчиковые игры

Интересная подборка. Можно испльзовать при подготовке к школе ....

Пальчиковые игры - упражнения с мячом

Массажный мячик  - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучша...

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры...

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

пальчиковые игры

Пальчиковые игры для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности...