Программа факультативного курса "Самоконтроль"
рабочая программа по теме

Ромчук Елена Александровна

Формирование умения самоконтроля как проявление активности школьника в учебном процессе  - одно из условий качества обучения. Проблема формирования навыков самоконтроля актуальна уже на начальном этапе. Программа факультативного курса "Самоконтроль" позволяет научить ребенка контролировать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samokontrol.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ромчук Елена Александровна        Приложение 1.1

учитель начальных классов МОУ СОШ № 13

   1. Пояснительная записка

   Формирование умений самоконтроля как проявление активности школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе. В связи с этим проблема формирования умений самоконтроля является актуальной уже на начальном этапе обучения.

   На теоретическом уровне над этой проблемой работали Давыдов В.В., Гальперин П.Я.,Бабанский Ю.К. и др. В данной программе предлагается практическое преобразование обучающей среды, комбинация элементов известных методик, использование новых средств обучения и их применение в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности.

   Данная программа возникла из необходимости решения следующих проблем:

  • Ученики представляют учебную деятельность нерасчлененной, неосознанной, несамостоятельной, непланируемой;
  • Учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учащимися;
  • Допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
  • Отсутствуют или нечетко сформулированы критерии контроля за учебной деятельностью.

   Программа позволяет научить ребенка контролировать свои действия и предполагает решение   перечисленных проблем в трех аспектах:

  • Аспект обучения: повышение результатов обучения по всем предметам;
  • Аспект развития: динамика развития всех познавательных процессов, внимания, памяти, организационно - деятельностной культуры, коммуникативных способностей;
  • Аспект воспитания: осознание необходимости саморазвития, самоорганизации, самовоспитания личностных качеств.

   Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, формирует умение самоконтроля, как элемента самоорганизации, способствует развитию активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.

   С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы организации деятельности детского коллектива: игры; практические занятия; работа в компьютерном классе.

   Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования следующих методов и приёмов.

В начале обучения наиболее приемлемым методом является объяснительно – иллюстративный. Наиболее частое использование этого метода в учебном процессе можно объяснить тем, что у учащихся очень медленно формируется навык самоконтроля и уровень развития интеллектуальной деятельности вначале работы над развитием этого  навыка  является недостаточным, поэтому преподнесение учебного материала с помощью этого метода является оптимальным.

По мере продвижения детей в развитии используется частично – поисковый метод, так как к этому времени у учащихся сформировано умение самостоятельно работать с информацией.

При успешном овладении учащимися базовых знаний реализуется проблемное обучение.

В каждый метод обучения как неотъемлемая составная часть включены определённые приёмы:

  • беседа;
  • фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания;
  • сверка с образцом;
  • составление плана действий.

    Цель программы: воспитание творческой личности ученика, самоорганизованной, спoсобной к самоизменению, саморазвитию.

   Задачи программы..

  1. Развивать потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.
  2. Формировать умение в поэтапном (пооперационном), итоговом и прогнозирующем самоконтроле действий по достижению цели.
  3. Развивать потребности в самоорганизации, самоизменении.
  4. Развивать способности к умственным действиям.
  5. Воспитывать личностные качества: ответственность, организованность, целеустремленность, самостоятельность.

   Предполагаемые результаты:

   В процессе обучения предполагается осуществление преемственности в развитии общеучебных умений и умений, формирующих навык итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

1 класс

  • сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
  • воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
  • выполнять действия по развернутой инструкции;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
  • использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

2 класс

  • сравнивать промежуточный результат с эталоном;
  • перечислять последовательность действий и операций контроля;
  • корректировать памятки;
  • выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
  • участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

3 класс

  • сравнивать результаты деятельности с образцом, заданным через систему условий;
  • составлять проверочные задания для самоконтроля;
  • тренироваться в коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
  • выполнять действия по инструкции с ограничениями;
  • выполнять самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;
  • составлять модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

4 класс

  • сличать результаты деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
  • определять состав действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
  • выполнять действия по общей инструкции;
  • упражняться в самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
  • самостоятельно корректировать план проверки;
  • разрабатывать общий способ контроля подобных заданий под руководством педагога.

Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения:

1 класс - 33   часа

2 класс -  34  часа

3 класс -  34  часа

4 класс -  34  часа

Всего  139   часов

   2. Учебно-тематический план.

1 класс

Название тем, разделов, блоков

Количество часов учебных занятий

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

Выездные

(индивид.)

I год обучения

Введение позиции «Я – контролер».

1

Начальное представление о самоконтроле.

1

1

2

Проверка исходного уровня развития самоконтроля. Диагностика.

2

2

3

Что такое образец?

1

1

4

Сравнение результата своей деятельности с образцом.

4

4

5

Выполнение действий и операций, заданных учителем.

4

4

6

Что такое инструкция?

1

1

7

Учимся работать по инструкции.

4

3

1

8

Выполнение действий по развернутой инструкции.

4

4

9

Введение понятия  «самопроверка».

1

1

10

Осуществление самопроверки по плану, состоящему из 1-2 пунктов.

3

3

11

Наши помощники – схемы-модели.

1

1

12

Использование схем-моделей, составленных учителем для самоконтроля.

3

3

13

Отображение результатов самоконтроля.

2

1

1

14

Реальный уровень развития умений самоконтроля. Диагностика.

2

2

Итого:

33

6

26

1

2 класс

II год обучения

Работа в позиции «Я – контролер»

1

Наши помощники: образец, инструкция, схема-модель.

1

1

2

Работа по образцу.

2

2

3

Работа по развернутой инструкции.

2

1

1

4

Выполнение упражнений с использованием схем-моделей.

2

2

5

Отображение результатов самоконтроля.

2

2

6

Учимся сравнивать промежуточный результат с образцом.

3

1

2

7

Устанавливаем последовательность действий и операций контроля.

3

1

2

8

Работа по памятке.

3

1

2

9

Корректировка памятки.

3

3

10

Выполнение действий по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья.

3

1

2

11

Самопроверка по плану, включающему 3-4 пункта.

3

3

12

Составление схем к правилам.

3

1

2

13

Составление простейших алгоритмов к правилам и определениям.

3

1

2

14

Итоговое занятие. Определение уровня развития умений самоконтроля.

1

1

Итого:

34

7

26

1

3 класс

III год обучения

Работа в позиции «Я – контролер»

1

Наши помощники: образец, инструкция, схема-модель, памятка.

1

1

2

Составление « Дневников самоконтроля».

2

1

1

3

Работа по инструкции с занесением результатов в «Дневник самоконтроля».

2

2

4

Работа по памятке и занесение результатов в «Дневник самоконтроля».

2

2

5

Сравнение результата деятельности с образцом, заданным через систему условий.

3

1

1

1

6

Составление проверочных заданий для самоконтроля.

4

1

3

7

Что такое алгоритм?

1

1

8

Работа по алгоритмам, составленным учителем.

3

3

9

Составление алгоритмов учащимися.

3

3

10

Выполнение действий по инструкции с ограничением.

3

1

2

11

Самопроверка по плану с отсутствующими звеньями.

3

1

2

12

Составление модели значимых условий деятельности.

2

1

1

13

Работа с тренажером «Фраза», программой «Считай и побеждай».

4

4

14

Итоговое занятие. Самоконтроль разными способами.

1

1

Итого:

34

8

25

1

4 класс

IV год обучения

Работа в позиции «Я – контролер»

1

Наши помощники: образец, инструкция, схема-модель, памятка, алгоритм.

2

2

2

Составление индивидуальной карты самоконтроля.

2

1

1

3

Составление инструкции.

1

1

4

Составление памятки.

1

1

5

Составление алгоритмов.

1

1

6

Составление проверочных заданий для самоконтроля.

2

2

7

Выполнение проверочных заданий для самоконтроля, составленных другими учащимися. Занесение результатов в индивидуальную карту самоконтроля.

2

2

8

Компьютерное тестирование. Занесение результатов в индивидуальную карту самоконтроля.

2

2

9

Учимся прогнозировать результаты деятельности.

2

2

10

Сличение результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности.

3

1

2

11

Определение состава действий и операций с анализом трудностей.

2

2

12

Выполнение действий по общей инструкции.

3

2

1

13

Работа в компьютерном классе. Программа-тренажер «Фраза».

2

2

14

Самопроверка по плану с отсутствующими (неопределенными)  звеньями.

2

1

1

15

Самостоятельное корректирование плана проверки.

2

1

1

16

Разработка общего способа контроля подобных заданий.

2

1

1

17

Итоговый уровень развития умений самоконтроля. Работа с тестирующей программой «My test».

1

1

18

Работа с индивидуальной картой самоконтроля. Сравнительный анализ результатов.

2

2

Итого:

34

9

24

1

   3. Содержание программы

   Программа курса построена таким образом, что знания и умения приобретаются учащимися концентрически: последующие базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

   Программа предусматривает работу в двух позициях:

  • введение позиции «Я – контролер» (1 класс. 1 год обучения)
  • работа в позиции «Я – контролер» (2 класс. 2 год обучения; 3 класс. 3 год обучения;4 класс, 4 год обучения)

   1 класс. 1 год обучения.

   Учащиеся знакомятся с понятиями самоконтроль, самопроверка и помощниками самоконтроля: образцом, инструкцией, планом, схемой-моделью. Сказочный герой Сам Самыч вводит эти основные понятия в игровой форме. Дети учатся сравнивать результаты своей деятельности с образцом, работать по инструкции, осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта, использовать схемы-модели.

   На практических занятиях учащиеся выполняют действия по образцу, по развернутой инструкции, по плану.

   Приведем несколько заданий, способствующих обучению самоконтролю еще в дочисловой и добуквенный период:

  • Проверь, правильно ли срисован узор;
  • Проверь, правильно ли заштрихован предмет, изображенный на рисунке;
  • Найди такую же картинку;
  • Художник нарисовал две одинаковые картинки. А Сам Самыч заметил, что они отличаются. Найди отличия.

   Позднее можно включить в работу задания с цифрами и буквами:

  • Проверь, одинаковые ли вычеркнуты цифры (буквы) на карточке и на образце;
  • Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

   Учитывая возрастные особенности детей, используем  дидактические игры «Сделай так же»,

«Лесенка», «Число-контролер», способствующих развитию приемов самоконтроля. Игра «Сделай так же» предполагает:

  • Работу с пирамидкой по образцу;
  • Складывание из геометрических фигур по образцу:
  • квадрата из треугольников;
  • елочки из треугольников;
  • узора;
  • композиции.

   С этими же геометрическими фигурами проводим складывание по инструкции в стихотворной форме:

Я взял три треугольника         Квадрат, прямоугольник взял,

и палочку-иголочку.                        Еще прямоугольник и два круга.

Их положил легонько я                   И будет очень рад мой друг!

И получилась елочка.                      Машину ведь построил я для друга.

   На итоговом занятии в конце первого года обучения проверяем реальный уровень умений самоконтроля. Задания для диагностики учитель подбирает сам. Они должны включать умения контролировать результаты деятельности по образцу, по инструкции, по плану, по схемам-моделям.

   2 класс. 2 год обучения.

   На первых занятиях учащиеся закрепляют знания и умения, подученные в первом классе: работают по образцу, по развернутой инструкции, используют схемы-модели. На втором году обучения дети знакомятся с более сложным видом самоконтроля – пооперационным. Теперь они учатся сравнивать промежуточный результат с образцом. Учащиеся устанавливают последовательность действий и операций контроля. Учатся работать по памятке, составленной учителем и корректируют деформированную памятку. Усложняется работа по инструкции. Учащиеся выполняют действия по инструкции с отсутствующими звеньями. Самопроверка по плану теперь включает 3-4 пункта.

   Под руководством учителя  дети тренируются в составлении схем к правилам и определениям. Это одна из самых сложных тем этого года обучения. Самостоятельная работа по составлению схем является творческой. Выполнение самостоятельной творческой работы состоит из следующих этапов:

  • выбор темы;
  • поиск теоретического материала;
  • анализ полученного материала, его обобщение;
  • выделение главного и исключение второстепенного;
  • составление графического образа схемы.

   Учащиеся с интересом составляют опорные схемы-коллажи по учебным материалам двух типов:

  • «солнечная система», в центре которой «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией, которая заполняется в ходе самостоятельной работы;
  • «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть -  нет.

   3 класс. 3 год обучения

   Учащиеся составляют «Дневники самоконтроля» по предметам, в которых отображают результаты деятельности. Дети учатся сравнивать результаты деятельности с образцом, заданным через систему условий. Выполняют творческую самостоятельную работу по составлению проверочных заданий для самоконтроля по предметам. Вводится понятие «алгоритм». Проводится работа по алгоритмам, составленным учителем. Учащиеся тренируются в самостоятельном составлении алгоритмов. Составление и использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, Это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила. Практика показывает, что дети хорошо запоминают алгоритмы, а особенно если сами их составляют. Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допустить ее повторения.

   Приведем пример алгоритма, который помогает выделить нужную орфограмму в тексте:

  • проговариваю слово;
  • определяю орфограмму;
  • вспоминаю правило;
  • применяю его;
  • пишу слово;
  • проверяю написанное.

   Применяя этот алгоритм на практике, учащиеся приобретают большую самостоятельность в процессе письма, тем самым формируется умение контролировать себя.

   Усложняется работа по выполнению действий по инструкции и по плану.

   Одной из форм самоконтроля является компьютерное тестирование. Учащимся предлагается:

  • работа с тренажером «Фраза» для самоконтроля знаний по русскому языку;
  • работа с программой «Считай и побеждай» для самоконтроля знаний по математике;
  • работа с тестами, составленными учителем.  

   4 класс. 4 год обучения

   Учащиеся составляют индивидуальную карту самоконтроля по предметам, которая является эффективным способом развития умения самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности. Учитель, подводя итоги деятельности ученика на основе карты самоконтроля, имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимся. Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после её определения в индивидуальную карту самоконтроля.

   Приведем пример индивидуальной карты самоконтроля по русскому языку. Она предусматривает следующие графы:

  • дата;
  • орфографическая грамотность;
  • пунктуационная грамотность;
  • фонетический разбор;
  • словообразовательный разбор;
  • морфологический разбор;
  • синтаксический разбор;
  • мой шаг.

    В последней графе каждый учащийся записывает алгоритм своих действий, позволяющий ему устранить причины своих ошибок, в результате появляется план саморазвития. Например, возможен следующий вариант:

  • определение времени и сроков проработки учебного материала;
  • повторение учебного материала в тетради открытий;
  • написание конспекта (тезиса, схемы, таблицы) учебной статьи;
  • консультация одноклассника или учителя;
  • выбор задания для самостоятельной работы над темой;
  • тренировочные упражнения;
  • построение индивидуальной «карты» движения в учебном предмете.

   Заполняются листы самоконтроля условными обозначениями или оценочной шкалой, о которых договорились ученики и учитель.

   На четвертом году обучения много учебного времени отводится самостоятельным творческим работам: составление памятки, инструкции, алгоритмов, проверочных заданий для самоконтроля. Учащиеся выполняют проверочные  задания, составленные другими учащимися и заносят результаты в индивидуальные карты самоконтроля. Знакомятся с самым сложным видом самоконтроля – прогнозирующим. Производят самопроверку по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями, самостоятельно корректируют план проверки.

   4. Формы и виды контроля.

   Проверка умения осуществлять самоконтроль предполагает текущую и итоговую рефлексию.

   Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися самостоятельных работ и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся в дневниках самоконтроля или в индивидуальной карте самоконтроля.

   Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ. (составление тематических проверочных работ, составление алгоритмов…)

   При определении уровня сформированности  самоконтроля учитываются следующие критерии:

  • Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении

                     учебного задания и их частота.

  • Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и  собственной и частоту их пропуска.

   Можно пользоваться также дополнительными критериями:

  • Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке

                     работы товарища и своей собственной.

  • Оценка в баллах за выполненное задание.

   Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо, пользуясь этими критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках,  и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля, выделенным Г.В.Репкиной и Е.В.Заикой. Они выделяют шесть уровней сформированности самоконтроля, но при этом следует учитывать, что в “чистом виде” они встречаются крайне редко.

   Первый уровень- отсутствие контроля. Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не

исправляются. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает.

   Второй уровень- контроль на уровне непроизвольного внимания. Контроль   выполняется    неустойчиво   и    неосознанно. В  его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. Ученик действует импульсивно,  хаотично,  но за счет  непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: “так неправильно”, “так надо”.Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.

   Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

   Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.

   Вводимые учителем схемы действия осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе учителя, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ученику доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе учителя. Одновременно совершать новое действие и соотносить его со схемой ребенок затрудняется.

   Что касается хорошо освоенных или неоднократно повторенных действий, то в них ребенок почти не допускает ошибок, а если допускает, может самостоятельно найти их и исправить. Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.

   Четвертый уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

   В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Ученик может правильно объяснить свои действия.

   Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении задания.

Ученик может успешно контролировать не только итог, но и процесс выполнения действий и по ходу его выполнения сверять совершаемые действия с готовой наличной схемой, однако проконтролировать соответствие самой схемы действий имеющимся новым условиям он не может.

   Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль.

   Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник  - несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью учителя. Под руководством учителя может переходить к выделению принципов построения плана действий соответствующего типа, то есть устанавливать соотношение между основаниями выбора и построения способов действия и их обобщенных схем в зависимости от изменения условий.

Задания, соответствующие применяемой схеме действий, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.

   На базе первых пяти уровней формируется самый высокий шестой уровень - актуальный рефлексивный контроль.

   Выполняя новое задание, внешне похожее на выполняемые  ранее, ученик может:                      

  • самостоятельно обнаруживать ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задания;
  • самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще общих оснований действия, то есть принципов его построения.

   В ряде случаев ученик может приступать к такой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы “прокрутив” их в “уме”. Помощь учителя может при этом встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно.

  Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля:

  • умение перед началом работы спланировать ее;
  • умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
  • умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
  • умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
  • умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

«Живое слово». Программа факультативного курса.

Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

Программа факультативного курса «Мои права».

Изучение Конвенции «О  правах  человека» в начальной школе носит только ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человек...

Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"

Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

Программа факультативного курса "Уроки докторов здоровья"

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и ум...