Рекомендации для родителей дошкольников
опыты и эксперименты по теме

Москалева Наталия Дмитриевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_podgotovke_rebenka_k_shkole.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

                 Родителям на заметку.

     Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент,  как для самого ребёнка, так и для его родителей. Опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. И родители здесь - первые и самые важные  воспитатели  и учителя  при подготовке  ребёнка к школе.        

            Готовность к школьному обучению предполагает   компоненты:

  • прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению;
  • должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;
  • важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока  и всего учебного дня;
  • у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

     Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи. 

     Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты  такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

              На что надо обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

        В первую очередь надо развивать речь ребёнка. Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2-3 слова, а затем и связный рассказ в 3-5 предложений. К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово; выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Ребенок должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребенка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа. Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, постоянно следить за правильностью речи (при необходимости исправлять речевые ошибки), втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма. Пусть перескажет сюжет, опишет героев, придумает слова с противоположным значением (жарко - холодно, высокий - низкий, широкий – узкий), слова, сходные по значению (идти - шагать, опрятный - аккуратный), образуют уменьшительные слова, закончит начатое предложение. Такие упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся.  Даже прогулку  с ребёнком можно превратить увлекательный урок. Что вы видите вокруг? Какие деревья, кусты? Родители на прогулке должны быть похожи на эвенка "что вижу, то и пою". Вот, например, проехала машина: "Слышишь, как проехала машина. А вот другая машина - грузовик, и звук совсем другой" - так воспитывается и усваивается слуховое внимание.
 Учите ребёнка вслушиваться в слова, рассказывайте их "историю". Почему, например очки? Потому, что раньше глаза называли очами, и чтобы лучше видеть на очи надевали очки.  Разучивание стихотворений прекрасно тренирует память. Главное - выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка, понятные, простые, без непонятных слов, музыкальные, с хорошим ритмом и простыми рифмами.

               При обучении детей в школе учитель часто опирается на имеющиеся у детей знания, представления о Родине, о труде людей, о животных, о растениях, о космосе, о явлениях природы и т. д. Взрослым нужно постоянно задавать детям вопросы, требующие размышлений. Такие вопросы заставят ребенка

внимательнее вглядываться в окружающий мир, сравнивать, анализировать, делать умозаключения. Часто дети сами задают много вопросов. И от того, какие ответы они получают, во многом зависит их интеллек –туальное  развитие. Положительное влияние на развитие речи детей оказывают радио и телевидение, однако родители должны контролировать какие передачи смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телевизора.

       И последнее, что касается развития речи. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок внятно произносил все звуки, т.к. это залог грамотного письма. Если же у ребенка встречаются дефекты речи, его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты.

        Обучать письменному шрифту ребёнка  не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Чтобы подготовить руку к письму, следует больше лепить, рисовать, штриховать, шить, работать с мелкими деталями конструктора или мозаики. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой. Важно проследить за тем, какая ручка в руках ребенка. (Она должна быть легкой, ровной в месте захвата, иметь ограниченный контур, ниже которого пальцы не должны опускаться) и как он ее держит (при письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева, средним поддерживать справа, указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки “смотрит” в сторону плеча).

          Следующий вопрос, на который следует обратить внимание – это правильная посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза. Необходимо соблюдать следующие правила:

  • При занятиях письмом ноги должны иметь опору (стоять на полу или на подставке);
  • Туловище нужно удерживать в вертикальном положении, не наваливаться на край стола. Расстояние между краем стола и грудью должно быть не менее 5 см;
  • Голова слегка наклонена к столу. Наклоны в сторону должны немедленно исправляться;
  • Оба предплечья при письме лежат на столе под прямым углом друг к другу, слегка выдаваясь за край косточкой локтевого сустава.
  • Тетрадь следует располагать наклонно (правый угол должен быть выше левого, если ребёнок пишет правой рукой и наоборот, если левой) напротив середины груди, продвигая ее вверх по мере письма.

               

      Одним из самых тягостных испытаний для  первоклассника является новый режим дня. Давно известно, что временные стрессы сильнее всего влияют на организм человека, а значит, еще до школы надо подготавливать любимое чадо к  школьному режиму. Рассчитайте примерно, сколько займет дорога в школу, утренний подъем, завтрак, одевание и  начинайте будить ребёнка  в это время. И если  он не сразу будет просыпаться с улыбкой на лице,  вы можете помочь ему, объяснив, что ранний подъем благотворно сказывается на общем здоровье организма, улучшает обмен веществ и повышает иммунитет. К тому же, чем раньше малыш проснется, тем больше дел он успеет сделать за весь день. Но ни в коем случае не следует  будить ребенка, жалея его и сочувствуя. Он будет перенимать ваш настрой, и учеба будет казаться тяжелой повинностью, которую ему придется выполнять долгие 11 лет. Поэтому будите ваше чадо, приговаривая что-нибудь хорошее, оптимистичное. Кроме ранней побудки, приучите ребенка завтракать и обедать именно в то время, когда большая перемена и завтрак  в школе, так его не будет мучить голод во время уроков, и он сможет сосредоточиться на учебе.


     Поскольку режим дня   и  в детском саду существенно отличается от школьного, заранее приучайте ребёнка выполнять домашние обязанности примерно за 30-40 минут. Но делать это надо постепенно. Например, дайте ребенку задание слепить из пластилина любимого мишку или что-то нарисовать. Поставьте перед ним часы и засеките 15 минут. На следующий день проделайте все то же самое, но уже за 20 минут времени. И так по нарастающей. Кроме времени, отведенного на уроки, расскажите малышу о переменах и о том, что за считанные 10-15 минут времени ему придется настроиться на новый предмет, достать принадлежности, сходить в туалет  и т.д.

       

       

    Еще одна из тех обязанностей, которая появляется в жизни ребенка с началом школьного периода –  ежедневное выполнение домашнего задания. А правильное  выполнение домашней работы – это уже половина успеха. Уже сейчас можете давать будущему ученику небольшие домашние поручения, например, выучить четверостишие, считалку или нарисовать любимую игрушку. Неважно, что именно будет делать ребенок, главное, чтобы он почувствовал ответственность и выполнял поручение в срок. И старайтесь отводить для таких заданий время в районе 16 часов – тот период, когда ребенок вернется со школы и успеет отдохнуть после занятий.
   Не забывайте хвалить ребёнка  за каждое старательно выполненное задание, но не обещайте материальное вознаграждение. Иначе в скором будущем за каждую положительную отметку он будет требовать ценную покупку, а учебу будет воспринимать как способ получения подарков.

             Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, действенное  Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, организованность и  аккуратность,  что является важным показателем готовности ребенка к обучению. Именно этих качеств не достает  первоклассникам.  Из практики видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем у тех, кто не умеет делать всё  сам, ждет поддержки и помощи взрослых. Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно. Пусть ребёнок  сам собирает ранец, ставит будильник, оборачивает учебники и тетрадки в обложки. Все это сделает его более независимым и самостоятельным, и здорово пригодится в школьных буднях. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления. Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой.

               Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Необходимо выработать у ребёнка чувство коллективизма, особенно если он не ходил в детский сад, ведь школа   это там, где кончается "я" и начинается "мы". Объясняйте ребенку, что ябедничать, жаловаться на других, брать чужие вещи плохо, а помогать другу в беде   хорошо. Лучше всего дети воспринимают информацию, подаваемую в игровой манере. Поэтому сыграйте в "Лесную школу", распределите роли лисички, медвежонка, зайчика и придумайте пару ситуаций, в которых вы покажете ему, "что будет, если". Например, если  лисичка обманет  зайчика,   ей перестанет доверять медвежонок.  Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.

       Многие родители перед походом в школу надевают на своего ребенка «розовые» очки, рассказывают, как им нравилось ходить в школу. "В школе так интересно!", "Тебе там очень понравится!"   наперебой твердят мамы и папы будущему первокласснику. Это неправильно. Ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, скуку), может надолго потерять интерес к учебе. Другая крайность   некоторые родители перед школой начинают накручивать детей: "Давай, читай, дальше еще труднее будет". Подобная позиция, во-первых, поселяет в душе ребенка  жуткий страх перед 1 сентября, во-вторых,  значительно занижает его самооценку. Нельзя говорить ребенку, что он самый лучший, самый умный, если он этого не заслужил. Напротив, если ребенок старается, делает успехи в занятиях ("эту букву ты написал лучше"), хвалите его. Похвала будет стимулировать его, развивать свои способности. Где же золотая серединка? Нельзя заставлять ребёнка,  он должен сам испытывать желание что-либо сделать.

     Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными,

воспользуйтесь следующими советами:

  1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.
  3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.
  6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества.
  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

     А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. 

         Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Презентация "Психологическая готовность ребёнка к школе". (Рекомендации для родителей дошкольников).

Презентация предназначена для родителей дошкольников и содержит информацию о том, как лучше подготовить ребёнка к школе....

Рекомендации для родителей "Как научить дошкольника читать".

Рекомендации для родителей "Как научить дошкольника читать"....

Рекомендации родителям дошкольников на тему: «Семейное чтение»

для педагогов дополнительного образования и методистов...