Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов
презентация к уроку (3 класс) по теме
Творческий проект [Пасха]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_paskha_-_prazdnik_prazdnikov.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Пасха – праздник праздников»
Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов
Цели:
образовательные: познакомить с историей праздника Пасхи, сказаниями, обычаями, традициями, приметами, связанными с праздником, со старинными пасхальными играми, забавами, расширять словарный запас школьников;
воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа; интерес к Православию, любознательность, усидчивость, дисциплинированность, взаимоуважение, взаимовыручку;
развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, память, воображение, творческие способности.
Оформление
Действие происходит в празднично украшенном зале: плакаты с символикой праздника Пасхи, ангелы, корзиночки с живыми цветами, крашеные яйца на подставках и т. д.; на мультимедийной доске меняются изображения икон.
Действующие лица:
- Ведущий, чтецы.
- Мария Магдалина, император, вельможа, купец, слуга, посол Византии, рассказчик.
- Две девочки в русских народных костюмах.
- Хоровод: мальчики и девочки, одетые в русские национальные костюмы.
Ход праздника
Участники и гости рассаживаются по заранее определённым местам: участники впереди, гости – за ними. Звучит праздничный колокольный звон.
Ведущий:
- Весной много чудесных праздников. Ребята, вспомните, какие вы знаете весенние праздники?
Сегодня весь православный народ торжествует, отмечая замечательный праздник – Светлое Христово Воскресение. Этот Великий День приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви.
Из века в век приходит он к людям с пушистой вербочкой, ароматным куличом и крашеными яичками.
Ученики:
- Немало праздников на свете
Встречают взрослые и дети.
Но праздник Пасхи – день чудес,
Из мёртвых Бог – Христос Воскрес!
- День этот всех нас собирает,
Летит молитва до небес,
И славят люди в вышних Бога,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
- Само слово пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «исход», «избавление» от египетского рабства.
Во всех церквях звонят торжественно колокола, звучат пасхальные песнопения – праздничные хоры.
Звучит тропарь Пасхи
Ведущий:
- Ребята, а кому из вас знакомо имя Иисус Христос? Кто такой Иисус Христос? (Ответы детей). Для всех верующих людей, христиан Иисус Христос – Бог. Он помогает верующим в печалях, тревогах, болезнях. Верующие люди обращаются к Нему с просьбой о помощи, о милосердии. Если же человек совершил плохой поступок, он просит Бога простить его.
Люди обязательно благодарят, прославляют Иисуса Христа за Его милосердие и любовь к людям. Праздник Пасха празднуется в память о чудесном Воскресении Иисуса Христа – события, лежащего в основе всего христианского учения.
Празднование Пасхи – многовековая традиция. День Воскресения Христова называют ещё Великим днём.
Пасхе предшествует семинедельный пост, когда люди молятся и воздерживаются от животной пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей.
Первый ученик:
- Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на Север принесли грачи.
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз.
И на камни стали падать слёзы
Злой зимой очищенных берёз.
Второй ученик:
- Четверг Страстной Седмицы называют Чистым. Православные люди в этот день встают очень рано, до солнца купаются (в старину купались в проруби, в бане) и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, причащаются. Днём убирают свои жилища, готовят их к празднику. Начиная с четверга, в каждом доме красят и расписывают яйца. А кто знает почему? (Христос дал верующим вечную жизнь, яйцо – символ жизни). Готовят пасху, пекут куличи, блины, булочки.
Самый тихий день Страстной Седмицы – суббота, день, когда Спаситель был в гробу. Природа и люди в этот день погружены в молчание.
Третий ученик:
- И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте, распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождём,
Поднялись, морями стали реки,
и в горах пронёсся первый гром.
Четвёртый ученик:
- Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешённая весна.
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы расцвели.
Полонский Я.
Ведущий:
- В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается «Христос Воскресе!», в церквях звучит пасхальное песнопение. В церкви не допускается звучание инструментов. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, совершенный музыкальный инструмент – голос человека
Звучит тропарь «Христос Воскресе»
Ученики:
- Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
- С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
- Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Звучит красный колокольный звон.
Ученик:
- Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Играет и льётся
Солнечный свет,
В душе раздаётся
С утра благовест.
В лазури безбрежной
Плывут облака,
Под ивами нежно
Лепечет река.
Дыханье весны
В зеленеющем лесе…
Как радостно жить!
Христос Воскресе!
Ведущий:
- Без пасхального яичка не обходится праздник. Его освящают в храме вместе с куличом. Яйца красят в разные цвета, но чаще в красный. Почему? (Ответы детей)
- Посмотрите, что говорит предание об этом.
Рассказчик:
- До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, он велел своим ученикам идти по всему миру и рассказывать людям, чему Он их учил. Пошла проповедовать учение Христа и Мария Магдалина.
Появляется Мария Магдалина.
Мария Магдалина:
- Учитель нас на проповедь послал,
Хожу по свету, из страны в страну,
Благовествуя о Христе воскресшем,
Евангелие возвещая миру.
Рассказчик:
- Однажды Мария Магдалина пришла в город Рим и вошла во дворец императора Тиберия.
Открывается занавес, на сцене император Тиберий восседает на троне, к нему очередь послов с подарками, рядом с императором слуга.
Рассказчик:
- Когда-то давно Мария была знатной и богатой, её во дворце знали и пропустили к императору. В те времена, приходя к императору, люди несли какой-нибудь подарок.
Купец:
- Великий император и владыка,
Прими в дар это ожерелье,
Из жемчуга, рубинов и сапфиров.
Посол Византии:
- Великий царь Тиберий! В дар от нас
Прими ты это золото в избытке.
Пусть золото усилит твою власть,
И укрепит могущество державы.
Вельможа:
- С Сицилии мы привезли алмаз,
Огромной ценности и очень редких свойств,
Достоин он сиять в короне царской…
Мария Магдалина:
- Когда-то я была очень богата,
И приносила ценные подарки,
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа!
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни.
Христос Воскрес!
Тиберий:
- Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно!!!
Тогда лишь я поверю в воскресенье,
Когда яичко станет красным.
Кладет яичко на поднос
Слуга:
- О, император, посмотри скорее,
Яичко розовеет, нет, темнеет!!!
О, чудо! – оно стало ярко-красным!!!
Воистину Иисус Христос воскрес!
Занавес закрывается под пасхальное песнопение
Ведущий:
- К Святой Пасхе испокон веков и до наших дней люди всегда с любовью красили яички.
Пасхальные яйца бывают: писанки, крашенки, драпанки, рисовки.
Мультимедийное сопровождение
- Слово «писанка» произошло от слова «писать». Писанка имеет много цветов и рисуется воском.
- Крашенки - яйца одного цвета, которые постоянно готовят наши мамы, бабушки.
- Драпанка – это когда яйца сначала красят одним цветом, а потом острым предметом (иголкой) выцарапывают рисунок.
- Крапанка – сначала воском наносят на яйцо рисунок, а потом опускают в краситель.
- Рисованки – пишут кисточкой, фломастером, карандашом.
- Но яйца не просто рисовали. Каждый рисунок имел своё смысловое значение. На яйца наносили рисунки растений, животных, орнаменты. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной краской писали «ХВ», что значит «Христос Воскрес»
Если на яйце нарисована сосна, то означало долголетие и здоровье, звезда – нравственная чистота, человеколюбие. Солнце – к урожаю, символ света и жизни. Ветка – символ вечной жизни. Для пасхальных яиц делали красивые яркие подставочки в виде петушков, курочек, цыплят.
Яйца красили в разные цвета, придавая особое значение цвету, в который разрисовывали яйца:
красный – радость жизни;
жёлтый – это звёзды, луна, хлеб;
голубой – здоровье;
зелёный – пробуждение природы;
красный с белым – семейный праздник, мир и счастье;
коричневый и бронзовый – символ земли-матери, её щедрый дар человеку.
Давайте друг другу крашеные яички.
Выходят две девочки в русских народных костюмах и показывают обряд христосования.
Первая:
- Пусть звонят колокола весенние,
Возвестят Христово Воскресение!
С чистым сердцем похристосуемся, люди,
Став добрее, вместе зло забудем.
Вторая:
- Мы святой водой умоем лица,
Пусть здоровье дарит нам водица,
И подарим крашенку друг другу,
Пасха Красная пришла сегодня к людям.
Гости, дети, родители христосуются
Ведущий:
Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы.
Девочки и мальчики водят хоровод.
Ведущий:
С праздником Пасхи связано много примет и поверий.
Ученики:
Верба, не давшая ещё листьев, цветет, как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом, поэтому маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми»
Есть и другие пасхальные приметы:
У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подсмотреть, подкараулить мгновения игры солнца.
Первый день Пасхи примечали:
на Пасху небо ясное, солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету;
на святой день дождь – добрая рожь;
на святой день гром – к урожаю;
если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.
Дети встаю в круг, берутся за лучики-ленточки и, говоря слова, под музыкальное сопровождение кружат «солнышко»:
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Выгляни немножко.
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись.
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде – бобы,
В поле – рожь и ячмень,
Во саду – зелёный хмель.
Ведущий:
- Какой же праздник без игр. Сейчас мы поиграем в игры наших предков.
Игра «Чьё яйцо крепче?». Все дети встают парами друг против друга. По команде сталкиваются яичками. Те участники, у которых яйцо разбилось, садятся на место, остальные – образуют пары и продолжают играть дальше. Игра продолжается до последней пары, из них и выбирается победитель.
Игра «Кто дальше?» Несколько человек соревнуются, у кого дальше покатится яйцо с деревянной горки (возвышенности).
Игра «Кто дольше?» Несколько учащихся одновременно раскручивают яйцо и смотрят, чьё яйцо остановится последним, тот и победил.
Игра «Катание с горки» С горки (любой возвышенности) дети по очереди скатывают яйцо, которое ударяется в приз (заранее разложенные конфеты). Участник забирает тот приз, о который ударилось его яичко.
Заключительные поздравления детей:
В Великий праздник Воскресения
Воистину пришло спасение,
Чтоб на Земле царили вновь
Надежда, Вера и Любовь!
В светлое Христово Воскресение
На душе пусть будет чисто и светло!
Будет хлебосольным угощение,
А солнце дарит радость и тепло!
Во славу жизни дал Создатель
Святой случиться благодати,
Чтоб в каждый дом пришёл с небес
Надежды свет…Христос Воскрес!
Пришёл светлый праздник прекрасный,
Спаситель сегодня воскрес!
Надеждой сердца озарятся,
Луч солнца подарит с небес
Любовь, благодать, мир и счастье
На долгие жизни года,
С праздником вас Светлой Пасхи!
Радости вам и добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа вежливых наук, Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1-5 классов
Школа вежливых наук. Цель -Научить детей речевому, познакомить с правилами вежливого общения, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении....
Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов
Введение Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель к...
Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов
«Пасха – праздник праздников»Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классовЦели:образовательные: познакомить с историей праздника Пасхи, сказаниями, обычаями, традициями, примета...
Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов
Введение Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель к...
Внеклассное занятие для учащихся 2-го класса «Зимующие птицы»
Цель занятия: расширять представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;Задачи:- актуализация знанийучащихся о птицах; расширениезнаний уча...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...
Проект «Пасха Красная – праздник праздников»
Цель: Создать условия для формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся 4х классов.Задачи: Создать условия для проявления творческих способностей учащихся, осознание пасхальных традиций как эл...