Проект социальной направленности "Поможем пернатым друзьям!"
проект по теме

Махотина Лариса Петровна

Данная работа - опыт организации долгосрочного проекта с 1по 4 кл. Цель проекта: формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей и школы по оказанию помощи птицам в зимнее и весеннее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx77.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 119

c углубленным изучением отдельных предметов

 «Поможем

пернатым друзьям!»

социальный проект

Авторы работы:

обучающиеся 1-4  кл.

МБОУ  СОШ №119

Руководитель:

        Махотина

Лариса Петровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №119.

Нижний  Новгород

2010-2014 гг.

Социальный проект

«Поможем пернатым друзьям!»

Цель проекта: формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей и школы по оказанию помощи птицам в зимнее и весеннее время.

Задачи:

  • уточнить знания обучающихся по теме проекта;
  • вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс изучения многообразия птиц, в творческий процесс выполнения заданий (нарисовать, придумать и сделать и т.д.);
  • расширить знания о видах кормушек, скворечников, а также  о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
  • научить самостоятельно изготавливать кормушки для птиц из бросового материала;
  • убедить родителей  в  важности совместной  работы  с детьми по охране окружающей среды: изготовление кормушек и скворечников, посильная помощь детям в наблюдении и сборе информации о птицах;
  • развивать  коммуникативные  умения  посредством групповой и парной работы, презентации самостоятельной деятельности;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, ответственность за взятое дело.

Паспорт проекта

Информация об авторе проекта

Ф.И.О.

Махотина Лариса Петровна

Должность

Учитель начальных классов

Город

Нижний Новгород

Образовательное учреждение

МБОУ  СОШ  № 119 с углублённым изучением отдельных предметов

Информация о проекте

Название проекта

«Поможем пернатым друзьям!»

Тип  проекта

Социальный, практико-ориентированный, информационный.

Краткая  аннотация

   В требованиях ФГОС отмечается, что сегодняшний образовательный процесс - это процесс развития личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных жизненных обстоятельствах, как в личных интересах, так и в интересах общества. Стержень реализации образовательных  стандартов - системно-деятельностный подход.

   Использование проектной методики позволяет  решать задачи системно-деятельностного  подхода наиболее эффективно. С помощью социального экологического проекта  можно   организовать деятельность учащихся к познанию того, что находится вокруг нас, зачем нам нужна природа. Данный проект способствует развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе. Решение поставленных задач осуществляется с опорой на личный опыт и опыт родителей, а также приводит к необходимости привлечь информационные ресурсы (учебники, энциклопедии, Интернет, и т.д.),  правильно ориентироваться в потоке информации, классифицировать её, выбирать главное. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности, используя межпредметные знания.

   В процессе реализации данного проекта обучающиеся приобретают ценный опыт само и  взаиморегуляции.

   В основе проекта «Поможем пернатым друзьям!» лежит проблема: в течение всей зимы и ранней весной зимующим птицам приходится бороться за свою жизнь. Особенно трудно справиться с голодом во время снегопада и в сильный мороз. Недостаточные знания обучающихся о пернатых, проживающих на территории Нижегородской области, отсутствие или низкий уровень экологического воспитания в семье – вот главные причины равнодушного отношения к проблеме выживания птиц в холодное время года. Отсутствие кормушек и скворечников около школы – показатель низкой экологической культуры обучающихся. Какую реальную работу по  изменению этой ситуации в одном конкретном классе можно организовать?  Какую конкретную помощь пернатым могут оказать ученики начальной школы? Актуальность: в настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды: экологическое оздоровление нашей малой родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Ничего не изменится в лучшую сторону в стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание.

   Цель проекта: формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей и школы по оказанию помощи птицам в зимнее и весеннее время.

   Основными составляющими проекта являются:  развитие познавательных и творческих навыков, приобретение опыта исследовательской деятельности,  повышение экологической и информационной культуры детей и родителей, воспитание сознания необходимости сохранения живой природы, укрепление  сотрудничества семьи и школы.

Предметные  области  

  Взаимодействие участников проекта  проходит на  занятиях по внеурочной деятельности «Познаём малую родину»  и  на уроках:  русского  языка, литературы, окружающего  мира, изобразительного искусства и трудового обучения. УМК  «Школа ХХI века».

Участники

Учащиеся 1 класса (далее по 4 класс), родители, учителя,  учащиеся школы (по желанию).

Приблизительная продолжительность проекта

С  ноября  по  апрель (с 1-го по 4-й классы)

Формы работы

Коллективная,  групповая, парная и  индивидуальная.

Методы и приёмы

Методы активного обучения  (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация); проектирования  (создание проектного продукта); информационные  (поиск материала в различных источниках информации);  оценивания процесса выполнения  (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом); практический метод  (применение знаний на практике).

Основа проекта

Планируемые результаты  проекта

 1. Предметные результаты 

  Русский язык и литература: тексты-повествования, небольшие тексты описательного значения; технология: правильное изготовление кормушек, скворечников, практические навыки (умение работать с  картоном и древесиной, с инструментами); изобразительное искусство: овладение простейшими навыками рисунка; оформление альбома, стенгазеты; окружающий  мир: сведения о перелётных и оседлых птицах, птицах Красной книги: внешний вид, особенности прикармливания, умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять, как  люди помогают пернатым друзьям жить,  называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, уметь оценивать правильность поведения людей в природе; информатика и ИКТ: создание проекта при помощи компьютера.

 2. Личностные результаты

1)Формирование основ гражданской идентичности  личности, чувства  сопричастности к общему делу.

2)Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

3)Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

3. Метапредметные  результаты 

Регулятивные  умения:

-умение коллективного планирования;

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности:

-умение сравнивать свою работу с эталоном;

-умение оценивать работу других с представленным образцом;

-умение оценить свой вклад в общее дело.

Коммуникативные умения:

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как люди  могут  помочь птицам в зимнее и весеннее время года?

Проблемные вопросы учебной темы

1.Возможна ли жизнь без птиц?

2.Верно ли утверждение  "Птицы – наши пернатые друзья"? Почему?

3.Могут ли птицы сами себе сделать кормушку или скворечник?

Учебные вопросы

1. Что относится к живой природе?

2. Что обозначают слова «благоустройство», «экология», «Красная книга»?

3. Каких  характерные особенности птиц вы знаете?

4. Можно ли узнать птицу по следу на снегу?

5. Почему не все птицы улетают на юг?

6. Что знаете о перелётных и зимующих птицах?

7. Какие птицы занесены в Красную книгу Нижегородской области?

8. Какое отношение к благоустройству двора имеют птицы?

9. Как приручить их к школьному двору?

10. Как сделать кормушку и скворечник?

11. Какой вид корма предпочитает каждая из зимующих птиц?

12. Знаете ли вы особенности поведения  зимующих птиц?

13. Какие слова – названия птиц, являются словарными словами?

14. Как правильно написать и оформить отчет о проделанной работе?

Этапы работы

  1. Поисковый
  2. Аналитический
  3. Практический
  4. Презентационный
  5. Контрольный

Планируемая  деятельность обучающихся

Деятельность учителя по организации работы обучающихся.

Поисковый этап

1. Целевые прогулки  по школьному двору. Задачи:

-понаблюдать, какие птицы живут на территории школы и около неё;

-особенности их внешнего вида, поведения;

-зависимость поведения птиц от погодных условий;

-подумать, как птицы добывают себе корм в зимних условиях.

2. Участвуют  в «Мозговом  штурме», в ходе которого формулируют  вопросы для исследования.

В 1 классе:

  • Что обозначают слова  «экология», «благоустройство», «проект»?
  • Чем птицы отличаются от других животных?
  • Что мы знаем о зимующих и перелётных птицах?
  • Как различать птиц по внешним данным и голосу?
  • Верно ли утверждение  "Птицы – наши пернатые друзья"? Почему?
  • Как помочь птицам перезимовать?
  • Как сделать кормушку?
  • Какой вид корма предпочитает каждая из зимующих птиц?
  • Как правильно оформить «Дневник наблюдений»?

Во 2 классе: повторяют  и углубляют  знания  по вопросам первого класса, а также

  • Как произошли названия птиц?
  • Какие слова-названия птиц, являются словарными словами?
  • Как правильно оформить «Пернатый словарь»?

В 3 классе: повторяют  и углубляют  знания  по вопросам 2 класса, а также

  • Что такое «Красная  книга» и «Чёрная книга»?
  • Какие птицы занесены в Красную книгу Нижегородской области?
  • Как правильно оформить результаты своих наблюдений («Красная книга птиц»)?

В 4 классе: повторяют и углубляют  знания  по вопросам 3 класса, а также

  • Каких  птиц можно наблюдать на территории Нижегородской области?
  • Кто где живёт, кто как поёт?
  • Можно ли узнать птицу по следу на снегу?
  • Как самому сделать скворечник?
  • Как правильно оформить результаты своих наблюдений и исследований (презентация «Птицы моей малой родины»).

Аналитический этап

  1. Обсуждают и составляют  план работы (коллективного и в группах)  по поиску информации по проблемным вопросам и выбирают  формы представления итоговой работы.

Формы работы: 1 кл. – индивидуальная, коллективная, в парах, в группах (дежурная группа); со второго по четвёртый класс  работа в группах. Деление   на группы во 2-4-ом классах:

  • группа №1-«Экологи»,
  • группа №2 – «Фотографы»,
  • группа №3 -«Эксперты»,
  • группа №4 – «Режиссёры»,
  • группа №5 -«Журналисты».

Выбирают  темы исследований и распределяют обязанности  в группе для совместной работы.

«Экологи» - сбор текстового материала,

«Фотограф» - сбор фото и видео материала,

«Эксперты» обрабатывают, комбинируют собранный материал, «Режиссёры» отражают результаты работы в презентации, «Журналисты» презентуют итоги работы.

2. Знакомятся  (повторяют ) с правилами  техники безопасности при работе за компьютером и безопасной работы в сети Интернет.

Поисковый этап

  • проблема
  • тема
  • цель
  • задачи

Учитель  организует работу над проектом «Поможем пернатым друзьям!»:

1. Подведение к существующей проблеме.

2.Направляющая помощь в формулировании темы, цели и задач. Вывод о необходимости организации проекта.

3.Разработка материалов для родителей:  

  • Буклет «Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС».
  • Презентация « Дети в Интернете».

4.Вводная беседа и презентация для обучающихся и родителей.

4.Анализ социального опроса, выбор темы, формулировка  проблемы,  обсуждение  целей и задач проекта.

   

   Аналитический этап

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта, пошаговое построение алгоритма деятельности.

1.Формирование групп  с учётом их интересов для учебной исследовательской работы (помощь родителей обязательна).

2.Помощь в обсуждении  и составлении  плана проведения исследований в группах, уточнение  сроков  выполнения проекта. Рекомендация   различных источников информации.

3.Организация  изучения с учащимися критериев:

-самооценки  своей деятельности,

-самооценки навыков сотрудничества в группе,

- взаимооценки  выступления на защите проекта,

-критериев  оценивания: кормушек и скворечников, презентации.

4.Разработка  памяток для учащихся, инструкций и заданий  по организации знакомства с Интернет-сервисами, методических  и дидактических  материалов

Практический этап

Участвуют в исследовательской работе  по проблемным вопросам: поиск информации с использованием различных источников, обсуждение полученной информации, формулирование выводов. Под руководством учителя (вариант: дома с родителями) изготавливают  кормушки. Участвуют в конкурсе мини-проектов по благоустройству  территории школы (кормушки, скворечники). Развешивают. Подкармливаю птиц. Наблюдают с занесением результатов в «Дневник наблюдений».

Создают  альбом «Зимующие птицы» (1 класс), папки «Пернатый словарь» (2 класс), «Птичья Красная книга» (3 класс), «Птицы моей малой родины» (4 класс).

Практический этап

Выполнение запланированных  действий по реализации проекта.

Направляющая деятельность для самостоятельного решения  возникших затруднений (учитель  проводит индивидуальные  и групповые консультации, дает советы, как лучше  сделать ту или иную часть работы).

Презентационный этап

1.Представляют  итоговые  работы  групп, мини-проектов.

Презентуют   альбом  «Зимующие птицы» (1 класс), папки  «Пернатый словарь» (2 класс), «Птичья Красная книга» (3 класс), «Птицы моей малой родины» (4 класс).

  1. Участвуют в ролевой  игре «Угадай,  что я за птица».

3. Проводят коллективные презентации по подтемам (по классам), участвуют во  взаимооценке  выступлений.

4. Выпускают информационные газеты.  

5. Проводят радиопередачи.

6. Участвуют в викторине  «Пернатые друзья».

 Презентационный этап

Подготовка и проведение презентации деятельности по проекту.

1. Подготовка шаблонов (презентации, папок, газеты, радиопередачи)  для заполнения.

2. Контроль  за своевременным выполнением работы.

3. Проведение викторины  «Пернатые друзья».

                                                        Контрольный этап

Анализ результатов. Оценка качества проекта.

1. Формулируют ответы  на основополагающий  и проблемные вопросы проекта,  делают выводы  по результатам проекта.

2. Проводят  самооценку  участия в проекте.

3. Участвуют в городской акции «Встречаем пернатых гостей».

4. Приходят к идее: развешивание кормушек на территории около школы (детские сады, дворы около жилых домов).

1. Подведение итогов проектной работы:

-организация итогового занятия;

-проведение викторины  «Это надо знать»,

-организация подготовки отчёта о практической деятельности – «Проектной папки».

2. Награждение участников проекта дипломами.

Организация участия в городской акции «Встречаем пернатых гостей».

Описание методов оценивания

     До работы над проектом с обучающимися проводится беседа, анкетирование  с целью:

  • выявления имеющихся у детей знаний по данной теме;
  • составления  вопросов по теме проекта и составления плана работы над проектом.

   Обучающиеся знакомятся  с критериями оценивания результатов   проектной деятельности.

      Во время работы над проектом оценивается способность учащихся брать ответственность за собственное обучение; умение работать в группах и самостоятельно; умение работать со справочной литературой; проявление творчества и инициативы; умение оценивать свою деятельность и определять помощь в работе.

      Учитель проводит интерактивную викторину  «Это надо знать» с целью проверки усвоения знаний; заполняет «Проверочный список наблюдений», отслеживая эффективность формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся.

      После завершения работы над проектом проходит экологический праздник, на котором происходит  защита мини-проектов, представление  итоговых работ; проводится  взаимооценка  выступления. Дети получают итоговую оценку в «Таблице продвижения учащихся» (таблицу заполняет учитель). По завершению проекта  проводится рефлексия обучающихся, заканчивается оформление портфолио участников проекта.     Учитель заполняет «Проверочные листы наблюдений».

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Оборудование:  Интернет, фотоаппарат, компьютер, принтер,  проекционная система, сканер, интерактивная доска IQ Board.

Материалы на печатной основе:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.  Пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.] - М.: Просвещение, 2010.-152 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя / Д.В. Григорьев  П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223  с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты.-Волгоград: Учитель, 2009.-152 с.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших      школьников. - 3 -е изд., перераб. – Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров », 2010. - 192 с.
  5. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. Сизова Р.И.-М.: Издательство РОСТ, 2012.-62с.
  6. Intel@ «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. пособие-10-е изд.,перераб.-М.: НП «Cовременные технологии в образовании и культуре», 2010.- 168с.+ CD

Интернет-ресурсы:

1. Кольцова  Т.А. Метод проектирования в начальной школе  http://www.school2100.ru/upload/iblock/b22/b223d4488be770df71713eef93ca51d7.pdf 

2.Оценивание проектов   Повышение качества образования http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects 

  3.Памятка по использованию ресурсов сети Интернет

       http://www.imckud.ru/node/113

Значимость результатов проекта

«Поможем пернатым друзьям!»

В ходе работы над проектом обучающиеся расширили опыт исследовательской, проектной и информационно – коммуникационной деятельности,  приобрели навыки работы со справочной литературой. Получили элементарные практические навыки по  благоустройству школьного двора (кормушки, скворечники).

Участвуя в  проекте, школьники пробовали себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. У детей появилась гордость за внесённую частичку своего труда в общее дело, способствующее улучшению экологической обстановки на территории вокруг школы.

Учащиеся учились анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему и принимать решения;  развивали  способность к самосовершенствованию и осознанию своей роли и предназначения, развивали умение дать адекватную самооценку,  старались быть  ответственными, самостоятельными. Всё это необходимо человеку XXI века.

Родители были незаменимыми помощниками  в  проектной деятельности. Они убедились в том, что работа над совместными проектами поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Педагоги способствовали активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнёрских отношений и организаторами исследовательской деятельности.

Конечный результат

1.

Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3.

Обобщение знаний о птицах, конкретной помощи в зимне-весенний период.

4.

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

5.

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.

6.

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

Приложение 1

Критерии оценки  кормушек для птиц:

ФИО учащегося:_________________________________________

ФИО родителя:________________________________________

Критерии

представлен критерий (1 балл)

не представлен критерий (0 баллов)

1.

Функциональность кормушки

2.

Периодичность обслуживания кормушки  (раз в неделю)

3.

Оригинальность

4.

Простота изготовления, малая себестоимость

Итог

Результаты работы будут обозначены цветом  учителем в таблице

продвижения: зелёный цвет (2 балла)-выполнено всё, жёлтый (1 балл)

  --    выполнено частично,  красный (о баллов)--не выполнено или                      

ошибочно. 

Критерии оценки скворечников:

ФИО родителя:_________________________________________

ФИО учащегося:________________________________________

Критерии

представлен критерий (1 балл)

не представлен критерий (0 баллов)

1.

Экологичность материалов

2.

Качество сборки

3.

Прочность

4.

Простота изготовления, малая себестоимость

5.

Антивандальность  (невозможность проникновения хищных птиц и зверей)

Итог

Результаты работы будут обозначены цветом  учителем в таблице

продвижения: зелёный цвет (2 балла)-выполнено всё, жёлтый (1 балл)

  --    выполнено частично,  красный (о баллов)--не выполнено или                      

ошибочно.

Приложение 2

Проверочный список наблюдений за эффективностью формирования ценностно-смысловых компетенций обучающихся

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:    

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;    
  •  владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;    
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

            Фамилия, им

Наблюдать (экскурсия)

Поиск и построение плана деятельности

Выбирать средства достижения поставленной задачи

Собирать и анализировать информацию

Создавать продукт деятельности

Представлять и оценивать результат

Уметь сотрудничать

Адекватная самооценка

Способность к самосовершенствованию

Ответственность

Самостоятельность

Приложение 3

Памятка

Правила совместной работы в группе

1. Не кричи, иначе вызовешь раздражение друзей. Говори чётко и спокойно.


2. Слушай внимательно того, кто говорит, старайся понять собеседника.


3. Хорошо подумай, прежде чем что-то сказать вслух, чтобы не вызывать смех.


4. Старайся активно участвовать  в обсуждении  и  выполнении заданий  в  своей  группе.


5. Не стесняйся высказывать своё мнение: в споре рождается истина.


6. Не обижайся на критику, прими сказанное к сведению.


7. Старайся   не обижать  товарищей во время обсуждения.


8. Помни, что  ты  учишься  и  имеешь  право  на ошибку.


9. Научился сам - научи товарища.

Памятка 4

Памятка по использованию ресурсов сети Интернет

1. В начале работы пользователь обязан зарегистрироваться в системе, т.е. ввести свое имя регистрации и пароль. После окончания работы необходимо завершить свой сеанс работы с операционной системой стандартным способом.

2. За одним рабочим местом должно находиться не более одного пользователя.

3. Запрещается работать под чужим регистрационным именем, сообщать кому-либо свой пароль, одновременно входить в систему более чем с одной рабочей станции.

4. Каждый пользователь при наличии технической возможности может иметь персональный каталог, предназначенный для хранения личных файлов общим объемом не более 5 Мб.

5. Пользователю разрешается переписывать полученную информацию на сменные носители, которые предварительно проверяются на наличие вирусов на рабочей станции администратора.

6. Разрешается использовать оборудование классов для работы с информационными ресурсами и электронной почтой и только в образовательных целях или для осуществления научных изысканий, выполнения проектов. Любое использование оборудования в коммерческих целях запрещено.

7. Правовые отношения регулируются Законом "Об информации, информатизации и защите информации", Законом "О государственной тайне", Законом "Об авторском праве и смежных правах", статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

8. Запрещается доступ к сайтам, содержащим информацию сомнительного содержания и противоречащую общепринятой этике.

9. Пользователю запрещается перезагружать компьютер без согласования с администратором сети.

Приложение 5

Памятка «Поиск информации»

  1. Прежде чем  начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет «не сбиться с курса». 
  2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удерживаться в рамках определенного времени. В этом поможет будильник или таймер.
  3. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:

  • подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, 
  • составить список используемых поисковых систем и каталогов,

  • составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме, 
  • подобрать информацию по данной теме,

  • предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме. 
  • В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их.

  1. Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети.

Приложение 5

Классный час на тему:

«Птицы зимой»

Цели: уточнить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях в зимних условиях; развивать связную речь, расширять объём зрительного и слухового внимания, памяти; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, экологическую культуру, вовлекать в практическую деятельность по охране птиц зимой.

Ход мероприятия

1 ученик.

Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку – 
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

2 ученик.

Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?

3 ученик.

Поможем!
Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

Ведущий. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные « цветы». Это птицы зимнего леса. Вы, наверняка, многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию. Викторина « Узнай птицу» (По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа  верно, её иллюстрация помещается на доске.)

  1. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клёст)
  2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто- зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синица)
  3. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем. Короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
  4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато- серая. А брюшко – красное. Клюв короткий, толстый , конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)
  5. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)
  6. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)

Ведущий. Кто догадался, о ком сегодня мы будем говорить? Верно.  Мы будем говорить о птицах зимующих.

Конкурс «Отгадай кроссворд»

По горизонтали:

4. Кто там прыгает, шуршит.
Клювом что-то  потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.

6. Мёрзнут птицы, зябнут звери.
Я в морозы не  тужу.
Потому что из перьев
Чудо – валенки – ношу.

7. Я с февральским жгучим ветром
Облететь свой край спешу.
Семь жилетов разноцветных
На себе всегда ношу.

8. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!

По вертикали:

1. Пух и перья жиром смазав,
В прорубь запросто нырну,
И ловлю личинок разных,
Шустро бегая по дну.

2. Он в своей лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче.

3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

5.Чтоб здоровье было лучше,
Пух, роняя в сосняке,
Кувыркаюсь я на сучьях,
Как гимнаст на турнике.

Ответы.

  • По горизонтали: 4. Клёст.6.рябчик.7.Щегол. 8.Снегирь.
  • По вертикали: 1. Оляпка. 2. Дятел. 3.Синица 5. Тетерев.

Конкурс «Кто здесь лишний»

Угадайте, названия, каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей.

К Л Т

В Р Н

Д Т Л

С В Ц

С Г Р

Ведущий. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете почему?

Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Очень нелегко его найти. Ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют его добывание. Зимой много птиц погибает от голода, Человек должен помочь им.

4 ученик.

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой.
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

5 ученик.

Поделитесь с птицами едой.
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

6 ученик.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить – то интересней, 
До ста лет всё будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой.

Прочитайте стихотворение З. Александровой « Наша столовая» и найдите в клетках кроссворда названия птиц, которые прилетели. Из оставшихся букв составьте ключевое слово: название маленькой весёлой птички.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв – 
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье. Воскресенье
Прилетел к нам гость весенний – 
Путешественник – скворец…
Вот и песенке конец.

с

в

о

с

к

ц

Г

и

ф

р

о

в

е

о

н

и

ц

б

о

р

л

с

н

ы

ь

и

ж

у

в

е

г

и

р

и

б

о

и

ы

с

о

к

ь

р

о

н

о

р

и

ч

7 ученик.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – 
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

Ведущий. Строчки из стихотворения приказывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?

Конкурс «Определи корм»

  1. Ученики должны определить корм.
  2. Необходимо разложить корм, соответствующий птицам.

Синица

Воробей

Снегирь

Дятел

Ворона

Голуби

Клесты

 кусочек сала

 зерно, пшено

 ягоды рябины, калины

 насекомых

 зерно

 семена подсолнечника

 кедровые орехи

8 ученик. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Семена подсолнечника едят почти все птицы и. в первую очередь, синицы. Овёс едят воробьи, если нет ничего лучше. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. ягоды рябины и калины –любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, дятлов.

Ведущий. Сегодня мы рассказали вам о жизни зимующих птиц.  И, заканчивая, наше мероприятие, призываем вас:

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой, 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма – 
Горсть зерна нужна. 
Горсть одна – и не страшна, 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Литература.

  1. Сушинскас Л. Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы - Ростов н/д: феникс, 2008
  2. Кухтина А. Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника: Агора, 2005.
  3. Сборник загадок: пособие для учителей/ сост. М. Т. Карпенко.- М. 1998.

Приложение 6

Викторина «Это надо знать»

1. Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель, чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики) .

3. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетки, свиристель).

4.  Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых.)

5. Какая птица наших  мест насиживает  птенцов зимой?   (Клест).

6. Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя под лед и бегая под водой? (Оляпка).

7. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).

8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).

9. Чем можно объяснить,  что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева -  не улетают?   (Мухоловки,  стрижи, ласточки ловят насекомых в воздухе, а в зимний период их нет. Дятлы, синицы, поползни и остальные птицы разыскивают зимующих насекомых,  их личинки, куколки  кладки яиц).

10. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).

11. Семена какого сорного растения едят только снегири?   (Конского щавеля).

12. Какой корм недоступен для воробьев в зимнее время и охотно поедается большими синицами и поползнями? (Семена арбузов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

Презентация "Встреча пернатых друзей

Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Методическая разработка: проект "Наши пернатые друзья"

Этапы работы над проектом "Наши пернатые друзья"...

Проект" Наши пернатые друзья"

Цель проекта:  формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Проект "Наши пернатые друзья"

Проект "Наши пернатые друзья"...

Паспорт социального проекта Кормушка для пернатых

Проект учащихся начальной школы Кормушка для пернатыхсоциальный, познавательно-творческий, долгосрочныйцель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать основы экологической кул...