"Блокадный Ленинград"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Кривенцева Вера Александровна

 В 2014 г. мы отмечаем памятную дату - 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. 900 дней город находился во вражеском кольце. Сегодня мы  с вами вернёмся в то время, когда город назывался Ленинградом, а ваши прабабушки и прадедушки были совсем юными, но на их долю выпали тяжёлые испытания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья       «Специальная (коррекционная) общеобразовательная                                                      школа-интернат г. Рассказово

Ленинград в блокаду.

Внеклассное занятие  во 2 классе  посвященное 70 летию со дня полного снятия блокады Ленинграда.

                                     

                                           Воспитатель: Кривенцева В.А.

Рассказово 2014

Воспитатель:  В 2014 г. мы отмечаем памятную дату - 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. 900 дней город находился во вражеском кольце. Ребята, давайте с вами вернёмся в то время, когда город назывался Ленинградом, а ваши прабабушки и прадедушки были совсем юными, но на их долю выпали тяжёлые испытания.

Ребенок: В Ленинграде белые ночи,

Июнь сорок первого года

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа

Спит Летний сад, свет зари над Невой,

Розы, фиалки цветут

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

Ребенок: Напали фашисты на нашу страну.

Шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну

Сражаться с фашистской армадой.

 Воспитатель: Наступал на нашу русскую землю враг. Как его называли?

Дети: Это были фашисты.

 Воспитатель: Враг подступал к городу, а в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие ушли на фронт.

Ребенок: В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Воспитатель: Женщины рыли окопы, строили противотанковые рвы. Это было очень нелегко, т. к. с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы и поливали город пулемётным огнём. Началась эвакуация жителей вглубь страны, подальше от врага. Кого увозили в первую очередь?

Дети: В первую очередь вывозили детей и стариков.

Воспитатель: Не хватало еды. Ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: капусту, картофель, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды.

Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, танкисты, артиллеристы, лётчики, зенитчики.

Ребенок: Хотели враги Ленинград уничтожить.

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не могли.

Ребенок: Враги окружили весь город,

В блокадном кольце Ленинград,

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.    

Воспитатель: Город бомбили всё чаще и чаще. Люди прятались в бомбоубежищах.. А что такое бомбоубежище?

Дети: Специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.

Ребенок: В городе воздушная тревога,

Вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло

Спасеньем ленинградцам стать.

Воспитатель: Кольцо блокады сжималось. Враг подходил всё ближе. Наступили холода. Сколько испытаний принесла блокада. Город был изолирован от Большой земли, поэтому негде было взять еду. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы на целый день. И кроме хлеба почти ничего.

Ребенок: Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в трудную жизнь ленинградцев

Ворвалась другая беда.

Ребенок: Цену хлебу знает каждый ленинградец

Маленький кусочек-125 грамм.

Не сдаётся Ленинград.

 Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

Воспитатель: Ленинград продолжал жить и работать. На станках работали женщины и даже школьники. Люди работали, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра на заводе, чтобы утром продолжить работу. Кировский завод не прекращал работу весь период блокады. Танки с завода отправлялись прямо на фронт. Город изменился. Не было толп прохожих, памятники и витрины закрыли мешками с песком и забили досками. Окна заклеили полосками бумаги.

Помогали взрослым дети. Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях.

Ребенок: Охваченный войною  блокадный Ленинград

На улицах трамваи замерзшие стоят.    

Разрушенные здания и надпись на стене:

"Опасно при обстреле на этой стороне. "

Ребенок: В водопроводных кранах не вода, а лед.

И только прорубь невская  горожан спасет.

Ребенок: Дети блокадного города

Как рано вы повзрослели

И вместо бантиков, галстуков

Военную форму одели.

Вы на заводах работали,

Дедам, отцам помогая,

Сил не щадя и без отдыха,

Едва до станка доставая.

Вы в медсанбатах трудились,

Раненных, больных спасали,

Мыли палаты, стирали бинты

Дежурили, ночи не спали.

Воспитатель: Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей. И только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».

А почему она так называлась? Когда застыл лёд на озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Стал постепенно увеличиваться хлебный паёк.

Ребенок: Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Ребенок: Бомбёжки, метели, заносы….

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт        

Ребенок: «Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненных, больных и истощённых

Везли полуторки из города по ней.

Ребенок: Фронтовой шофер- герой

Много в жизни повидал,

Но за руль держался крепко,

Ленинградцев он спасал.

Воспитатель: Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта, звучали стихи.В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Музыка помогала бороться.

Ребенок: В каждом доме день и ночь радио звучало.

Оно для ленинградцев связью с миром стало.

Ребенок: Смерти назло и блокаде музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович.

Симфония в зале звучит.

Эта музыка будет жить вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской»,

По праву гордимся мы ей.

Звучит фрагмент 7 симфонии Д. Д. Шостаковича.

Воспитатель: И вот, зимним утром 18 января 1943 г. на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, миномётов, «катюш». Блокада была прорвана. В город опять стали приходить составы с продовольствием.

Ребенок: За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты

И в январе, разбив врага

Кольцо блокадное прорвали.

Ребенок: Окруженный врагами в военные дни,

Город выстоял в битве с врагом.

Это мы никогда забывать не должны,

Мы о городе славном споем.

Песня «Мой Петербург боевой» слова и музыка В.Сидоровой.

Воспитатель: В честь одержанной победы был салют из 324 орудий двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами.

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников.

Ребенок: Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто тот город сберёг,

О тех, кто работал, сражался отважно

И для победы сделал, что мог.

Воспитатель: Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда.

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

В Санкт-Петербурге есть несколько домов с сохранёнными на стенах надписями блокадного времени. Одна из таких надписей-предостережений находится на Невском проспекте, на доме №14.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети;

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Презентация "Дети блокадного Ленинграда"

          Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается             Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...

Дети блокадного Ленинграда

1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...