Способы преодоления школьной неуспеваемости
материал по теме
Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Неуспеваемость может быть обусловлена многими причинами. Это могут быть и недостатки организации педагогического процесса, слабая методическая вооруженность учителя, неорганизованность самого ученика и неправильные приемы изучения им учебного материала, отсутствие надлежащего надзора за ребенком в семье, недисциплинированность и воспитательная запущенность ученика и др. Конкретный анализ причин возникновения неуспеваемости и разработка путей ее преодоления у детей, не имеющих отклонений в психофизическом развитии, имеет важное значение.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.
Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка, внимание, ласка, для способных главное – положительное отношение родителей к образованию. В исследовании были получены данные о том, что наибольший урон образованию наносится в семье до школы. Аналогичные данные приводятся в работе Бенкса. Он цитирует выводы Моррди и Уилсона, которые нашли, что успешности учения благоприятствует атмосфера дружбы с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.
Имеющиеся в отечественной литературе данные также свидетельствуют о том, что влияние семьи в среднем школьном возрасте слабее, чем в младшем. Нельзя, однако, забывать, что влияние наиболее широкой среды, в частности товарищей, в этом возрасте увеличивается.
Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей – немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребёнка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут судить о её качествах, поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их:
«ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятёрку» написать работу»,
«ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку ребёнка, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав по сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_preodoleniya_shkolnoy_neuspevaemosti.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное основное образовательное учреждение «Рассветовская основная общеобразовательная школа»
427422 д. Чёрная, ул. Колхозная, 8 «Б», тел.: 78-2-43
Исследовательская работа по теме
«Способы преодоления школьной неуспеваемости»
Автор: Шкляева
Анастасия Николаевна
Чёрная 2010
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Психологические причины отставания в учении | |
1.1. Влияние семьи на неуспевающих школьников…………………… | 7 |
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих………………… | 12 |
1.3. Почему трудно учится………………………………………………… | 17 |
1.5. Психолого - педагогическая помощь отстающим………………… | 23 |
1.6. Как справиться с неуспеваемостью………………………………… | 27 |
Глава 2. Экспериментальное исследование | |
2.1. Организация и методика исследования……………………………… | 29 |
2.2. Результаты исследования…………………………………………… | 30 |
2.3. Рекомендации для учителей и родителей……………………………. | 36 |
Заключение………………………………………………………………… | 38 |
Список литературы………………………………………………………… | 39 |
Приложение…………………………………………………………… | 40 |
Введение.
В наши дни, когда во всех областях народного хозяйства и культуры решаются сложные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости с отдельными педагогическими науками дефектологией, психологией, школоведением.
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача - обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив школы иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе.
Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Неуспеваемость может быть обусловлена многими причинами. Это могут быть и недостатки организации педагогического процесса, слабая методическая вооруженность учителя, неорганизованность самого ученика и неправильные приемы изучения им учебного материала, отсутствие надлежащего надзора за ребенком в семье, недисциплинированность и воспитательная запущенность ученика и др. Конкретный анализ причин возникновения неуспеваемости и разработка путей ее преодоления у детей, не имеющих отклонений в психофизическом развитии, имеет важное значение.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.
Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.
Проблема неуспеваемости рассматривается в трудах М.А. Данилова, А.М. Гельмонта, Бабанского, П.П. Блонского, Мурачковского, Л.С. Выгодского и др.
Систематизация с установлением всех существенных связей – дело всей педагогики, и не только педагогики.
В этом комплексном исследовании, предполагающем участие многих наук, дидактика имеет свои особые задачи.
Важнейшая задача дидактики в том, чтобы раскрыть сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявить структуру неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное, изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею, если это не сделано, нет никакой гарантии в том, что вскрываются существенные стороны неуспеваемости и что меры в ее преодолении направлены на главное в этом явлении.
Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.
Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения — его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.
Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.
Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» больше отвечает другой метод ее изучения — определение видов неуспеваемости. Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий классу. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта. Он выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»
Цель: выявить способы преодоления школьной неуспеваемости.
Объект: преодоление школьной неуспеваемости.
Предмет: способы преодоления школьной неуспеваемости.
Гипотеза: школьную неуспеваемость можно преодолеть при условии использования определенных способов.
Для подтверждения гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретическую литературу по преодолению школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте;
- Выявить степень неуспеваемости учащихся 4 класса Рассветовской ООШ;
- Разработать рекомендации для родителей и учителей по способам преодоления школьной неуспеваемости.
Для достижения и подтверждения цели поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические - анализ, обобщение, аналогия;
- эмпирический - диагностика.
База исследования: МОУ Рассветовская ООШ.
Глава 1. Психологические причины отставания в учении.
- Влияние семьи на успевающих школьников.
В этой связи предоставили определённую ценность данные некоторых зарубежных исследователей.
Так, в работе Уайзмена изучалось влияние среды на способных и неспособных учеников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных. В ходе исследования изучались коррелирующие (связанные) факторы. Всего было изучено 4000 корреляций. Наибольшая значимость была найдена в корреляции «семья- среда- неуспеваемость». Было обнаружено также, что влияние среды тем больше, чем младше школьник.
Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты: членство ребёнка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме, выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.
Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка, внимание, ласка, для способных главное – положительное отношение родителей к образованию. В исследовании были получены данные о том, что наибольший урон образованию наносится в семье до школы. Аналогичные данные приводятся в работе Бенкса. Он цитирует выводы Моррди и Уилсона, которые нашли, что успешности учения благоприятствует атмосфера дружбы с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.
Имеющиеся в отечественной литературе данные также свидетельствуют о том, что влияние семьи в среднем школьном возрасте слабее, чем в младшем. Нельзя, однако, забывать, что влияние наиболее широкой среды, в частности товарищей, в этом возрасте увеличивается.
Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей – немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребёнка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут судить о её качествах, поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их:
«ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятёрку» написать работу»,
«ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку ребёнка, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав по сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.
Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с её категориями. Им выделены причины трёх категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания(1 категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости(2 категория), эпизодической неуспеваемости(3 категория).
В качестве причины 1 категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдалённость местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.
Для 2 категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для 3 категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках нерегулярное выполнение домашних заданий.
Мы видим в этой группировке типичное для практического подхода объединение разно – порядковых явлений: акты поведения учеников ставятся в один ряд с тем, что вызывает эти акты, непосредственное – с опосредующим, частное – с общим, явления внутреннего плана не отграничиваются от внешних. Ближе всех к решению задачи описания системы причинно – сл6едственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в его понимании, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и её взаимодействие с внешними влияниями.
Схема изучения учащихся, разработанная Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы.
Схема.
I- условия внутреннего плана;
II III IV– условия внешнего плана
I1 – особенности организма школьника;
I2 – особенности личности школьника;
IIа) – гигиенические условия в школе;
IIб) – бытовые условия;
IIв) – особенности воспитания в семье;
IIг) - особенности обучения и воспитания в школе;
III1 – причины недостатков бытовых условий;
III2 – причины недостатков гигиенических условий в школе;
III3 – условия порождающие недостатки воспитания в семье;
III3 - условия порождающие недостатки учебно– воспитательного процесса.
Условия внутреннего и внешнего плана не однородны – они представлены определёнными группами явлений: особенности организма и личности школьника составляют 2 взаимные группы явлений внутреннего плана в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее непосредственно – воздействующих на особенности самого ученика выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности ученика; особенности учебно-воспитательного процесса в школе, особенности воспитания в семье. Следующий за данным круг определяет те обстоятельства, следствием которых являются причины предыдущего круга. Здесь можно указать такие группы: причины недостатков бытового и гигиенического плана; условия, вызывающие недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и в семье. Последующий круг должен раскрывать причины этих причин и т д., идя к всё более социальным условиям жизни и развития детей.
Пользуясь данной схемой, мы можем прослеживать и связи между различными условиями, соотносящимися друг с другом как причины следствия, и видеть группы явлений лежащих в одной плоскости. Конечно, как и всякая другая данная схема упрощает сложные связи явлений. В частности, относя недостатки процесса обучения к внешним по отношению к ученику обстоятельствам, мы какбы игнорируем тот факт, что ученику не пассивный объект обучения, а активный его субъект. Другой недостаток предлагаемой схемы заключается в том, что она отражает не только два фактора успеваемости, но частично и третий – сами требования содержания образования, ибо особенности процесса обучения зависят в значительной мере от реализуемого от него содержания. Данная схема полезна как основа для систематизации имеющихся в литературе данных о причинах неуспеваемости. Она позволила расположиться по разным ярусам те явления, которые соотносятся друг с другом как причины и следствия, помогла увидеть иерархию и связи различных групп причин неуспеваемости.
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих.
Дефекты общего развития характерные для длительно неуспевающих, являются часто результатом запущенной ещё в начальной школе неуспеваемости.
Другие особенности личности школьников такие, как недисциплинированность, безответственности, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной работы, отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для этого возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и лёгкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки ещё недостаточно. Известная поверхность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешность обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к вне учебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книгами, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие подростки уделяют много времени спортивным тренировкам и подвижным играм, работе в юннатских и других кружках. Обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учёбе.
Наличие разнообразных и сильных вне учебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком нерастраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных вне учебных интересов сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой- то степени в работе и проявляет иногда даже активность, но всё это только для того чтобы не иметь неприятности, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что всё это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно. Мы наблюдаем случаи, когда даже кружок выбирается по желанию родителей.
Не только отрицательное отношение к школе и учению по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоления трудностей – всё заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной награды. Во все случаях имеет место вне учебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.
Таковы некоторые черты личности учащихся – подростков, вызывающее отставание. Мы не говорили о пробелах в знаниях, умениях, навыках, так как эти причины являются одновременно и признаками отставания.
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у Блонского П.П., который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задаёт, объяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижен темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы.
Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могу быть использованы в определении неуспеваемости. Другой не выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое отношение к себе окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты нося скорее психологический, нежели дидактический характер.
Психологическую типологию неуспеваемости даёт Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении умственных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики неуспеваемости, и он во многом совпадает с тем, что мы находим у Блонского П.П.
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р.Л. Гинзбурга. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, и различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьёзные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идёт о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети, которые являются неуспевающими, чаще всего не хотят учиться. Их не интересует процесс обучения потому, что они что- то не понимают и им не интересно. В таких случаях требуется заинтересовать, простимулировать и объяснить ребенку то, что он не понимает и тогда, возможно, он перейдет в категорию успевающих детей. Другой вариант – это дополнительные занятия после уроков, плотное общение с родителями, поиск путей решения прпоблемы.
- Почему трудно учится.
Рано или поздно каждый из родителей задается вопросами: «Почему ребенок не хочет идти в школу?», «Почему он плохо учится?», «Почему он не понимает?». И в таких случаях родители начинают хаотично искать проблемы и наиболее часто приходят к выводу, что: во всем виноват учитель – это именно он не понимает ребенка, не любит его, не может объяснить и вообще он плохой. Но редко кто из родителей задумывается, что существует ряд других очень серьезных проблем, которые мешают ребенку быть успешным. Например:
1. У ребёнка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
5. Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
7. Специфические расстройства. Например, дислексия – такому ребёнку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия – расстройство счёта. Дисграфия – трудности при овладении письмом.
8. Нарушение зрения, слуха.
9. Преобладание у ребёнка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
10. Общая ослабленость организма. Частые простуды или двигательные хронические заболевания.
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребёнка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка.
Как только родители выясняют, почему их ребенку трудно учиться начинается поиск решения проблемы «Что может помешать хорошо учиться». Как правило в таких случаях они обращаются за помощью к классному руководителю или психологу, которые в свою очередьвыделяют следующие причины:
- Высокая тревожность. Ребёнок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т.д.
- Инфантилизм, незрелость ребёнка. На первом месте – игровые интересы. В более старшем возрасте – отсутствие чувства ответственности.
- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребёнка (слишком трудно, слишком легко – не интересно).
- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызвать противодействие ребёнка.
- Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учёбе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребёнок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличено ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребёнка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребёнок и заявляет: «они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать мне карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».
Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Сегодня учеников жалеют – и нагрузка у них не по годам, и социальное неравенство в классах, и учителя, обозленные на весь мир из-за мизерной зарплаты. При этом многие забывают, что именно в детстве у человека самые высокие способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие сензитивного возраста, введенное известным отечественным автором Л.С. Выготским.
Сензитивный возраст.
Согласно этому понятию, в жизни человека есть особые природы, в которых он может развивать то или иное свойство или способность гораздо быстрее и легче, чем в другие. Эти периоды и называются сензитивный возраст. Известно, что ребёнка до 3 лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать, кататься на коньках. Эти периоды для развития речи, памяти, мышления, внимания тоже проходят в детстве.
Мы не случайно ведём ребёнка в 7-8 лет. Возраст готовности к школе является сензетивным для волевых процессов, а значит, и для производительности в других психических свойствах. У детей в этом возрасте неограниченные возможности для принятия и усвоения информации. Поэтому, если ребёнок жалуется на усталость или утомляемость, причиной этому будет не сам материал, а его изложение, степень заинтересованности им ребёнка.
Внутренние и внешние причины неуспеваемости.
Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости – внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и домашние конфликты, и проблемы с одноклассниками.
Представьте, каково отвечать на уроке ребёнку, над которым в это время смеётся весь класс, в котором он является изгоем. Одним словом, если результаты диагностики способностей у отстающего ребёнка соответствуют норме, значит, что-то мешает ему пользоваться этими способностями.
Внутриличностные причины школьной неуспеваемости – это какие – либо нарушения или отклонения психических процессов, их неразвитость.
Очень важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой пример: учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребёнком пройденного материала. Психолог в результате психодиагностики свойств памяти действительно обнаруживает некоторые особенности, мешающие запоминанию, и начинает коррекцию этого психического процесса. Проведя различные игры и задания, улучшающие память и запоминание, психолог вновь тестирует ребёнка и выявляет значительные улучшения памяти. Однако на уроке ребёнок почему-то не показывает этих улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.
В чём же проблема?
В поверхностном рассмотрении психических свойств. Видеть в плохом запоминании неразвитость процессов памяти – однобокий подход. Ребёнок не может применить полученные приёмы и мнемотехники, поскольку не ассоциирует предметные задачи с теми, которые ему давал психолог. Для этого параллельно нужно развивать абстрактно- логическое мышление.
В основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачи на внимание, память, восприятие информации. Методики на мышление и другие психические процессы разумно подбирать соответственно последующей коррекции. В этом плане компьютерные методики диагностики психических процессов выигрывают у «бумажных». Их выполнение происходит через решение какой– нибудь наглядной задачи, причём оно включает в себя элементы тренировки этих процессов.
Многочисленные современные исследования показывают, что повышение успеваемости ученика – комплексная цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня школьные психологи не говорят отдельно о развитии какой – либо психической характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребёнка.
Недавнее исследование российских учёных из психологического института РАО показало эффективность применения программы целостного психического развития учеников. В результате проведения уроков психологического развития в начальной школе 99% учеников продвинулись в своём интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось повышении мотивации к обучению, интерес к занятиям.
Программа, разработанная в Психологическом институте, включает воздействие на когнитивные структуры психики ребёнка, такие как синтез, анализ, обобщение, индукция и дедукция. Оказалось, что предметы начальной школы требуют участия этих когнитивных структур для понимания и усвоения материала. Уроки психологического развития продолжительностью 40-50мин включали различные методы тренировки мышления, логики с их переносом непосредственно на практические задачи.
Комплексная задача психолога.
Следовательно, задача психолога – обучать ребёнка мыслить. С правильно построенной системой мышления правильно развиваются и память, и внимание, и речь. Кстати, для развития абстрактно- логического мышления сензитивный возраст приходится именно на начальную школу.
Правильная организация мышления требует производительности основных психических процессов, попросту - участия воли. Волевые процессы у ребёнка 7-8 лет также находятся в сензитивном периоде.
Возможно, что кроме работы непосредственно с психическими свойствами, психологу придётся иметь дело с психологическими защитами ребёнка, возникшими в результате учительского и родительского воздействия. У детей младшего школьного возраста самой распространенной защитой является регрессия – переход к уже известным формам поведения, которые свойственны пройденному жизненному этапу.
Защита срабатывает в ответ на фрустрацию. Так, если ребёнок чего - то не добился, а его поругали, да ещё не объяснили за что, то он применяет защиту – может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться клубочком, может проявлять агрессию, закатывать истерику. Всё это- формы поведения, свойственные предыдущему – дошкольному – этапу его жизни. С психологическими защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи видят в нём рефлекс, который угас без стимула. Соответственно, если исчезнет проблема неуспеваемости, угаснет и защита.
Нельзя решать проблему неуспеваемости усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление увеличивается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребёнка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что как личность существует обособлено от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Прежде чем упрекать ребёнка в нерадивости, посмотрите, всё ли вы сделали, чтобы создать необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребёнка (пусть даже заслужено)- интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом постом материале.
1.5. Психолого - педагогическая помощь отстающим
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признаётся не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости. При разработке путей совершенствования учебно– воспитательного процесса, как правило имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.
Изменение отрицательного отношения школьников к учению.
Плодотворными нам представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже саго незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценность знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени на обдумывание ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя планы, схемы, плакаты. Опрос слабо успевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выявить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечать, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем для других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчётом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной группы в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учётом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые нам хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не могут дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Организация обучения второгодников.
В литературе справедливо отмечается, что повторный курс носит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и остающихся на третий год в том же классе.
Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие их ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используя режим школы продлённого дня; учителя получают повышенную заработную плату.
Проблема особых классов особо актуальна в зарубежной педагогике. Она обсуждается в английской педагогической печати. Как известно, в Великобритании действует система, по которой все ученики переводятся в следующий класс, но из неуспевающих формируется особый поток, который работает по программе со сниженными требованиями. Прогрессивные педагоги выступают против потоков – это часть их борьбы против классовой политики государства в образовании, против тестов и элитарной школы. Главные возражения против деления на потоки сводятся к следующим: 1.представляет более низкий уровень развития на будущее; 2.происходит дискриминация, снижение ценности личности. Описан положительный опыт начинающих школ без потоков. В некоторых из них применялись факультативные занятия для более способных детей.
Идея о вреде коллективного обучения для отстающих находит поддержку в США в связи с общей критикой классно – урочной системы и попытками перейти на индивидуальное обучение наиболее способных учеников.
Сторонники полной индивидуализации не понимают важность общения для воспитания и развития детей, на понимают стимулирующего значения коллективной работы.
В нашей педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведёнными в следующий класс, в течение первой четверти они должны ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
1.6. Как справиться с неуспеваемостью
Часто бывает так: ребёнок не доставляет особых проблем в поведении дома и в школе, занимается спортом, не просиживает часами за компьютером. Но вот успеваемость по все предметам оставляет желать лучшего.
Прежде всего нужно выяснить причины плохой школьной успеваемости. Несколько примеров: завышенные требования родителей, нерационально выстроенный ритм «учёба - отдых», проблема с педагогами, признаки минимальной мозговой дисфункции (дефицит функций внимания, или быстрая утомляемость, либо частичное недоразвитие психических функций и способностей), подавление родителями и педагогами доминирующих способностей с целью «сделать нормального, как все дети» и многое другое – вплоть до уже ставших привычными грубых нарушений питания с отсутствием необходимых растущей психике веществ.
- Запишите скрупулезно в течении недели, что и в каких количествах ваш ребёнок употребил из съестного.
- За неделю проведите хронометраж, сколько времени потрачено ребёнком на тот или иной вид деятельности (включая сон).
- Эти замеры лучше производить помесячно. Если есть возможность, можно показать их специалисту и уже этим получите ряд рекомендаций.
- Внося в режим питания изменения , вы можете попутно составить их со средним баллом месячной успеваемости по тем предметам, в усвоении которых ребёнок отстаёт.
- Только не надо впадать в другую крайность и вместо колы с чипсами кормить дитя лишь сырой рыбой и орехами вкупе с мегадозами витаминов!
Первый специалист способный помочь – это детский психолог, который побеседует с ребёнком и проверит с помощью методик – тестов и игр структуру детской психики, уровень развития тех или иных способностей и соответствие их возрасту, показатели интеллектуального и эмоционального развития.
Кстати, показатели эмоционального интеллекта даже более информативны – но и выявляют не просто арифметическую сумму знаний, но и отношение к ним.
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. Организация и методика исследования.
Практическая часть проводилась в 4 класс Рассветовской ООШ.
Цель: выявить уровень успеваемости учеников 4 класса.
Для организации исследования использовались методы:
- Изучение школьного журнала.
Цель: выявить успеваемость учащихся по результатам 1 и 2 четвертям по следующим предметам: русский язык, литература, математика, природоведение, история, музыка, ИЗО, ОБЖ, физическая культура, технология, информатика.
- Анкетирование учащихся.
Цель: выявить отношение к учебе по отдельным предметам. Детям была предложена анкета «Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам».
Таблица 1
Результаты успеваемости учащихся
Рус. яз | Чтен | Матем | Прир | Истор | Музык | Изо | Обж | Физк | Труд | Инфор м | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 |
3.2. Результаты исследования
Результаты изучения журнала представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты успеваемости по итогам 1 четверти в 4 классе
Рус. Яз. | Чтение | Матем | Природо ведение | История | Музыка | Изо | Обж | Физ-ра | Труд | Инфор матика | |
1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 |
3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Средний бал | 3,3 | 3,7 | 3,4 | 3,3 | 4,6 | 3,3 | 4,6 | 3,9 | 4,4 | 3,3 | 4 |
Вывод: самый высокий показатель оценок наблюдается по предметам музыка и физкультура;
Средний- по технологи;
Низкий- по русскому языку, природоведению, ИЗО, истории.
Таблица 3
Результаты успеваемости по итогам 2 четверти в 4 классе
Рус. Яз. | Чтение | Матем | Природо ведение | История | Музыка | Изо | Обж | Физ-ра | Труд | Инфор матика | |
1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
6 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Средний бал | 3,3 | 4 | 3,6 | 3,1 | 5 | 4 | 4,1 | 4,1 | 4 | 3,3 | 3,7 |
Вывод: наиболее высокий показатель оценок наблюдается по музыке;
Средний- по математике;
Низкий- по природоведению.
Анкетирование учащихся.
В анкетировании приняло участие 7 человек. Результаты анкетирования представлены в таблице.
Таблица 5
Отношение к учёбе
Рус. Яз. | Чтение | Матем | Природо ведение | История | Музыка | Изо | Обж | Физ-ра | Труд | Инфор матика | |
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
3 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
6 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
7 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Средний бал | 1,1 | 1,6 | 1,3 | 1,1 | 1.3 | 1.4 | 1.7 | 1,6 | 1.7 | 1,7 | 1,3 |
В результате анкетирования выявлено следующее:
- Самый высокий показатель заинтересованности учащихся выявлен по ИЗО, физкультуре, технологии;
- Средний- по музыке;
- Низкий- русский язык, природоведение.
Диаграмма «Отношение к учебе»
2.3. Рекомендации для родителей и учителей.
Рекомендации для родителей
Ребёнка надо готовить к школе ещё до того, как он пойдёт в первый класс. Ребёнок должен уметь:
- Хорошо играть с другими детьми;
- Делать поворот кругом;
- Следовать в указанном направлении;
- Самостоятельно одеваться;
- Жить и действовать отдельно от своих родителей в течение нескольких часов;
- Подчиняться простым правилам поведения;
- Балансировать и прыгать на одной ноге;
- Выбрать наиболее длинную линию из двух параллельных линий;
- Узнать минимум три из четырёх цветов, предложенных ему;
10. Понимать идею о противоположном;
- Знать своё имя и фамилию.
Вот некоторые рекомендации для родителей, дети которых стали неуспевающими, когда пошли в школу:
1. Узнайте на школьном собрании об успеваемости вашего ребёнка. Вам нужно собрать конкретные данные о проблемах, с которыми он сталкивается в школе, так, чтобы ваш педиатр или другой эксперт мог знать, к какому специалисту обратиться. Возможно понадобиться переговорить с несколькими учителями, классным руководителем, которые могут выяснить этот вопрос;
2. После того как вы соберёте эти сведения, посоветуйтесь с врачом. Он поможет вам отобрать относящиеся к делу факты и реши, что делать. Очень важно для ребёнка найти ключ к спасению чувства его собственного достоинства. Для этого необходимо тщательное физическое обследование, психологическая оценка и изучение историй болезни вашей семье.
Ребёнку может понадобиться либо широкая терапия для излечения неспособности к учению, либо ему будет достаточно очков или слухового аппарата.
Если основная причина неуспеваемости в семье, скажем, находящейся в стадии развода, вам придется обратиться к специалистам по семейным проблемам.
С другой стороны, если ваш ребёнок отстаёт в школьных занятиях, например в чтении или математике, если он обычно неорган6изован или является представителем другой культуры, то ему понадобиться дополнительные занятия или больше внимания. А может быть – особая терапия. Спросите у педиатра, и он направит вас к нужному специалисту.
Рекомендации для учителей.
Переводя детей через школьный порог, педагог должен помочь усвоить ребёнку азы учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Изучить психология каждого ребёнка, его отношение к учёбе, одноклассникам и отношение одноклассников к нему;
- Выявить подростковые особенности, состояние здоровья, его наблюдательность, внимание, память, зрение, слух, речь;
- Узнать насколько он общителен, что посещал до школы;
- Какие отношения в семье и как они влияют на ребёнка.
Педагог должен заниматься с каждым неуспевающим учеником индивидуально для того, чтобы выявить, на сколько ученик отстал от своих товарищей, каковы основные причины неуспеваемости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех этих элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание представляет как невыполнение учебного процесса.
Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими содержание общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для этих групп учебных предметов появится возможность дать более обобщённое дидактическое определение в современной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Липкина А.И. Самооценка Школьника. М., «Знание», 1976.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
3. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, №1.
4. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
5. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – «Известия АПН РСФСР», 1951, №36.
6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
7. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
8. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968г.
9. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников. «Советская педагогика», 1965, №7.
10. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М.,1991. – С.190.
11. Леонтьев А.Н. потребности мотивы и эмоции.- М.,1971.-С.242.
12. Макарова А.К.,Матис Т.А., Орлов А.Б. формирование мотивации учения.-М.,1990-С.76.
13. Макарова А.К.,Матис Т.А., Орлов А.Б. формирование мотивации учения.-М.,1990-С.85
14. Подласый И.П. педагогика. Новый курс.- М.:владос,1999.-С.402.
15. Якобсон П.М. психологические проблемы мотивации поведения человека.-М.,1989.-С.385.
Приложение 1.
Изучение школьного журнала.
Результаты успеваемости по итогам 1 четверти в 4 классе
Рус. Яз. | Чтение | Матем | Природо ведение | История | Музыка | Изо | Обж | Физ-ра | Труд | Инфор матика | |
1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 |
3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Средний бал | 3,3 | 3,7 | 3,4 | 3,3 | 4,6 | 3,3 | 4,6 | 3,9 | 4,4 | 3,3 | 4 |
Результаты успеваемости по итогам 2 четверти в 4 классе
Рус. Яз. | Чтение | Матем | Природо ведение | История | Музыка | Изо | Обж | Физ-ра | Труд | Инфор матика | |
1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
6 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Средний бал | 3,3 | 4 | 3,6 | 3,1 | 5 | 4 | 4,1 | 4,1 | 4 | 3,3 | 3,7 |
Приложение 2
Анкетирование учащихся.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус.яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | изо | обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус. яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | изо | Обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус.яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | изо | обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус.яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | изо | обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус.яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | изо | обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус.яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | изо | обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
- Анкета для учащихся
«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»
Рус.яз | литерат | Матем. | Природ | история | музыка | Изо | обж | Физ-ра | Технол | информ | |
На уроке бывает интересно | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....
Способы преодоления нежелания готовиться к урокам и нежелания идти в школу.
Человек состоит из желаний. Каковы его желания, такова и его воля: какова его воля, таковы и поступки. Что посеешь - то и пожнёшь. Поговорим о проблеме связанной с успешной учебной деятельностью наших...
Преодоление школьной неуспеваемости как одно из направлений работы учителя-дефектолога
Более подробно мы остановимся на том, какую помощь может получить ребенок с ослабленным здоровьем со стороны учителя-дефектолога....
Пути преодоления хронической неуспеваемости школьников основной школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области именидважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.» ...
Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения
Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и...
Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.
Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости....