Родительское собрание "Детская агрессия. Что делать?"
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания
«Детская агрессия: что делать?»
Ход собрания.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вам не безразлично будущее наших детей, и вы, отложив все серьезные дела, присутствуете на нашей встрече.
Уважаемые родители, я предлагаю вам задуматься над отрывком статьи Л.М.Фридмана «Философия воспитания человека будущего»: «Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что кругом идет ожесточенная борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.
Прочтите газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. И каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и депутатов, разные разоблачения, убийства и грабежи, и многие другие страшные истории. Другой раз даже не верится, что люди могут совершить такое: мать убила своих детей, сын убил отца, совершение акта насилия против малолетних как девочек, так и мальчиков…
Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны – малые и большие, не происходили массовые убийства, захват заложников, теракт и т.д.»
Слайд 2
Итак, сегодня на нашем заседании мы рассмотрим психолого – педагогические аспекты деятельности классных руководителей и родителей по предотвращению проявлений агрессии среди учащихся. В процессе работы должны решить основной вопрос: как в столь воинственно настроенном мире помочь ребенку избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в его адрес.
Шварц «Взрослым»
Я в своей родной квартире, как на службе строевой.
Командир на командире… Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться: по приказу - одеваться,
По приказу – умываться, ровно заправлять кровать.
По команде есть садиться, по заданию учиться,
По режиму спать ложиться, по будильнику вставать!
Теперь вам ясно почему начал огрызаться я?
Конец терпенью моему – де-мо-би-ли-зация!
Приступая к обсуждению, мы должны дать четкое определение данному понятию «агрессия».
Слайд 3
1. Что же такое агрессия?
Определить понятие «агрессия» предоставляется довольно сложной задачей. В биологическом смысле агрессия возникает как страх в ответ на угрожающие обстоятельства существования, при котором препятствие должно быть каким-то образом устранено или уничтожено.
Слайд 4
Психологи разделяют агрессию на два основных вида – мотивационную, которая лежит в глубинных структурах личности, и инструментальную, возникающую ситуативно, как средство достижения какой-то цели и разрешения проблемной ситуации.
Различают три типа агрессии: непосредственная физическая агрессия, непосредственная вербальная и опосредованная агрессия.
Первый тип проявляется в таких действиях, как избиение, пинки, толчки, отбирание вещей.
Второй тип: вербальная агрессия включает в себя в том числе: разговор на повышенных тонах (до крика включительно), обзывание обидными прозвищами, угрозы.
Третий тип: опосредованная агрессия выражается в игнорировании, бойкоте, распространении слухов и сплетен о ком-либо, разбалтывание чужих секретов.
Итак, агрессия с одной стороны изначально присуща человеку по природе, и как реакция переживается всеми, хотя и с разной интенсивностью для разных индивидуумов.
Далеко не всем известно, что человеку присущи два не слишком-то приятных инстинкта – агрессии и аутоагрессии (то есть агрессии, направленной против себя). И если первый, как мы только что выяснили, проявляется в злобности, раздражительности, конфликтности, враждебности, «вандализме», драчливости, но самое главное – в военных действиях, то инстинкт аутоагрессии может проявляться в тех же рискованных занятиях спортом, курении, алкоголизме или употреблении наркотиков. А крайним, самым страшным проявлением является суицид.
В настоящее время говорят, что агрессивное поведение – это выученная модель поведения. Это способ действия, который в виде инструментальной реакции достаточно часто ведет к удачному удовлетворению потребностей.
Слайд 5
Семья в течение долгого времени была амортизатором, в которой гасились негативные тенденции эмоционального развития. Но экономический кризис поставил семью в трудные условия. С одной стороны, в средних и бедных слоях общества родители вынуждены заниматься постоянным поиском заработка и не могут уделять детям нужного внимания.
Огромное количество детей предоставлены самим себе, их всему учит улица. На проявление насилия влияет и показ по телевидению сцен жестокости, которые потом воспроизводятся в детских играх. Так, американские психологи сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии, которые затем он будет пытаться воплотить в своей жизни.
Компьютерные игры – это в основном драки, убийства. Причем смерть в этих играх не вызывает у ребенка сострадания, сочувствия, а принимается им как победа над кем-то.
Помимо социальных условий, влияющих на агрессивное поведение, существуют и биологические причины формирования такого состояния. Ранние годы жизни во многом определяют последующую жизнь взрослого человека. Сегодняшняя возрастная психология особое значение придает перинатальному периоду детского развития, видя условие гармонического развития ребенка в хорошем психологическом самочувствии матери. Послеродовые осложнения и детские неврозы часто возникают как последствие стрессов, перенесенных матерью во время беременности. Древние египтяне, индийцы, кельты, китайцы стремились окружить своих рожающих женщин покоем и красотой, музыкой и поэзией. Органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг. Установлено, что если отец регулярно разговаривает с женой во время ее беременности, то почти сразу же после рождения ребенок узнает его голос. Часто родители отмечают, что дети узнают музыку и песни, услышанные во внутриутробном состоянии. Эмоциональная связь матери со своим ребенком, общение с ним самым непосредственным образом влияет на психику плода.
Скорее всего, условия жизни и метод воспитания запускают в организме ребенка тот обмен веществ, который впоследствии воспроизводит себя в соответствующих особенностях поведения.
Так, если дети в начальный период своей жизни сталкиваются с ситуацией «прерванной заботы», если нет согласованной системы наград и наказаний, то от взрослых членов общества можно ожидать высокой степени конфликтности, ревности и агрессивности, а также низкой степени доверия друг к другу.
Родители могут наказывать за плохое поведение и поощрять за хорошее. Но нередко, наказывая за плохое поведение, родители сами становятся образцами агрессивного поведения.
В целом было выявлено, что жестокое наказание формируют высокий уровень агрессивности у детей, в то время как недостаточный контроль за детьми приводит их к асоциальному поведению. Наблюдения и исследования показывают, детская агрессивность передается от неблагополучных родителей, которые сами в детстве испытывали фрустрации и недостаток родительской любви. Агрессия в этом возрасте – дочь несчастья и ответная реакция на неправильные методы воспитания.
Слайд 6
Большое значение имеет характер взаимоотношений между родителями, общая степень сплоченности членов семьи, ее социальный статус и уровень образования родителей. В случае семейного разлада, когда родители отчуждены и холодны по отношению друг к другу, когда преобладает авторитарный стиль взаимоотношений старших с младшими, дети оказываются более склонными к агрессивному поведению.
Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный процесс, в котором оказывается, задействовано много факторов – влияние семьи, сверстников, учителей, средств массовой информации. Семья является здесь самым главным фактором.
Слайды 7-13
Хороший результат дает перевод агрессии в разного рода физические нагрузки – спорт, туристические походы, сельскохозяйственные работы на свежем воздухе. Важно обратить внимание и на питание ребенка, исключив из него острые мясные блюда, соль. Овощная вегетарианская диета способствует успокоению нервной системы и уменьшению агрессивности.
Лучший способ преодоления детской агрессивности – это обучение детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры и договариваться друг с другом, так и с взрослыми – своими родителями и учителями. Установление в сфере ведения переговоров равноправных уважительных отношений – важное завоевание современной демократической педагогики.
Слайд 14
Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие агрессивных действий вы можете на стадии возникновения.
1. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенку. Для этого:
* будьте ему старшим другом и опорой;
* стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;
* проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;
* не навязывайте своего мнения;
* будьте тактичны;
* доверяйте детям;
* не допускайте расхождений между словом и делом;
* не сравнивайте ребенка с другими детьми.
2. Не устраивайте ребенку «прилюдных разборок». Скажите ему обо всем наедине.
3. Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извинитесь.
4. Никогда не критикуйте личность, а дайте ему оценку только негативного поступка (не ты – плохой, а «ты плохо поступил»).
5. Никогда не «воюйте» с детьми: если Вам и удастся настоять на своем, то дети отплатят Вам своим упрямством и бездействием.
Слайд 15
Упражнения:
«Черная рука – белая рука»
Изобразить «черную руку» - руку, готовую к агрессии: напряженную, со сведенными пальцами. А затем, по условному сигнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию " Агрессия детей: её причины и предупреждение"
Презентация к родительскому собранию в начальной школе....
Родительское собрание "Агрессия"
Рассматриваются вопросы агрессивного поведения детей....
Родительское собрание "Агрессия или крик о помощи"
Конспект тематического родительского собрания . Для родителей учащихся начальной школы....
презентация к родительскому собранию Агрессия детей, ее причины и предупреждение
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от ...
Родительское собрание Агрессия детей, ее причины и предупреждение
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состояни...
Родительское собрание "Агрессия"
Презентация к родительскому собранию в начальных классах на тему: "Агрессия"...
Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".
В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...