Родительское собрание "Агрессия или крик о помощи"
план-конспект урока по теме
Конспект тематического родительского собрания . Для родителей учащихся начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 классе
Классный руководитель Блохина З.В.
Агрессия или крик о помощи?..
Цель: исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка; вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.
План:
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Обсуждение результатов анкетирования.
- Памятка для родителей по вопросам воспитания.
Вопросы для обсуждения:
- Причины проявления жестокости и агрессивности детей.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Пути преодоления агрессивности ребенка.
- Поощрение и наказание.
Уважаемые родители, приглашаем вас к разговору на тему проявления детьми жестокости и агрессивности. Тема эта серьёзна и трудна и, поверьте, она не случайна. Поведение детей особенно ярко проявляется во внеучебной деятельности, когда ребенок во что бы то ни стало стремиться отобрать игрушку, выставить на первое место своё “Я”, не считаясь с другими, а ребёнок проявляет враждебную агрессию, стремиться причинить другому боль, унизить его, осмеять и т.п. День за днем растет количество агрессивных детей. И для нашей школы это очень большая проблема.
Прежде чем мы перейдем к работе по теме собрания, мне хотелось бы, чтобы вы в группах поработали с незаконченными предложениями. Ваша задача – посовещавшись, продолжить предложения.
Незаконченные предложения
Агрессивный ребенок – это...
Дети дерутся, потому что...
Изменить агрессивного ребенка может только...
Когда меня не слушаются, у меня бывает желание...
Работа в группах, обсуждение высказываний.
Можно назвать агрессивными детей, которые:
часто спорят, ругаются со взрослыми и детьми;
намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы;
часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках;
часто сердятся и прибегают к дракам;
угрожают другим людям (словесно, взглядом, жестом);
используют в драке предметы, которые могут ранить;
физически жестоки по отношению к людям и животным (специально делают больно);
намеренно портят имущество;
убегают из дома и школы.
Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Взрослые реагируют по-разному: либо усиливая строгость в отношениях с ребёнком, либо, в противовес, обрушивая на малыша лавину любви и ласки. С агрессивностью бороться бесполезно, но надо понять её причины, чтобы направить эмоции ребёнка в нужное русло.
Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще – отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события.
Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.
- Психологи считают, что ребенок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в своей семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.
- Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно говорить другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, классе целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребёнку, то это, безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.
- Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолеванию агрессивности.
Самое главное – устранить причину агрессивного поведения.
Очень тяжело любить ребенка, который не слышит вас, сквернословит, дерется. Нам просто надо помнить, что агрессия – это способ выражения протеста, а в его основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают, если не удовлетворяется основная человеческая потребность – в любви и нужности другому человеку.
Выделяют следующие источники возникновения агрессивности у детей:
наследственная предрасположенность;
наличие гиперактивности или тревожности;
наличие травмы головного мозга;
нарастание утомления у ребенка;
нарушение отношений в семье.
Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса и возложила на них ответственности за качество воспитания и образования.
Однако, встречаясь с вами практически ежедневно, мы видим, что многие из вас осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей ваших детей. Задумайтесь над вопросом: как ваши дети относятся к вам? В народе не даром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к матери. Предлагаем вам дома провести мини- эксперимент: куда сядет ваш ребёнок. Посмотрите на доску, там изображен рисунок:
Если ваш ребёнок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, - радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садиться отдельно куда-то в угол, вашему ребенку в семье тоскливо и одиноко. Уделите ему значительно больше внимания и любви.
Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребёнка агрессивность.
Семья может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. В таких семьях члены семьи ведут себя агрессивно по отношению друг к другу и окружающим, одобряют агрессивное поведение ребенка. При этом отец демонстрирует агрессивное поведение, а мать нетребовательна к ребенку. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах поведения своих детей. Основные воспитательные средства в семье агрессивного ребенка – физические наказания, угрозы, отсутствие поощрений, лишение любви и заботы.
Большое влияние на людей оказывает социум, например, телевидение. Сцены насилия, демонстрируемые с экранов, способствуют повышению агрессивности зрителя, в первую очередь детей. «За каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия, и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. К 14 годам типичный ребенок становится свидетелем 11 000 убийств» (Дж.А. Вилкинз).
Откуда у детей берутся эмоции гнева, злобы, агрессии?
Агрессия – поведение, противоречащее нормам и правилам жизни людей в обществе, наносящее физический и моральный ущерб живым существам. Агрессия может быть физической, словесной, косвенной.
Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Изобразим «кувшин» наших эмоций (см. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, 2008).
Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека? Это обзывания и оскорбления, ссоры и драки, действия «назло» и т.п.
Агрессивное поведение детей – это крик о помощи, призыв к проявлению внимания к внутреннему миру ребенка, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно он справиться не в силах.
Гнев – чувство вторичное и происходит от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.
Итак, мы можем рассматривать переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии в качестве причин этих разрушительных эмоций (второй слой «кувшина»). Заметим, что все чувства второго слоя – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают. Почему? Как правило, из боязни унизиться, показаться слабым.
Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.
Вот далеко не полный перечень таких потребностей: человеку нужно, чтобы его любили, понимали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Любая потребность из этого списка может оказаться неудовлетворенной, и это приведет к страданию, а возможно, и к разрушительным эмоциям.
Ниже слоя потребностей есть еще один слой, отражающий особого рода переживания человека, – отношение к самому себе, заключение о себе. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. (Ребенок рано или поздно начинает видеть себя таким, каким видят его другие.) Ребенок ждет от нас подтверждений того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «Со мной все в порядке», «Я хороший», – а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики – ощущение: «Со мной что-то не так», «Я плохой».
Исследования показали что, родители подавляющие эмоциональные выбросы у своих детей, вопреки ожиданиям не устраняют, а напротив, развивают чрезмерную агрессивность, которая в зрелые годы становиться частью характера. Ребёнок, вынужденный постоянно подавлять свой гнев, более подвержен риски психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции ребёнка, то очень скоро он начнёт считать, что такое поведение вполне дозволено. Тогда поначалу редкие и одиночные вспышки гнева постепенно и незаметно перерастут в постоянную и стойкую привычку подавлять окружающих.
Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения.
Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры. Пусть он просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс, если ребёнку хочется чего-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки. Или предложите, например, поиграть в обзывалки. Единственное условие – слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: “А ты – “морковка!”, “А ты - мухомор!”. В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и все вообще заканчивается смехом. В конце игры обязательно скажите друг-другу приятное. Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей.
Еще один способ побороть гнев – с помощью бумаги. Заведите листок “гнева”. Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его. Зачастую эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае они просто не понимают ни своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные рожицы с разными эмоциями, например выражающие радость, гнев, зло, обиду, скуку, жалость, сострадание и др. Вместе с ребёнком подпишите эти эмоции под каждой рожицей и потом просите время от времени, чтобы, глядя на листок, он показывал, какое у него в тот или иной момент состояние.
Поговорим о поощрении и наказании.
Поощрять своего ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковыми словами и т.д.
Наказание же допустимо, если оно:
- следует немедленно за поступком;
- объяснено ребёнку;
- не жестокое, хотя может быть суровое;
- оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества;
- не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.
Позвольте предложить вам памятку с рекомендациями по вопросам воспитания, связанным с темой нашего собрания:
- Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.
- Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
- Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
2 часть.
Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день остаются проблемы с дисциплиной у некоторых наших детей.
Власов Алёша идеальный ребёнок весь день, когда точно знает. Что за ним придёт отец!
Если Гена Новичков приходит в школу в хорошем настроении, то он всё успевает, выполняет всё сам! Как это было 20 марта на русском языке!
Выполнил работу на почти на 5!
Новиков Антон заметно меньше срывается.
Алёша Карпухин из-за того, что плохо читает и неправильно произносит слова, не успевает писать диктанты, а пока пишет то слышит меня и себя – затрудняется с выбором правильного написания. Он начинает капризничать, срывается, злится, раздражает детей своим поведением.
Ушакова Ульяна постоянно кого – то отвлекает своим разговором, хохочет так громко… а за ней тянется Шартон Алина.
Гилёва Лиза, Ибрагимова Аня часто обзывают ребят, выражаются в адрес детей нецензурными выражениями. Хотя девчонки хорошие и добрые.
Закончилась 3 четверть. С полной уверенностью можно сказать, что дети достигли определенных успехов. 19. 03 провели проверочную работу по математике. Хочется отметить, что «2» нет! Есть работы послабее. Помните, я сказала выполнять задания устные на той же неделе, что получили листочек с заданием. Я имею ввиду таблицу сложения и вычитания в пределах 10. На ней завязан весь последующий материал. Вот и приходится трудно тем, кто это не выучил. Считают по пальцам.
20.03 провели контрольное списывание с доски. «2» -нет. Трудно пришлось тем, кто не может сосредоточиться. (Новиков, Власов, Карпухин), но и они справились с работой.
«5» - 6, (Сигачёва, Новичков, Ипполитов, Ибрагимова, Гилёва Ганьшин)
«4» - 5 (Синицын, Хоботова, Ушакова, Лукьянов, Кусакин)
«3» - 5 (Юрков, Новиков, Карпухин, Шартон, Власов)
Проверка техники чтения показывает, что дети набирают нужный темп чтения. К концу мая надо читать не менее 55 слов. Некоторые уже набрали или близки к этому числу. Слабо читают Карпухин, Новиков. Но и у них есть маленькие шажки вперёд.
Мы сегодня говорим об агрессивности. Из вышесказанного некоторые моменты агрессии можно было бы избежать, если бы вы родители были бы немного внимательнее к своим детям. Программа, по которой учатся дети нацелена на совместную работу с родителями. Работа над проектами – это работа родителей
на 90%. Дети приносят материал, который помещается на стенд. Ребята смотрят и обсуждают. А на уроке - отчёте по проекту дети комментируют свои работы. А как неприятно сидеть на уроке, когда тебе нечего показать, а ведь я не так уж много требую по сравнению с прудской школой! Или подготовить наизусть 2 – 4 строчки к следующему уроку. У нас был урок обобщения по первой книге «Азбука». Дети получили задание выучить небольшие стихи к уроку, урок проходил в нетрадиционной форме – это урок отчёт: чему научились.
Кому интересно и главное легко учиться в школе?
Чтобы было легко - надо каждый день трудиться. Программа нашей современной школы нацелена на то, чтобы ученик сам мог добывать знания, мог работать самостоятельно. Добывать информацию самостоятельно. Работать с дополнительными источниками (книгой, интернетом, словарями). Я дала всем желающим домой диски по предметам. Там замечательно и коротко идёт объяснение нового материала, закрепление в виде тестов, есть тренировочные упражнения. Заболели, не знаете, как объяснить? Включайте и садитесь рядом.
Памятка с рекомендациями по вопросам воспитания,
связанным с темой нашего собрания:
- Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.
- Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
- Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
Памятка с рекомендациями по вопросам воспитания,
связанным с темой нашего собрания:
- Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.
- Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
- Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
Незаконченные предложения
Агрессивный ребенок это...______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Дети дерутся, потому что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменить агрессивного ребенка может только____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда меня не слушаются, у меня бывает желание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что делаем когда мой ребёнок ведёт себя агрессивно _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Гнев, злоба, агрессия
2. Боль, обида, страх
3. Отношения к самому себе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"
беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Разработка собрания родителей совместно с учащимися...
Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Родительское собрание, посвященное семье....
Родительское собрание по теме: "Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей."
Собрание родителей...
Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»
- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...
"Мудрость родительской любви" Родительское собрание
Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....