Формирование и актуализация представлений о будущей семье у обучающихся в образовательных учреждениях.
статья по теме

Крылова Юлия Александровна

Ценность семьи неоспорима: именно семья «вводит» ребенка во все многообразие окружающего мира, определяет его процесс социализации. В общепринятом смысле социализации редко говорят о роли семьи, а именно о роли домашнего быта, родственных отношения, вызывающих те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывающие влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Многое из усвоенного в детстве определяет качества будущего семьянина. Семья и школа готовят подрастающего человека к труду и общественной деятельности.Построение семьи является самым трудным делом на свете. Именно поэтому подготовка к семейной жизни является столь значимой даже на государственном уровне. Основная проблема в решении задачи становления и развития положительно окрашенных представлений о семье заключается в том, что общеобразовательная школа не имеет в данный момент определенной школьной дисциплины, которая выполняла бы эту задачу, а так же наблюдается дефицит кадрового потенциала, целенаправленная подготовка которого не ведется в высших учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 169.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и актуализация представлений о будущей семье у обучающихся в образовательных учреждениях.

        Тема, которую я хочу предложить вам для рассмотрения, понятна, однако редко обсуждаема в силу своей разноплановости и неоднозначности. Да, ценность семьи неоспорима: именно семья «вводит» ребенка во все многообразие окружающего мира, определяет его процесс социализации. В общепринятом смысле социализации редко говорят о роли семьи, а именно о роли домашнего быта, родственных отношения, вызывающих те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывающие влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Многое из усвоенного в детстве определяет качества будущего семьянина.

        В рамках государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» одним из аспектов является доступность качественных услуг психологической помощи в государственных образовательных учреждениях всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах. Но какие именно услуги может оказать школьный психолог? Мы знаем, что кроме помощи в процессе познания школьных наук, немалую роль психолог  играет и в становлении личности, которое особенно интенсивно идёт в юношеском возрасте и является наиважнейшим периодом для подготовки к семейной жизни и выборе супруга.

        На данный момент, в связи с меняющимся экономическим и культурным условием развития, наблюдается устойчивая тенденция снижения числа здоровых детей и увеличение распространенности хронической патологии (45% детей имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития). В условиях ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, наконец, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный и плохо управляемый процесс. Усиливающиеся проблемы социализации детей и подростков в мегаполисе (рост агрессивных проявлений и конфликтов, в т.ч. на межнациональной почве, употребление алкоголя и наркотиков и т.п.) ставят задачу увеличения масштаба и обновления технологий воспитательной и профилактической работы в общеобразовательных учреждениях.

        Все чаще отношения между родителями и детьми, характеризуют эгоизмом, отсутствием взаимопонимания, неспособностью эмоционально отзываться на переживания человека. На мой взгляд, все эти процессы связаны с низким уровнем развития эмпатии у родителей, который невольно передается собственным детям. Следует подчеркнуть, что именно эмоциональные связи, т.е. взаимные чувства членов семьи, являются главным фактором для правильного формирования личности и чувств детей.

        С другой стороны, на сегодняшний момент на лицо факто того, что не только большинство родителей нетипичного ребёнка, но родители нормально развивающего ребёнка, моделируя ближайшее и отдалённое будущее, нереалистично подходят к оценки реальных возможностей ребёнка, не учитывают особенности его развития. А знают ли они достаточно своего ребёнка?

        Поэтому как никогда важно уделить особое внимание становлению личности учащихся, являющейся основой для дальнейшего развития положительно ориентированных представлений о семье, её стабильности.

При этом не следует забывать, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни формируются стихийно в самой родительской семье - или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Причем во многих случаях эти представления восполняют то, чего не хватает в родительском доме. Те или иные семейные установки и идеалы - результат не просто действия на ребенка социальной среды, а взаимодействия его со средой. Можно с уверенностью утверждать, что для старшеклассников, как с нормальным, так и с нарушенным развитием, семья является осознаваемой, неотъемлемой частью будущей самостоятельной жизни. Но всё же детям с ОВЗ приходится сложнее. Они, находясь в нездоровом психологическом климате, часто оказываются неподготовленными в вопросах полового развития, половой жизни, невольно усваивают те черты характера и поведения, которые присущи их родителям, тот образ жизни, который типичен для этой семьи. С моей точки зрения, указанная реакция подражания, имитации является одним из основных механизмов семейно-бытовой социализации. Зачастую, ограниченный круг общения обедняет опыт коммуникации с людьми и с лицами противоположного пола, что в свою очередь может сказаться на адекватности восприятия и оценке личности будущего избранника, на образе будущего супруга. Но, ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролером, который не позволяет неблагоприятным внешним влияниям разрушать психику подростка, формировать отрицательные качества, является умственное и нравственное развитие подростка.

Современная школа осуществляет образовательную деятельность по различным программам, доступным для нормально развивающихся детей, и менее доступным для детей с проблемами в развитии.

Семья и школа готовят подрастающего человека к труду и общественной деятельности. Подготовке же молодых людей к семейной жизни до последних лет придавалось второстепенное значение. Вопрос о том, как ребенок представляет себе свою семью и насколько это важно для будущего личного счастья, в обычной ситуации часто упускается из виду и родителями, и детскими специалистами. Построение семьи является самым трудным делом на свете. Именно поэтому подготовка к семейной жизни является столь значимой даже на государственном уровне.

Основная проблема в решении задачи становления и развития положительно окрашенных представлений о семье заключается в том, что общеобразовательная школа не имеет в данный момент определенной школьной дисциплины, которая выполняла бы эту задачу, а так же наблюдается дефицит кадрового потенциала, целенаправленная подготовка которого не ведется в высших учебных заведениях.

Программа подготовки к семейной жизни должна включать в себя неразрывно связанные обучающий (информационно-просветительский плюс инструментальный) и воспитательный (личностно-ориентированный) компоненты, обеспечивающие формирование у молодежи адекватных   этических норм, ценностных ориентации, знаний и навыков, принятых на личностном уровне и реализуемых в поведении. При этом учебно-воспитательный процесс должен носить опережающий и профилактический, а не сексуально-стимулирующий, характер и ориентироваться на норму и положительные аспекты сексуального бытия, а не на отклонения как средство запугивания.

В настоящий момент приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в условиях освоения и реализации ФГОС является комплексное и целенаправленное психологическое сопровождение развития личности и деятельности учащихся, что позволяет решать конкретные психологические проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания детей. При этом основной принцип работы заключается в применении индивидуального подхода к каждому ребенку.

Как основной диагностический инструментарий, эффективный с позиции дифференцированного и индивидуального подхода, разумно использовать стандартизированные методики:

• Анализ Семейной Тревоги (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.),

• Опросник диагностики родительского отношения (Варга А.Я, Столин

В.В.)

модифицированные методики:

• ЦТО (модифицированный вариант методики «Цветовой тест отношений» М. Люшера),

• Проективное интервью  «Неоконченные предложения» М.  Ньюттена

(модификация),

• Рисунок будущей семьи (модифицированный вариант методики Венгер А.Л. «Рисунок семьи»)

А так же: проективную методику «Родительское сочинение», в которой предлагается описать образ ребенка в настоящем и будущем и др.

Деятельность социально-психологической службы по развитию гармоничной личности учащихся в ГОУ СОШ №167 неразрывно связана с воспитательной работой. Проводятся классные часы с элементами тренинга, родительские собрания и встречи: «Каким я хочу быть?», «Я и мои родители», «Как создать счастливую семью?»; психологические акции: «Письмо самому себе», «День толерантности», «Доска хорошего настроения», молодежные ток-шоу «Профилактика ВИЧ и пропаганда нравственных и семейных ценностей», ведется работа по ориентированию учащихся на ведение здорового образа жизни (профилактика наркомании), проведение «Недели психологии в школе» др.

В этом году при участии родителей учащихся был создан клуб семейного чтения. Такое направление считаю очень перспективным, так как здесь родители и дети имеют возможность посмотреть на взаимоотношения, складывающиеся в других семьях. При таком опыте общения дети из неполных семей или семей с низким культурным уровнем общения могут увидеть другой вариант взаимоотношений, поучиться друг у друга, заполнить недостатки в общении, решить для себя те вопросы, которые иногда еще и не сформированы и есть только на уровне подсознания.

Вводимые формы ФГОС, позволяющие психологу находиться в более тесном контакте как с родителями, так и с детьми, способствуют более точному составлению индивидуального образовательного маршрута, формированию у подрастающего поколения нравственных ценностей более широкого спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

«Формирование физической культуры ребенка с использованием модульного оборудования в условиях образовательного учреждения».

Цель исследования: поиск эффективных дополнительных средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы.Объект исследования: учебно-воспитательный проц...

Комплексная работа образовательного учреждения по формированию привычки здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников

Здоровый образ жизни это совокупность различных оздоровительных мероприятий, направленных как на укрепление духовно-нравственного и физического здоровья человека, так и на увеличение духовно-нравствен...

Публикация "Роль урока математики в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционно-образовательного учреждения в систему современных социальных отношений"

Роль урока математики в осуществлении адекватной интеграции обучающихся в систему современных отношений. Из опыта работы учителя начальной школы....

"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"

АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...