Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка
статья по теме

Рябцева Татьяна Алексеевна

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_orkse.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

        

Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка.

Т.А.Рябцева, учитель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

   Самарская области средняя общеобразовательная школа№2

с.Обшаровка муниципального района приволжский  Самарской

области.

1.1 Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

         Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

          Современная эпоха не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые  90-е  годы прошлого столетия,  разрушившие многое из того,  во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

1.2 Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат  разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

1.3 Участниками воспитательного процесса являются родители, дети и конечно же педагоги. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Поэтому одной из основных задач учителя по прежнему является нравственное воспитание ребенка в единстве с родителями, с семьей. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.        

Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические координаты) вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.

Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше.

Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для  духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности ( конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ), а также определение места духовно-нравственной культуры в его структуре. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание курса и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель исследования: Изучение возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования: Развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на  шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям. Для конкретно нашего класса мы родители выбрали модуль «Основы православной культуры». В рамках данного модуля учащимся предлагается ознакомиться с  общечеловеческими ценностями и понятиями: «совесть» и «раскаяние», «милосердие», «сострадание», «подвиг» введением философских категорий «Добра и Зла», «Зачем творить добро», «Свобода и моральный выбор человека»).

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике. Что позволяет продолжать формирование:

– основ российской гражданственности.

– чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;

– освоение духовных заповедей;

– формирование уважения  ближнего и жить в согласии друг с другом;

– познания традиций проведения православных праздников.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, любовь, добро, свобода, добродетель, заповеди, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. (например, результатом урока «Россия – наша Родина» стали сочинения учащихся на тему «Культурные традиции нашей семьи», которые заставили некоторых родителей задуматься о своих культурных ценностях, взглянуть на свою семью по новому). Таким образом, сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

1.5 Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап прошел в марте месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Об изменениях  в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере  не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение.  Родители имели возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимали участие в организации и проведении открытого урока по теме «Как христианство пришло на Русь» (интегрированный урок с окружающим миром), принимали участие в создании творческих проектов учащихся.  Отношение к предмету у многих родителей изменилось в лучшую сторону, что показало новое анкетирование, проведенное на родительском собрании в декабре. Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

потребностей и установок.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.        В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

   Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

1.6 Педагогический мониторинг воспитанности учащихся 4б класса

Классный руководитель Т.А. Рябцева.

1.Педагогическое обследование 4б класса проводилось в  декабре  2012 года. В нём принимали участие 21 человек. Диагностика учащихся проводилась по адаптированному варианту теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников Н.Е.Щурковой.

Цель мониторинга:

Выявить нравственную  воспитанность учащихся, а именно, насколько они внимательны, тактичны,  умеют ли учитывать интересы других людей, а так же выявить уровень семейного воспитания.  В соответствии с полученными результатами спланировать  дальнейшую работу.

2.Протокол педагогического обследования.

Учащиеся 4б класса.

Количество учащихся: 21 человек.

Классный руководитель: Т.А. Рябцева.

Дата проведения: декабрь 2012 года.

3.Мониторинг воспитанности учащихся 4б класса.

4. Вывод: больше половины  учащихся  75% показали высокий уровень воспитанности.  25% учащихся вошли в группу со средним  уровнем. Никий уровень воспитанности отсутствует. Общие выводы и рекомендации: Проведённое обследование показало, что у большинства учащихся сформирована адекватная самооценка. Имеет место небольшие проблемы в межличностном отношении между одноклассниками. Отношение к Родине у всех учащихся положительное, положительное отношение так же к семейным ценностям.

Необходимо продолжить работу по формированию высокого нравственного уровня воспитанности учащихся посредством дальнейшего изучения курса ОРКСЭ, следующее тестирование провести в апреле 2013 года.

Очень хотелось , чтобы данный предмет ввели в программу с 1 класса и не один раз в неделю. В рамках данного предмета может быть и литературное чтение с подбором определенных текстов.  У нас в Самарской области есть такие учебные пособия (учебники) «Духовно-нравственная культура России» .Такие уроки  очень нужны.

 

Использованная литература:

1)   Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.

2)   Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 11.

3)   Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.

4)   Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка

Здесь говорится о роли семьи...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...

Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка

Статья по теме: "Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка"...

Роль семьи в формировании личности ребенка

В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....

Роль семьи в формировании личности ребенка

Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления  чувств, живая реак...