Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка
статья по теме
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_orkse.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка.
Т.А.Рябцева, учитель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарская области средняя общеобразовательная школа№2
с.Обшаровка муниципального района приволжский Самарской
области.
1.1 Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Современная эпоха не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.
Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
1.2 Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
1.3 Участниками воспитательного процесса являются родители, дети и конечно же педагоги. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Поэтому одной из основных задач учителя по прежнему является нравственное воспитание ребенка в единстве с родителями, с семьей. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические координаты) вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.
Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше.
Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности ( конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ), а также определение места духовно-нравственной культуры в его структуре. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание курса и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Цель исследования: Изучение возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: Развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям. Для конкретно нашего класса мы родители выбрали модуль «Основы православной культуры». В рамках данного модуля учащимся предлагается ознакомиться с общечеловеческими ценностями и понятиями: «совесть» и «раскаяние», «милосердие», «сострадание», «подвиг» введением философских категорий «Добра и Зла», «Зачем творить добро», «Свобода и моральный выбор человека»).
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике. Что позволяет продолжать формирование:
– основ российской гражданственности.
– чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
– освоение духовных заповедей;
– формирование уважения ближнего и жить в согласии друг с другом;
– познания традиций проведения православных праздников.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, любовь, добро, свобода, добродетель, заповеди, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:
- Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
- Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
- Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. (например, результатом урока «Россия – наша Родина» стали сочинения учащихся на тему «Культурные традиции нашей семьи», которые заставили некоторых родителей задуматься о своих культурных ценностях, взглянуть на свою семью по новому). Таким образом, сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
1.5 Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап прошел в марте месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Об изменениях в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение. Родители имели возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимали участие в организации и проведении открытого урока по теме «Как христианство пришло на Русь» (интегрированный урок с окружающим миром), принимали участие в создании творческих проектов учащихся. Отношение к предмету у многих родителей изменилось в лучшую сторону, что показало новое анкетирование, проведенное на родительском собрании в декабре. Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
потребностей и установок.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
1.6 Педагогический мониторинг воспитанности учащихся 4б класса
Классный руководитель Т.А. Рябцева.
1.Педагогическое обследование 4б класса проводилось в декабре 2012 года. В нём принимали участие 21 человек. Диагностика учащихся проводилась по адаптированному варианту теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников Н.Е.Щурковой.
Цель мониторинга:
Выявить нравственную воспитанность учащихся, а именно, насколько они внимательны, тактичны, умеют ли учитывать интересы других людей, а так же выявить уровень семейного воспитания. В соответствии с полученными результатами спланировать дальнейшую работу.
2.Протокол педагогического обследования.
Учащиеся 4б класса.
Количество учащихся: 21 человек.
Классный руководитель: Т.А. Рябцева.
Дата проведения: декабрь 2012 года.
3.Мониторинг воспитанности учащихся 4б класса.
4. Вывод: больше половины учащихся 75% показали высокий уровень воспитанности. 25% учащихся вошли в группу со средним уровнем. Никий уровень воспитанности отсутствует. Общие выводы и рекомендации: Проведённое обследование показало, что у большинства учащихся сформирована адекватная самооценка. Имеет место небольшие проблемы в межличностном отношении между одноклассниками. Отношение к Родине у всех учащихся положительное, положительное отношение так же к семейным ценностям.
Необходимо продолжить работу по формированию высокого нравственного уровня воспитанности учащихся посредством дальнейшего изучения курса ОРКСЭ, следующее тестирование провести в апреле 2013 года.
Очень хотелось , чтобы данный предмет ввели в программу с 1 класса и не один раз в неделю. В рамках данного предмета может быть и литературное чтение с подбором определенных текстов. У нас в Самарской области есть такие учебные пособия (учебники) «Духовно-нравственная культура России» .Такие уроки очень нужны.
Использованная литература:
1) Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.
2) Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 11.
3) Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.
4) Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании личности ребенка
Здесь говорится о роли семьи...
Роль семьи в формировании личности ребенка
Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...
Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка
Статья по теме: "Роль ОРКСЭ в формировании личности ребенка"...
Роль семьи в формировании личности ребенка
В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....
Роль семьи в формировании личности ребенка
Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....
Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».
Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....
Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"
Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления чувств, живая реак...