Программа кружка "Учусь общаться"
рабочая программа (1 класс) по теме

Шнитман Марина Анатольевна

программа для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_obshchatsya_1kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа учебной дисциплины "Учусь общаться"

1. Пояснительная записка

Курс предмета “Учимся общаться” рассчитан на четыре года для детей 7–11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, нажитого веками.

Цель: привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.

Задачей данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса “Учимся общаться”.

Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс “Учусь общаться” для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Этикета, знакомит с золотыми правилами этики.

Не случайно обучение курса начинается с темы “Как я выгляжу”, ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда учащиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.

2.  Учебно-тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

1.

Этика-наука о морали

1

2.

Как я выгляжу

2

3.

Зачем быть вежливым

3

4.

Сказка о вежливости

4

5.

Добро и зло в сказках

2

6.

Твои поступки и твои родители

2

7.

Обязанности ученика в школе и дома

2

8.

Чем богат человек

1

9.

Ты и твое здоровье

2

10.

Праздничный этикет

2

11.

Наш класс

2

12.

Моя мама- самая лучшая

2

13.

День рождения

2

14.

Учимся общаться

3

15.

Сказка в нашей жизни

1

 

Повторение

2

Итого:

33

3. 1. Содержание программы для первого года обучения

Введение. Этика-наука о морали.

Дать понятие “этика”, соотнести его с понятием “этикета”. “Этикетка” поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

Тема 1. Как я выгляжу.

Дать понятие “внешний вид” (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.).

Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

Тема 2. Школьный этикет

Понятие “этикет” и “правила поведения на уроке”.Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра “Я - на уроке”.

Тема 3. Зачем быть вежливым.

Понятие “вежливость”, “привычка”, “хорошее поведение”, “поступок”, “добрый поступок”, “дракон внутри человека”. Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.

Тема 4. Сказка о вежливости

Понятие “сказка”, “вежливость”, “поступок”, “добрый поступок”, “плохой поступок”, “дракон внутри человека”.Экскурсия на представление сказки.

Тема 5. Добро и зло в сказках

Объяснить понятия “добро-хорошо”, “зло-плохо”, “сказка”. Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.

Тема 6. Твои поступки и твои родители.

Объяснить понятие “родители”, “ уважение к родителям”. Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома.

Понятие “обязанность”. Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

Тема 8.Чем богат человек.

Объяснить понятие “богатство”, “характер”, “сундучок”. Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

Тема 9. Ты и твое здоровье

Понятие “здоровье”, “ режим дня”, “личная гигиена”. Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

Тема 10. Праздничный этикет.

Дать понятие “праздник”, “праздник в классе”, “эмоции”, показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.

Тема 11. Наш класс

Дать понятие “класс”, “коллектив класса”. Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.

Тема 12. Моя мама – самая лучшая.

Дать понятие “внимание”, “забота”, “чуткость”, “сострадание”. Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

Тема 13. День рождения

Дать понятия “день рождения”, “гость”, “именинник”, правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра “Мы на дне рождения”.

Тема 14. Учись общаться.

Дать понятие “диалог”, “общение”, “уважение”. Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.

Тема 15. Сказки в нашей жизни

Дать понятие “сказка”, “жизнь”, “этикет”. Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.

4. Формы и виды контроля

Виды контроля

Формы, содержание и основные цели

Сроки

Вводный

Наблюдение за поведением детей на занятиях

Темы 1–2, сентябрь

Текущий

Экскурсия: “Мы в театре”, наблюдение за поведением детей, анализ умений применять полученные знания.

ноябрь

Итоговый

Практическое занятие: “Рыцарский турнир вежливости”, на котором дети, готовясь по группам, используют материал, изученный на протяжении всего курса обучения.

май

5. Методические рекомендации

На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы.

Занятия этикой поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.

С первых минут очень важно вселить ребенку уверенность в собственные силы и положительный результат работы, поддерживать на протяжении всех занятий в дальнейшей работе. Желательно, чтобы дети увидели результат своих занятий. Деловые игры, в которых рассматриваются конкретные жизненные ситуации, позволяют применить знания, полученные на занятиях на практике. Ребенок, почувствовав успех, приходит к мысли, что он может сделать что-то необычное интересное, это придает ему уверенность в себе.

Занятия следует проводить эмоционально – это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.

Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить или разыграть ту или иную ситуацию.

В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.

Преподаватель должен дать необходимые знания, позволяющие научить открыто общаться ребенка в обществе.

В конце первого года и на протяжении всего второго года обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.

В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме “Человек и его здоровье” даются такие понятия как:“природа”, “здоровье”, “экология”, “охрана природы” и т.п., дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.

Список используемой литературы

  1. Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.
  2. Блинов Б. По одежке встречают… М., 1974.
  3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 1982.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 1987.
  5. Бойко С. Сто за прелесть эти сказки. Ставрополь, 1982.
  6. Голуб И.Б.,Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1993
  7. Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.
  8. Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1996.
  9. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.
  10. Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.
  11. Козлов Н. Философские сказки. Ростов – на – Дону: Феникс, 1994
  12. Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...