Как одевались наши предки.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Уралева Светлана Юрьевна

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«КАК ОДЕВАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ»

Возраст детей : 4 класс

Цель

● знакомство детей с  историей русского национального  костюма     

 

Задачи

  • Конкретизировать представления детей о русском народном костюме,
    дополнить знания о его элементах и деталях.
  • Систематизировать   знания   детей   о   трудовых   действиях   в   процессе
    изготовления костюма.
  • Актуализировать   у  детей  потребность   в   обыгрывании   произведений
    устного народного творчества (песен, хороводов, игр).
  • Стимулировать  проявление  положительных  эмоций,  направленных  на
    получение информации о русском народном костюме.
  • Способствовать   проявлению   гордости   за  принадлежность  к  русской
    традиционной культуре, воспитывать уважение к культуре других народов
  • Развивать логическое мышление, речь детей.
  • Способствовать удовлетворению потребности детей в самоутверждении.
  • Формировать  эстетические чувства в  процессе  восприятия  народного
    костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_odevalis_nashi_predki.docx29.03 КБ
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.pptx841.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«КАК ОДЕВАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ»

ГБСКОУ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 V вида»

Учитель начальных классов :    Уралева Светлана Юрьевна

Возраст детей : 4 класс

Цель

● знакомство детей с  историей русского национального  костюма     

Задачи

  • Конкретизировать представления детей о русском народном костюме,
    дополнить знания о его элементах и деталях.
  • Систематизировать   знания   детей   о   трудовых   действиях   в   процессе
    изготовления костюма.
  • Актуализировать   у  детей  потребность   в   обыгрывании   произведений
    устного народного творчества (песен, хороводов, игр).
  • Стимулировать  проявление  положительных  эмоций,  направленных  на
    получение информации о русском народном костюме.
  • Способствовать   проявлению   гордости   за  принадлежность  к  русской
    традиционной культуре, воспитывать уважение к культуре других народов
  • Развивать логическое мышление, речь детей.
  • Способствовать удовлетворению потребности детей в самоутверждении.
  • Формировать  эстетические чувства в  процессе  восприятия  народного
    костюма

Материал: образцы льняных, хлопковых, шелковых, синтетических, шерстяных тканей и ниток.

Предварительная работа:

  • Индивидуальная работа: задание детям найти информацию и подготовить небольшие рассказы, загадки, пословицы, поговорки о русском народном костюме.
  • Рассматривание   экспонатов   музея:    сарафанов,    сорочек,   полотенец,
    головных уборов, обуви.

       Рассматривание   образцов   различных   тканей   и   ниток   (дидактическое
     пособие «Промышленные образцы)

       Рисование    орнаментов,    раскрашивание    русских    народных                                          костюмов, плетение коврика из бумаги.

Разучивание русских народных игр «Ткачиха», «Золотое кольцо».

Ход мероприятия

-Как вы думаете, сколько лет назад появился человек? (Ответы детей)

-Чтобы это узнать, давайте проведём небольшую математическую разминку:

25х200=? (5000)  5000х4=? (20000) 20000х10=? 200000

-Ученые считают, что человек появился около 200000 лет назад в Африке и постепенно расселился по всему миру. Одежда появилась уже на самых ранних  этапах развития человечества.

-Что же служило первой одеждой для человека? (Ответы детей)

      Там, где было холодно-это были шкуры животных, где тепло- большие листья растений и даже кора деревьев, которую отбивали, делали мягкой и послушной и привязывали стеблями травы. Ну и конечно, украшения. Они делались из перьев птиц, зубов животных, разноцветных камешков.

   Основной целью одежды была защита : от холода, зверей, насекомых, врагов и даже злых духов. Люди считали, что одевшись в шкуру убитого животного, они обретают силу этого животного и защиту от злых духов.

Слайд 1.

Ученик рассказывает стихотворение «Чтоб в морозы не замёрзнуть…» и как обрабатывали шкуры.

Чтоб в морозы не замерзнуть,

Чтоб спастись от холодов,

Человек в любую шкуру

Завернуться был готов.

Шкуру чистил он сначала,

Закреплял, чтоб не упала,

И ходил и в дождь, и в снег

В этой шкуре человек.

   Сначала шкуру нужно было выскоблить, затем проделать дыры, в которые просовывались ремни , сплетённые из кожи или сухожилий убитых животных. Благодаря этим ремням, шкура удерживалась на теле.

   Учитель:

    Постепенно человек стал выделывать всё более мягкие и прочные шкуры, а от сорока до пятидесяти тысяч лет назад появилась игла, ставшая основным портняжным инструментом  на многие годы.

   Позднее люди научились прясть шерсть и скручивать её в длинные нити. До хлопчатобумажных тканей было далеко. Какое же растение являлось самым важным для древних ткачей? Про него есть загадка :

Мал малышок,

В сыру землю зашел,

Шапку синюю нашёл.  

(Ответы детей)

Правильно , ребята, это лён.

Слайд 2 . Так выглядит льняное поле.

Слайд 3. Этот лен уже высушен и идет дальше в работу.

Учитель: Как вы думаете, легко ли было изготовить изо льна одежду?

  Действительно, чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно

было  выполнить  множество  действий.  Давайте  перечислим,  что  делали

люди? (сеяли лен, пололи его, убирали с поля — жали серпом, вымачивали,

трепали, чтобы получить волокна - кудель; из кудели пряли нитки, из ниток

ткали холст, потом его отбеливали  и  расстилали на морозе, сушили на

солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст

красили). Быстро ли делалась такая работа? (сеяли весной, пололи летом,

убирали  осенью,   а  зимой,   длинными  вечерами,   пряли  нитки  и  ткали

полотно). Вот откуда пошла традиция - собираться на посиделки, на которых

люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.

   Мы знаем много народных игр, в которых упоминается о труде. Давайте

поиграем.

Подвижная игра «Ткачиха»

Дети встают ровными колоннами одна против другой. Выбираются два ребёнка – челночка, которые бегают между колоннами и не должны между собой сталкиваться. Все вместе говорят слова:

         Я весёлая ткачиха

          Я умею быстро ткать

         Пинч – понч – клёпу

        Я умею быстро ткать.

    Тихо звучит русская народная музыка.

    Часто доход семьи зависел от урожая льна, поэтому про лён народ сложил много пословиц и поговорок.

Учащиеся рассказывают пословицы и поговорки, которые подобрали сами:

«Лен любит поклон», «Кто посеет лен, пожнет золото», «За лен держись – обеспечишь жизнь», «Кто в лен одет- проживет до ста лет».

Учитель: Хлопок на Руси не выращивали, хлопчатобумажные ткани завозили к нам из Азии. Уже в 13 веке торговали этими тканями и использовали  одежду из этих тканей в Крыму и южной части России. А родиной хлопкоткацкого производства  является Индия, где в местечке Мохенджо-Даро были найдены ткани, сотканные около 3000 лет до нашей эры.

     Какая же одежда у славян была самая распространенная? Загадку о ней расскажет (ученик):

Широка да тонка,

Надувает бока,

Весь день на мне ездит,

Не слезая сидит,

А ночь придёт-

Свернется и спит.     (Рубашка)

Учитель:

Самой любимой и распространенной нательной одеждой славян  была рубаха. Её название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани. История рубах древних русских людей действительно начиналась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабженного отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спину и передок стали сшивать, добавились рукава. Такой покрой рубахи был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки. Слайд 4.

      Простой народ носил, в основном, рубахи из льняного полотна. Для зимы иногда их шили из «цатры»- ткани из козьего пуха. Богатые и знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шелка, а не позже 13 века из Азии начала поступать хлопчатобумажная ткань.

                 Игра «Найди пару».

Сейчас одна команда возьмет кусочки ткани, а другая - нитки, попробуйте найти пару - подобрать нитки к ткани из этих ниток и назвать их. Молодцы! Вот как много видов тканей использует человек для пошива одежды.

       Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивали. Получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Женские рубахи обычно кроились до полу (отсюда «подол»). Их тоже подпоясывали.

     У славян на рубахах и штанах, тулупах и зипунах карманов не делали. Нечего было простому народу в карманы класть. Но и богатые люди поначалу без карманов обходились. Деньги клали в кошель под названием «калита» и носили его на поясе. Так длилось примерно до 17 века.

       А теперь забавный эпизод, связанный с отсутствием карманов. Кошель на поясе – это хорошо, но воры его могут срезать и украсть. Некоторые продавцы применяли следующий способ. Как вы думаете, ребята, куда они могли складывать деньги? (Ответы детей)

      Так вот, торгуя на рынке, сдачу складывали в рот! Там помещалось примерно 90 копеек ( в середине 17 века эта сумма равнялась примерно двухмесячной зарплате рядового стрельца!)  Получалось, что за одной щекой – одна зарплата. Стоял продавец и не боялся, что его ограбят. Карманов не было, а рот никто не отрежет. Сдачу выдавали, выплёвывая нужное количество копеек. Хорошо, что карманы появились, а то зарплату во рту носить неудобно!

     Кроме рубахи, мужская одежда состояла из портов – длинных штанов по щиколотку и пояса.

   Ученик :

Обувь была кожаная – сапоги, которые во многих местах кроили на прямую колодку – без различия на правую и левую ногу. Но кожаная обувь была дорогая, и обычно на ноги  надевали лапти. Лапти – обувь дешёвая, гигиеничная, но, увы, недолговечная. Срок службы лаптей – 2-3 недели. Лапти были липовые, берёзовые, ивовые, пеньковые….

 Учитель:

- Как вы понимаете выражение «ободрать как липку»?

(Так говорят о человеке, которого обобрали до нитки, не оставив почти ничего).

    В женской одежде на рубаху надевалась панева. Слайд 6.

     Панева – это самая древняя часть одежды. Это род юбки, хотя назвать её юбкой было бы неправильно. А всеми любимый сарафан появился на Руси не ранее 16 века и изначально это была …… мужская одежда. «Сарафаном» называлась глухая наплечная одежда с длинным рукавом, которую носили князья. Шилась она из парчи, шёлка и тому подобных дорогих привозных материалов. А то, что мы привыкли называть сарафаном, пришло к нам  из Скандинавии и сперва называлось «ферязь». Скандинавские женщины носили в древности нечто вроде платья, несшитого по бокам и скреплённого на плечах застёжками- фибулами. Вот от этой одежды и произошёл привычный нам русский сарафан. На талии женщины обязательно повязывали пояс. Слайд 7.

       Это была одежда на тёплое время года. А что же носили, когда холодно?

Отгадайте загадки.

Ученики загадывают подобранные ими загадки про шубу, варежки, валенки, шапку.

Черна, а не земля,                            Лохматый пес

Пушиста, а не снег,                         Тепло принес,

Греет, а не печка.                              Хозяина обнимает,

   (Шуба)                                            От стужи укрывает.

                                                                    (Шуба)

Дали братьям теплый дом,                    Не ботинки, не сапожки,

Чтобы жили впятером.                          Но их тоже носят ножки.

Брат большой не согласился                 В них мы бегаем зимой:

И отдельно поселился.                           Утром-в школу, днем-домой.

  (Варежки)                                                      (Валенки)

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу- привечу.  (Шапка)

     

 Учитель:

     Правильно, это – шубы, шапки, валенки и рукавицы. Кто победнее, носили шубы из овчины, козьего, волчьего, медвежьего меха. Богатые шили шубы из песца, бобра, куницы, соболя, лисицы. Шубы могли быть длинными, короткими, но всегда широкими.  Слайд 8.

     Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой, при отсутствии рукавиц, в них грели руки. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка : «Работать спустя рукава». А как вы думаете, ребята, что же означает поговорка «Работать, засучив рукава?» (Ответы детей)

     Небольшая разминка. Под  песню группы «Божья коровка» «Ягодка-малинка» дети разучивают несколько танцевальных движений русского народного танца.

    Учитель:

  На груди и поясе люди носили различные обереги или амулеты. Что такое амулеты? Это предметы, оберегающие своего владельца от бед. У славян были самые различные обереги, кроме специальной вышивки, которой украшалась даже повседневная одежда. Какие же обереги были наиболее распространенными?

Ученики загадывают загадки, которые подобрали сами.

Я копытами стучу, стучу,                               Если я пуста бываю,

Я скачу, скачу, скачу,                                      Про тебя я забываю.

Грива вьётся на ветру.                                     Но когда несу еду-

    (Конь)                                                             Мимо рта я не пройду.

                                                                                            (Ложка)

Пролежит он без вниманья

Целый день в своём кармане.

Без него домой придешь –

В дом не попадешь.

     (Ключ)

   Конь – символ добра и счастья, ложка – сытости и благополучия, ключ – символ богатства. Зубы и когти хищников ограждали от зла, гребни оберегали от болезней.  Слайд 9.

   Теперь поиграем в игру «Составь пару». Вам нужно составить пары : часть гардероба наших предков и как она называется сейчас. Слайд 10.

     Учитель:

   В наши дни мы носим элементы одежды, которую носили наши предки : сарафаны, рубашки, платки, сапоги…..  Они по-прежнему удобны и приятны, потому что истинная красота не боится испытания временем.

         Костюм – это гордость народа. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники;  художники – модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его    элементов). Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях.

         Подведем итоги :

- Назовите  элементы одежды, которую носили наши предки.

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что вам больше всего понравилось?

      Закончим мы наше внеклассное мероприятие русской народной игрой «Золотое кольцо».

     Все играющие сидят рядом. У водящего в руках кольцо, которое он прячет, стараясь незаметно передать кому-нибудь из ребят. В это время все поют :

      Уж я золото хороню,

       Чисто серебро хороню  

       В высоком терему.

       Кумушки, вы голубушки,

       Вы скажите, не утайте,

       Моё золото отдайте!

    Сразу по окончании песни участник, сидящий последним, ищет кольцо. А участники приговаривают : «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро!»  Участник, угадавший, у кого спрятано кольцо, становится водящим.                        

Учитель : «Спасибо за работу!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как одевались наши предки. Русский народный костюм.

Слайд 2

Древние люди.

Слайд 3

Так выглядят цветы льна .

Слайд 4

Этот лен уже высушен и идет дальше в работу .

Слайд 5

Женская рубаха . Мужская рубаха .

Слайд 6

Панёва-самая древняя часть одежды.

Слайд 7

Сарафан

Слайд 8

Зимняя одежда славян .

Слайд 9

Обереги

Слайд 10

Рубаха Портки Шуба Телогрея Колпак Лапти Шапка Ботинки Кофта Брюки Рубашка Шуба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Куда и как селились наши предки

Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими ...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...

Как жили наши предки

Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...