"Масленица"
классный час (3 класс) по теме
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Ж.Жанаева»
Методическая разработка к празднику:
«Масленица»
Составитель: учитель начальных классов
Тимофеенко Екатерина Павловна.
Внеклассное мероприятие
«Широкая масленица»
Актуальность.
В настоящее время складывается ситуация незнания истории и культуры своей страны, с народными обрядами и обычаями, только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.
Мероприятие рассчитано на детей начальной школы.
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.
Цели :
- формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора;
- знакомство с русскими традициями и воспитание уважения к ним.
- развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;
Задачи :
- познакомить учеников с русским народным праздником – Масленицей, с его историей, традициями, обрядами;
- продолжить знакомство с русскими народными праздниками;
- воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку и его богатствам;
- способствовать сплочению коллектива;
- способствовать укреплению здоровья детей.
Пояснительная записка
На сегодня современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.
В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.
В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:
· уровень сформированности нравственной культуры;
· уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;
· уровень развития патриотических чувств;
· уровень сформированности толерантности.
На мой взгляд, среди выделенных показателей, актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника. Воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.
Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.
Они также направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.
Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.
Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
«Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.
Ход праздника:
(Звучит весёлая народная мелодия. Выходят ведущие.)
Учитель:
Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?
Дети:
Масленицу встречать!
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с одним из таких праздников - веселой и любимой многими Масленицей – праздником проводов уже достаточно одряхлевшей Зимы и встречи ласковой, долгожданной Весны.
А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)
Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленица празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
Масленица - один из немногих праздников, который кроме официального названия имеет ряд других необычно нежных и «вкусных». Например: «блинница», «блинщина», «блиноедка», «прожорная», «объедуха»; «молочница», «масленка», «маслоед», «сырная», «касаточка», «пеpепелочка»; «целовальница», «кривошейка», «сахарные уста»;«широкая», «честная», «весёлая», «боярыня» и др. И каждое из этих названий появилось не случайно, а связано с ходом действий на празднике:
- «блинница», «блинщина», «блиноедка» - с поеданием блинов или других вкусностей, а порой даже и их объеданием - «прожорная», «объедуха»;
- «целовальница», «сахарные уста» - с целованием во время игр, традициями в «прощеное воскресенье» последнего дня Масленицы;
- «широкая», «честная», «весёлая» - с царящим духом веселья в семьях и в народных гуляньях.
Учитель:
Понедельник - "Встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Встречали её песнями. Первыми были дети.Начиная с этого дня дети катались с гор.
1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
Пировать!
Учитель: Нет, не идёт что-то Масленица. Видно придётся всем вместе её позвать «Приезжай Масленица во широкий двор!»
Появляется хоровод с Масленицей
Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя « Танец Ложкарей»
Учитель:
А кто с тобой пришел, Масленица?
Масленица:
Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первыми о приходе весны возвещают птицы.
- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).
-Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)
- За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).
- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)
Масленица:
Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.
Учитель:
Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.
Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленицу пекут каждый день.
Песня «Ой блины, блины!»
Вторник – «Заигрыш!»
Учитель: Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Мы тоже сегодня будем играть в игры.
Погляди, народ! К нам Весна идёт!
Появляется Весна в красивом платье.
Весна.
– Я – Весна!
Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!
Дети:
– Здравствуй, Весна - красна!
Весна.
– Здравствуйте и вы, люди добрые!
Игра 3 «Перетягивание каната». Команды “Богатыри” и “Силачи”.
Среда «Лакомка».
Учитель: Среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Игра «На метле!»
Четверг – «Разгуляй».
Учитель: Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки.Возили Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах животных.
Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение
- Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
- Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает. - Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
- Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат. - Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!
- У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица. - Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.
- Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели! - Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали! - Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.
Игра 4 «Сковорода»
5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.
Правила:
- Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
- Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».
Пятница «К тёще на блины».
Учитель:
На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.
Пятница – тёщины вечёрки!
1 ученик:
Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!
2 ученик:
К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!
танец «Барыня»
Игра 3 «Катание на санках!»
А в субботу не безделки –« Золовкины посиделки!»
– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!
Учитель:
На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.
Золовка – это сестра мужа. И так, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а не замужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.
Игра 5 «Ручеёк» «Ручейки» - старинная игра, которая практически со временем не изменилась.
По условиям игры, участники встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой, образуя из сцепленных рук коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
В народе существовало такое поверье, что Масленицу нужно провожать так, чтобы не было стыдно перед соседями и гостями. Ведь широкая Масленица выставляла напоказ семейный достаток, гостеприимство хозяев, умение веселиться и быть милосердными.
По этому поводу есть поговорки:
А) «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить»;
Б) «Масленица объедуха, деньгам приберуха»;
В) «Ой, Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!»
Длился масленичный праздник семь дней и каждый день отличался друг от друга, имея не только свое особое название, но и предназначение.
Но воскресенье в отличие от всех остальных праздничных дней Масляной недели имело необычное для праздника название «прощеный день».
Как вы думаете, в чем это было связано? (Высказывания ребят.)
Воскресный день перед Великим постом имел особое предназначение: в этот день все - знакомые, родные и первые встречные - испрашивали от всей души прощения друг у друга и обоюдно прощали: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Встреча Весны и прощание с Зимой.
И завершением развлечений было прощание с Зимой - сжигали чучело Масленицы.
«Прощай, честная Масляна!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать, да ведать-знать,
Что Масляна придет опять...!
(вторую часть праздника можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении Завершить праздник можно чаепитием с блинами.Чаепитие)
. Командная игра или совместное творчество:
1) предварительно разрезать полоски и столбцы на отдельные элементы;
2) поговорки нужно сложить подобно пазлам по смыслу и рифме на подложке с контурами строк и столбцов (текст на подложке не виден);
3) получившийся результат зачитать вслух.
«Не всё коту ….. | Масленица» |
«Где блины, тут и мы, а где с маслом каша … | - тут и место наше» |
«Блин не клин, брюха …… | не расколет» |
«Без блина … | не масляная» |
«На горках покататься … | в блинах поваляться» |
«Блины брюха … | не портят» |
«Блин не клин … | – живот не расколет» |
«Мы давно блинов не ели, мы … | блиночков захотели» |
«Пришла Масленица годовая,… | наша гостья дорогая!» |
«Идет Масленица по льду, несет… | блинов сковороду» |
«Как на масленой недели из печи блины … | летели» |
Литература и материалы:
1. Коринфский Аполлон. Народная Русь / Аполлон Коринфский. - М., 2006. - С.132-141.
2. Шмелев И.С. Лето Господне / И.С. Шмелев. – М., 1990. – 573 С.
3. История России. Всемирная история. Электронный источник История. РУ: История масленицы [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.istorya.ru/articles/maslenica.php, свободный.- Загл. с экрана.
4. История Масленицы. Седмица сырная. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/istoriyaprazdnika/, свободный.- Загл. с экрана.
5. Грачева И.Масленица. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.maslenitsa.ru/ma001.htm, свободный.- Загл. с экрана.
6. Масленица. История праздника. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://supercook.ru/maslenica-01.html#maslenica-04, свободный.- Загл. с экрана.
7. Масленичные песни и игры: Игра «Заря-Заряница» [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. – Режим доступа:http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm, свободный.- Загл. с экрана.
8 Методические журналы и газеты «Начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Ж.Жанаева»
Методическая разработка к празднику:
«Масленица»
Составитель: учитель начальных классов
Тимофеенко Екатерина Павловна.
с.Хоринск
2013
Праздник «Масленица»
Внеклассное мероприятие
«Широкая масленица»
Актуальность.
В настоящее время складывается ситуация незнания истории и культуры своей страны, с народными обрядами и обычаями, только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.
Мероприятие рассчитано на детей начальной школы.
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.
Цели :
- формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора;
- знакомство с русскими традициями и воспитание уважения к ним.
- развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;
Задачи :
- познакомить учеников с русским народным праздником – Масленицей, с его историей, традициями, обрядами;
- продолжить знакомство с русскими народными праздниками;
- воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку и его богатствам;
- способствовать сплочению коллектива;
- способствовать укреплению здоровья детей.
Пояснительная записка
На сегодня современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.
В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.
В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:
уровень сформированности нравственной культуры;
уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;
уровень развития патриотических чувств;
уровень сформированности толерантности.
На мой взгляд, среди выделенных показателей, актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника. Воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.
Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.
Они также направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.
Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.
Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
«Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.
Ход праздника:
(Звучит весёлая народная мелодия. Выходят ведущие.)
Учитель:
Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?
Дети:
Масленицу встречать!
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с одним из таких праздников - веселой и любимой многими Масленицей – праздником проводов уже достаточно одряхлевшей Зимы и встречи ласковой, долгожданной Весны.
А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)
Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленица празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
Масленица - один из немногих праздников, который кроме официального названия имеет ряд других необычно нежных и «вкусных». Например: «блинница», «блинщина», «блиноедка», «прожорная», «объедуха»; «молочница», «масленка», «маслоед», «сырная», «касаточка», «пеpепелочка»; «целовальница», «кривошейка», «сахарные уста»;«широкая», «честная», «весёлая», «боярыня» и др. И каждое из этих названий появилось не случайно, а связано с ходом действий на празднике:
- «блинница», «блинщина», «блиноедка» - с поеданием блинов или других вкусностей, а порой даже и их объеданием - «прожорная», «объедуха»;
- «целовальница», «сахарные уста» - с целованием во время игр, традициями в «прощеное воскресенье» последнего дня Масленицы;
- «широкая», «честная», «весёлая» - с царящим духом веселья в семьях и в народных гуляньях.
Учитель:
Понедельник - "Встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Встречали её песнями. Первыми были дети.Начиная с этого дня дети катались с гор.
1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
Пировать!
Учитель: Нет, не идёт что-то Масленица. Видно придётся всем вместе её позвать «Приезжай Масленица во широкий двор!»
Появляется хоровод с Масленицей
Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя « Танец Ложкарей»
Учитель:
А кто с тобой пришел, Масленица?
Масленица:
Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первыми о приходе весны возвещают птицы.
- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).
-Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)
- За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).
- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)
Масленица:
Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.
Учитель:
Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.
Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленицу пекут каждый день.
Песня «Ой блины, блины!»
Вторник – «Заигрыш!»
Учитель: Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Мы тоже сегодня будем играть в игры.
Погляди, народ! К нам Весна идёт!
Появляется Весна в красивом платье.
Весна.
– Я – Весна!
Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!
Дети:
– Здравствуй, Весна - красна!
Весна.
– Здравствуйте и вы, люди добрые!
Игра 3 «Перетягивание каната». Команды “Богатыри” и “Силачи”.
Среда «Лакомка».
Учитель: Среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Игра «На метле!»
Четверг – «Разгуляй».
Учитель: Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки.Возили Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах животных.
Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение
- Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке. - Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает. - Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
- Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат. - Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал! - У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица. - Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть. - Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели! - Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали! - Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.
Игра 4 «Сковорода»
5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.
Правила:
- Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
- Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».
Пятница «К тёще на блины».
Учитель:
На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.
Пятница – тёщины вечёрки!
1 ученик:
Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!
2 ученик:
К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!
танец «Барыня»
Игра 3 «Катание на санках!»
А в субботу не безделки –« Золовкины посиделки!»
– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!
Учитель:
На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.
Золовка – это сестра мужа. И так, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а не замужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.
Игра 5 «Ручеёк» «Ручейки» - старинная игра, которая практически со временем не изменилась.
По условиям игры, участники встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой, образуя из сцепленных рук коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
В народе существовало такое поверье, что Масленицу нужно провожать так, чтобы не было стыдно перед соседями и гостями. Ведь широкая Масленица выставляла напоказ семейный достаток, гостеприимство хозяев, умение веселиться и быть милосердными.
По этому поводу есть поговорки:
А) «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить»;
Б) «Масленица объедуха, деньгам приберуха»;
В) «Ой, Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!»
Длился масленичный праздник семь дней и каждый день отличался друг от друга, имея не только свое особое название, но и предназначение.
Но воскресенье в отличие от всех остальных праздничных дней Масляной недели имело необычное для праздника название «прощеный день».
Как вы думаете, в чем это было связано? (Высказывания ребят.)
Воскресный день перед Великим постом имел особое предназначение: в этот день все - знакомые, родные и первые встречные - испрашивали от всей души прощения друг у друга и обоюдно прощали: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Встреча Весны и прощание с Зимой.
И завершением развлечений было прощание с Зимой - сжигали чучело Масленицы.
«Прощай, честная Масляна!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать, да ведать-знать,
Что Масляна придет опять...!
(вторую часть праздника можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении Завершить праздник можно чаепитием с блинами.Чаепитие)
. Командная игра или совместное творчество:
1) предварительно разрезать полоски и столбцы на отдельные элементы;
2) поговорки нужно сложить подобно пазлам по смыслу и рифме на подложке с контурами строк и столбцов (текст на подложке не виден);
3) получившийся результат зачитать вслух.
«Не всё коту ….. | Масленица» |
«Где блины, тут и мы, а где с маслом каша … | - тут и место наше» |
«Блин не клин, брюха …… | не расколет» |
«Без блина … | не масляная» |
«На горках покататься … | в блинах поваляться» |
«Блины брюха … | не портят» |
«Блин не клин … | – живот не расколет» |
«Мы давно блинов не ели, мы … | блиночков захотели» |
«Пришла Масленица годовая,… | наша гостья дорогая!» |
«Идет Масленица по льду, несет… | блинов сковороду» |
«Как на масленой недели из печи блины … | летели» |
Литература и материалы:
1. Коринфский Аполлон. Народная Русь / Аполлон Коринфский. - М., 2006. - С.132-141.
2. Шмелев И.С. Лето Господне / И.С. Шмелев. – М., 1990. – 573 С.
3. История России. Всемирная история. Электронный источник История. РУ: История масленицы [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.istorya.ru/articles/maslenica.php, свободный.- Загл. с экрана.
4. История Масленицы. Седмица сырная. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/istoriyaprazdnika/, свободный.- Загл. с экрана.
5. Грачева И.Масленица. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.maslenitsa.ru/ma001.htm, свободный.- Загл. с экрана.
6. Масленица. История праздника. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://supercook.ru/maslenica-01.html#maslenica-04, свободный.- Загл. с экрана.
7. Масленичные песни и игры: Игра «Заря-Заряница» [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. – Режим доступа:http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm, свободный.- Загл. с экрана.
8 Методические журналы и газеты «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное мероприятие "Масленица"
Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....
Праздник масленицы
Сценарий праздника масленицы...
Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс
Коллективный праздник детей и родителей с гулянием и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....
Прощай масленица. Проводы Масленицы.
Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...
Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице
Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....
Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"
Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....
Методическая разработка проведения праздника Масленицы "Русская Масленица"
В помощь педагогам для проведения праздника...