Семья - семь я! Мастерская для детей младшей школыю
методическая разработка (4 класс) по теме

Степанова Юлия

Занятие  в рамках реализации программы воспитания в разделе «Формирование патриотических взглядов, ценностного отношения к малой Родине, сохранения традиций своего народа». Внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sem_ya.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастерской  «Семья – семь я!».

Составила Степанова Ю.Н.

Тема: Семья – семь я !.

Цели: Воспитывать понимание необходимости и важности знания и сохранения лучших семейных традиций и обычаев нашей Родины.

 Задачи:

 Познавательно -  мировоззренческие:

  • Пополнить представление о роли семьи в жизни человека.
  • Сформировать правила, выполнение которых необходимо для сохранения истории своей семьи в контексте истории своего края, Родины.

Эмоционально – волевые:

  • На опыте почувствовать необходимость знания и сохранения семейных традиций, родственных связей.

Действенно – практические:

  • Выработать и сформулировать практические методы сохранения истории своей семьи, например – составление родословного дерева.

Организация занятия –класс учеников разделить на три подгруппы.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Выполнять задания   творческого и поискового характера, применять знания и навыки, полученные ранее.
  • Использовать полученные знания при решении учебно- познавательных и практических задач

Метапредметные:

  • Понимать, принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять решение совместно с соседями по столу, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.
  • Развивать самоуважение, способность адекватно оценивать себя и свои успехи, видеть сильные и слабые свои стороны.

Личностные:

  • Проявлять интерес к истории своей семьи, к себе.
  • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний о своей семье..
  • Способствовать пониманию важности сохранения лучших традиций и обычаев семьи.

Межпредметные связи: краеведение, литературное чтение, проектная деятельность, технология.

Ресурсы занятия:

Для воспитателя: Миронов Ю.Ф. «Пишем родословную книгу»; Внеклассные мероприятия 4 класс Мозаика детского отдыха. Презентация.

Для учеников:

Разноцветные закладки, текстовыделители, комплект заданий по занятию, чистые черновики, карандаши, раздаточный материал – незаполненное родословное древо;

Ход занятия:

Содержание деятельности воспитателя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

На экране слайд – буквы, разбросанные по экрану.

Составьте из этих букв слово и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. Убираем лишние буквы. Что получилось?

 П Вы догадались о чём наше сегодняшнее занятие, молодцы!

Что такое семья? Найдите определение в словарях, лежащих на ваших столах, обратитесь к своему личному опыту.

На какие два слова можно разделить слово «семья»?

На какое слово похоже по звучанию слово «семья»?

На экране слайд – семья, ситихи:

М.    Волшебный символ жизни – семья

В нём капелька Отчизны, в нём – я.

В нём -  мама, папа, братик, сестра.

В нём – маленький квадратик двора.

В нём солнце, и берёзка и дом.

В нём всё теплом смеётся кругом…

На экране – ответы на вопрос возникают с ответами детей.

П Правильно. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появятся нежные цветы, затем – добрые плоды. Крепнет семейное дерево. Цветут цветочки – сыновья и дочки. Главное для родителей, чтобы дети выросли хорошими людьми.

На экране «вырастает» дерево.

На экране -  иллюстрации, стихи.

Игра «Назови полным именем!» (в мяч)

Сейчас мы выясним, все ли ребята знают своих родителей по имени и отчеству? Дедушек и бабушек? Прадеда и прабабушку? Я бросаю наливное яблочко, кто его поймает -  своего родича называет!

Тема нашей мастерской «Семья – семь я».  Подумайте о своих семьях. Много ли вы  знаете о своих родных, истории своего рода, а значит и о себе? Зачем вообще что-то об этом знать?

М Преобразовывают практическую задачу в познавательную. Составляют слово. Зачитывают ответы.

М 1-я – высказывает своё мнение. 2-я – группа смотрит словарь Ожегова. 3-я – Этимологический словарь. Осуществляют информационный поиск, выделяя существенную информацию из информационных источников, применяя ранее полученный опыт.

М Логически сравнивают, обобщают, устанавливают аналогию Отвечают на вопросы. Примерные ответы: семья; семь я – семеро таких же, как я; Семя, семена.

М Играют и называют полным именем.

П Ученики  по очереди читают стихи:

         1.  Любят тебя без особых причин:

              За то, что ты внук,

              За то, что ты сын,

  2. За то, что малыш,

      За то, что растёшь

                3. За то, что на маму и папу похож

4. И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей.

Актуализация необходимых знаний.

Росток, оторванный от корней своих – погибает в жестоком мире.

На экране картинка – иллюстрация.

 Как вы понимаете это высказывание?

На экране – текст:

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

 Сильно дерево корнями, красиво ветвями, богато плодами, а человек пращурами и потомками.

Материнская молитва и со дна морского спасёт.

Прочтите пословицы и

выберите ту, которая ответит на этот вопрос.

Какие слова показались вам непонятными или необычными? Подумайте – кто из вас сумеет объяснить значение слова «Пращур», «Потомок»?

 Если вам трудно обратитесь за помощью к своему опыту и к словарям.

М  Применяя знание основных моральных норм, размышляют. Читают афоризмы и пословицы о семье. Выбирают самый точный:

П Принимая и сохраняя учебную цель самостоятельно осуществляют информационный поиск, выделяя существенную информацию из информационных источников. Выполняют задание.

1-я группа смотрит словарь Ожегова, 2-я – Этимологический словарь, 3-я – выступит первой и выскажет собственное предположение.

  Отвечают на вопросы.

Организация познавательной деятельности.

Сегодня мы обсудим, почему нам так важно знать историю своей семьи и совершим путешествие в историю своего происхождения.

1этап истории, на котором мы остановимся, называется «Фамилия моего рода».

Начнём с того, что каждый знает о себе и своей семье – фамилию своего рода.

На экране разные русские фамилии.

  • Первая группа выбирает и записывает фамилии, которые произошли от профессии пращура.
  • Вторая – от внешности.
  • Третья группа выберет и запишет фамилии, произошедшие от имени пращура.

Промежуточная рефлексия.

Каждый запишет свою фамилию на черновик и сделает предположение о её происхождении.

Что мы только что узнали о своих пращурах?

2 этап истории, «Смена поколений»

На экране фото семьи.

М- Рассмотрите старинную фотографию «Семья крестьян Ивановых. Село Спасское Тульской губернии». Посмотрите внимательно и:

  • Первая группа посчитает количество поколений.
  • Вторая найдёт и покажет – родоначальников семьи.
  • Третья – потомков.

На экране возникают имена, отчества и фамилии членов семьи.

    Расставим имена этих людей и заполним генеалогическое дерево этой семьи на экране.

Постепенно, с ответами детей родословное дерево заполняется.

  • Первая группа зачитывает имена старшего поколения
  • Вторая – среднего
  • Третья – молодого

Промежуточная рефлексия.

Рассмотрите какое родовое дерево у нас получилось?

Что вы теперь хотели бы узнать узнать о своей семье?       От  кого вы можете получить необходимые знания?

3 этап истории, «Мой дом»

Физминутка.

Каждой семье нужен дом! Давайте построим дом для семьи Ивановых.

  • Строим крышу.     (Поднимаем руки вверх «домиком»).
  • Выкладываем широкие стены.    (Руки в стороны и потянуться).
  • Строим лестницу.   (Шаги на месте с подниманием колен).
  • Считаем окна.       (Руками по очереди считаем окна на экране).
  • Красим стены.      (Движение вверх и вниз руками)
  • Зажмурились. Открыли глаза – дом готов!

На экране возникает дом.

  1. этап истории, «Мой род, моя семья»

На ваших столах примерный образец родословного дерева. Это подарок вашей семье – черновик родословного дерева.

Всё, что вы уже точно знаете о своей семье вы можете разместить на этом дереве, а затем закончить работу дома, с родителями или с бабушкой и дедушкой.

Семья – поистине высокое творенье.

Она – заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас – начало всех начал

П Применяя освоенную систему опорных знаний, используют их для решения учебной задачи: работают в группах. Зачитывают и объясняют ответы.

М Проводят логические сравнения, анализ, устанавливают аналогии, отвечают (Узнали о том как звали прадеда, кем он был, или каким…)

П Осуществляют информационный поиск, собирают информацию из наглядного источника.

 1группа – зачитывает ответ.

2 группа – показывает у доски.

3 группа – показывает у доски.

П Применяя освоенную систему опорных знаний, используют их для решения учебной задачи: самостоятельно работают в группах

 Зачитывают результат.

Л Оценивают и контролируют свою работу. Вносят коррективы на основе учёта характера ошибок, проявляют инициативу.

П  Дают примерные ответы: сколько поколений, ФИО дедов и прадедов.

М Выполняют физминутку.

П М Работа с раздаточным материалом.

Л  Дети по очереди читают стихи:

1 Всех благ вам в жизни и здоровья.

Богатства, доброго тепла.

2. Семья, согретая любовью,

Всегда надёжна и крепка.

3 Желаем мира и добра.

Пусть будет светлою дорога,

Вместе:  Пусть будет дружною семья

 И счастья будет много-много!

Подведение итогов

-Что нового вы узнали сегодня? Чему научились на мастерской?

- Что вы узнали о семье, о себе? Понравилось вам работать на мастерской?

Отвечают, рассуждают, предполагают.

Самоанализ.

Занятие было интересным и принесло пользу

Мне было трудно всё это понять и запомнить

Я скучал

Яблоко на дереве.

Цветок на дереве.

Птица на дереве.

Санкт Петербург

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....

«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»

В  докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это  первая школа ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...