Доклад "Как формировать психологическую готовность ребенка к школе".
статья по теме

Доклад  перед родителями "Как формировать психологическую готовность ребенка к школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_roditelskom_sobranii.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как формировать психологическую готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность  к школе является важной составной частью  готовности ребенка к школе. Что она из себя представляет?

Ребенок, у которого сформирована психологическая готовность к школе, понимает, что у него с приходом в школу появится ряд важных обязанностей. Он должен выполнять школьные задания: слушать на уроке учителя, делать то, что он говорит, а не то, что ему хочется. У ребенка наряду с пониманием того, что он в школе должен трудиться, должна быть также сформирована волевая готовность, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. Без этих качеств, ребенок не сможет хорошо учиться в школе, если даже он умеет уже достаточно хорошо читать и писать.

Важное значение имеет и умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости – это те качества, которые обеспечивают ему безболезненное вхождение в школьную жизнь.

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку, который идет в школу, как фундамент того, что им будет освоено в дальнейшем в школе.

Однако словарный запас, специальные умения и навыки – это не единственное, что составляет его интеллектуальную готовность к школе. Ребенок должен уметь сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Как сформировать психологическую готовность ребенка к школе? Важно формировать у ребенка верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю. Нельзя ни в коем случае запугивать детей школой (Как ты будешь учиться в школе, ты же ничего не умеешь делать. Вот пойдешь в школу тебе покажут, будешь одни двойки получать). Можно привлекать детей, которые скоро пойдут в школу, к школьным праздникам старших детей, рассказывать о своих любимых учителях, показывать фотографии из школьной жизни, школьные грамоты.  

Умение уступать, подчиняться у детей легко формируется в случае, если в семье у ребенка доброжелательная атмосфера, если ребенок посещал детский сад, так как в детском саду этому воспитатели уделяют достаточно времени.

Многие качества, необходимые ребенку в школе, формируются через игру, через детские виды деятельности – рисование, аппликацию, конструирование. Однако многие взрослые считают, что игра – это несерьезно. О важности игры говорили многие известные детские психологи. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В игре развиваются все психические качества ребенка – волевые, нравственные, интеллектуальные. Именно в игре формируется у ребенка и желание идти в школу. Многие взрослые из благих побуждений водят ребенка после детского сада в группы подготовки к школе. Важно поинтересоваться родителям, как занимаются дети в этих группах. Если они большей часть сидят за партами, как в школе, мало играют, мало рисуют и лепят, то не стоит ребенка водить в такие группы. Ваш ребенок трижды будет дублировать одно и то же – в детском саду, в  группах по подготовке к школе, затем в самой школе. В дальнейшем у ребенка угасает интерес к познавательной деятельности. Специалисты по готовности к школе отмечают, зачастую дети из благополучных семей в дальнейшем теряют интерес к учебе, так как тот материал, который им дают в школе они уже неоднократно проходили.

В плане интеллектуального развития ребенка необходимо сказать следующее. С ребенком нужно беседовать. Вы посадили растение, понаблюдайте с ребенком, когда появятся первые листочки, поговорите с ребенком, для чего они нужны растению. Они превращают воздух в еду и кормят весь росток. А как они это делают, ты узнаешь в школе. С одной стороны, вы побудили у ребенка познавательный интерес, с другой стороны вы формируете положительное отношение к школе, ребенок приходит к выводу, что школа – это место, где он узнает много интересного. Нужно стараться всегда отвечать на вопросы ребенка. Если своим внимание взрослый поддерживает интерес ребенка, то его познавательный интерес будет развиваться.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес. Он должен знать, где работают его родители, ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках, знать месяцы, дни недели, текущий год, основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких зверей, ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Важно с ребенком обсуждать прочитанную сказку, просмотренный фильм, для того чтобы понять, осмысленно ли он воспринимает информацию. Беседа с ребенком об окружающем не должна быть слишком длинной. Если ребенок во время беседы начал отвлекаться, то ему не интересно или недоступно то, о чем вы говорите, поэтому не стоит дальше продолжать разговор. Учите ребенка сравнивать два предмета, которые имеют сходства и различия (например, мяч и воздушный шар). Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов. Такие задания расширяют словарный запас ребенка, учат более точно формулировать свои мысли, рассуждать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и пре...

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое

В данном материале рассматриваются основные составляющие психологической готовности ребенка к школе.Материал подготовлен для собрания родителей будущих первоклассников...

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое (приложение)

Данная презентация является приложением к статье "Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое"...

«Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)» Обобщение опытом

Тема данной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)». Проблема поиска эффективного и надежного психологическо...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...