Психологическая готовность ребенка к школе.
статья (1 класс) по теме

Косолобова Нина Васильевна

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и преподавателям начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Вопрос о психологической готовности  ребёнка к школьному обучению, её сущности, структуре, ведущих показателях, а также её влияние на успешность обучения как на начальном, так и на последующих  этапах всегда интересовал  не только психологов, но и педагогов.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для родителей. Опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года необходимо  целенаправленно проводить развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом этапе жизни. Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении  родители – первые и самые важные его воспитатели. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребёнка должно быть  желание идти в школу, т. е. на языке психологии – мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника:  он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Конечно же, важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать в течение урока и  всего рабочего дня. Самое же главное -  у него должно быть хорошее  умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также оптимального темпа  интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать с классом.

 Готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребёнка. Следует  знать, что психологическая готовность к школе – это и индивидуальная характеристика.  Психологическая готовность к школе формируется  постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре,  в посильном труде, т. е. подготавливается всем ходом жизни. Однако  главная цель изучения  готовности не сводится  к оценки  успешности развития ребёнка в дошкольном возрасте.

  Изучение готовности – это попытка спрогнозировать  возможности, особенности ребёнка в следующем  возрастном периоде – младшем школьном возрасте. Готовность к обучению – это не только, и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника. Такое понимание психологической готовности диктует особые  требования к её диагностике и формированию. Основные преобразования в психике младшего школьника происходят в структуре ведущей деятельности этого периода – учебной деятельности. Поэтому готовность к обучению целесообразно рассматривать как  сформированность  предпосылок к овладению учебной деятельностью. Это позволяет рассматривать структуру готовности по аналогии со структурой учебной деятельности в единстве мотивационного и регулирующего компонентов.

  Изучение мотивационной готовности  сводится к выявлению причин  побуждающих ребёнка к учению .Диапазон мотивов  достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни ( красивая школа, просторные классы, трель звонка) до осознанного стремления  занять новую позицию ( стать  школьником ) и интереса к новым знаниям. На уровне готовности к обучению могут быть представлены предпосылки  формирования познавательной мотивации,  такие как общая любознательность и  познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что – то новое, понять что – либо. Важным показателем является и ориентация ребёнка на достижение успеха, в отличие от боязни ошибиться.

     Основой готовности также является операционный компонент. Его изучение предполагает выявление возможностей ребёнка понимать и удерживать изученную задачу  и владение системой  познавательных средств, позволяющих решать эту задачу. Дети с высоким уровнем развития познавательных средств демонстрируют устойчивое  произвольное внимание, при этом восприятие становится деятельностью, т. е. регулируется сознательной целью;  обладают достаточно широким запасом представлений памяти ; сознательно понимают установку «запомнить», а само запоминание становится  смыслом. Могут выделять без опоры  на восприятие признаки, анализировать их, сравнивать и делать несложные обобщения.

     Очень важный регулирующий компонент в обучении, предполагающий способность ребёнка подчиняться осознанной цели, системе требований. Картина готовности к обучению будет неполной, если не затронуть ещё одну сферу детского развития, а именно сферу социальных действий. Учебная деятельность является социальной по своей природе. Она протекает в виде сотрудничества  ребёнка со взрослым и сверстником. Учитель является  для ребёнка первым взрослым, отношения  с которым опосредованы  определённым содержанием и ролевыми позициями( учитель – ученик ). Эти отношения не сводятся к непосредственно – личностным. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок, воспринимая учителя как носителя общественных знаний и общественных оценок, понимал условный его вопрос и активно принимал и использовал его помощь. А неумение использовать помощь – всё это показатели социальных действий, что может быть серьёзным тормозом в обучении.  Значимым партнёром в учебной деятельности является и сверстник. Ясно, что на ранних этапах  обучения ребёнок воспринимает содержание исключительно через учителя. Он не слышит сверстника, не воспринимает его действия как возможный образец для построения своей деятельности. Так, на просьбу учителя дополнить товарища дети могут повторять его ответ почти дословно. Часто дети  друг за другом задают один и тот же вопрос: то , что учитель отвечает одному ребёнку, не воспринимается как адресованное всему классу. Всё это, конечно, снижает результативность обучения и требует специального внимания.

       Индивидуальные различия детей, поступающих в школу, в пределах нормы  могут быть достаточно существенными. Эти различия затрагивают все сферы детской личности и проявляется во всех компонентах  психологической готовности к обучению. Перед учителем, для повышения развивающего эффекта обучения встаёт проблема адаптации детской группы, возникает необходимость  свести все индивидуальные варианты детского развития к некоторой типологии. Для этого сочетания можно выделить три  условных обобщённых уровня психологической готовности к обучению, каждый из которых характеризуется особым сочетанием показателей.

   Отсутствие желания учиться или положительная,  но  бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятий.  Допускает ошибки не по невнимательности, атак как не знают, не запомнил правила. Бедный запас представлений памяти. Не сформированы действия анализа и сравнения, может выделить признаки только при опоре  на восприятие. Поведение с трудом поддаётся волевой регуляции.  С удовольствием вступает в эмоциональное общение со взрослым, деловые контакты  полностью организуются взрослым. Эти все особенности говорят о низком уровне.

    Мотивация учения положительная, осознанная. Приобретает направленность на  формально – внешние моменты обучения и социальные мотивы. Учебную задачу принимает полностью, но может не удержать в полном объёме до конца. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них  может исправить их сам. Появляются элементы произвольного  внимания и восприятия.  Хорошо развита образная память. Ребёнок принимает установку на запоминание. Выделяет, сравнивает признаки на основе  представлений. Деловое общение  со взрослым чередуется с эмоциональным. Это относится  к среднему уровню развития.

   Ребёнок владеет развёрнутой системой мотивов, присутствуют  элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха.  Учебную задачу воспринимает и удерживает полностью без дополнительного предъявления. Отсутствие или незначительные ошибки при выполнении. Приобретает произвольное  внимание и восприятие.  Появляется наблюдение. Мышление наглядно – образное:  ребёнок может выделять, анализировать, сравнивать признаки,  выделять существенный признак, делать несложные обобщения. Вступает в партнёрские отношения со сверстниками: учебная задача воспринимается как общая,  совместно планируется деятельность и распределяются роли.  Взаимный контроль сочетается  с самоконтролем. Это высокий уровень развития. Выделенные уровни готовности  являются  общепринятыми и условными.  Однако их выделение позволяет  не только определить исходные возможности ребёнка, но и спланировать направление индивидуального продвижения его в подготовке к обучению в школе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое

В данном материале рассматриваются основные составляющие психологической готовности ребенка к школе.Материал подготовлен для собрания родителей будущих первоклассников...

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое (приложение)

Данная презентация является приложением к статье "Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое"...

«Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)» Обобщение опытом

Тема данной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)». Проблема поиска эффективного и надежного психологическо...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Рекомендации родителям будущих первоклассников....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...