Внеклассное занятие по русскому языку "Все падежи в гости к нам"
классный час (3 класс) по теме
Запомнить название падежей и их особенности поможет внеклассное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.3_klass.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МОУ «СОШ№7»
г.Колпашева Томской области
Мартемьянова Ольга Викторовна.
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе.
«Все падежи в гости к нам».
Цель.
1.Прививать интерес к русскому языку.
2.Закрепить знания грамматических значений падежей.
3.Развивать творческие способности детей.
Оборудование.
1.Таблички с названиями падежей, падежных вопросов, предлогов. 2.Пословицы записаны на доске.
3.Корона для короля русского языка, надписи для глашатаев и костюма ошибок.
4.У детей карточка с любым падежным окончанием.
Ведущий. Ребята, сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку. Я вам прочитаю стихотворение В.Левина, а вы определите, о чём мы будем говорить.
Я прилагаю всё старанье, хочу понять правописанье.
Но очень часто, тем не менее, я прихожу в недоумение.
«Сидят на ветке воробьи. Болтают про дела свои.
Вспорхнули с ветки воробьи.
Сидят на Е, вспорхнули с И. А почему?»
Я прилагаю всё старанье, я проявляю прилежанье,
Но вызывает, тем не менее, правописанье удивление.
-Да, сегодня мы будем говорить о падежах. Это одно из грамматических значений в русском языке. Для чего надо знать падежи?
Нам посчастливится побывать на параде падежей. Итак, слушайте.
(выходят глашатай, пажи -падежи, король Русский язык)
1 глашатай.
У слова есть шесть падежей, шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой. За слово в бой готов любой.
Вверяют окончаниям судьбу и жизнь свою
И про своё призвание на ушко им поют.
2 глашатай.
Я - грозное склонение! Вношу я изменения!
Велю я существительным стоять, сидеть, скакать.
-1-
Я доброе склонение. Всем людям без сомнения
Я помогаю в жизни друг друга понимать.
3 глашатай.
Мои славные падежи! Скорее сюда!
Пора начинать парад в честь его Величества Русского языка!
Глашатаи, собрали ли вы на наш праздник помощников,
отличников и эрудитов?
4 глашатай.
Внимание, внимание! Его Величество Русский язык приглашает всех жителей королевства Выдумляндии, Фантазерии и островов Стихосложения на праздник!
Сегодня праздник творчества! Вы все приглашены!
Из города, деревни, из любой страны!
Сегодня праздник творчества! Вас приглашаю я!
Все прыгайте в кареты и в гости к нам, друзья!
Спешите фантазировать, спешите сочинять,
Ведь праздник быстро кончится и можно опоздать!
Ошибка 1.
Ну что, собрались? Отличники! Разрядились как новогодние ёлочки ! А про нас, лучших друзей русского языка, забыли? Даже приглашение на праздник не прислали.
Ошибка 2.
А ведь нас так любят, так уважают! А некоторые дети без нас совсем прожить не могут. Смотрите, какой костюмчик я себе на праздник сшила!
(на костюме надпись «ашипка»)
Ошибка 1.
Кстати, жи-ши тоже пишется через ы. Ну, ладно, как говорят великие труженики «Меньше дела, больше слов». Давай-ка, им праздник испортим, перепутаем все падежные вопросы.
(путают карточки на доске и убегают, по очереди входят пажи- падежи)
И.п.
Я - именительный падеж и нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают и в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю с собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто.
Падеж я самый главный, служу я вам исправно.
И вы мне помогите, вопросы мне верните!
А так же предложение где я есть отыщите!
-2-
(Дети ставят правильные вопросы к табличке с названием И.п. падежа. Находят пословицу, в которой существительное «дело» в И.п. Подписывают падеж над словом «дело». Аналогично и другие падежи.)
Р.п.
А я падеж родительный, характер мой общительный.
Кого? Чего? И вот он я. Предлоги часто мне друзья.
Кого же нет? Я очень беспокоюсь.
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите! Ко мне мои вопросы скорее возвратите!
Д.п.
Я щедрый, расточительный и самый удивительный.
Я всех всегда благодарю и всем дарю, дарю, дарю!
Собаке – кость, а стенке- гвоздь, а Кате, Мише, Лёше, Пете
Дарю по сказочной конфете.
Кому отдать, к чему призвать – лишь только я могу сказать.
Меня вы полюбите, вопросы отыщите.
В.п.
А я винительный падеж и я во всём виню невежд.
Люблю я всем пенять и многих обвинять.
Я обвиню погоду – не вовремя с дождями!
Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями!
Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь запомнит эту фразу!
Зато отличников люблю, для них пятёрки я ловлю!
И их на помощь позову вопросы отыскать.
Т.п.
А я творительный падеж, исполнен всяческих надежд.
Я умелец и творец! Художник, композитор и певец!
Один волнует лишь меня момент – чем мне творить?
Смычком, резцом, умением…
Чем мне довольным быть? Хорошим настроением!
А ещё друзьями, что ищут мне вопросы, которые ошибка сумела утащить.
П.п.
А я падеж предложный. Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил. О ком, о чём я расскажу?
О чём мечтать и в чём гулять, о том, вопросы, где искать?
Пословицы для предыдущих стихов. Написаны на доске.
*Дело шуток не любит.
*От слова до дела целая верста.
-3-
*Не по сути дело, а по делу суть.
*Ты за дело, а дело за тебя.
*Велик телом, да мал делом.
*И умён, и пригож, и в деле гож.
Входят ошибки: -Посмотри-ка, исправили всё , что мы им понапутали. Знатоки! А мы на помощь привели предлоги. Если вы всё так хорошо знаете, то расставьте предлоги к тем падежам, с которыми их можно употребить.
Игра «Предлог плюс падеж – сладкая парочка».
Дай в руки пажам – падежам карточку с предлогом, падеж придумывает сочетание слова с этим предлогом.
Ведущий. Молодцы, ребята. А вам, ошибки, надо исправиться. Не мешайте детям правильно писать падежные окончания. Иначе над вами также посмеются, как и над Лежебокиным, из стихотворения Г.Граубина.
Ленительный падеж. Г.Граубин.
Спросили Лежебокина:
-А ну-ка расскажи, за что так ненавидишь ты, не любишь падежи?
Давным-давно все школьники их знают назубок.
Их за два года выучить лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено: - В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные изменят имена.
Ведь я падеж творительный нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить я не хочу.
Такой падеж как дательный я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный и вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые придумать имена?
-Давно придумал: взятельный , грязнительный, лежательный.
Грубительный, ленительный и, наконец, простительный!
Ведущий.
-Почему Лежебокин не любил падежи?
-Какие новые названия он придумал?
-А какие вы предложите новые названия падежей?
Раньше в древнерусском языке был седьмой падеж. Он назывался звательный. Подумайте, почему его так называли? Да, его употребляли при
-4-
обращении. Формы звательного падежа встречаются в художественных текстах. «Чего тебе надобно, старче?», читаем мы у А.С.Пушкина. Слово «старче» стоит в форме звательного падежа. В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него только звательной интонацией.
А теперь поиграем в игру «Грамотей». У вас заготовлены карточки с окончаниями. Я беру карточку слова без окончания, подхожу к любому падежу. Ко мне должен подойти тот ученик, у которого окончание этого падежа, а потом, если возможно, подходит предлог. У нас должно получиться грамотно написанное слово.
избушк… вагон… кроват… звезд… автобус.. метел…
Итог. – Какое настроение у вас сейчас?
- Что интересного узнали о падежах?
-Почему важно знать падежи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие в группе продленного дня "В гостях у сказки"
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.Задачи:приобщать детей к народному творчеству;формировать у учащихся доброе взаимоотношение;способствовать развитию мышления и познавательной акт...
Внеклассное занятие по окружающему миру 1класс «В гостях у Почемучек».
Тема: Кто такие птицы?Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; продолжать обучение практически исследовать предмет приро...
Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у Наума Грамотника"
Знакомство с Наумом Грамотником, повторение основных правил курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи....
Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"
обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;-прививать любовь к предмету, используя народные тради...
Внеклассное занятие для учащихся 1 класса «В гостях у сказки».
Данное мероприятие создаёт у обучающихся положительные эмоции, развивает интерес к чтению, память, смекалку, умение работать самостоятельно и в группах. Позволяет в игровой форме закрепить знания о цв...
Внеклассное занятие для учащихся 1 класса «В гостях у сказки».
Данное мероприятие создаёт у обучающихся положительные эмоции, развивает интерес к чтению, память, смекалку, умение работать самостоятельно и в группах. Позволяет в игровой форме закрепить знания о цв...
Конспект игрового внеклассного занятия на тему: «Меня пригласили в гости»
Конспект игрового внеклассного занятия на тему: «Меня пригласили в гости»Цель: формирование моральных и этических норм поведения в гостях.Задачи:углублять знания детей о культуре поведения...