«Воспитание сознательной дисциплины. Поощрения и наказания в семье.»
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Воспитание сознательной дисциплины. Поощрения и наказания в семье.»
Цели:
– рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;
– дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;
– познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.
- обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
- формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье;
- убедить родителей во вреде насилия над детьми.
- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 3 класса.
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся и их родителей.
Предварительно даем детям заполнить анкету, родителям – в начале собрания.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1) Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?
2) За что хвалите, за что наказываете?
3) Как поощряете? Как наказываете?
4) Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
5) Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1) Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2) За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3) Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают и за что?
4) Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
5) Что ты любишь делать, твое любимое занятие?
2. Подбор игр для коррекции поведения недисциплинированных школьников.
3. Проведение с родителями теста «Мама, хороший ли ты педагог?».
4. Составление памятки родителям «Кодекс истинного родителя».
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) выставка книг и журналов для родителей;
2) карточки-листы с описанием игр для практикума родителей;
3) памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»;
4) запись на доске темы собрания, пословицы и поговорки о воспитании:
• Один добрый пример лучше ста слов.
• Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.
• Понуканье – не воспитанье.
• Воспитывай лаской, а не тоской.
Ход собрания
I. Организационная часть.
Рассаживаем родителей по группам. Три группы родителей (жеребьевка по цвету – красный, желтый, зеленый)
II. Вступительное слово классного руководителя.
На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.
III. Задание для родителей «Продолжите фразу».
Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Дисциплинированный ребенок – это…» (время для выполнения задания – 3 минуты).
По окончании обсуждения поставленной проблемы представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу.
Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
Классный руководитель. Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
IV. Сообщение классного руководителя о методах формирования дисциплинированности.
1. Понимаем ли мы своих детей?
Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий из них – взгляд на ребенка как на послушного исполнителя воли взрослого.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом.
Дети очень часто видят и то, что мы хотели бы скрыть от них.
Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» – и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель».
Запреты родителей – «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» – и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка и обретения им нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом.
В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».
Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.
2. Умеем ли мы правильно попросить ребенка?
Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила:
• обращайтесь к ребенку доброжелательно, вежливо, исключите командный тон;
• старайтесь вызвать у ребенка ответственное отношение к выполнению вашего задания;
• обращаясь к ребенку с просьбой, дайте ему инструкцию ее выполнения;
• не просите ребенка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите;
• выразите родительскую признательность за выполненную работу.
3. Наказание и поощрение.
Когда ребенок не понимает смысла просьбы, требования, он не испытывает потребности в добрых поступках, не сможет он обрести и привычки нравственного поведения. Стремление родителей во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас все дети трудные и без наказаний нельзя обойтись». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, что все, что они делают и говорят, справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку». И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.
Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в этом случае происходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребенка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, то есть действуют вопреки интересам ребенка, лишая его будущего.
Это положение – одно из самых трудных для осмысления. «Как же так?» – возражают обычно родители. – «Ведь мы его воспитывали и по-хорошему, а не только по-плохому?». Но в том-то и дело, что это была дрессировка, а не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеются в виду беседы, нотации, поощрения), а тем более «плохое» не затронули сознания ребенка и не вызвали у него потребности меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания.
Но бывает ведь так, что после беседы или наказания некоторое время ребенок поступает в соответствии с требованиями родителей, а потом опять возвращается к прежнему. Почему? Потому что это был минутный порыв (если не уловка избежать очередного наказания), не ставший осознанным мотивом поведения, «нравственным законом», лично для него значимым.
Родителям, которые убеждены, что с ребенком «надо по-хорошему, а если не понимает, то по-плохому», мы объясняем, что они не занимаются воспитанием, так как не ищут причины тех или иных действий ребенка, не ищут ответа на вопрос «Почему он так поступил?» и пытаются устранять следствие, а не причину.
V. Тестирование родителей. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?».
Предлагается десять самых обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании.
1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши действия:
1) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;
2) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут ему дорого обойтись, – 0 очков;
3) вообще не обращаете на него внимания – 5 очков.
2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны. Ваши действия:
1) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;
2) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5 очков;
3) объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, почему они для него являются дурным примером, – 0 очков.
3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать. Как вы поступите:
1) вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать – 0 очков;
2) отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно воспринимать поражение, – 3 очка;
3) умышленно создаете такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать, – 5 очков.
4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать. Что вы предпринимаете:
1) позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя – 5 очков;
2) вы объясняете ребенку, как важен сон, – 3 очка;
3) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем, – 0 очков.
5. Детских телепередач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день. Ваши действия:
1) после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул, – 0 очков;
2) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, – 2 очка;
3) выбираете для него некоторые передачи сами – 3 очка;
4) определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что ему смотреть, – 5 очков.
6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши действия:
1) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят, – 5 очков;
2) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;
3) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его – 3 очка.
7. Вашему ребенку еще немного лет, но он уже интересуется противоположным полом. Ваши действия:
1) оставляете все как есть, ведь в этом возрасте это безобидно, – 3 очка;
2) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает, – 0 очков;
3) по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, – 5 очков.
8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним. Как вы поступаете:
1) учите его давать сдачи – 5 очков;
2) разговариваете с родителями обидчиков – 3 очка;
3) стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он избегал конфликтов с этими детьми, – 0 очков.
9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку). Что вы предпринимаете:
1) призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших, – 5 очков;
2) уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше, – 3 очка;
3) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.
10. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, какими будут ваши действия:
1) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, – 0 очков;
2) стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор, – 5 очков;
3) запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие, – 2 очка.
Ключ к тесту:
От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы считаете, что послушание и уважение к старшим – лучшие качества, забывая, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества. Но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.
От 19 до 35 баллов. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное, вы стремитесь быть современным: не используете стереотипные методы, предоставляете ребенку известную меру самостоятельности, не подавляете его своим авторитетом.
От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция.
VIII. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки.
Литература
1. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. – 2004. – № 1.
2. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / под ред. И. С. Марьенко. – М., 1982.
3. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.
4. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?» // Комсомольская правда. – 2004. – № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...
Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"
Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...
Сценарий родительского собрания «Поощрение и наказание в семье»
Цели собрания:1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.2. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семь...
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"
Данная разработка будет интересна классным руководителям....
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...
Презентация к родительскому собранию тема: "Роль семьи в воспитании личности ребенка , о поощрениях и наказаниях в семье"
В презентации раскрывается три вида неразумной родительской любви....
Поощрение и наказание в семье.
Памятка для родителей о поощрении и наказании в семье....