Сказ о джомбе
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Сказ о джомбе
Цель: прививать любовь и уважение к родной культуре, традициям, обычаям, распространить знания о них среди детей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды со стихотворениями, выставка рисунков, фонограммы песен.
1.Оргмомент
Калмыцкий чай Осорин Утнасн
Пиалу с густым калмыцким чаем,
На алтарь, как подношенье, возлагаю:
Чтобы день грядущий всем принес успех,
Чтобы звучал повсюду нежный детский смех.
Как красиво золотятся сливки в чае,
Я его с любовью в чаши разливаю.
Пусть легко даются людям их дороги.
Пусть в пути им покровительствуют боги
Чай молочный – символ счастья и покоя
Я варю его с молитвой и с любовью,
Пусть промчатся над землей века и годы
Чай калмыцкий – суть калмыцкого народа.
2.Обсуждение
- Куда мы ставим чай каждое утро? Почему?
- Из каких компонентов состоит калмыцкий чай?
- Среди калмыцкой кухни, какое место занимает чай?
- Калмыцкий чай целебный?
- А что дополняет калмыцкий чай?
(на экране появляется стихотворение)
Всем известно чай целебный!
Я им жажду утолю.
Исцеляет он от хвори,
Отведет беду и горе…
Борцык к чаю сотвори
В радость всем джомбу вари!
- А другие народы пьют калмыцкий чай?
(на экране стихотворение Жемчуева)
Пил джомбу я у даргинцев,
У балкарцев, кабардинцев…
Немцы тоже варят: Пей!
Это ваш калмюкке тэй!
Видел, пьют джомбу армяне,
Слышал, пьют ее цыгане
Пьют везде калмыцкий чай
Ты попей и не скучай! (Жемчуев)
Польский писатель Ян Потацкий (1797) делает открытие: Калмыцкий чай как толстая доска, твердая, как кирпич. Калмыки варят этот чай с молоком, маслом и делают, таким образом из него питье здоровое и укрепительное.
Калмыцкий чай прочно вошел в быт русских, живущих в южных степях.
Литератор Даниил Долинский выразил свою любовь к калмыцкому чаю стихами:
(на экране появляется стихотворение)
Здесь! Только здесь, на дружеском столе,
Луна и Солнце плещут в пиале.
И это калмыцкий чай – Джомба!
А один из героев романа Капельгородского - Шурган восклицает в сердцах: «Ах, чай! Если бы у нас был калмыцкий чай, мы бы половину больных подняли на ноги. Он прекрасно восстанавливает силы и бодрит»
А поэт-лирик Гавриил Шутенко о своем пристрастии к калмыцкому чаю сказал:
(на экране появляется стихотворение)
Индийский чай, цейлонский чай,
Грузинский высшей пробы,
Но есть один на свете край,
Где варят чай особый.
В нем и тюльпанов аромат,
И свежесть пастбищ синих…
Ставропольский поэт В.Ходарев написал о чае:
Меня поила мать калмыцким чаем,
Он вкусным был – вкусней поныне нет.
И чай калмыцкий, жаркий и несладкий
Был праздником для дома моего.
Тепло писали о калмыцком чае хорошо известные поэты, писатели, воспевшие на века славу «первой пищи» калмыков.
Слава о калмыцком чае давно перешагнула границы калмыцкой степи, и он стал достоянием многих народов многонациональной России.
Таким образом, великое создание наших предков – калмыцкий чай – стал общей доминантой в структуре питания целого ряда народов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Умей сказать курению"Нет" 4 класс
Родительское собрание в 4 классе на котором дети и родители решают актуальные вопросы по проблеме курения....
Диафильм. Кто сказал "Мяу"?
Диафильм по сказке В.Сутеева предназначен для урока внеклассного чтения в начальных классах....
"Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ"
План-конспект урока внеклассного чтения...
Проектная деятельность в 1 кл . Кто сказал, что осень это грустно?
1 класс…Как собрать из этих ребятишек-бусин разного цвета и размера ожерелье, способное стать украшением класса, школы, семьи, страны? Какими они должны для этого стать? В современном обще...
Фрагмент проекта "Он сказал: "Поехали" к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина
В видеоролике содержится иллюстрационный материал о Гагарине и его речь перед стартом ...
Сказало существительное: «Я слово удивительное!»
УМК "Школа России"...
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...