Спортивно-оздоровительный кружок "Подвижные игры"
методическая разработка (1 класс) по теме
Спортивно-оздоровительный кружок "Подвижные игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по внеурочной деятельности в начальной школе
по спортивно - оздоровительному направлению
«Подвижные игры»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровье человека - тема актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Наукой доказано, что здоровье человека на 50-55% зависит от условий образа жизни.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать…
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д. Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Научно - технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребёнок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению учёных, вес непосредственно мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. В совершенном обществе наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья.
Главными пороками XXI становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности не даёт. В этой связи очень актуальной является организация такого педагогического процесса, который способствовал бы оздоровлению и предупреждению заболеваний детей, а также развивал ребенка физически. Педагоги всех времён отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души. Игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма. Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Актуален вопрос о подвижных и спортивных играх, которые тесно связаны между собой. Играм в салки, перетяжки мальчишки часто предпочитают футбол, хоккей, волейбол через сетку, хотя при этом они больше простаивают или бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо слушается их. Польза подвижных игр, в том, что в них можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять по желанию. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки, с чем непременно связаны игры спортивные. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков. Всем известный «король футбола» бразилец Пеле в интервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего». Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
.
Программа рассчитана на детей 7-9 лет. Время, отведенное на обучение, составляет - 2 часа в неделю. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Группировка подвижных игр.
- С элементами общеразвивающих упражнений.
- С бегом на ловкость.
- С бегом на скорость.
- С прыжками на месте и с места.
- С прыжками в высоту.
- С прыжками длину с разбега.
- С метанием на дальность.
- С лазанием и перелазанием.
- Игры подготовительные к волейболу.
- Игры подготовительные к баскетболу.
- Игры на местности.
Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.
Игры, в которых преимущественно проявляются | Характеристика игровых действий | Игры |
Ловкость | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием) |
|
Быстрота | Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. |
|
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера |
|
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
|
Каждое занятие состоит из 3 частей: подготовительная (ОРУ); основная (упражнения из подвижных игр); заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
Содержание программы
Тема №1. Формирование системы знаний о ЗОЖ.
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Тема № 2. Техника безопасного поведения на занятиях.
Правила проведения игр. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными подвижными играми.
Тема № 3. Подвижные игры: «Два мороза»; «Зайцы в огороде»; «Третий лишний»; «Космонавты»; «Охотники и утки»; «Пустое место»; «Стой»; «Ловля парами»; «Боевые петухи»; «Гусеница»; «Лапта – стукалка»; «Мячом в цель»; «Перестрелка»; «День и ночь»; «Невод»; «Второй лишний»; «Салки»; «Колесо»; «Колдуны»; «Воздух, вода, земля»; «Вороны и воробьи»; «Восток и запад»; «Ловля цепочкой»; «Жмурки»; «Пятнашки»; «Волки и овцы»; «Блуждающий мяч»; «Гуси- лебеди», П.и. с мячом, встречные эстафеты.
Методические рекомендации
ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ
Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, учитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может
помешать восприятию игры. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Если содержание игры позволяет использовать метод сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.
Руководитель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное
содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.
ДОЗИРОВКА НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Обязанность учителя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы.
Конечно же, при проведении подвижных игр учителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Учитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия.
Литература
1.Лях В.И. Мой друг – физкультура: Учеб. для учащихся 1-4 кл. нач.шк./В.И. Лях. – 4е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2.Игровые и рифмованные формы физкультурных упражнений: сценки, игры - подражалки, комплексы упражнений, стихотворения с движениями /авт. –сост. С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (2ч в неделю, 68 часов)
№ раз дела | № заня тия | Тематика занятий | Кол-во часов | Формируемые УУД | Дата |
1 | Формирование системы знаний о ЗОЖ | теоретический материал включен во все занятия | Познавательные УУД: -различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость); -соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий -подбирать упражнения для разминки, физкультминутки, физкультпаузы (комплексы зарядки) -применять правила игры -использовать знания во время подвижных игр на досуге Регулятивные УУД: -уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время подвижной игры. Коммуникативные УУД: -уметь распределять функции и роли в совместной деятельности - при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера. Личностные УУД: -освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, -готовность принять на себя ответственность; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. | ||
2 | Техника безопасного поведения на занятиях практикума во время подвижных игр | ||||
3 | 1-2 | П.и. «Два мороза»; | 2 | ||
3-4 | П.и. «Зайцы огороде»; | 2 | |||
5-6 | П.и. «Третий лишний»; | 2 | |||
7-8 | П.и. «Космонавты»; | 2 | |||
9-10 | П.и. «Охотники и утки»; | 2 | |||
11-12 | П.и. «Пустое место»; | 2 | |||
13-14 | П.и. «Стой»; | 2 | |||
15-16 | П.и. «Ловля парами»; | 2 | |||
17-18 | П.и. «Боевые петухи»; | 2 | |||
19-20 | П.и. «Гусеница»; | 2 | |||
21-22 | П.и. «Лапта – стукалка»; | 2 | |||
23-24 | П.и. «Мячом в цель»; | 2 | |||
25-26 | П.и. «Перестрелка»; | 2 | |||
27-28 | П.и. «День и ночь»; | 2 | |||
29-30 | П.и. «Невод»; | 2 | |||
31-32 | П.и. «Второй лишний»; | 2 | |||
33-34 | П.и. «Салки»; «Колесо»; | 2 | |||
35-36 | П.и. «Колдуны»; | 2 | |||
37=38 | П.и. «Воздух, вода, земля»; | 2 | |||
39-40 | П.и. «Вороны и воробьи»; | 2 | |||
41-42 | П.и. «Восток и запад»; | 2 | |||
43-44 | П.и. «Ловля цепочкой»; | 2 | |||
45-46 | П.и. «Жмурки»; | 2 | |||
47-48 | П.и. «Пятнашки»; | 2 | |||
49-50 | П.и. «Волки и овцы»; | 2 | |||
51-52 | П.и. «Блуждающий мяч»; | 2 | |||
53-54 | П.и. «Гуси- лебеди». | 2 | |||
55-56 | П.и. с мячом | 2 | |||
57-58 | Встречные эстафеты. | 2 | |||
59-60 | Круговые эстафеты | 2 | |||
61-62 | П.и. «У медведя во бору» | 2 | |||
63-64 | П.и. «Кошки-мышки» | 2 | |||
65-66 | П.и. «Пчёлки и ласточки» | 2 | |||
67-68 | Повторение п.и. | 2 | |||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Спортивные игры"
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и цел...