Анализ воспитательной работы 1 кл
материал (1 класс) на тему

Сечко Ольга Михайловна

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

Взяв в этом году новый набор первоклассников, я решила воспитательную работу организовать, основываясь на структурный план - проект «Ориентир», рассчитанный на 2 года обучения.  В данном анализе предоставляю анализ работы за первый год апробации программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы классного руководителя 1 а класса

Сечко Ольги Михайловны

по итогам работы за  2010 - 2011 учебный год

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

Взяв в этом году новый набор первоклассников, я решила воспитательную работу организовать, основываясь на структурный план - проект «Ориентир», рассчитанный на 2 года обучения.  

Принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, заложенный в "Ориентире", способствует обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу.   Это   необходимость осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что хорошо конкретизируется через понятие "духовность", основанное на вечных категориях - истина, добро, красота, в которых отражается стремление, желание, умение людей быть "человечными", т.е. следовать таким добродетелям, как сострадание, чуткость, заботливость, умение радоваться и т.п. Вот почему духовность в модели "Ориентир" рассматривается как основа воспитательных отношений.

Назначение и смысл структурных проектов. В  планировании предложены семь структурных проектов ("Здоровый образ жизни", "Школа человечности", "Радость познания", "Труд на радость себе и людям", "Природа - наш дом", "Экономическая азбука", "В гармонии с природой и искусством"). В моделировании этих проектов использован культурологический подход к воспитанию. Они наполнены конкретным содержанием тех или иных видов деятельности детей и социально ответственных взрослых, в процессе которой приобретаются знания, умения, а на основе последних рождаются отношения, определяющие действия, поступки, поведение человека.

 Каждый из проектов логически завершен, имеет достаточную степень свободы, что позволяет учителю использовать их в индивидуализированной форме с учетом интересов детей, уровня их воспитанности, а также собственной методической подготовки. При этом   в каждом из проектов определена необходимость и достаточность знаний, умений, навыков, характеризующих культуру ребенка того или иного возраста. Это и есть ориентиры на стандартизированные нормы   в воспитании.

Каждый ребенок - это индивидуальность, поэтому при выборе технологий   я ориентировалась такими принципами, как дифференциация, индивидуализация, детерминированность, гармонизация и др. Следование им помогло мне  осуществлять личностно ориентированный подход к воспитанию.  

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году:

Основная цель: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.

Основные направления по структурным    проектам

Цели и задачи

Структурный проект «Здоровый образ жизни»

1

Познай себя

Цель: развитие стремления к познанию и совершенствованию своего организма

Задачи: развивать элементарные представления о структуре и функциях тела;

обогащать словарный запас ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

учить простейшим методам оценки своего физического развития

2

Пути-дороги в мир здоровья

1.Правила для всех

2.Движение - жизнь

Цели: расширение у детей опыта сохранения и укрепления здоровья; приобщение к здоровому образу жизни

Задачи: углублять знания о правилах личной гигиены;

Вырабатывать гигиенические навыки;

Формировать потребность в поддержании чистоты тела;

Развивать у детей потребность в выполнении режима дня;

Создавать здоровую окружающую среду в школе и семье;

Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями;

Содействовать осмыслению необходимости двигательной активности;

Способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции

Структурный проект «Школа человечности»

3

Вежливость и речевой этикет

Цель: расширение знаний об этикете; формирование представления о речевом этикете; научение вежливости как проявлению (в речи, в поступках) уважения к себе, к другим людям

Задачи: создавать условия для развития речевой культуры, совершенствовать речевой этикет; расширять запас вежливых слов

4

Красота поступка

1. Семь «Я» в одном доме

2. Мальчики и девочки

3. В общественных местах

Цель: воспитание у детей культуры взаимоотношений; формирование представления о красоте поступка

Задачи: воспитывать уважительное отношение к семье;

Расширять знания о родственных связях;

Учить мирно жить с соседями, быть гостеприимными хозяевами и хорошими гостями

Способствовать установлению позитивных взаимоотношений между мальчиками и девочками;

Учить проявлять взаимное уважение друг к другу;

Формировать представление о качествах, характерных для мальчиков, для девочек

Способствовать усвоению правил культуры поведения в общественных местах;

Учить осмысленному выбору действий

5

 Мои права – моя свобода

Цель: расширение представления детей об их правах, о правах другого человека

Задачи: углублять знания детей об их правах;

Учить не нарушать права других людей, отстаивать свои права

6

Денискины страшилки

1.Пешеход-

ные науки

2. На помощь

Цель: научение детей основам безопасности их жизнедеятельности

Задачи: закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения;

Формировать культуру поведения на дороге

Формировать представление о безопасности жизнедеятельности;

Учить осмыслению понятий «опасный», «безопасный»

7

Наш внутренний мир

Цель: развитие у учащихся психологической культуры

Задачи: формировать первичные представления о внутреннем мире человека;

Побуждать к самоанализу и самонаблюдению;

Способствовать овладению приемами самовоспитания, внимания, памяти;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать способность к эмпатии, сочувствию;

Учить детей приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер

8

Приобщаемся к народным традициям

Цель: развитие интереса к народным обычаям, к родным местам; воспитание патриотических чувств

Задачи: знакомить учеников с народным творчеством;

Воспитывать уважение к народным традициям

Структурный проект «Радость познания»

9

В книжном «мире»

1.Наша библиотека

2. Как хорошо уметь читать!

Цель: формирование интереса к книге, к чтению

Задачи: познакомить с устройством библиотеки; создавать условия для посещения детьми библиотеки;

Формировать бережное отношение к книге;

Учить простейшим умениям приводить книги в порядок

Воспитывать читательскую активность;

Формировать читательский вкус;

Учить работать с книгами, словарями, энциклопедиями;

Углублять интерес к внимательному, вдумчивому чтению и т. д.;

Знакомить с периодическими изданиями для детей

10

Игра – путь к познанию мира

Цель: формирование интереса к процессу познания, к объектам мира

Задачи: развивать смекалку, сообразительность;

создавать в классе эмоционально-положительный интеллектуальный фон;

пробуждать интерес к поиску интеллектуальных игр;

знакомить с историей обыкновенных вещей;

учить замечать интересное вокруг

Структурный проект «Труд на радость себе и людям»

11

На радость людям

Цель: формирование представления о труде на пользу, радость себе и людям, представления об общественной значимости своего труда

Задачи: развивать стремление приносить пользу людям;

воспитывать готовность к труду;

 формировать трудовые умения и навыки

12

Все умеем делать сами

Цель: развитие стремления и готовности трудиться на пользу себе, своей семье, своему классу.

 Задачи: воспитывать желание заботиться о близких, о родном доме;

 Формировать умение определять цель своей работы и доводить дело до конца;

 Воспитывать обязательность, инициативность, аккуратность

13

Умелые руки не знают скуки

Цель: развитие творческих интересов личности

Задачи: развивать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами;

 Воспитывать усидчивость, терпение

Структурный проект «Природа – наш дом»

14

Я рачи-тельный и умелый хозяин

1. Все ли в «доме» нашем ладно?

2. Порядок и уют

Цель: развитие у ребенка представлений об ответственности человека за сохранение природных богатств;

 Формирование нравственно-экологической позиции

Задачи: создавать условия для осознания детьми необходимости бережного отношения к невозобновимым природным богатствам;

 Учить детей предвидеть последствия своего поведения в процессе природопользования

Формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде, электроэнергии, окружающим вещам, отходам

16

Зеленый друг

Цель: формирование опыта нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как к живым существам.

Задачи: воспитывать чувство ответственности за «зеленого друга», желание постоянно проявлять заботу о нем;

 Замечать красоту растительного мира;

 Формировать умения ухода за комнатными растениями

17

Помощь…

1.тем, кого приручили  

Цель: формирование у детей стремления относиться к животным соответственно нравственным, экологическим нормам поведения

Задачи: приобщать детей к постоянной заботе о четвероногих друзьях;

 Учить детей сочувствовать и сопереживать всему живому

18

Открываю мир

Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн; формирование представления о единстве и целостности природы, необходимости бережного отношения к ней.

Задачи: формировать наблюдательность, навыки простейшей исследовательской деятельности;

Воспитывать чувство восхищения красотой природы, ее неповторимостью

Структурный проект «Экономическая азбука»

19

Потребности и возможности

Цель: развитие представлений о потребностях как желаниях и нуждах человека, об относительной ограниченности возможностей

Задачи: способствовать пониманию ограниченности возможностей в конкретных условиях;

 Создавать ситуации, ставящие ребенка перед необходимостью делать нравственный выбор

20

Мое, твое, наше

Цель: формирование представлений о собственности, о бережном отношении к ней

Задачи: знакомить детей с различными видами собственности;

 Стимулировать бережное отношение к собственности

21

Экономика семьи

Цель: развитие представлений об экономической целесообразности участия всех членов семьи в выполнении домашней работы, о доходах и затратах семьи

Задачи: приобщать детей к хозяйственно-бытовой деятельности;

 использовать возможности семьи в развитии разумных потребностей детей

22

Экономика для любознательных

Цель: развитие экономического кругозора учащихся

Задачи: стимулировать интерес детей к экономическим явлениям;

 Расширять запас экономических терминов

Структурный проект «В гармонии с природой и искусством»

23

Мир вокруг нас

1. Слушаем и узнаем музыку природы

2. Предметы и вещи

Цель: формирование представлений о красоте окружающего мира

Задачи: включать детей в деятельность, развивающую восприятие красоты природы; создавать условия для воспитания эмоционального отношения к ней

Учить детей рассматривать и оценивать окружающие их предметы и вещи с позиции красоты;

 Воспитывать аккуратность, приобщать к созданию уюта вокруг себя

24

В стране Великих Мастеров

Цель: приобщение детей к мировой культуре

Задачи: способствовать развитию интереса ребенка к познанию искусства;

 Воспитывать эмоционально отзывчивого зрителя и слушателя;

 Стимулировать потребность в творческой деятельности;

 Формировать представление о взаимосвязи искусства с жизнью человека и общества

Положительные результаты:

В едином сообществе с родителями продолжаем работать над задачами, которые рассчитаны на весь период обучения  начальной школы, некоторые результаты уже достигнуты.

  • Активное участие учащихся  в жизни класса и школы, а также активное  участие родителей в школьных мероприятиях.
  • Ребята проявляют уважение друг к другу, к учителям, родителям.
  •  Большинство общительны, отзывчивы, очень любят вместе проводить свободное время.
  • Охотно выполняют поручения, проявляют бережливость, стараются соблюдать правила поведения.
  • Дети с удовольствием участвуют в конкурсах школьного, районного  уровня. Есть результаты.

2.Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

1.Особенности социальной ситуации развития учащихся, её изменения за прошедший учебный год.

на начало года

  на конец года

Кол-во учащихся

15/7

15/7

(1/0 выбывает летом)

Полные семьи    

12

 12

Неполные семьи

4/3 из них

1/1 опекаемый

4/3 из них

1/1 опекаемый

Благополучные

13

13

Многодетные

 2

2

Малообеспеченные

8/6

8/6

Рассмотрев по таблице динамику социальной ситуации развития учащихся и их семей, мы видим, что по результатам  есть изменения, связанные с выбытием  из школы 1 учащегося.

   

2. Влияние на развитие личности, развитие творческих дарований, физических способностей.

Занятость учащихся  во внеурочное время.  

1. Помощь родителям.

 46%

2. Рисование.

86%

3. Просмотр передач.

70%

4. Прогулки на улице.

100%

5. Игры на компьютере.

32%

6. Чтение книг.

75%

Карта потребностей учащихся.    

1

65%

2

60%

3

70%

4

55%

5

52%

6

53%

7

85%

 1.Общение со взрослыми.           5.В спорте.                                  

 2.В труде.                                      6.В игре.

 3.Эстетическая.                            7.В чтении.

 4.Общение со сверстниками

3.Анализ развития коллектива.

За первый  год жизни в коллективе  ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом.  Очень любят  участвовать в школьных и классных мероприятиях.

Участие класса в мероприятиях разного уровня.

4. Анализ развития учащихся класса.

Уровень воспитанности.

 По данным анкетирования уровня воспитанности мы видим такие результаты:

5 человек

имеют высокий уровень воспитанности

6 человек

имеют хороший уровень воспитанности

4 человека

имеют средний уровень воспитанности

0 человек

имеют низкий уровень воспитанности

  Работа с одарёнными детьми.

Большая работа проводилась на развитие творческих способностей, самостоятельности, самореализации  детей. Итогами этой работы стало участие в районных конкурсах.

Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Высокий уровень

12 чел.

Средний уровень

2 чел.

Низкий уровень

1 чел

80 % учащихся имеют высокий уровень удовлетворённости. Это говорит о том, что детям нравится в школе, и они с удовольствием приходят сюда.

  5. Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.

Работа с родителями проводилась с целью:

привлечь родителей стать  активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.

 В основу работы были положены принципы:

- сотрудничество родителей и классного руководителя;

- ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;

-  взаимного доверия.

 Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость. Это предусматривает следующие направления деятельности:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке  и проведении коллективных дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях.  Хорошо,  когда в школе  с детьми   рядом не только  классный  руководитель, но и родители.

Взаимодействие с семьей.

В течение года было проведено 5 родительских собраний  (протоколы)

  Родители активно участвовали в классных и школьных мероприятиях:

  1.Праздник « Посвящение в первоклассники»

  2. Урок мужества «Нашей армии – салют!»

  3. «Прощание с Азбукой»

  4. Конкурсы чтецов

В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы. А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса. Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.

6. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности

воспитательной работы классного руководителя.

 Каждое из внеклассных мероприятий было составлено с учётом возрастных и психологических возможностей и потребностей учащихся. Проводились различные классные часы, внеклассные мероприятия в виде игр,  конкурсов, викторин, акций.

В конце учебного года было проведено анкетирование на предмет определения заинтересованности учащихся в различных мероприятиях.  В анкетировании принимали участие все учащиеся класса.

В анкетах учащиеся указали наиболее понравившиеся мероприятия:

  1. День Знаний.
  2. Открытый классный час «Освоение космоса»
  3. Урок мужества  «Нашей армии – салют!»
  4. Конкурсы чтецов.
  5.  Конкурсы рисунков
  6. Открытый классный час «Урок доброты.»
  7. «Прощание с Азбукой»

Активных участников – 12 человек, пассивных – 3 .

   

В начале учебного года была поставлена цель:

 создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.

В течение 2009 – 2010 года реализовывались такие задачи, как:

  • формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством КТД, бесед, классных часов;
  • подготовить ребят к длительной учебной работе в школе,  к  творческому  выполнению заданий;
  • способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,                
  • создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
  • заинтересовать  общением друг с другом;
  • дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;
  • воспитывать  нравственные качества;
  • развивать инициативу.

Работа по достижению этих задач будет продолжаться  в соответствии с программой воспитательной работы класса.

Именно для достижения планируемых задач были проведены указанные выше мероприятия, классные часы, родительские собрания и т.д

Взаимодействие классного руководителя с родителями и учащимися  позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.

И это можно увидеть в результатах достижений класса и участия в мероприятиях различного уровня.

Результаты позволяют говорить о динамике сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.  

Исходя из анализа воспитательной работы за  2010 – 2011 учебный год, в 2011 – 2012 уч. году следует  продолжать работать над реализацией цели:

создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.

Наряду с  поставленным задачами работать над:

Созданием дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;

добиваться  высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.

Помнить и способствовать тому,  что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы. 1 класс.

Анализ воспитательной работы. 1 класс....

Примерный план и анализ воспитательной работы во втором классе

В статье представлен примерный план и анализ воспитательной работы. Предлагаемый опыт деятельности классного руководителя позволяет расширить педагогические возможности....

Анализ воспитательной работы работы за год, 1 класс

В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Задача классного руководителя - начать формирование коллектива....

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 класса по итогам работы за 2019 – 2020 учебный год

Целью воспитательной работы в 3 классе являлось создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.Для реализации по...