Анализ воспитательной работы 1 кл
материал (1 класс) на тему
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Взяв в этом году новый набор первоклассников, я решила воспитательную работу организовать, основываясь на структурный план - проект «Ориентир», рассчитанный на 2 года обучения. В данном анализе предоставляю анализ работы за первый год апробации программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы классного руководителя 1 а класса
Сечко Ольги Михайловны
по итогам работы за 2010 - 2011 учебный год
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Взяв в этом году новый набор первоклассников, я решила воспитательную работу организовать, основываясь на структурный план - проект «Ориентир», рассчитанный на 2 года обучения.
Принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, заложенный в "Ориентире", способствует обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу. Это необходимость осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что хорошо конкретизируется через понятие "духовность", основанное на вечных категориях - истина, добро, красота, в которых отражается стремление, желание, умение людей быть "человечными", т.е. следовать таким добродетелям, как сострадание, чуткость, заботливость, умение радоваться и т.п. Вот почему духовность в модели "Ориентир" рассматривается как основа воспитательных отношений.
Назначение и смысл структурных проектов. В планировании предложены семь структурных проектов ("Здоровый образ жизни", "Школа человечности", "Радость познания", "Труд на радость себе и людям", "Природа - наш дом", "Экономическая азбука", "В гармонии с природой и искусством"). В моделировании этих проектов использован культурологический подход к воспитанию. Они наполнены конкретным содержанием тех или иных видов деятельности детей и социально ответственных взрослых, в процессе которой приобретаются знания, умения, а на основе последних рождаются отношения, определяющие действия, поступки, поведение человека.
Каждый из проектов логически завершен, имеет достаточную степень свободы, что позволяет учителю использовать их в индивидуализированной форме с учетом интересов детей, уровня их воспитанности, а также собственной методической подготовки. При этом в каждом из проектов определена необходимость и достаточность знаний, умений, навыков, характеризующих культуру ребенка того или иного возраста. Это и есть ориентиры на стандартизированные нормы в воспитании.
Каждый ребенок - это индивидуальность, поэтому при выборе технологий я ориентировалась такими принципами, как дифференциация, индивидуализация, детерминированность, гармонизация и др. Следование им помогло мне осуществлять личностно ориентированный подход к воспитанию.
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
Основная цель: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
№ | Основные направления по структурным проектам | Цели и задачи |
Структурный проект «Здоровый образ жизни» | ||
1 | Познай себя | Цель: развитие стремления к познанию и совершенствованию своего организма Задачи: развивать элементарные представления о структуре и функциях тела; обогащать словарный запас ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека; учить простейшим методам оценки своего физического развития |
2 | Пути-дороги в мир здоровья 1.Правила для всех 2.Движение - жизнь | Цели: расширение у детей опыта сохранения и укрепления здоровья; приобщение к здоровому образу жизни Задачи: углублять знания о правилах личной гигиены; Вырабатывать гигиенические навыки; Формировать потребность в поддержании чистоты тела; Развивать у детей потребность в выполнении режима дня; Создавать здоровую окружающую среду в школе и семье; Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями; Содействовать осмыслению необходимости двигательной активности; Способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции |
Структурный проект «Школа человечности» | ||
3 | Вежливость и речевой этикет | Цель: расширение знаний об этикете; формирование представления о речевом этикете; научение вежливости как проявлению (в речи, в поступках) уважения к себе, к другим людям Задачи: создавать условия для развития речевой культуры, совершенствовать речевой этикет; расширять запас вежливых слов |
4 | Красота поступка 1. Семь «Я» в одном доме 2. Мальчики и девочки 3. В общественных местах | Цель: воспитание у детей культуры взаимоотношений; формирование представления о красоте поступка Задачи: воспитывать уважительное отношение к семье; Расширять знания о родственных связях; Учить мирно жить с соседями, быть гостеприимными хозяевами и хорошими гостями Способствовать установлению позитивных взаимоотношений между мальчиками и девочками; Учить проявлять взаимное уважение друг к другу; Формировать представление о качествах, характерных для мальчиков, для девочек Способствовать усвоению правил культуры поведения в общественных местах; Учить осмысленному выбору действий |
5 | Мои права – моя свобода | Цель: расширение представления детей об их правах, о правах другого человека Задачи: углублять знания детей об их правах; Учить не нарушать права других людей, отстаивать свои права |
6 | Денискины страшилки 1.Пешеход- ные науки 2. На помощь | Цель: научение детей основам безопасности их жизнедеятельности Задачи: закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения; Формировать культуру поведения на дороге Формировать представление о безопасности жизнедеятельности; Учить осмыслению понятий «опасный», «безопасный» |
7 | Наш внутренний мир | Цель: развитие у учащихся психологической культуры Задачи: формировать первичные представления о внутреннем мире человека; Побуждать к самоанализу и самонаблюдению; Способствовать овладению приемами самовоспитания, внимания, памяти; Развивать коммуникативные навыки; Развивать способность к эмпатии, сочувствию; Учить детей приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер |
8 | Приобщаемся к народным традициям | Цель: развитие интереса к народным обычаям, к родным местам; воспитание патриотических чувств Задачи: знакомить учеников с народным творчеством; Воспитывать уважение к народным традициям |
Структурный проект «Радость познания» | ||
9 | В книжном «мире» 1.Наша библиотека 2. Как хорошо уметь читать! | Цель: формирование интереса к книге, к чтению Задачи: познакомить с устройством библиотеки; создавать условия для посещения детьми библиотеки; Формировать бережное отношение к книге; Учить простейшим умениям приводить книги в порядок Воспитывать читательскую активность; Формировать читательский вкус; Учить работать с книгами, словарями, энциклопедиями; Углублять интерес к внимательному, вдумчивому чтению и т. д.; Знакомить с периодическими изданиями для детей |
10 | Игра – путь к познанию мира | Цель: формирование интереса к процессу познания, к объектам мира Задачи: развивать смекалку, сообразительность; создавать в классе эмоционально-положительный интеллектуальный фон; пробуждать интерес к поиску интеллектуальных игр; знакомить с историей обыкновенных вещей; учить замечать интересное вокруг |
Структурный проект «Труд на радость себе и людям» | ||
11 | На радость людям | Цель: формирование представления о труде на пользу, радость себе и людям, представления об общественной значимости своего труда Задачи: развивать стремление приносить пользу людям; воспитывать готовность к труду; формировать трудовые умения и навыки |
12 | Все умеем делать сами | Цель: развитие стремления и готовности трудиться на пользу себе, своей семье, своему классу. Задачи: воспитывать желание заботиться о близких, о родном доме; Формировать умение определять цель своей работы и доводить дело до конца; Воспитывать обязательность, инициативность, аккуратность |
13 | Умелые руки не знают скуки | Цель: развитие творческих интересов личности Задачи: развивать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами; Воспитывать усидчивость, терпение |
Структурный проект «Природа – наш дом» | ||
14 | Я рачи-тельный и умелый хозяин 1. Все ли в «доме» нашем ладно? 2. Порядок и уют | Цель: развитие у ребенка представлений об ответственности человека за сохранение природных богатств; Формирование нравственно-экологической позиции Задачи: создавать условия для осознания детьми необходимости бережного отношения к невозобновимым природным богатствам; Учить детей предвидеть последствия своего поведения в процессе природопользования Формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде, электроэнергии, окружающим вещам, отходам |
16 | Зеленый друг | Цель: формирование опыта нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как к живым существам. Задачи: воспитывать чувство ответственности за «зеленого друга», желание постоянно проявлять заботу о нем; Замечать красоту растительного мира; Формировать умения ухода за комнатными растениями |
17 | Помощь… 1.тем, кого приручили | Цель: формирование у детей стремления относиться к животным соответственно нравственным, экологическим нормам поведения Задачи: приобщать детей к постоянной заботе о четвероногих друзьях; Учить детей сочувствовать и сопереживать всему живому |
18 | Открываю мир | Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн; формирование представления о единстве и целостности природы, необходимости бережного отношения к ней. Задачи: формировать наблюдательность, навыки простейшей исследовательской деятельности; Воспитывать чувство восхищения красотой природы, ее неповторимостью |
Структурный проект «Экономическая азбука» | ||
19 | Потребности и возможности | Цель: развитие представлений о потребностях как желаниях и нуждах человека, об относительной ограниченности возможностей Задачи: способствовать пониманию ограниченности возможностей в конкретных условиях; Создавать ситуации, ставящие ребенка перед необходимостью делать нравственный выбор |
20 | Мое, твое, наше | Цель: формирование представлений о собственности, о бережном отношении к ней Задачи: знакомить детей с различными видами собственности; Стимулировать бережное отношение к собственности |
21 | Экономика семьи | Цель: развитие представлений об экономической целесообразности участия всех членов семьи в выполнении домашней работы, о доходах и затратах семьи Задачи: приобщать детей к хозяйственно-бытовой деятельности; использовать возможности семьи в развитии разумных потребностей детей |
22 | Экономика для любознательных | Цель: развитие экономического кругозора учащихся Задачи: стимулировать интерес детей к экономическим явлениям; Расширять запас экономических терминов |
Структурный проект «В гармонии с природой и искусством» | ||
23 | Мир вокруг нас 1. Слушаем и узнаем музыку природы 2. Предметы и вещи | Цель: формирование представлений о красоте окружающего мира Задачи: включать детей в деятельность, развивающую восприятие красоты природы; создавать условия для воспитания эмоционального отношения к ней Учить детей рассматривать и оценивать окружающие их предметы и вещи с позиции красоты; Воспитывать аккуратность, приобщать к созданию уюта вокруг себя |
24 | В стране Великих Мастеров | Цель: приобщение детей к мировой культуре Задачи: способствовать развитию интереса ребенка к познанию искусства; Воспитывать эмоционально отзывчивого зрителя и слушателя; Стимулировать потребность в творческой деятельности; Формировать представление о взаимосвязи искусства с жизнью человека и общества |
Положительные результаты:
В едином сообществе с родителями продолжаем работать над задачами, которые рассчитаны на весь период обучения начальной школы, некоторые результаты уже достигнуты.
- Активное участие учащихся в жизни класса и школы, а также активное участие родителей в школьных мероприятиях.
- Ребята проявляют уважение друг к другу, к учителям, родителям.
- Большинство общительны, отзывчивы, очень любят вместе проводить свободное время.
- Охотно выполняют поручения, проявляют бережливость, стараются соблюдать правила поведения.
- Дети с удовольствием участвуют в конкурсах школьного, районного уровня. Есть результаты.
2.Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
1.Особенности социальной ситуации развития учащихся, её изменения за прошедший учебный год.
на начало года | на конец года | |
Кол-во учащихся | 15/7 | 15/7 (1/0 выбывает летом) |
Полные семьи | 12 | 12 |
Неполные семьи | 4/3 из них 1/1 опекаемый | 4/3 из них 1/1 опекаемый |
Благополучные | 13 | 13 |
Многодетные | 2 | 2 |
Малообеспеченные | 8/6 | 8/6 |
Рассмотрев по таблице динамику социальной ситуации развития учащихся и их семей, мы видим, что по результатам есть изменения, связанные с выбытием из школы 1 учащегося.
2. Влияние на развитие личности, развитие творческих дарований, физических способностей.
Занятость учащихся во внеурочное время.
1. Помощь родителям. | 46% |
2. Рисование. | 86% |
3. Просмотр передач. | 70% |
4. Прогулки на улице. | 100% |
5. Игры на компьютере. | 32% |
6. Чтение книг. | 75% |
Карта потребностей учащихся.
1 65% | 2 60% | 3 70% | 4 55% | 5 52% | 6 53% | 7 85% |
1.Общение со взрослыми. 5.В спорте.
2.В труде. 6.В игре.
3.Эстетическая. 7.В чтении.
4.Общение со сверстниками
3.Анализ развития коллектива.
За первый год жизни в коллективе ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Очень любят участвовать в школьных и классных мероприятиях.
Участие класса в мероприятиях разного уровня.
4. Анализ развития учащихся класса.
Уровень воспитанности.
По данным анкетирования уровня воспитанности мы видим такие результаты:
5 человек | имеют высокий уровень воспитанности |
6 человек | имеют хороший уровень воспитанности |
4 человека | имеют средний уровень воспитанности |
0 человек | имеют низкий уровень воспитанности |
Работа с одарёнными детьми.
Большая работа проводилась на развитие творческих способностей, самостоятельности, самореализации детей. Итогами этой работы стало участие в районных конкурсах.
Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
80 % учащихся имеют высокий уровень удовлетворённости. Это говорит о том, что детям нравится в школе, и они с удовольствием приходят сюда.
5. Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.
Работа с родителями проводилась с целью:
привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и классного руководителя;
- ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость. Это предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
Взаимодействие с семьей.
В течение года было проведено 5 родительских собраний (протоколы)
Родители активно участвовали в классных и школьных мероприятиях:
1.Праздник « Посвящение в первоклассники»
2. Урок мужества «Нашей армии – салют!»
3. «Прощание с Азбукой»
4. Конкурсы чтецов
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы. А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса. Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.
6. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности
воспитательной работы классного руководителя.
Каждое из внеклассных мероприятий было составлено с учётом возрастных и психологических возможностей и потребностей учащихся. Проводились различные классные часы, внеклассные мероприятия в виде игр, конкурсов, викторин, акций.
В конце учебного года было проведено анкетирование на предмет определения заинтересованности учащихся в различных мероприятиях. В анкетировании принимали участие все учащиеся класса.
В анкетах учащиеся указали наиболее понравившиеся мероприятия:
- День Знаний.
- Открытый классный час «Освоение космоса»
- Урок мужества «Нашей армии – салют!»
- Конкурсы чтецов.
- Конкурсы рисунков
- Открытый классный час «Урок доброты.»
- «Прощание с Азбукой»
Активных участников – 12 человек, пассивных – 3 .
В начале учебного года была поставлена цель:
создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
В течение 2009 – 2010 года реализовывались такие задачи, как:
- формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством КТД, бесед, классных часов;
- подготовить ребят к длительной учебной работе в школе, к творческому выполнению заданий;
- способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,
- создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
- заинтересовать общением друг с другом;
- дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать инициативу.
Работа по достижению этих задач будет продолжаться в соответствии с программой воспитательной работы класса.
Именно для достижения планируемых задач были проведены указанные выше мероприятия, классные часы, родительские собрания и т.д
Взаимодействие классного руководителя с родителями и учащимися позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.
И это можно увидеть в результатах достижений класса и участия в мероприятиях различного уровня.
Результаты позволяют говорить о динамике сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.
Исходя из анализа воспитательной работы за 2010 – 2011 учебный год, в 2011 – 2012 уч. году следует продолжать работать над реализацией цели:
создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
Наряду с поставленным задачами работать над:
Созданием дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;
добиваться высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы. 1 класс.
Анализ воспитательной работы. 1 класс....
Примерный план и анализ воспитательной работы во втором классе
В статье представлен примерный план и анализ воспитательной работы. Предлагаемый опыт деятельности классного руководителя позволяет расширить педагогические возможности....
Анализ воспитательной работы, анализ итоговых контрольных работ за 2010\2011учебный год
Анализ контрольных содержит тексты работ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-55030.jpg)
Анализ воспитательной работы работы за год, 1 класс
В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Задача классного руководителя - начать формирование коллектива....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606644-1426163323.jpg)
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 «Б» класса по итогам работы за 2017 - 2018 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/24/picture-1157431-1566631283.jpg)
Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 класса по итогам работы за 2019 – 2020 учебный год
Целью воспитательной работы в 3 классе являлось создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.Для реализации по...