Анализ воспитательной работы 1 кл
материал (1 класс) по теме
Взяв в этом году новый набор первоклассников, я решила воспитательную работу организовать, основываясь на структурный план - проект «Ориентир», рассчитанный на 2 года обучения.
Принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, заложенный в "Ориентире", способствует обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_analiz_vospitatelnoy_raboty_klassnogo_rukovoditelya_1_a_klassa.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы классного руководителя 1 а класса
Сечко Ольги Михайловны
по итогам работы за 2010 - 2011 учебный год
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Взяв в этом году новый набор первоклассников, я решила воспитательную работу организовать, основываясь на структурный план - проект «Ориентир», рассчитанный на 2 года обучения.
Принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, заложенный в "Ориентире", способствует обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу. Это необходимость осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что хорошо конкретизируется через понятие "духовность", основанное на вечных категориях - истина, добро, красота, в которых отражается стремление, желание, умение людей быть "человечными", т.е. следовать таким добродетелям, как сострадание, чуткость, заботливость, умение радоваться и т.п. Вот почему духовность в модели "Ориентир" рассматривается как основа воспитательных отношений.
Назначение и смысл структурных проектов. В планировании предложены семь структурных проектов ("Здоровый образ жизни", "Школа человечности", "Радость познания", "Труд на радость себе и людям", "Природа - наш дом", "Экономическая азбука", "В гармонии с природой и искусством"). В моделировании этих проектов использован культурологический подход к воспитанию. Они наполнены конкретным содержанием тех или иных видов деятельности детей и социально ответственных взрослых, в процессе которой приобретаются знания, умения, а на основе последних рождаются отношения, определяющие действия, поступки, поведение человека.
Каждый из проектов логически завершен, имеет достаточную степень свободы, что позволяет учителю использовать их в индивидуализированной форме с учетом интересов детей, уровня их воспитанности, а также собственной методической подготовки. При этом в каждом из проектов определена необходимость и достаточность знаний, умений, навыков, характеризующих культуру ребенка того или иного возраста. Это и есть ориентиры на стандартизированные нормы в воспитании.
Каждый ребенок - это индивидуальность, поэтому при выборе технологий я ориентировалась такими принципами, как дифференциация, индивидуализация, детерминированность, гармонизация и др. Следование им помогло мне осуществлять личностно ориентированный подход к воспитанию.
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
Основная цель: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
№ | Основные направления по структурным проектам | Цели и задачи |
Структурный проект «Здоровый образ жизни» | ||
1 | Познай себя | Цель: развитие стремления к познанию и совершенствованию своего организма Задачи: развивать элементарные представления о структуре и функциях тела; обогащать словарный запас ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека; учить простейшим методам оценки своего физического развития |
2 | Пути-дороги в мир здоровья 1.Правила для всех 2.Движение - жизнь | Цели: расширение у детей опыта сохранения и укрепления здоровья; приобщение к здоровому образу жизни Задачи: углублять знания о правилах личной гигиены; Вырабатывать гигиенические навыки; Формировать потребность в поддержании чистоты тела; Развивать у детей потребность в выполнении режима дня; Создавать здоровую окружающую среду в школе и семье; Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями; Содействовать осмыслению необходимости двигательной активности; Способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции |
Структурный проект «Школа человечности» | ||
3 | Вежливость и речевой этикет | Цель: расширение знаний об этикете; формирование представления о речевом этикете; научение вежливости как проявлению (в речи, в поступках) уважения к себе, к другим людям Задачи: создавать условия для развития речевой культуры, совершенствовать речевой этикет; расширять запас вежливых слов |
4 | Красота поступка 1. Семь «Я» в одном доме 2. Мальчики и девочки 3. В общественных местах | Цель: воспитание у детей культуры взаимоотношений; формирование представления о красоте поступка Задачи: воспитывать уважительное отношение к семье; Расширять знания о родственных связях; Учить мирно жить с соседями, быть гостеприимными хозяевами и хорошими гостями Способствовать установлению позитивных взаимоотношений между мальчиками и девочками; Учить проявлять взаимное уважение друг к другу; Формировать представление о качествах, характерных для мальчиков, для девочек Способствовать усвоению правил культуры поведения в общественных местах; Учить осмысленному выбору действий |
5 | Мои права – моя свобода | Цель: расширение представления детей об их правах, о правах другого человека Задачи: углублять знания детей об их правах; Учить не нарушать права других людей, отстаивать свои права |
6 | Денискины страшилки 1.Пешеход- ные науки 2. На помощь | Цель: научение детей основам безопасности их жизнедеятельности Задачи: закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения; Формировать культуру поведения на дороге Формировать представление о безопасности жизнедеятельности; Учить осмыслению понятий «опасный», «безопасный» |
7 | Наш внутренний мир | Цель: развитие у учащихся психологической культуры Задачи: формировать первичные представления о внутреннем мире человека; Побуждать к самоанализу и самонаблюдению; Способствовать овладению приемами самовоспитания, внимания, памяти; Развивать коммуникативные навыки; Развивать способность к эмпатии, сочувствию; Учить детей приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер |
8 | Приобщаемся к народным традициям | Цель: развитие интереса к народным обычаям, к родным местам; воспитание патриотических чувств Задачи: знакомить учеников с народным творчеством; Воспитывать уважение к народным традициям |
Структурный проект «Радость познания» | ||
9 | В книжном «мире» 1.Наша библиотека 2. Как хорошо уметь читать! | Цель: формирование интереса к книге, к чтению Задачи: познакомить с устройством библиотеки; создавать условия для посещения детьми библиотеки; Формировать бережное отношение к книге; Учить простейшим умениям приводить книги в порядок Воспитывать читательскую активность; Формировать читательский вкус; Учить работать с книгами, словарями, энциклопедиями; Углублять интерес к внимательному, вдумчивому чтению и т. д.; Знакомить с периодическими изданиями для детей |
10 | Игра – путь к познанию мира | Цель: формирование интереса к процессу познания, к объектам мира Задачи: развивать смекалку, сообразительность; создавать в классе эмоционально-положительный интеллектуальный фон; пробуждать интерес к поиску интеллектуальных игр; знакомить с историей обыкновенных вещей; учить замечать интересное вокруг |
Структурный проект «Труд на радость себе и людям» | ||
11 | На радость людям | Цель: формирование представления о труде на пользу, радость себе и людям, представления об общественной значимости своего труда Задачи: развивать стремление приносить пользу людям; воспитывать готовность к труду; формировать трудовые умения и навыки |
12 | Все умеем делать сами | Цель: развитие стремления и готовности трудиться на пользу себе, своей семье, своему классу. Задачи: воспитывать желание заботиться о близких, о родном доме; Формировать умение определять цель своей работы и доводить дело до конца; Воспитывать обязательность, инициативность, аккуратность |
13 | Умелые руки не знают скуки | Цель: развитие творческих интересов личности Задачи: развивать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами; Воспитывать усидчивость, терпение |
Структурный проект «Природа – наш дом» | ||
14 | Я рачи-тельный и умелый хозяин 1. Все ли в «доме» нашем ладно? 2. Порядок и уют | Цель: развитие у ребенка представлений об ответственности человека за сохранение природных богатств; Формирование нравственно-экологической позиции Задачи: создавать условия для осознания детьми необходимости бережного отношения к невозобновимым природным богатствам; Учить детей предвидеть последствия своего поведения в процессе природопользования Формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде, электроэнергии, окружающим вещам, отходам |
16 | Зеленый друг | Цель: формирование опыта нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как к живым существам. Задачи: воспитывать чувство ответственности за «зеленого друга», желание постоянно проявлять заботу о нем; Замечать красоту растительного мира; Формировать умения ухода за комнатными растениями |
17 | Помощь… 1.тем, кого приручили | Цель: формирование у детей стремления относиться к животным соответственно нравственным, экологическим нормам поведения Задачи: приобщать детей к постоянной заботе о четвероногих друзьях; Учить детей сочувствовать и сопереживать всему живому |
18 | Открываю мир | Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн; формирование представления о единстве и целостности природы, необходимости бережного отношения к ней. Задачи: формировать наблюдательность, навыки простейшей исследовательской деятельности; Воспитывать чувство восхищения красотой природы, ее неповторимостью |
Структурный проект «Экономическая азбука» | ||
19 | Потребности и возможности | Цель: развитие представлений о потребностях как желаниях и нуждах человека, об относительной ограниченности возможностей Задачи: способствовать пониманию ограниченности возможностей в конкретных условиях; Создавать ситуации, ставящие ребенка перед необходимостью делать нравственный выбор |
20 | Мое, твое, наше | Цель: формирование представлений о собственности, о бережном отношении к ней Задачи: знакомить детей с различными видами собственности; Стимулировать бережное отношение к собственности |
21 | Экономика семьи | Цель: развитие представлений об экономической целесообразности участия всех членов семьи в выполнении домашней работы, о доходах и затратах семьи Задачи: приобщать детей к хозяйственно-бытовой деятельности; использовать возможности семьи в развитии разумных потребностей детей |
22 | Экономика для любознательных | Цель: развитие экономического кругозора учащихся Задачи: стимулировать интерес детей к экономическим явлениям; Расширять запас экономических терминов |
Структурный проект «В гармонии с природой и искусством» | ||
23 | Мир вокруг нас 1. Слушаем и узнаем музыку природы 2. Предметы и вещи | Цель: формирование представлений о красоте окружающего мира Задачи: включать детей в деятельность, развивающую восприятие красоты природы; создавать условия для воспитания эмоционального отношения к ней Учить детей рассматривать и оценивать окружающие их предметы и вещи с позиции красоты; Воспитывать аккуратность, приобщать к созданию уюта вокруг себя |
24 | В стране Великих Мастеров | Цель: приобщение детей к мировой культуре Задачи: способствовать развитию интереса ребенка к познанию искусства; Воспитывать эмоционально отзывчивого зрителя и слушателя; Стимулировать потребность в творческой деятельности; Формировать представление о взаимосвязи искусства с жизнью человека и общества |
Положительные результаты:
В едином сообществе с родителями продолжаем работать над задачами, которые рассчитаны на весь период обучения начальной школы, некоторые результаты уже достигнуты.
- Активное участие учащихся в жизни класса и школы, а также активное участие родителей в школьных мероприятиях.
- Ребята проявляют уважение друг к другу, к учителям, родителям.
- Большинство общительны, отзывчивы, очень любят вместе проводить свободное время.
- Охотно выполняют поручения, проявляют бережливость, стараются соблюдать правила поведения.
- Дети с удовольствием участвуют в конкурсах школьного, районного уровня. Есть результаты.
2.Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
1.Особенности социальной ситуации развития учащихся, её изменения за прошедший учебный год.
на начало года | на конец года | |
Кол-во учащихся | 15/7 | 15/7 (1/0 выбывает летом) |
Полные семьи | 12 | 12 |
Неполные семьи | 4/3 из них 1/1 опекаемый | 4/3 из них 1/1 опекаемый |
Благополучные | 13 | 13 |
Многодетные | 2 | 2 |
Малообеспеченные | 8/6 | 8/6 |
Рассмотрев по таблице динамику социальной ситуации развития учащихся и их семей, мы видим, что по результатам есть изменения, связанные с выбытием из школы 1 учащегося.
2. Влияние на развитие личности, развитие творческих дарований, физических способностей.
Занятость учащихся во внеурочное время.
1. Помощь родителям. | 46% |
2. Рисование. | 86% |
3. Просмотр передач. | 70% |
4. Прогулки на улице. | 100% |
5. Игры на компьютере. | 32% |
6. Чтение книг. | 75% |
Карта потребностей учащихся.
1 65% | 2 60% | 3 70% | 4 55% | 5 52% | 6 53% | 7 85% |
1.Общение со взрослыми. 5.В спорте.
2.В труде. 6.В игре.
3.Эстетическая. 7.В чтении.
4.Общение со сверстниками
3.Анализ развития коллектива.
За первый год жизни в коллективе ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе с первых дней обучения, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Очень любят участвовать в школьных и классных мероприятиях.
Участие класса в мероприятиях разного уровня.
4. Анализ развития учащихся класса.
Уровень воспитанности.
По данным анкетирования уровня воспитанности мы видим такие результаты:
5 человек | имеют высокий уровень воспитанности |
6 человек | имеют хороший уровень воспитанности |
4 человека | имеют средний уровень воспитанности |
0 человек | имеют низкий уровень воспитанности |
Работа с одарёнными детьми.
Большая работа проводилась на развитие творческих способностей, самостоятельности, самореализации детей. Итогами этой работы стало участие в районных конкурсах.
Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
80 % учащихся имеют высокий уровень удовлетворённости. Это говорит о том, что детям нравится в школе, и они с удовольствием приходят сюда.
5. Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.
Работа с родителями проводилась с целью:
привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и классного руководителя;
- ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость. Это предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
Взаимодействие с семьей.
В течение года было проведено 5 родительских собраний (протоколы)
Родители активно участвовали в классных и школьных мероприятиях:
1.Праздник « Посвящение в первоклассники»
2. Урок мужества «Нашей армии – салют!»
3. «Прощание с Азбукой»
4. Конкурсы чтецов
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы. А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса. Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.
6. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности
воспитательной работы классного руководителя.
Каждое из внеклассных мероприятий было составлено с учётом возрастных и психологических возможностей и потребностей учащихся. Проводились различные классные часы, внеклассные мероприятия в виде игр, конкурсов, викторин, акций.
В конце учебного года было проведено анкетирование на предмет определения заинтересованности учащихся в различных мероприятиях. В анкетировании принимали участие все учащиеся класса.
В анкетах учащиеся указали наиболее понравившиеся мероприятия:
- День Знаний.
- Открытый классный час «Освоение космоса»
- Урок мужества «Нашей армии – салют!»
- Конкурсы чтецов.
- Конкурсы рисунков
- Открытый классный час «Урок доброты.»
- «Прощание с Азбукой»
Активных участников – 12 человек, пассивных – 3 .
В начале учебного года была поставлена цель:
создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
В течение 2009 – 2010 года реализовывались такие задачи, как:
- формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством КТД, бесед, классных часов;
- подготовить ребят к длительной учебной работе в школе, к творческому выполнению заданий;
- способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,
- создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
- заинтересовать общением друг с другом;
- дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать инициативу.
Работа по достижению этих задач будет продолжаться в соответствии с программой воспитательной работы класса.
Именно для достижения планируемых задач были проведены указанные выше мероприятия, классные часы, родительские собрания и т.д
Взаимодействие классного руководителя с родителями и учащимися позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.
И это можно увидеть в результатах достижений класса и участия в мероприятиях различного уровня.
Результаты позволяют говорить о динамике сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.
Исходя из анализа воспитательной работы за 2010 – 2011 учебный год, в 2011 – 2012 уч. году следует продолжать работать над реализацией цели:
создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
Наряду с поставленным задачами работать над:
Созданием дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;
добиваться высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы. 1 класс.
Анализ воспитательной работы. 1 класс....
Примерный план и анализ воспитательной работы во втором классе
В статье представлен примерный план и анализ воспитательной работы. Предлагаемый опыт деятельности классного руководителя позволяет расширить педагогические возможности....
Анализ воспитательной работы, анализ итоговых контрольных работ за 2010\2011учебный год
Анализ контрольных содержит тексты работ....
Анализ воспитательной работы работы за год, 1 класс
В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Задача классного руководителя - начать формирование коллектива....
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 «Б» класса по итогам работы за 2017 - 2018 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год....
Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 класса по итогам работы за 2019 – 2020 учебный год
Целью воспитательной работы в 3 классе являлось создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.Для реализации по...