Проектная деятеоьность
проект (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность.
2 класс.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год .
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
Цели программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследований;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации проекта.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления;
- выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
- ранжировать выдвигаемые идеи;
- делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
- самостоятельно добывать , обрабатывать , хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу общественности.
Распределение часов по разделам программы
Введение – 10 ч
Групповой проект – 6 ч
Индивидуальный проект – 8 ч
Групповой проект социального характера- 8 ч
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата проведения | Примечания | |
Теория | Практика | |||||
Введение (10ч) | ||||||
1. | Проект? Проект! | 1 | Знать понятие проекта, предмет изучения. | |||
2-3 | Как выбрать тему проекта? Какими могут быть проекты? | 1 | 1 | Знать правила выбора темы и объекта исследования. Уметь делать выводы и умозаключения. | ||
4 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | 1 | Знать основные особенности проведения исследований разных видов. | |||
5 | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. | 1 | Знать основные логические операции, их отличительные особенности. Уметь выделять главное и второстепенное в собранном материале. | |||
6 | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. | 1 | Знать правила успешной презентации проекта. | |||
7 | Роль исследовательской деятельности. Учимся видеть проблемы. | 1 | Уметь выделять из текста основные понятия и давать им определения. | |||
8 | Методы исследования. Как провести эксперимент? | 1 | Знать основные методы исследований. | |||
9 | Выполняем логические операции. Творческое воображение.. | 1 | Знать основные методы исследований. Уметь классифицировать предметы, процессы, явления. | |||
10 | Учимся делать выводы и умозаключения. Пиктограммы. | 1 | Знать основные методы исследований. | |||
Групповой проект «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде.» (6ч) | ||||||
11 | Совместное планирование выполнения практического задания. Выдвижение идеи (мозговой штурм). | Уметь самостоятельно выбирать тему и объект исследования. | ||||
12 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. | Уметь правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы. | ||||
13 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). | Уметь ранжировать выдвигаемые идеи. | ||||
14 | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. | 1 | 1 | Уметь делать выводы и умозаключения. Уметь выделять главное и второстепенное в собранном материале. | ||
15 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | 1 | 1 | Уметь правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы. | ||
16 | Выставки творческих работ детей, защита групповых проектов. | 2 | Знать правила успешной презентации проекта. Уметь презентовать свою раб. | |||
Индивидуальный исследовательский проект «Моя семья» (8ч) | ||||||
17 | Выбор темы и способа выполнения индивидуального исследовательского проекта. | 1 | Знать основные методы исследований. Уметь самостоятельно выбирать тему и объект исследования. | |||
18 | Составление плана выполнения индивидуального исследовательского проекта. | 1 | Уметь правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы. | |||
19-20 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | 2 | Знать основные методы исследований. Уметь делать выводы и умозаключения. Уметь выделять главное и второстепенное в собранном материале. | |||
21-24 | Выставки творческих работ, защита индивидуальных исследовательских проектов. | 4 | Знать правила успешной презентации проекта. Уметь презентовать свою работу. | |||
Групповой проект социального характера « Наша любимая школа » (8ч) | ||||||
25 | Выбор темы и способа выполнения группового проекта социального характера | 1 | Уметь самостоятельно выбирать тему и объект исследования. | |||
26 | Создание групп по интересам, по способам выполнения задания. | 1 | Уметь делать выводы и умозаключения. | |||
27 | Составление плана выполнения проекта социального характера. | 1 | Уметь правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы. | |||
28-30 | Выполнение творческих работ на уроке по выбранной тематике. | 3 | Знать основные методы исследований. Уметь делать выводы и умозаключения. | |||
31-33 | Выставки творческих работ, защита проектов. | 3 | Знать правила успешной презентации проекта. Уметь презентовать свою работу. | |||
34 | Подведение итогов выполнения группового проекта социального характера | 1 | Знать основные методы исследований. Уметь делать выводы и умозаключения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....