Программа «Многоаспектное развитие личности ребенка с ОВЗ посредством сказкотерапии и арт - терапии» « ЛУЧИКИ ДОБРА »
рабочая программа по теме

АРСЕНТЬЕВА  ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивитель­ными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребен­ку силы и формируют его личность, а также стимулиру­ют детскую фантазию, склонную к образному мышле­нию. Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем уз­нает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действитель­ность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_luchiki_dobra.docx568.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Многоаспектное развитие личности ребенка с ОВЗ посредством сказкотерапии и арт - терапии» 

« ЛУЧИКИ ДОБРА »

Содержание

1.

Пояснительная записка

 2-8стр.

    1.1 Цели и задачи  программы

8стр.

    1.2 Принципы воспитательной деятельности  

8-9стр.

    1.3 Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната по основным направлениям деятельности

10-11 стр.

   1.4 Формы и методы реализации программы

   1.5 Условия реализации программы

11 стр.

10 стр.

2.

Содержание  воспитательного процесса

11-14 стр.

    2.1 Диагностический блок

12 стр.

    2.2 Коррекционно-развивающий блок

12 -13стр.

    2.3 Аналитический блок

14 стр.

3.

Коррекционное сопровождение

   3.1Коррекционная работа с детьми

14 стр.

14 стр.

4.

Планирование работы с родителями

15-16стр.

5.

Организационно – координирующая работа

17-18 стр.

6.

7.

8.

9.

Модель выпускника

 Ожидаемые результаты  

Список литературы

Приложение 1

18-19 стр.

19стр.        20 стр.

21-25стр.

10.

11.

Приложение 2

Приложение 3

26-28 стр.

29-30стр.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

На ступени общего образования происходит совершенствование мотивов деятельности и преобразование самой деятельности в сознании обучающихся. У учащихся среднего звена желание учиться уже исчезает, оценка взрослого не так важна. Однако резко возрастает мнение коллектива сверстников, «кодекс товарищества оказывает формирующее значение в разрешении различных конфликтов и организации поведения воспитанников.

В среднем звене основное внимание должно быть направлено на отработку уже имеющихся моделей поведения, но в проблемных ситуациях. Воспитанник должен ставиться в ситуацию выбора, а не «слепого» исполнителя воли воспитателя. Большое значение для этой возрастной группы имеет признание обществом результатов трудовой и учебной деятельности; поэтому вопросы трудового воспитания и профессионального ориентирования приобретают особое значение.

Старшее звено  - работа с подростками. Возраст подростка – это агрессивно-беспомощный возраст, когда вокруг много сверстников, друзей, а ты остаёшься наедине с самим собой. Как проявить своё «Я», если ещё толком не знаешь себя, если не хватает опыта, знаний, навыков? Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть похожим. Только его похожесть лишь внешняя; Что лежит внутри взрослого ещё недоступно. Поэтому, вслед за получившим внутренний импульс желанием только что родившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверенность в собственных возможностях, силах, способностях. «Исчезает состояние внутреннего равновесия, душевного комфорта, рождается ощущение беспомощности. Вот и возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопровождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии».

Основные мотивы деятельности:

  • потребность занять своё место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать их представлениям о лидере;
  • ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
  • возникает потребность личностной самооценки, потребность к «взрослости», самостоятельности, «самоутверждению»;
  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворённость этого стремления создаёт у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать активной деятельностью).

 Основные виды деятельности:

  • Учебная деятельность, но не скучная и однообразная и утомительная, а то будет обратный эффект. Живая,  нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него;
  • Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах);
  • Деятельность общения, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» доминирующий и организующий мотив поведения подростка.

Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять своё место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п.

       Ведущей деятельностью становится интимно – личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний), учебно – профессиональная деятельность в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении. Как свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает молодёжная культура, под которой подразумевается «торопливое подражание подростка взрослому. Они мгновенно реагируют на всё новое, но стремятся создать своё социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень отличаются между собой. Объединяет их лишь одно – ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому необходимо оказывать помощь в создании молодёжью своей культуры.

Воспитательная работа осуществляется по тем же направлениям, что и в средней школе. Однако она имеет своё специфическое содержание, выраженное в ориентированности организации воспитательных мероприятий на наиболее значимые – для формирования личности подростка:

  • Работа по профессиональному самоопределению во всей её полноте;
  • Работа над подростковой культурой, включающая в себя сбалансированное развитие разных сфер культур: академическое и художественное творчество, образование, библиотеки и музеи, национальное творчество, а также новаторские направления: молодёжные театры, новейшая электронная музыка, художники – авангардисты, модельеры – экспериментаторы и т.п.

Вот что должно привлечь наших воспитанников к общению с воспитателем. В ходе обсуждения «последних» самых модных в своём месте «течений» - воспитатель будет иметь возможность и уже имеющийся опыт и пробудить в подрастающем человеке желание более глубоко и основательно познать то, что уже создало общество. Содержание работы на ступени основного образования представлено в таблице 1

Таблица 1.

Воспитательно-образовательный процесс

на ступени основного образования

Направления воспитательной работы

Содержание направления

1.

Формирование личностной позиции образа «Я» (личностное развитие)

  • Развитие эмоционально-волевых аспектов личности – как основы развития регулирующей функции образа «Я».
  • развитие мотивационно - потребностной сферы, формирование позитивного  
  • формирование привычки заниматься спортом.
  • развитие умений и навыков рационального и бережного отношения к своему здоровью.
  • профилактическая работа по развития чувства неприятия «вредных привычек», неупорядоченной половой жизни.

2.

Профессиональное самоопределение, экономическое воспитание.       Трудовое воспитание и основы жизнеобеспечения

  • осознание ценности честного (общественно-полезного) труда.
  • общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив её изменения.
  • осознание необходимости в профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.
  • общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели (мечты) и её согласование с другими важными жизненными целями.
  • воспитание убеждений в престижности, выбранной ими профессии;
  • воспитание уважения к своему «Я» через избранную трудовую профессию.
  • воспитание умения работать в коллективе, оценивать результаты своего труда (воспитание культуры молодого рабочего);
  • воспитание социальных норм поведения в труде, отвечающих запросам общества

3.

Основы правового и патриотического воспитания

  • формирование системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения.
  • формирование в сознании воспитанников понятия ЗАКОН.

4.

Эстетическое воспитание

  • развитие у воспитанников чувства прекрасного и гармоничного;
  • формирование здоровых художественных вкусов, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.;
  • формирование интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное;
  • развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведение искусства или окружающую обстановку.

5.

Семейное, половое воспитание

  • знакомство с традициями современной среды.
  • воспитание правильного взаимоотношения в семье.
  • подготовка к семейной жизни.

6.

Охрана здоровья и физическое развитие

  • формирование привычки заниматься спортом.
  • развитие умений и навыков рационального и бережного отношения к своему здоровью.
  • профилактическая работа по развития чувства неприятия «вредных привычек», неупорядоченной половой жизни.

На протяжении многих и многих столетий  сказки и занимательные истории  люди рассказывали детям. Из поколения в поколение дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действовавших там героев хорошее от плохого. И не беда, что одна и та же сказка повторялась множество раз, она не теряла от этого своей прелести.
         Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и сильными героями и свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рассудку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без устали готовы слушать сказочные истории, герои которых отважно сражаются с великанами и чудовищами — с миром взрослых.

Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению. Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действительность.

В диалоге с взрослым ребенок ощущает себя в равноправной партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку).

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Интерес  к сказке существует давно.  О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С.Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений.

 Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. 
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Также сказка может быть использована и для того, чтобы:

1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;

2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;

3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;

4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;

5) сказка несёт свободу;

6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.

В работе с детьми используются элементы АРТ-терапии, когда ребёнок рисует сюжет прочитанной сказочной истории, придумывает продолжение или обсуждает с товарищами поведение героев.

Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.

Арт-терапия позволяет вывести переживания ребёнка во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арт-терапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека.

Цели и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с особыми детьми:

  • поднятие самооценки,
  • расширение стереотипов,
  • освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,
  • развитие навыков работы с изобразительным материалом,
  • развитие сенсорики,
  • развитие схемы и образа тела,
  • развитие моторики,
  • решение пространственных задач,
  • развитие речи,
  • работа со страхом, тревогой, агрессией,
  • решение проблем поведения,
  • проявление инициативы и стимуляция выбора.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Сказкотерапия и арт-терапия – это не просто направления, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. На  занятиях черпаются представления о справедливости и несправедливости.

В работе с воспитанниками, данная программа направлена на развитие у детей   личностных качеств, самоконтроля, эмпатии, преодоление дезадаптации, тревожности, страхов, а также расширение знаний об окружающем и своем внутреннем мире. Использование сказкотернапии и арт-терапии особенно важно для детей  с ограниченными возможностями здоровья   в силу их особенностей: незрелости эмоционально-волевой сферы, отклонений в поведении, расторможенности, гипервозбудимости, слабости мотивации и самоконтроля.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных умственной отсталостью; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
         Задачами являются:

  • расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие   чувства   коллективизма,   ответственности   друг   за друга, формирование опыта нравственного поведения;
  • развитие    самостоятельности, самоконтроля;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие   различных    анализаторов:    зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • развитие эмоциональной и моторной адекватности.
     

1.3 ПРИНЦИПЫ

 

При разработке программы воспитательно-образовательного процесса мы опираемся на принципы воспитательной деятельности  с детьми с проблемами в развитии, предложенные Коняевой Н.П.:

  • принцип педагогического стимулирования социальных проб   - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения  различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду;
  • принцип вариативности организации в работе с детьми  - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и  возвышения. Пробуждение новых интересов. Создание условий для выбора учащимися форм участия школы-интерната;
  • принцип организации личного пространства ребенка     -   требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место; учета индивидуального темпа и режима проживания, предоставления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы  собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей;
  • принцип сочетания взаимной заботы и требовательности     -   требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых  каждый, ощущая себя  достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их  совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;  исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования  толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;
  • принцип нравственного обогащения социальной среды    -  требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта  воспитанников. Упрочнения и развития  нравственных норм  в окружении  детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве  субъекта формирования нравственно обогащенной  среды;
  • принцип развития самодеятельности и  инициативы детей    -    требует активного участия воспитанников  в решении вопросов жизнедеятельности коллектива  учреждения. Развития для принятия детьми  самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.

1.4ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для успешной реализации идей воспитательной концепции в работе  внедряем современные педагогические технологии воспитательного процесса.

 ( таблица 2)

Таблица 2.

Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната

Название технологии

Цель технологии

Здоровьесберегающие  технологии

Совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. (Л.Ф.Тихомирова).

Современные информационно-коммуникационные технологии  

- использование готовых электронных продуктов;

- использование мультимедийных презентаций;
- использование ресурсов сети интернет;

- использование интерактивной доски и программного  обеспечения SMARTBoard (ПО,  для интерактивной доски)

Игровые технологии

- в игре взрослый работает на партнерских началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;

- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;

- игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;

- игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;

- игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий.

1.5 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Форма работы:

  • индивидуальная
  • групповая

Методы работы:  

  • наглядные
  • словесные
  • практические

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа подразделяется на блоки:

1 блок – Диагностический

2 блок -  Коррекционно - развивающий

3 блок -  Аналитический

        Структура сказкотерапевтического занятия с  использованием элементов АРТ-терапии: 

  • Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.
  • Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.
  • Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
  • Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
  • Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
  • Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия.  Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
  • Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Занятия по сказкотерапии проводятся в группе  детей   в рамках комплексной программы. Продолжительность одного занятия 20-30 минут. В неделю проводятся одно занятие.

Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,  уверенности ребенка в себе,  социальных навыков поведения: продолжение темы прочитанной сказки детьми; выступление перед другими детьми; обсуждение поведения героев и самостоятельный выбор мотивации (я бы поступил так…).

2.1Диагностический блок

ЦЕЛЬ: диагностика эмоционально-волевой сферы, самооценки, адаптации к школе.

Содержание.

  • Методика определения уровня самооценки «Лесенка» (приложение 1)
  • Методика «Сюжетные картинки» диагностика эмоционально-нравственного развития (приложение 2)
  • Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лусканова (приложение 3)
  • Методика Н. П. Капустина «Уровень воспитанности  учащихся»
  • Метод  Наблюдения, беседы. 

2.2 Коррекционно-развивающий блок.

ЦЕЛИ:  коррекция эмоционально-волевой сферы, страхов, адаптации к школе, тревожности, коммуникативных навыков.

Содержание

   Адаптация к школе. Школьные предметы. Школьные принадлежности  Видеотренинг с элементами Арт-терапии «В стране не выученных уроков». Просмотр сказки, обсуждение поведения героев. Картинная галерея героев сказки. Сказкотерапия «Белочкин сон». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков.

Домашние животные.   Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Кошка, которая гуляла сама по себе» Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафарета. Обсуждение нарисованных рисунков.

Дикие животные. Видеотренинг «Лиса и заяц». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование продолжения сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Ёжик должен быть колючим». Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказка «Упрямый слоненок». Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Овощи.  Фрукты.  Сказкотерапия «Репка. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение выполненных рисунков.
          Видеотренинг «Чиполлино». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование продолжения сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
      Сказкотерапия «Соломенная Шляпа». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Одежда. Обувь. Головные уборы.  Сказкотерапия «Новое платье короля». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование. Видеотренинг «Возвращение блудного попугая». Просмотр сказки. Обсуждение сюжета. Рисование по сказке с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование. 

Человек.  Сказкотерапия с элементами Арт-терапии – «Снегурочка». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.

Видеотренинг «Волшебник Изумрудного города». Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков.
Времена года.   Сказкотерапия  «4 дочери года». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.

Видеотренинг  «Снегурочка». Просмотр  сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.

Время суток.  Сказкотерапия «Неопознанный самолёт». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование. Сказкотерапия «Кто раньше всех встает». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Члены моей семьи.  Видеотренинг «Трое из Простоквашино». Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.

Транспорт, его виды.  Видеотренинг «Приключения Незнайки и его друзей». Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование одного из сюжета с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.

Мир увлечений. «Игры, игрушки».  Сказкотерапия «Праздник непослушания». Чтение глав из  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование понравившегося сюжета с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование. 

2.3Аналитический блок

ЦЕЛЬ: диагностика эмоционально-волевой сферы, самооценки, адаптации к школе.

Содержание.

  • Методика определения уровня самооценки «Лесенка» (приложение 1)
  • Методика «Сюжетные картинки» диагностика эмоционально-нравственного развития (приложение 2)
  • Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лусканова (приложение 3)
  • Методика Н. П. Капустина «Уровень воспитанности  учащихся»
  • Метод  Наблюдения, беседы. 

3. КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

3.1Коррекционная работа с детьми

-Цель коррекционного сопровождения: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи коррекционной работы:

1.Своеевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными возможностями  каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными  возможностями здоровья основой образовательной программы начального общего образования и их интеграции  в образовательном  учреждении.

4.Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

5.разработка и реализация индивидуальных и  групповых занятий для детей с выраженным нарушением  физического и  психического развитая.

6.  Обеспечение возможности обучения и воспитания по  дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья      

                             

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями является важным направлением деятельности педагогического коллектива специально (коррекционной) общеобразовательнойшколы-интернат8 вида ,по подготовке воспитанников к жизни.

Педагогический коллектив образовательного учреждения осуществляет корригирующее воспитательное воздействие на семью.  Педагоги школы-интернат  проводят как индивидуальные, так и групповые беседы с  родителями, знакомят их с особенностями   развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка  в неблагоприятных условиях.  Разъясняют, что  задача семьи  состоит  в подготовке их к труду, в обеспечении элементарных  социально-бытовых знаний и норм поведения. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее.  Однако, как показал  опыт работы, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, мало, что отрицательно сказывается на социально - трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений.

  • Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.
  • Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
  • Принципы взаимной деятельности:
  • - обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • - доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • - позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
  •        Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания

  • Посещение семей и знакомство с ней в естественной, обстановке, особенности семейного воспитания.
  • Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса

  • Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. Взаимодействие с родительским комитетом

  • Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

4. Совместная деятельность родителей и детей

  • Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

5. Информирование родителей о ходе  и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения

Предварительное  планирование  совместной деятельности с родителями:

1.Информация о  проведении родительских собраний в нутрии школы и класса.

( по графику школы и классного руководителя)

2.Посещение семей, знакомство и изучение условий проживание

             ребенка в этой семье (по мере необходимости).

      3.Заседание родительского  комитета. По плану родительского комитета.

      4.  Помощь родительского комитета  в проведение школьных и внеклассных мероприятий  в течение года.  

5. ОРГАНИЗАЦИОННО - КООРДИНИРУЮЩАЯ  РАБОТА

    Взаимодействие воспитателя:

  • с педагогами-предметниками:
  • совместно вырабатываются общие педагогические требования и подходы к воспитанникам в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
  • воспитатель  представляет интересы своих воспитанников;
  • привлекает педагогов к работе с родителями;
  • с педагогом-организатором:
  • воспитатель согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;
  • привлекает педагога-организатора к проведению мероприятий внутри группы, организуя участие воспитанников;
  • активное взаимодействие сторон по вопросам  организации досуговых и каникулярных мероприятиях;
  • с социальным педагогом:
  • социальный педагог - посредник между личностью воспитанника и всеми социальными институтами в разрешении личностного кризиса воспитанника;
  • с педагогом-психологом:
  • воспитатель изучает индивидуальность воспитанников, процесс их адаптации и интеграции в социум;
  • координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;
  • анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников;
  • координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива воспитанников, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
  • с логопедом:
  • логопед должен вести свою работу в тесном контакте с воспитателем, который закреплял бы формируемые логопедом навыки в работе и в быту. Создание такого контакта является важным звеном в работе логопеда.
  • контакт  с воспитателем должен осуществляться на всех этапах работы логопеда с учащимися, начиная с первичного обследования, о результатах которого воспитатель должен быть, поставлен в известность.
  • с педагогами дополнительного образования:
  • взаимодействие помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей воспитанников;
  • воспитатель способствует включению воспитанников в различные творческие объединения по интересам (секции, кружки);
  • с библиотекарем:
  • воспитатель расширяет круг чтения воспитанников,

способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения через освоение художественной литературы.

  • с медицинскими работниками образовательного учреждения:

воспитатель заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медработников.

6.МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Познавательный потенциал:

  1. Выпускник школы имеет знания, умения и навыки, соответствующие базовому уровню по всем предметам, а по отдельным предметам расширенному или углублённому уровню;
  2. Для выпускника характерно умение учиться, т.е. самостоятельно овладевать знаниями; у него сформирована потребность к самообразованию и саморазвитию;
  3. Знает уровень своих способностей, интеллектуальных возможностей, интересов, умеет рефлектировать и прогнозировать результаты своей учебной деятельности;
  4. Обладает достаточно высокими и устойчивыми познавательными интересами, стремлением наиболее глубоко овладеть определёнными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего овладения профессиональной и  трудовой деятельностью.

Ценностный потенциал:

  1. Выпускник школы воспринимает человеческую жизнь как главную ценность;
  2. Имеет развитое чувство патриотизма, готов отстаивать честь своей страны в труде, спорте;
  3. Имеет полное представление об ответственности;
  4. Занимает активную жизненную позицию;
  5. Владеет профессиональными навыками в соответствии с личностными запросами и задачами;
  6. Умеет осмыслить свою гражданскую позицию в обществе, реально оценить происходящее в мире.

Физический потенциал:

  1. Выпускник школы – физически развитая личность, умеющая заботиться о своём здоровье;
  2. Владеет навыками отдельных видов спорта;
  3. Важным приоритетом является здоровый образ жизни.

Коммуникативный потенциал:

  1. Выпускник школы умеет устанавливать контакты, анализировать свои поступки;
  2. Адекватно оценивает любую ситуацию и умеет находить достойный выход из неё;
  3. Уважает иные взгляды, культуры, обычаи;
  4. В условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий.

   Воспитательный процесс направлен на формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что соответствует требованиям Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года.

 

7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. 

Предполагаемые итоги.

  1. Повышение эмоциональной отзывчивости.
  2. Обогащение  информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
  3. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
  4. Умение детей  вести себя в различных  ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
  5. Позитивное  оптимистичное отношение к жизни.

Список литературы.

  1. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д. Ю. — М. : Эксмо-пресс, 2001, — 224 с.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении у детей. - М., 1986. - 127 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб, 1998. -  352 с.
  4. М.В.Киселева Арт- терапия в работе с детьми СПб.:Речь, 2006. 106с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии СПб.:Речь, 2007. 320с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой - СПб, 1998. -  240 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия СПб.:Речь, 2006. 168с.
  8. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35.
  9. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.- 1991.
  10. Парамонова И.А. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции и права ребенка//Дошкольное воспитание.-1997.-№6
  11. Колпакова Н. «Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание .-1999.-№10
  12. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988. – С. 452
  13. Н.И. Левшина, Т.М. Бабунова «Теоретико-методологические аспекты социализации »./Магнитогорск 2006г.                                                        
  14. . Н.И. Левшина, Т.М. Бабунова «Социально-личностное развитие и воспитание »./Магнитогорск 2008г.
  15. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - М., 2007
  16. Е. В. Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.
  17. Т.И.Линго. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.
  18. Л.С.Выгодский. Умственное развитие в процессе обучения. – М.; 1935.
  19. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001

Приложение 1

1.МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант) 
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант) 
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

У С___________________________________________

ФИО______________________________________________                  

КЛАССА__________________________________ ________    

ДАТА______________________________________________

         

 Приложение 2

2.Методика «Сюжетные картинки»

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тест

     

      

  

  

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Источники

Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.

Приложение 3

3.Методика определения школьной мотивации.

Анкета для определения школьной мотивации

Н.Г. Лусканова

1

Тебе нравится в школе?

Да. 

Не очень.

Нет.

2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью

Бывает по-разному

.. Чаще хочется остаться дома.

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Пошел бы в школу

 Не знаю

Остался бы дома.

4

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится.

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?

Не хотел бы

Не знаю

Хотел бы.

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет

Не знаю

Хотел бы.

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто.

Редко.

Не рассказываю.

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель

Точно не знаю

Хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

Много.

Мало.

Нет друзей.

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся.

Не очень

Не нравятся.

ФИО___________________________________________   (БАЛЛ___________)

КЛАССА__________________________________ _____    

ДАТА__________________________________________

Анализ результатов анкетирования:

За каждый первый ответ - 3 балла,

                  промежуточный -1 балл,

                  последний - 0 баллов.

       Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Максимальное число баллов - 30.

25 -30 баллов

Высокая школьная мотивация, учебная активность

20 - 24 балла

Хорошая школьная мотивация

15 -19 баллов

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

10 -14 баллов

Низкая школьная мотивация

Меньше 10

Негативное отношение к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....

Мастер - класс "Роль сказок в развитии личности ребенка"

Раскрывается роль сказок в развитии личности младшего школьника. Применение теневого театра на уроках литературного чтения...

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.     Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...

Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.

Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....

Лекция для родителей "Развитие личности ребенка"

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками....