Родительское собрание в 3 классе "Формирование у ребенка желания трудиться, или Как воспитать помощника?"
методическая разработка (3 класс) по теме

Левкович Ирина Владимировна

В задачи собрания входит:  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; 2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе

 

Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться, или Как воспитать помощника?» 

Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

                                2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Участники: классный руководитель, родители.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа к собранию:

  • разработка  сценария собрания;
  • составление презентации по теме собрания;
  • подготовка классного помещения;
  • анкетирование учащихся класса;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • подготовка памяток;
  • подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.

Ход собрания:

Родители собираются под фонограмму песни «Антошка» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского).

  1. Вступительное слово классного руководителя:

- Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться, или Как воспитать помощника?»

- Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.» К.Д.Ушинский. 

- Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

Вы можете меня спросить: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела выполнять быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

  1. Анализ полученных результатов по анкетам.

  1. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания:

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».

  1. Выступление классного руководителя:

- Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

В результате нашего собрания, я думаю, вы увидели, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.

  1. Итог собрания:

В родительский дневник

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  • Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

Домашнее задание

  1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
  2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
  3. Составьте с ними план уборки квартиры.
  4. Научите его стирать собственное бельё.
  5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
  6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

  1. Решение родительского собрания:
  1. Рекомендовать родителям определить постоянные трудовые обязанности детям, воспитывать у детей уважение к труду, бережливость,  аккуратность, умение ценить других людей.
  2. Рекомендовать семьям чаще использовать благодарность, похвалу и поощрение за выполнение ребёнком той или иной работы.

Список используемой литературы

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004 г. с.153-158.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребёнок трудиться? ___________________________________________
  2. Что он любит делать по дому? ______________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? _______________________________________________________________________
  2. Как долго может трудиться ваш ребёнок? _____________________________________
  3. Работа выполняется увлечённо или неохотно? _________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы (не учебной!)?  ____________________________________________________________________________
  2. Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу (не учебную!)?

____________________________________________________________________________

  1. Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо? ______________

____________________________________________________________________________

  1. Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса? __________
  2. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы? __________________________________________________________________

Отметьте галочкой (V) участие вашего ребёнка в трудовых делах:

Я знаю, что мой ребёнок в школе:

Мой ребёнок дома:

дежурит по классу

носит дрова или воду

дежурит в столовой

моет посуду

имеет трудовые поручения

убирает свою комнату

участвует в трудовых делах класса

убирает квартиру

занимается в кружке

делает покупки

занимается в секции

ухаживает за младшими

другое:

другое:

Анкета для учащихся

  1. С удовольствием ли ты выполняешь работу по дому? _______________________________
  2. Что тебе нравится больше всего из домашних дел? __________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Что тебе не нравится делать по дому? _____________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Хвалят ли тебя за выполненную работу? __________________________________________
  2. Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают? ________________________________
  3. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать? ________
  4. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями? ___________________________
  5. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке? ____________________________________________
  6. Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа? ______________________________
  7. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

_________________________________________________________________________________

Отметьте галочкой (V):

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

убираю свою постель

убираю свою комнату

мою посуду

хожу в магазин

стираю мелкие вещи

помогаю в уборке квартиры

ухаживаю за младшими

умею кое-что готовить

помогаю родителям по их просьбе во всех делах

помогаю родителям на огороде



Предварительный просмотр:

В родительский дневник

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  • Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

Домашнее задание

  1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
  2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
  3. Составьте с ними план уборки квартиры.
  4. Научите его стирать собственное бельё.
  5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
  6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.



Предварительный просмотр:

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбияК.Д. Ушинский...

«Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям,  это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание   безграничного трудолюбия»....

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...

Родительское собрание в 1 классе "Игра и труд в жизни младшего школьника"

Цель: познакомить с основными видами деятельности младших школьников (игра и труд), с педагогическими требованиями к детскому труду...

Родительское собрание "Как развить у ребёнка желание читать"

Данное собрание поможет родителям осознать необходимость развития навыка чтения у первоклассников....

Родительское собрание на тему: "Агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку?"

Родительское собрание на тему: " агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку"...

Родительское собрание "Как поддержать у школьников желание учиться" 4 класс

Ключевые вопросы классного мероприятия с родителями:1. Основные затруднения в обучении учащихся 4 класса.2.«Как поддержать у школьников желание учиться»3.«Как помочь ребенку при подг...