Родительское собрание в 3 классе "Формирование у ребенка желания трудиться, или Как воспитать помощника?"
методическая разработка (3 класс) по теме
В задачи собрания входит: 1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; 2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.v._stsenariy_sobraniya.doc | 48.5 КБ |
anketa_dlya_roditeley_i_uchashchikhsya.doc | 52.5 КБ |
pamyatka_roditelyam.doc | 27 КБ |
pedagogich_situatsii.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 3 классе
Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться, или Как воспитать помощника?»
Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.
2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Участники: классный руководитель, родители.
Форма проведения: беседа.
Подготовительная работа к собранию:
- разработка сценария собрания;
- составление презентации по теме собрания;
- подготовка классного помещения;
- анкетирование учащихся класса;
- анкетирование родителей учащихся;
- подготовка памяток;
- подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.
Ход собрания:
Родители собираются под фонограмму песни «Антошка» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского).
- Вступительное слово классного руководителя:
- Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться, или Как воспитать помощника?»
- Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.» К.Д.Ушинский.
- Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.
Вы можете меня спросить: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела выполнять быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
- Анализ полученных результатов по анкетам.
- Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания:
Ситуация 1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 2.
В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
Ситуация 3.
В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.
Ситуация 4.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 5.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
- Выступление классного руководителя:
- Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
В результате нашего собрания, я думаю, вы увидели, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
- Итог собрания:
В родительский дневник
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
Домашнее задание
- Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
- Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
- Составьте с ними план уборки квартиры.
- Научите его стирать собственное бельё.
- Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
- Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.
Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
- Решение родительского собрания:
- Рекомендовать родителям определить постоянные трудовые обязанности детям, воспитывать у детей уважение к труду, бережливость, аккуратность, умение ценить других людей.
- Рекомендовать семьям чаще использовать благодарность, похвалу и поощрение за выполнение ребёнком той или иной работы.
Список используемой литературы
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004 г. с.153-158.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
- Любит ли ваш ребёнок трудиться? ___________________________________________
- Что он любит делать по дому? ______________________________________________
____________________________________________________________________________
- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? _______________________________________________________________________
- Как долго может трудиться ваш ребёнок? _____________________________________
- Работа выполняется увлечённо или неохотно? _________________________________
____________________________________________________________________________
- Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы (не учебной!)? ____________________________________________________________________________
- Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу (не учебную!)?
____________________________________________________________________________
- Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо? ______________
____________________________________________________________________________
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса? __________
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы? __________________________________________________________________
Отметьте галочкой (V) участие вашего ребёнка в трудовых делах:
Я знаю, что мой ребёнок в школе: | Мой ребёнок дома: | ||
дежурит по классу | носит дрова или воду | ||
дежурит в столовой | моет посуду | ||
имеет трудовые поручения | убирает свою комнату | ||
участвует в трудовых делах класса | убирает квартиру | ||
занимается в кружке | делает покупки | ||
занимается в секции | ухаживает за младшими | ||
другое: | другое: |
Анкета для учащихся
- С удовольствием ли ты выполняешь работу по дому? _______________________________
- Что тебе нравится больше всего из домашних дел? __________________________________
_________________________________________________________________________________
- Что тебе не нравится делать по дому? _____________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Хвалят ли тебя за выполненную работу? __________________________________________
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают? ________________________________
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать? ________
- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями? ___________________________
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке? ____________________________________________
- Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа? ______________________________
- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
_________________________________________________________________________________
Отметьте галочкой (V):
Дома я: | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
убираю свою постель | ||||
убираю свою комнату | ||||
мою посуду | ||||
хожу в магазин | ||||
стираю мелкие вещи | ||||
помогаю в уборке квартиры | ||||
ухаживаю за младшими | ||||
умею кое-что готовить | ||||
помогаю родителям по их просьбе во всех делах | ||||
помогаю родителям на огороде |
Предварительный просмотр:
В родительский дневник
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
Домашнее задание
- Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
- Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
- Составьте с ними план уборки квартиры.
- Научите его стирать собственное бельё.
- Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
- Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.
Предварительный просмотр:
Ситуация 1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 2.
В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
Ситуация 3.
В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.
Ситуация 4.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 5.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбияК.Д. Ушинский...
«Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»
«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»....
Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...
Родительское собрание в 1 классе "Игра и труд в жизни младшего школьника"
Цель: познакомить с основными видами деятельности младших школьников (игра и труд), с педагогическими требованиями к детскому труду...
Родительское собрание "Как развить у ребёнка желание читать"
Данное собрание поможет родителям осознать необходимость развития навыка чтения у первоклассников....
Родительское собрание на тему: "Агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку?"
Родительское собрание на тему: " агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку"...
Родительское собрание "Как поддержать у школьников желание учиться" 4 класс
Ключевые вопросы классного мероприятия с родителями:1. Основные затруднения в обучении учащихся 4 класса.2.«Как поддержать у школьников желание учиться»3.«Как помочь ребенку при подг...