классный час по теме "Овощи.Где взять витамины весной?"
методическая разработка (2 класс) по теме

Классный час по программе Разговор о правильном питании ,тема "Овощи. Где взять витамины весной?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.gde_vzyat_vitaminy_vesnoy.rar20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2 классе:

« Овощи. Где найти витамины весной?»

                                                Подготовила и провела

                                               учитель начальных классов

                                           Разинькова О.Н.

     

                                     

Тема:  Овощи. Где найти витамины весной? 

Задачи: 

1 Формирование привычки есть то, что требуется моему организму, а не то, что   хочет, есть человек.

 2. Расширить знания детей об овощах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности; выделить особенно содержание в них витаминов,  которых не хватает организму весной.

3.  Используя интересные научные данные, рассказать детям в доступной форме о целебных свойствах некоторых овощей.

4 .Развивать мотивацию к  здоровому образу жизни;
 

 

(Входит сладкоежка. В руках держит много  сладостей.)

 Сладкоежка. 

          Я Сладкоежка – Сладкоежкин

          Люблю вкусно поесть.

          Мармелад, пирожное,

          Отличное мороженое!

          Булочки, ватрушки,

          Сдобные пампушки. 

          «Марсы», чипсы и «Пикник»

           Развивают аппетит.

           Не люблю делиться,

           Всё мне пригодится.

           Этот тортик мне

           И конфетки мне

           Не подходи ко мне!

Учитель . (Подходит к Сладкоежке.) 

               - Не бойся, Сладкоежка, я у тебя ничего не заберу.

                  Только я не могу поверить, что это ты один можешь всё съесть.

Сладкоежка.

                  Да, съем и никому не дам, ведь я сладости очень люблю.

                  Нету большей радости

                  Для меня, чем сладости.

Учитель.

-  Дети, а вы любите сладости?

Сладкоежка.

 - Ой, ой! Что-то у меня живот заболел! И в боку боль! Ой, и голова заболела!

                  А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!

Учитель.

    -Дети, почему Сладкоежка заболел?

                         (Он много ест сладостей. Сладости есть вредно.)

Учитель. 

- Да, вы правы. Сладости мы любим все, но есть их нужно понемножку. Иначе  можно получить много разных болезней. Нужно помнить, что сладостей сто, а здоровье одно.  Поэтому надо научиться отказывать себе в сладостях и других вкусных продуктах, которые вредят нашему здоровью, например: чипсы, пепси, фанта. Нужно научиться выполнять правило здорового питания: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я.»

- Пришла пора снова поговорить о правильном питании. Тему этого разговора вы

определите сами, если правильно отгадаете загадки.

        (Дети называют отгадки, учитель вывешивает на доску рисунок с изображением  соответствующего овоща)

1.Говорят я горький, говорят я сладкий

Стрелочкой зелёной я расту  на грядке.

Я полезный самый, в том даю я слово.

Ешьте меня всяким – будете здоровы.

                                                      (Лук.)

2. Вырастаю я в земле,

Убираюсь я к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку,

Будет пахнуть очень долго.

                                                     (Чеснок)                                                                                                            

3.Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.        

                       (Капуста.)                  

                                                                 4.На ощупь очень гладкая,

На вкус, как, сахар, сладкая,

На цвет, конечно, яркая.

                              (Морковь.)

5.Я кругла и крепка,

Тёмно – красные бока.

Я гожусь на обед

И в борщи, и в винегрет.

                      (Свёкла.)

                                                                    6.Что за овощ из земли жарили, варили?

   Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

                                                                                                   

                                                                       (Картошка.)

        Учитель.

                   -  Все загадки отгадали, а «отгадки» перед нами.

 - Так о чём пойдёт речь в нашем разговоре о правильном питании? (Об овощах.)

 - Часто покупают вам витамины родители?

 - А ведь не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины с нами живут рядом.

  - Вот они.

                                          (Показывает на овощи.)

 - Сейчас идёт весна. Нужно знать, что именно весной наш организм нуждается в витаминах. Витамины не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Зимой мы в основном едим мясо и разные мясные  продукты, они содержат белки, жиры, углеводы, а витаминов в них мало либо совсем  отсутствуют. Поэтому наш  организм становится слабым. Совсем недавно мы отметили большой и светлый праздник. А предшествовал  ему Великий пост. Его продолжительность 47  дней. Мудрыми были наши предки, что вели этот пост весной. Он помогал набраться  сил, поправить здоровье, чтобы бодрыми и здоровыми выйти в поле и провести все  весенние работы. Силы им очень были нужны, ведь все работы они выполняли в ручную. В пост взрослые не едят мясные и молочные продукты, а едят фрукты и овощи. А вот детям обязательно нужно есть кроме овощей и фруктов молочные продукты и пить молоко, потому что детский организм растёт и нуждается в белке, которым очень богаты молочные продукты.

  -Ребята, какие овощи вы любите?

 -А, какие не любите?

- Нужно есть все овощи.

-Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы научиться выполнять правило: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». Я думаю, что с сегодняшнего дня вы полюбите все овощи, потому что узнаете о них много интересного    и полезного. А помогут вам в этом знатоки здоровой пищи и гости, которые с ними пришли.

 

 -Но сначала немного отдохнём. Поиграем в игру «Вершки и корешки».

 -Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки) встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.

Учитель.   

 -Ребята, мы уже говорили, как в наших огородах появились: картофель, лук, чеснок, капуста свёкла, морковь. А  сегодня вы узнаете о их питательных и целебных  свойствах.

- Скажите, какой овощ у белорусов называется вторым хлебом? А как думаете почему?

   Картофель: 

- Меня  считают вторым хлебом, потому что по содержанию углеводов я не уступаю злаковым растениям. В картофеле, кроме углеводов есть белки, клетчатка, органические кислоты, много фосфора, калия, витаминов, которые необходимы нашему организму. Картофель не только применяют в пищу, но и лечатся им. С его помощью боролись с болезнью дёсен (цингой). Тёртым, сырым картофелем лечат ожоги, экземы кожи. Отварной картофель,   но не жареный советуют, есть при больной печени. 

         

 Учитель. -Следующий не менее полезный овощ – лук.

Лук:

- Моя родина – средняя Азия. Без лука не обходится ни одна кухня мира. Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Не зря говорят: «Лук от семи недуг». Греческие врачеватели рекомендовали его для повышения аппетита и очищения организма. Римляне считали, что обилие лука в пище придаёт людям силу и храбрость. Летучие фитонциды лука действуют на вредные бактерии на расстоянии. В луке содержатся углеводы, белки, целлюлоза, жиры, соли калия, фосфора, железа. Есть витамин С, особенно в зелёных перьях. В народной медицине применяется при лечении вывихов, для смягчения мозолей и др.

Учитель.   -Ребята, а что это за витамин С?

Витамин С:

-Я – король среди витаминов. Недостаток моего витамина приводит к тому, что нарушается рост костей, сосуды становятся хрупкими, понижается устойчивость к инфекциям. Наступает быстрое утомление, появляется кровоточивость дёсен, частые простудные заболевания. Меня можно найти во всех фруктах, овощах, ягодах и зелени. Особенно много в цитрусовых, шиповнике, чёрной смородине, облепихе, петрушке.

Учитель. 

-А вы знаете, что можно вырастить лук дома на подоконнике. Для этого нужно взять   банку с водой или горшочек с землёй и посадить лук.

 -А про какой овощ говорят: «Маленький, горький луку брат»?

  Чеснок:

-Моя родина – Южная Азия. Издавна чеснок применяли как средство, отпугивающее змей. Поэтому иногда чеснок называют змеиной травой. Наши предки пользовались чесноком для отпугивания насекомых. В старину во время эпидемий люди ели чеснок и обмазывались его соком, чтобы не заболеть. В Средние века луковицы служили амулетами, которые якобы могли спасти от бедствий и невзгод. Король Ричард I Львиное Сердце, отправляясь в поход, обязательно надевал амулет из луковичек чеснока. Но по сравнению с луком чеснок богаче питательными веществами и эфирными маслами. Чесночный запах лечебный, он убивает вредные микробы. Правда, этот запах очень стойкий. Чтобы его нейтрализовать, надо съесть яблоко, сырую морковь либо выпить стакан свежезаваренного чая. Чеснок служит главной составляющей частью эликсира долголетия.  Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.

Учитель.       

  -Что за скрип? Что за хруст?

    Это что ещё за куст?

    Как же быть без хруста,

      Если я ……  (капуста).

 Капуста: 

-Белокочанной капустой в русских деревнях кормились почти целый год. «Щи да каша   пища наша», гласит русская поговорка. С лета до осени выручали щи из свежей капусты. В будни – постные, в праздники – с мясом. Хлебать их надо было молча  степенно, уважительно. В праздники пекли пироги с капустой. С зимы до половины    весны ели кислые щи из квашеной капусты. Заготавливали её на зиму, рубили сечками упругие кочаны в деревянных корытах. Её даже сушили. Капуста щедра на витамины.   В капусте съедобно всё. Очень полезно есть капусту сырой, в виде салата. Попробуйте  салат из капусты.  Капуста отличный по вкусу продукт, да ещё богатый ценными витаминами. Именно в них   после зимы остро нуждается наш организм. Сок капусты улучшает пищеварение.

В ней содержится много витамина С. Сырая или квашеная капуста возбуждает аппетит,  регулирует работу кишечника. Листом капусты можно полечить голову.

Учитель: 

-А сейчас мы проведём игру – соревнование. Побеждает команда, заработавшая больше очков.
Игра «Аккуратный почтальон»
 - Сейчас мы проверим, как вы знаете овощи, фрукты, ягоды.
На доске записаны слова: овощи, фрукты, ягоды. На столе лежат карточки, на которых записаны названия овощей, фруктов, ягод. Каждая команда разносит почту своего адреса.
Задача: быстро и правильно разнести почту.

      Учитель: 

- Пока мы играли,  к нам пожаловал  новый   гость.          

Свекла: 

- Свёкла благодаря своим вкусовым качествам и лечебным свойствам получила широкое распространение, так как она содержит витамины А и В, это витамины, которые  помогают нашим глазам сохранять зрение. По сравнению с другими овощами в свекле гораздо больше йода. Свёкольный сок ещё полезен здоровым и больным, молодым и  старым – он оказывает общеукрепляющее действие и улучшает обмен веществ. Свёкольный сок также хорошо помогает от насморка. 

Учитель. 

 – Скажите, как вам кажется, что про себя может рассказать морковка?

Морковь:     

               Про меня рассказ не длинный.

            Кто не знает витамины?

            Пей всегда морковный сок и грызи морковку.

            Будешь ты тогда. Дружок,

            Крепким, сильным, ловким.

4 Знаток здоровой пищи - Действительно, в моркови масса полезных элементов. Это каротин, витамины А, В, С, Д, глюкоза с клетчаткой, крахмал, пектиновые вещества, соли калия. Издревле знали о целебных свойствах. Ею лечили заболевания носоглотки, сердца, печени. Сок усиливает сопротивляемость при гриппе, лечит горло, бронхит, очищает кровь, улучшает пищеварение, выводит шлаки.

Учитель.

 -  Овощ это или фрукт –

Я не знаю даже.

Может, кто-то из ребят

Мне ответ подскажет?

Ярко-желтый или рыжий?

Рассмотри его поближе,

Но не пробуй приподнять –

Весит килограммов пять.

- Узнали? Что же это?

  Тыквы семечки вкусны,

Она хранится до весны.

Эту тыкву мама ваша

В пшенную добавит кашу.      

5 Знаток полезной пищи.  

- По количеству железа тыква – чемпион среди овощей. В ней особенно много калия, пектина, препятствующих возникновению воспалений толстого

кишечника. Тыква улучшает пищеварение, поэтому её включают в диетический рацион  при ожирении, болезнях почек. Плоды тыквы необычайно полезны.  В её мякоти обнаружен витамин Т, который способствует ускорению обменных процессов в организме – интенсивному усвоению мяса и другой тяжёлой пищи.

Учитель:

- А знаете ли вы, что с овощами и фруктами связано много различных легенд? Сейчас  мы услышим некоторые из них.

Рассказы летописца. ( читают подготовленные ученики)

  • 1.В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса – величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 метров. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра.

  • 2.В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковкой, то утром обязательно найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

 

  • 3.Что сказал много лет, назад попавший в немилость любимый слуга одного из кавказских царей, когда стражникам приказали кормить его только одним видом пищи? «Я выбираю лимон. Его аромат будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца. В мягкости же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду.

2. Интересные факты.

- Знаете ли вы, что…

  • любимый овощ  Наполеона – фасоль;

                                                                           

  • свекла  считалась  в Древней Персии с символом ссор и сплетен;

                                                                           

  • редис на золотом блюде приносили в жертву богу Аполлону;

  • помидор называли золотым яблоком и еще у него есть два названия.  Какие?

                                                                           

  • чеснок  Пифагор называл королем всех пряностей.  

                                                                             

  • кукурузу открыли моряки Христофора Колумба, когда ступили на неведомый остров.    

                                                                           

  • у древних римлян петрущка считалась травой мужества.

Учитель:

- Ну а теперь давайте заглянем на наш огород. Если мы верно разгадаем все слова, то сможем ответить на вопрос: « Почему же люди употребляют в пищу овощи»

3.Кроссворд «Мой огород».

1.

В

2.

К

3.

У

4.

С

5.

Н

6.

О

  1. Голова велика, только шея тонка.

                                                        (Тыква)

  1. Я вырос на грядке, характер мой гадкий,

     Куда не приду,  всех до слез доведу.  

                                                        (Лук)

  1. Среди бахчи зеленые мячи,

Налетела детвора – от мячей одна кора.

                                               (Арбуз)

  1. С виду красная, раскусишь – белая. (Редиска)

  1. Белый, тощий корнеплод под землей растет,

И хотя он очень горек, в пищу он   нам годен.

Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят.

(Хрен)

  1. Раскололся тесный домик на две половинки

И посыпались в ладони бусинки - дробинки.

                 (Горох)

- Конечно,  вы были  правы, овощи содержат необходимые организму те или иные витамины, которые служат для сохранения и укрепления здоровья.  Но все это еще и очень – вкусно. Это ключевое слово нашего кроссворда.

Знаток полезной пищи.  

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все  без исключения.

 В этом нет сомнения!

 В каждом польза есть и вкус,

 И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее!

Ешьте больше овощей-

 Будете все здоровей и веселей!

                             Работа в тетради с.44-46

Дети читают диалог по ролям

       

Рефлексия. 

Учитель.

- Вот  наш разговор о правильном питании и подошёл к концу.

Вспомните свои впечатления на уроке. Дополните предложения

1.     Я чувствовал себя…

2.     Я бы хотел стать более….

3.     Мне еще нужно …

4.     Я буду обязательно…

5.     Дома я обязательно расскажу о…

-  Я   хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться  всегда выполнять правило здорового питания, о котором мы сегодня говорили . Давайте его повторим: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее

 Памятка « Правила приёма пищи»

  1. Есть надо регулярно в одно и то же время. В перерывах не перекусывать.
  2. Есть нужно медленно, тщательно пережёвывать пищу.
  3. За столом не читать, не разговаривать по телефону, не смотреть телевизор.
  4. Еда должна быть разнообразной и вкусной.
  5. Не есть перед сном. При сильном желании покушать- выпейте стакан кефира или съешьте яблоко.

 Следует стремиться:

  1. Соблюдать режим питания.
  2. Разнообразить свою пищу.
  3. Повседневно включать в свой рацион овощи и фрукты. Желательно в свежем виде, а также и квашенные.
  4. Не пренебрегать растительным маслом.
  5. Отдавать предпочтение молоку и молочным продуктам.
  6. Включать в рацион питания рыбу и морепродукты.
  7. Использовать в рационе хлеб из муки грубого помола.
  8. Применять поливитаминные препараты, особенно в весенний период.

 Избегать:

     Избыточного питания, приводящего к лишнему весу;

     Большого употребление сахара и кондитерских изделий.

 

Памятка « Правила приёма пищи»

  1. Есть надо регулярно в одно и то же время. В перерывах не перекусывать.
  2. Есть нужно медленно, тщательно пережёвывать пищу.
  3. За столом не читать, не разговаривать по телефону, не смотреть телевизор.
  4. Еда должна быть разнообразной и вкусной.
  5. Не есть перед сном. При сильном желании покушать- выпейте стакан кефира или съешьте яблоко.

Следует стремиться:

  1. Соблюдать режим питания.
  2. Разнообразить свою пищу.
  3. Повседневно включать в свой рацион овощи и фрукты. Желательно в свежем виде, а также и квашенные.
  4. Не пренебрегать растительным маслом.
  5. Отдавать предпочтение молоку и молочным продуктам.
  6. Включать в рацион питания рыбу и морепродукты.
  7. Использовать в рационе хлеб из муки грубого помола.
  8. Применять поливитаминные препараты, особенно в весенний период.

Избегать:

     Избыточного питания, приводящего к лишнему весу;

     Большого употребление сахара и кондитерских изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Витамины вокруг нас"

Классный час:  Ярмарка « Витамины вокруг нас».  Цели классного  часа :                 1....

Классный час "Наши друзья витамины"

Классный час "Наши друзья витамины"...

Классный час по теме: « Наше здоровье: витамины».

Формировать представление о здоровье; мотивировать на здоровый образ жизни....

Презентация "Где взять витамины весной?"

Презентация к теме "Где взять витамины весной?" в рамках программы "Разговор о правильном питании"...

Классный час "Ягоды,овощи, фрукты-самые витаминные продукты"

Классный час из опыта работы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» с применением здоровьесберегающих и компьютерных технологий рассчитан на учащихся начальных классов. Активные...

Классный час на тему "Наши друзья - витамины"

Классный час для учащихся начальной школы. Классный час содержит веселые игры, интересные стихи, загадки о витаминах и здоровом образе жизни....

«Где взять витамины весной»

Где взять витамины весной...