Классный час "Толерантность"
классный час (4 класс) по теме

На занятии дается понятие толерантности ,упражнения-игры по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas.zip560.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 имени Ю.А.Гагарина»

г. Воткинска Удмуртской республики.

Классный час 4 класс

По теме: «Толерантность. Что это?»

Подготовила : учитель начальных классов

Соколова Татьяна Алексеевна

г. Воткинск

2014 год

Цели:

Образовательные: 

  •  познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  •  выявить основные черты толерантности;
  •  сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные: 

  •  воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  •  воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

Развивающие: 

  •  продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  •  способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  •  развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Формируемые УУД

Познавательные - выполнять анализ ,выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы .

Регулятивные - учить работать в группах ,сверять свои действия с целью ,исправлять ошибки.

Стадия вызова.

На доске записаны афоризмы:

-«От всякой боли средство есть - терпение» (Публий)

-«Как теплая одежда защищает от стужи ,так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа и обида ,как бы горька не была ,тебя не коснется.» (Леонардо да Винчи)

I.- Мы живем в беспокойное время. Для нас стали привычными слова «терроризм», «насилие», «вооруженный», «конфликт». Мы эти слова слышим с детства.

Мы редко задумываемся о добре и зле, о чести т бесчестии. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуй!», но не задумываемся над тем, какой смысл несет это слово. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя, мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче.

Слайд  1( со словами терроризм ,насилие ,вооруженный конфликт.)

-. Правильно ли это?

-Прочитайте афоризмы с доски. О чем они? (о терпении)

-Как вы думаете ,если бы у всех людей было это качество характера ,каких бы слов мы не знали?

-Кто сформулирует тему нашего классного часа?

-Цель нашего сегодняшнего классного часа – показать, что несмотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу.

- Что для этого нужно сделать?

- Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси. (рассказывает ученик)

2. Притча.

Рассказывает подготовленный ученик.

-Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси – такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким – самого себя.

- Как вы поняли притчу?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?

- Хотели бы вы изменить себя?

Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

- А что такое счастье в вашем понимании?

- Какого человека можно назвать счастливым?

Стадия содержания

Слайд 2

- Анализ высказывания Л.Н.Толстого.

 Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

- Почему писатель сравнивает человека с алмазом?

- Как вы считаете, что значит «самоочищение»?

- Какова основная цель человека, по мнению писателя?

- Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека – служить другим.)

4. Работа над термином «толерантность». Определение лексического значения.

- Относительно недавно появилось слово «толерантность».

Слайд 3,4.

Толерантность  - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям. (проанализировать каждый из перечисленных пунктов)

Слайд 5.

Определение  слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих  собственных идей или мнения, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском – позволять , принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение,  снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием)

История появления этого слова. (рассказывает ученик)

Слайд 6.

Справка: Шарль Морис де Толейран Перигор. На рубеже XVIII-XIX веков жил во Франции. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменным министром иностранных дел. Это был человек, способный учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы.

Притча.

Разгадка сна.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть : ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.

Придворные были удивлены.

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?- спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Да, мы одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?

Согласны ли вы с ней?

5. После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить, как вы поняли, что такое «толерантность».

 Работа в группах (деление на группы).

 Встаньте в круг. Руки за спину. Я вложу в руку картинку. Найдите «себе подобного»(найди одноклассника с такой же картинкой ) и объединитесь в группы. Обращаю ваше внимание на то, что один ученик останется один.

- Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один? Что бы вы сделали?

Упражнения:

Ситуации. (каждая группа работает со своей ситуацией):

- Ты принес в школу альбом с марками (наклейками), чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает. Как быть?

- Коля построил замок из песка и все им любовались. Только один Игорь сказал, что сможет сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку. Как быть?

- Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул «Медведь косолапый». Другие молча обошли. Как быть?

- Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята над ним стали смеяться. Твои действия?

- Одноклассник заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя оценки. Как ты поступишь?

-Какой вывод можно сделать после этих упражнений?( из любой ситуации можно и нужно выходить достойно).

 Магазин  «Толерантности» Слайд 7.

-Я- продавец магазина «Толерантность».Попробуйте догадаться ,какие товары можно купить в нашем магазине?

-Давайте проведем «Мозговой штурм»(дети предлагают наименования товара ,который может быть в данном магазине).

-Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?(каждое качество написано на отдельном листке).

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

Милосердие

Честность

Чуткость

Забота

Доброта

Любовь

Агрессивность

Терпимость

Доверие

Деликатность

Уважение

Внимание

Смелость

Злость

Раздражительность

Чуткость

Злость

Грубость

Равнодушие

Сотрудничество

Сопереживание

Эгоизм

Равнодушие

Зависть

Выбранные качества вывешивают на доску

-На стол выкладываются яркие цветные коробки с бантами ,на которых написано:доброта  ,снисходительность ,терпимость ,чуткость ,умение владеть собой ,умение слушать ,забота ,честность ,доброта .любовью

-. Детям предлагается купить то качество, которого, как им кажется у них не достаточно. Дети объясняют свой выбор. Рассчитываются в магазине тем качеством, которое ему мешает жить, учиться (записывают на листочке).

Похвали себя и других.

Ученики делятся на две группы .Одна группа образует внешний круг ,другая –внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

-Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера ,говорить о них окружающим нас людям ,мы не увидим ничего положительного и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру ,что вам в нем нравится.Парт-нер ,выслушав вас ,должен сказать: «А кроме того ,я…….»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например ,Саша говорит Вере: «Вера ,ты очень добрый человек ,мне нравится ,что ты всегда помогаешь другим в беде».Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая ,…»

-Чему учит нас эта игра? (учит делать приятное другим ,видеть в себе положительные

качества).

Стадия рефлексии.

Слайд 8.

Упражнение : Волшебные ручки.

 Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке то, что вы хотите в себе изменить. Ладошки приклеиваются вокруг желтого круга в виде лучей солнца.

 Звучит песня: Я, Ты, Он, Она -вместе дружная семья!

Список литературы:

1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,2005

3.Воспитание школьников 2013 г. № 1.

4 .Маслов А.А.Лучшие притчи дзэн: обычные истории о людях необычных.-Ростов на Дону:Феникс;Краснодар «Неоглори» 2009 г.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. https://my.1september.ru/

7. http://www.audiopoisk.com/

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...