Активизация познавательной деятельности
презентация к уроку на тему
Активизация познавательной деятельности, как условие психологической безопасности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktiv.pozn_.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Активизация познавательной деятельности, как условие психологической безопасности воспитанников.
Губкин, 2013
Активизация познавательной деятельности, является важнейшим условием психологической безопасности воспитанников. Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к процессу обучения. Он носит поисковый характер. Под влиянием познавательного процесса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно старается искать. При этом поисковая деятельность обучаемого совершается с увлечением. Он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые приобретают особую активность и направленность.
Для повышения познавательной активности у младших школьников используются отдельные педагогические ситуации, индивидуальные и коллективные занятия по предметам, воспитательные мероприятия.
Активизация познавательной деятельности является традиционным направлением коррекционной работы и предполагает (СЛАЙД 2):
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие внимания (развитие устойчивости, концентрации и переключения внимания, самоконтроля, повышение объема внимания);
- развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия и сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности (стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов).
Учитывая особенности детей, находящихся на реабилитации в центре (нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижение работоспособности, недостаточность ряда высших психических функций (нарушение внимания, памяти) познавательную активность важно развивать не только во время специально организованных занятий по предметам, воспитательных мероприятий, но и в свободной деятельности детей.
Познавательные потребности, желание учиться необходимо формировать сначала на легком, доступном интересном материале, чтобы дети достигали определенных успехов. Именно успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность, вызванную процессом обучения. Ситуация успешного обучения создает чувство защищенности и эмоционального комфорта, что является обязательным условием реализации способностей и потенциальных возможностей ребенка.
Основной проблемой, с которой сталкиваются специалисты центра – несформированность у детей навыков коммуникативного общения, что особенно влияет на решение проблемы школьной дезадаптации. Несовершеннолетние не могут находиться в коллективе, в отношениях со сверстниками, проявляют или агрессию, или замкнутость. Проводимая мною работа направлена на формирование у воспитанников более совершенных навыков общения, сплочения. Достичь желаемых результатов нам помогают следующие формы работы(СЛАЙД 3), в них каждый ребенок может раскрыть свою индивидуальность и почувствовать себя членом коллектива.
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности на занятиях, для развития мышления и гибкости ума является игра. Игра – это не забава, а серьезный творческий труд. Это вид активной деятельности, направленный на развитие физических и интеллектуальных сил. Дидактическая игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т. е. включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Она преследует одновременно две цели: игровую и учебную, с одной стороны, это средство игрового моделирования окружающей действительности, а с другой – методический прием обучения. Иными словами, обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации.
Игра – спутник жизни от колыбели до глубокой старости. И для взрослых, и для детей игры могут служить и отдыхом в интересных и увлекательных занятиях, и источником живой творческой деятельности.
В статье «О детских игрушках» А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
В играх ребенок развивает свою инициативу, находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий. При всем этом игра остается для них источником неиссякаемого удовольствия. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы в воспитании сознательной дисциплины. Играя, дети не замечают, что упражняются в приобретении навыков, необходимых при изучении предмета. В процессе игры на занятиях ребята незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит школьника в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?». В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Помимо игр при проведении занятий включаю разнообразные занимательные задания: фокусы, задачи-смекалки, стихи, загадки, которые способствуют развитию мышления детей.
При подборе материала к занятиям мы стараемся связывать его с носителями реальностей, легко воспринимаемых детьми и имеющих определенный интерес для воспитанников.
Быстрое развитие новых современных технологий требует от человека широкой эрудиции, знаний. Вот почему глубоко продуманный материал к проведению занятий, показ богатства, заключенного в научных знаниях, считаю важнейшим звеном интереса к учению.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой материал, который является для детей новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь, ребенок как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в ожидании чего-то нового.
Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти знаком. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно, чтобы дети умели видеть в знакомом новое.
Такое проведение занятий с детьми центра подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон. И то, почему растения тянутся к солнцу, и о свойствах талого снега, и многое другое.
Далеко не все в учебном материале для наших ребят интересно. И тогда выступает еще один не менее важный источник познавательной активности – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу воспитанников, организованную в соответствии с особенностью интереса и индивидуальными возможностями детей.
Каждый раз мы стараемся подготовить и организовать игры и ситуации, которые развивают умение слушать другого.
В центре организована учебная комната, где мною проводится самоподготовка учащихся к школе, коллективные занятия с детьми по предметам, индивидуальные занятия с целью устранения пробелов в знаниях, воспитательные мероприятия. Условия для занятий максимально приближены к домашним, чтобы каждый ребенок в непринужденной обстановке смог пообщаться со мною, как с мамой, выслушать совет, принять необходимую помощь в подготовке домашнего задания.
Организация познавательной деятельности, в том числе и досуговой, в любом детском учреждении всегда была и останется очень важной сферой деятельности воспитателя. Воспитательные мероприятия, общение с детьми в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их общего развития и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника
Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности. ФГОС нового поколения требует исп...
Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"
Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...
Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников( из опыта работы)
Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...