Работа с одаренными детьми
статья по теме

Демидова Валентина Ивановна

В данной работе описан опыт работы обучения и воспитания одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx_2_b_klass_2013-2014.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Работа с одарёнными     детьми.

 

2 «Б» класс

 

 

Учитель: Демидова В.И.

     

           Одним из направлений работы в начальной школе ( в частности , у меня

как у учителя начальной школы) является развитие каждого одарённого ребёнка.

        Решая проблему обучения одарённых детей необходимо прежде всего

определить, в какой форме проявления мы ожидаем увидеть одарённость

у детей.

     Известно, что одарённость может проявляться, как:

- явная, которая, что называется « у всех на виду». Это у всех на виду.

Специалисты считают, что число таких составляет 1-3% от общего числа детей;

- возрастная, то есть в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом , по истечении нескольких лет , эта одарённость куда-то исчезает;

- скрытая, то есть одаренность , которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности , данного ребёнка, но существует как потенциальная  перспектива его способностей;

Детей со скрытой одарённостью значительно больше, чем с явной одарённостью.

        Предполагается , что общее число явно и неявно одарённых детей составляет 20-25% от общего числа учащихся.

      Одарённые дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития : легче учатся; способны к длительной концентрации внимания , обладают широким словарным запасом, ранее других способны к абстрактному мышлению; сопротивляются зубрёжке, изобретательны , упорны, Более расположены к творчеству, чутки к настроениям окружающих, острее реагируют на несправедливость.

       Следует помнить ,что как бы не был одарён ребёнок, его нужно многому учить. Важно приучить его к усидчивости . трудолюбию. Самостоятельно принимать решения.

     Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений. окриков, что может вылиться в проблемы взаимодействия. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. С дошкольного возраста его нужно приучать к творчеству.

     Хочу также отметить , что в основе одарённости лежат способности – это то ,что необходимо для выполнения какой- то деятельности. Способы или определённые способности формируются в конкретной деятельности:

музыкальные способности в музыкальной деятельности, художественные способности – в художественной, спортивные способности – в спортивной деятельности и т. д.

           Учитывая, выше сказанное, работу с одарёнными детьми я начинаю с опроса родителей, то есть провожу на родительском собрании в первом классе  анкету «О талантах ребёнка».  Такую же анкету провожу с учениками.

          Эта работа позволила мне определить у учеников моего класса ведущие виды деятельности, наклонности и интересы.

Интересы и наклонности учащихся:

  1.  логико – математические ;

       2. художественные;

       3.спортивные, танцевальные, драматизация;

4. музыкальные;

5.литературные, способность к языкам,    сочинительству;

6. коммуникативные.

Мы взрослые (классные руководители, педагоги класса и родители )

стараемся создать развивающую, творческую образовательную среду,

способствующую раскрытию этих возможностей. В школе проводятся занятия во внеурочной деятельности.

Таким образом, свои музыкальные способности ученики моего класса

развивают на занятиях в музыкальной студии «Переменка».

Художественные способности – на занятиях в « Изостудии», в школе искусств.

Способность драматизации – на занятиях «Музыкального театра». Дети

ставят спектакли, выступают на праздниках, конкурсах.

Спортивные способности развивают на занятиях в спортивных секциях в школе, в спорт. комплексе «Новое поколение».

Способности к языкам дети развивают, посещая занятия в английской школе  «ЛАЙТ – СКУЛ».

Литературные способности, способности к сочинительству, получают развитие на занятиях «Ключ и Заря». Вот некоторые упражнения.

  1. «Слова – перевёртыши».

 Например, «дед», «наган», «заказ», «казак» - читаются одинаково в  обе стороны.

 2 .«Предложения – перевёртыши».

     « Кит на море романтик».

     «И любит Сева вестибюли».

     «Лилипут сома на мосту пилил»

3.«Каркас из букв».

В основе этого задания лежит свойство согласных букв образовать «скелет»,

«каркас слова». Если ,например, вычеркнуть из текста все гласные буквы, то его часто очень просто восстановить.

а)»Кот ловит мышь».

Без гласных: «К.т  л.в.т  м.шь».

б)»Школьник пишет в тетради».

Без гласных «Шк.льн.к  п.ш.т  в  т.тр.д.».

4. «Составляем предложения».

(Из слов не связанных по смыслу, но даже далёких по содержанию).

5. Особой и очень важной частью литературного творчества было и остаётся

придумывание заголовков к тексту. Ведь заголовок должен кратко и ёмко

выражать суть текста одной фразой или даже одним словом.

6) На занятиях проводится коллективная творческая игра

«Сочини рассказ по схеме».

Участникам игры предлагается придумать интересный, необычный рассказ по схеме. Например, алгоритм для такого рассказа:

«Кто – что – где – зачем – как – когда».

7) «Задания на ассоциирование». 

« Составьте пары слов, обозначающие предметы, явления, события далёкие друг от друга. Затем попробуйте сами и предложите своим друзьям связать их одним словом».

Например, небо – море = голубой

                         кот – уголь = чёрный

Особенность подобных заданий в том, что ответ может быть многовариантным.

Перечисленные задания способствуют взаимной связи мышления и речи ребёнка. Словесное творчество - это средство для развития творческого потенциала ученика.

Важную роль в решении проблем одарённых детей призваны сыграть и их

родители, так воспитание неординарного ребёнка вызывает немало трудностей. Известно, что родители нуждаются в рекомендациях по оказанию помощи детям. На родительских собраниях и во время индивидуальных бесед я стараюсь дать некоторые советы по развитию одарённых детей.

     

       

   

Советы взрослым по развитию творческих способностей детей

  1. Уважайте  личность и интересы ребёнка- основа его развития.
  2. Избегайте  неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка.
  3. Будьте терпимы  к странным идеям. Уважайте любопытство, вопросы и идеи ребёнка.
  4. Позволяйте  иногда ребёнку оставаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одарённости.
  5. Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность.
  6. Помогайте  ребёнку справляться с разочарованием и сомнением  ,    когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
  7. Используйте  личный пример творческого подхода к решению проблем.
  8. Обогащайте  окружающую среду ребёнка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.
  9.  Предоставляйте  детям возможность активно задавать вопросы.
  10.  Помогайте ребёнку избегать общественного неодобрения,    справляться с негативной реакцией сверстников путём обучения навыкам сотрудничества и общения. Ребёнок лишённый позитивного творческого выхода , может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....