Вежливость - важное средство примирения людей
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Шултакова Амина Ситеновна

 

Цели и задачи:познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности; воспитывать культуру общения, взаимоуважение; убедить детей в том, что вежливость – неотъемлемая часть сотрудничества и общения людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

КЛАССНЫЙ    ЧАС     «ВЕЖЛИВОСТЬ  -  ВАЖНОЕ СРЕДСТВО  ПРИМИРЕНИЯ  ЛЮДЕЙ».

         

                                                                                                 

                                                                                                    МКОУ  СОШ№ 2 г.Нефтекумска

         

                                                                                                 ШУЛТАКОВА А.С.

                                                                                                 2013 год

Цели и задачи:познакомить  детей с общепринятыми нормами нравственности; воспитывать культуру общения, взаимоуважение; убедить детей в том, что вежливость – неотъемлемая  часть сотрудничества  и общения людей.

                         Ход   занятия.

Учитель.

Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив.» А что такое вежливость?

(Ответы детей)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно общаться с тобой .

Вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Тебя окружают другие люди, твои товарищи, твои родные. Ты обязан вести себя так, чтобы им было приятно и легко жить рядом с тобой.Особенно надо быть внимательным к взрослым.Воспитывать в себе лучшие черты характера нужно с раннего детства. О вежливости написано много книг и стихотворений. Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы  вежливы».

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе..

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебъёте.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом перёплёте.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Чему учит это стихотворение?

Какие вежливые слова вы знаете?

Произнося  слова  «здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, мы желаем нашим близким, знакомым, друзьям хорошего здоровья, приятного настроения.

А как надо произносить эти слова?

Послушайте стихотворение  «Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром !»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех, домой, спешащих к чаю.

Дядя Саша огорчён,

Рассказал он вот о чём:

«Видел Настю- дошколёнка

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но … давно от Настеньки

Я не слышу слова :»Здравствуйте!»

Когда мы произносим это слово?

А вы знаете, что это слово очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда – то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем  человеку быть здоровым, сильным, крепким. Все эти слова хороши тогда, когда человеку действительно желают добра, здоровья.

Ребята, а с кем вам приятнее общаться и сотрудничать: с вежливыми и культурными людьми или с грубыми и бескультурными ?

 Вежливые слова и поступки существуют для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и сердились друг на друга. Вежливый человек предлагает мирное сосуществование.Вежливость  примиряет людей.Например, бежит ученик по коридоруи задел девочку.Она хотела рассердиться  на него,сказать что- то плохое в ответ, но вдруг услышала  вежливые слова « прости меня, пожалуйста, я не хотел». После вежливого извинения  вы понимаете, что вам не желают зла, что вышло нечаянно и случайно, и сразу же успокаиваетесь. Вам предлагают не злиться, а простить и ваша злость проходит.

Вместо ссоры, драки наступает примирение. Вежливые слова или поступки  являются правилом поведения  людей в обществе.

Но вежливость в людях может проявляться по- разному. Если человек правдив, честен, добр и любит людей, то и вежливость его будет правдивая, искренняя, настоящая. Человеку уверенному в себе, сильному и смелому всегда легче первому сказать вежливые слова примирения. Тот, кто по –настоящему слаб и чувствует себя слабым, старается скрыть это от других.

Вспомним басню И.А.Крылова  «Слон и Моська». (Ответы детей.)

Вы замечали, что маленькие собачки чаще лают и бросаются на людей, на больших собак и не хотят мириться.Они знают, что они слабые, боятся любого движения человека, чуть что отскакивают и нападают только незаметно сзади. Они своим сердитым лаем стремятся спрятать страх и показать, что они смелые  и сильные.

Назовите слово, противоположное  вежливости.

Это грубость «Эй ты, а ну-ка давай быстро иди сюда.» Это вежливое или грубое обращение ?

(Ответы детей.)

Слова могут быть грубыми и неприятными Если не бороться с грубостью, она  потом может превратиться в жестокость.В жизни любого человека бывают ссоры и обиды, но нужно научиться прощать и уметь мириться.Запомните пословицу:»Худой мир лучше доброй ссоры.» Когда вы были маленькими и вы с кем-то ссорились, то вам предлагали такую поговорку:»Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться.»

Очень часто  помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя  улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. Очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.

Давайте поиграем в игру «Ссоримся и  миримся».

Правила игры: разбиться на пары и найти причину для «ссоры», а потом помириться.

Давайте проанализируем, когда вы обижаетесь, ссоритесь и даже дерётесь.(Ответы детей.)

Как лучше всего помириться? А теперь послушайте сказку «Крошка Енот  и тот, кто сидит в пруду.»

Чему учит эта сказка?

Да, эта сказка учит быть добрым и все ссоры разрешать самым сильным оружием – улыбкой.Давайте улыбнёмся друг другу и споём песню В.Шаинского «Улыбка.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Элементы занимательности важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»

В статье рассматриваются активные эементы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках...

Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"

Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...

Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей

Цель данной работы: выяснить происхождение вежливых слов; познакомиться с использованием вежливых слов в других странах; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей, а так же научить детей ...

Конспект занятия в ГПД. Тема: Вежливость помогает или мешает людям жить?

Цель: Воспитывать у детей вежливость  и такт по отношению к окружающим.« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны помнить всег...

классный час Разговор о важном "День пожилых людей"

воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважен...

Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "Дент пожилых людей" "Светлый праздник Пасха""

Региональный компонент к занятию "День пожилых людей"  о праздновании Пасхи в тамбовском селе....