«Нет дерева краше, чем берёзонька наша».
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Нет дерева краше, чем берёзонька наша».
Цель: через произведения устного народного творчества, прикладного искусства, картин русских художников и стихотворений поэтов воспитывать самобытные, высоконравственные, образованные, духовно- богатые личности, которые способны стремиться к доброму, умному бытию, обладающих чувством гражданского долга, любви к родине.
Оборудование: изделия из бересты, березовый и дубовый веники, лучины,
конвертики для группового задания, папки с рецептами напитков из березового
сока и народных медицинских рецептов из березы.
Ход мероприятия.
1. Вводная беседа. (Слайд №1. Роща)
- На нашем занятии мы продолжим разговор о природе, о бережном отношении
к ней. И не просто о природе, а о деревьях, растущих в лесах, которые
воспринимались нашими предками, как «волосы земли». Дерево символизировало
единство мира, соединяя землю и небо, было символом жизни и долголетия.
На Руси почитались дуб, береза, рябина, сосна, липа. Береза являлась излюблен-
ным деревом у наших предков – славян. Белоствольная, кудрявая, стройная –
так обращались к этому дереву. Вот о березке мы сегодня и будем говорить.
( Слайд №2. Титульный)
- Немалое место занимает березкам в произведениях устного народного
творчества. Упоминание о березке встречается в пословицах и поговорках,
загадках, приметах. Послушайте пословицы, связанные с березкой.
( Слайд 3. Березовая роща)
- Березой обогреешься, а не оденешься. (березовые дрова дают много тепла)
- Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
- Тонка береза, да разуму учит. ( березовые розги применяли в древнерусской
школе).
- Бела береза, да деготь черен. ( из коры делали деготь для смазки деталей)
- А какие чудесные загадки составлены о березке, и в каждой выражена любовь
народа к белоствольной красавице.(Работа в парах: составляют из фрагментов
загадки)
1. Эта модница лесная 2. Не заботясь о погоде,
Часто свой наряд меняет: В сарафане белом ходит.
В шубке беленькой зимой, А в один из майских дней
Вся в сережечках весной, Май сережки дарит ей.
Сарафан зеленый летом. 3. Русская красавица
В день осенний в плащ одета. Стоит на поляне
Если ветер налетит, В зеленой кофточке,
Золотистый плащ шуршит. В белом сарафане.
4. В белом сарафане стоит на поляне,
Летели синицы, сели на косицы.
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой.
- Стройная красавица березка не раз воспевалась в стихах русских поэтов. Одним из
них является Сергей Александрович Есенин. (Слайд 4. Есенин.)
В произведениях этого автора березка описана в разное время года.
(Слайд 5. Весна)
_ Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березке в роще теневой
Серьги звонкие развесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком вспорхнула весело.
(Слайд 6. Лето)
- Зеленая прическа, девическая грудь,
О тонкая березка, что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок?
(Слайд 7. Золотая роща)
- На одно из стихотворений Есенина «Отговорила роща золотая» написан романс.
Давайте прослушаем фрагмент этого произведения.
Слайд 8. Белая береза.
- Произведение, в котором описана березка зимой известна вам с детства.
Вспомним его.
_ Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках тонкою каймой распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине. И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
- Не оставили березку без внимания и русские художники, которые эту
русскую красавицу на своих картинах. Одним из таких художников был Исаак
Левитан.
Слайд 9. Золотая осень.
- Среди осенних деревьев выделяется белоствольная березка.
Слайд 10.
- А эта картина называется «Лето».Что мы видим на ней? ( поле, цветущий луг
и стоящую вдалеке березку).
- Мила березка русскому человеку. В 1948 году в России был создан хореогра-
фический ансамбль. И название ему было дано «Березка» Слайд 11.Ансамбль
Весь мир объехали девушки со своими танцевальными номерами, и везде их
встречали бурными овациями. Своими оригинальными номерами они рассказывали о русской народной культуре. Давайте и мы посмотрим танец «Хоровод» в исполнении ансамбля.
ВИДЕО.
- Понравилось выступление? Как плавно передвигаются девушки по сцене, словно
тонкие березки покачиваются на ветру. Так и хочется самим закружиться под
эту удивительную музыку народной песни. Попробуем?
Слайд 12. Хоровод.
- Физкультминутка.
- Любима и дорога была березка не только за свою красоту, но и за огромную
пользу, которую она приносила человеку. Послушайте загадку:
- Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больному
на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, четвертое –
дряхлых пеленать.
- И все это о березе. Первое угодье – лечебные свойства березы –почек, веток,
листьев, цветущих сережек. А какая баня без березового веника? О его пользе
нам расскажут банщики.
Слайд 13. Березовая роща.
Банщики. ( берут со стола березовый веник)
- В листьях березы содержатся витамины. Но больше всего в березе
фитонцидов, которые являются прекрасным дезинфицирующим средством.
Березовый веник оказывает очищающее действие на кожу, способствует
излечению от многих болезней. Жесткость веника пригодна для любого
массажа.
- Листья впитывают пот с кожи человека, поглощая вредные вещества.
Листья березы выделяют мыльное вещество. Березовый веник полезен для спортсменов, так как хорошо снимает боль и ломоту в мышцах после
физических нагрузок. Вода, в которой запаривался веник полезна для мытья головы, способствует исчезновению перхоти.
- А что это за угодье – людям колодец? Слайд 14. Песняры.
- Да, это березовый сок.
Учащийся.
- Пить березовый сок в чистом виде – одно удовольствие. Это приятный.
освежающий и укрепляющий напиток.Он издавна славился своими целебными
свойствами.Но нужно помнить, что после сбора сока (Слайд 15. Сбор)
надрез на стволе березы необходимо замазать пластилином, глиной, воском.
Иначе дерево потеряет силу, зачахнет и погибнет. Помните пословицу :
« Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь»
- Но сок пьют не только люди ,но и лесные жители. Послушайте стихотворение
Шорыгина «Вешний сок».
«Вешний сок»
На березе поутру дятел выдолбил кору,
Льется на песок золотистый сок,
А лесной народ сок весенний пьет.
Дятел длинным языком капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже, пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки на березе гладкой
Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.
Всех береза напоила, вешним соком оделила.
- От света тьма – это лучина, тонкая щепочка, которая служила нашим предкам
вместо электрической лампочки. Слайд 16. Лучина.
Лучину вставляли в металлический крючок, закрепленный на определенной
высоте, а под ней ставили емкость с водой. Как вы думаете – зачем?
- - Широко в хозяйстве использовалась берёста – верхний слой коры березы.
Слайд 17. Изделия из бересты.
- Из нее делали разнообразные туески, шкатулки и другую посуду.
Ученик.
Посуда, изготовленная из бересты ,защищала продукты от жары. Она непроницаема ни для воды, ни для воздуха. Зимой в самые лютые морозы вода в берестяной
посуде не замерзала.
- Но бересту использовали не только для изготовлении разнообразных изделий.
Послушайте.
- Ученик.
Наши предки использовали бересту в качестве бумаги. Во время раскопок в городе
Новгороде были найдены необычные свитки из бересты. Когда их развернули,
то обнаружили на них какие-то записи. -Слайд 18.Грамоты. Эти находки назвали берестяными грамотами. Сейчас их найдено более 1000. Слайд 19.Писало.Писали на них, вернее царапали специальной палочкой – писалом.
- Вот она какая наша березка – и глаз радует , и здоровье укрепляет. Растет бело-
ствольная красавица в лесах рядом с другими деревьями. Что они расскажут
о березке? Слайд 20. Лес.
Сценка.
Ель. – Несправедливо.Все березка да березка! А чем мы хуже?
Липа. - Я, липа, давно живу рядом с человеком, липовым медом кормлю его.
Дуб. – Из моей древесины строили лодки, делали лавки и скамьи. Служили они
человеку целые десятилетия.
Ель. - Отвар из моей хвои насыщен витамином С. Большинство музыкальных
инструментов сделано из ели. А из сосны делают деревянную «рубашку»
для карандашей.
Липа. – А кто людей обувал? Конечно, я. Сотни веков человек носил лапти,
сплетенные из моей коры – лыка.
Дуб - Березовый веник! А чем мой хуже? Применение дубового веника
препятствует старению кожи, способствует заживлению гнойных ран.
Ель. - Зимой все деревья сбрасывают листья, одна я стою в зелени. Символ
Нового года – я и моя сестра – сосна.
Липа. – Из моей мягкой древесины вырезали посуду – ложки, тарелки, миски.
Дуб. – Про кого писал А.С.Пушкин? Про меня. «У Лукоморья дуб зеленый, златая
цепь на дубе том…»
Липа. – Меня даже на герб Липецкой области поместили. Слайд 21. Гербы.
Ель. – А я на гербе вашего родного города! Не может без нас обойтись человек!
- Вы совершенно правы. Мы не хотели обидеть вас. Все вы радуете нас своей красотой, каждое из вас лечит человека. В природе нет ничего и никого лишнего.
Главное – беречь то,что нам дано.Помните, как сказал М.Пришвин:»Охранять
Природу – значит охранять Родину!»
Слайд 22. Стихи.
- Поэт Р. Рождественский написал:
« В тебе величье твоего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме: "Нет ничего краше, чем Родина наша"
В ходе мероприятия ребята путешествуют от Москвы до малой Родины, знакомятся с символами.Направлено оно на воспитание любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за свою Родину....
Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»
Цель: воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю....
классный час "Родины нашей -нет краше!"
Классный час посвящен защитникам города Старый Оскол в годв Великой Отечественной войны....
НЕТ КРАШЕ МАРЬЯНСКОЙ НАШЕЙ. Сценарий праздника, посвященный Дню станицы с мультимедийным приложением
Сценарий праздника, посвященный Дню станицы с мультимедийным приложением Цель праздника: 1. Познакомить учащихся с прошлым и настоящим ст. Марьянской, привить любовь и гордость к своей «мал...
урок кубановедения "Нет в мире краше родины нашей"
Данный урок знакомит учащихся с красотой Краснодарского края...
«Нет добрее и краше,чем мамочка наша»
Сценарий праздника к 8 марта...
"Нет богатства краше, чем здоровье наше"
Выступление агитбригады "Здоровейки"...