«Нет дерева краше, чем берёзонька наша».
методическая разработка (4 класс) по теме

Воротынцева Татьяна Фёдоровна

Русская берёзка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нет дерева краше, чем берёзонька наша».

Цель: через произведения устного народного творчества, прикладного искусства,        картин русских художников и стихотворений поэтов воспитывать самобытные, высоконравственные, образованные, духовно- богатые личности, которые           способны стремиться  к доброму, умному бытию, обладающих чувством           гражданского долга, любви к родине.

Оборудование: изделия из бересты, березовый и дубовый веники, лучины,

конвертики для группового задания, папки с рецептами напитков из березового

сока и народных медицинских рецептов из березы.

Ход мероприятия.

1. Вводная беседа. (Слайд №1. Роща)

   - На нашем занятии мы продолжим разговор о природе, о бережном отношении

      к ней. И не просто о природе, а о деревьях, растущих в  лесах, которые

      воспринимались нашими предками, как «волосы земли». Дерево символизировало

      единство мира, соединяя землю и небо, было символом жизни и долголетия.

      На Руси почитались дуб, береза, рябина, сосна, липа. Береза являлась излюблен-

      ным деревом у наших предков – славян. Белоствольная, кудрявая, стройная –

      так обращались к этому дереву. Вот о березке мы сегодня и будем говорить.

      ( Слайд №2. Титульный)

    - Немалое место занимает березкам в произведениях устного народного

      творчества. Упоминание о березке встречается в пословицах и поговорках,

      загадках, приметах. Послушайте пословицы, связанные с березкой.

      ( Слайд 3. Березовая роща)

     - Березой обогреешься, а не оденешься. (березовые дрова дают много тепла)

     - Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

     - Тонка береза, да разуму учит. ( березовые розги применяли в древнерусской

        школе).

     - Бела береза, да деготь черен. ( из коры делали деготь для смазки деталей)

    - А какие чудесные загадки составлены о березке, и в каждой выражена любовь

      народа к белоствольной красавице.(Работа в парах: составляют из фрагментов

      загадки)

   1. Эта модница лесная                                   2. Не заботясь о погоде,

       Часто свой наряд меняет:                             В сарафане белом ходит.

       В шубке беленькой зимой,                            А в один из майских дней

       Вся в сережечках весной,                              Май сережки дарит ей.

       Сарафан зеленый летом.                           3. Русская красавица

       В день осенний в плащ одета.                      Стоит на поляне

       Если ветер налетит,                                       В зеленой кофточке,

       Золотистый плащ шуршит.                         В белом сарафане.

    4. В белом сарафане стоит на поляне,

        Летели синицы, сели на косицы.

    5. Клейкие почки, зеленые листочки.

        С белой корой стоит под горой.

   - Стройная красавица березка не раз воспевалась в стихах русских поэтов. Одним из

     них является Сергей Александрович Есенин.  (Слайд 4. Есенин.)

     В произведениях этого автора березка описана в разное время года.

     (Слайд 5. Весна)

   _ Пеной рос заря туманится,

      Словно глубь очей невестиных.

      Прибрела весна, как странница,

      С посошком в лаптях берестяных.

      На березке в роще теневой

      Серьги звонкие развесила

      И с рассветом в сад сиреневый

      Мотыльком вспорхнула весело.

     (Слайд 6. Лето)

     - Зеленая прическа, девическая грудь,

       О тонкая березка, что загляделась в пруд?

       Что шепчет тебе ветер?

       О чем звенит песок?

       Иль хочешь в косы – ветви

       Ты лунный гребешок?

      (Слайд 7. Золотая роща)

      - На одно из стихотворений Есенина «Отговорила роща золотая» написан романс.

        Давайте прослушаем фрагмент этого произведения.

      Слайд 8. Белая береза.

     - Произведение, в котором описана березка зимой известна вам с детства.

        Вспомним его.

     _ Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

        На пушистых ветках тонкою каймой распустились кисти белой бахромой.

        И стоит береза в сонной тишине. И горят снежинки в золотом огне.

        А заря лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

      - Не оставили березку без внимания и русские художники, которые эту

        русскую красавицу на своих картинах. Одним из таких художников был Исаак

        Левитан.

       Слайд 9. Золотая осень.

       - Среди осенних деревьев выделяется белоствольная березка.

       Слайд 10.

       - А эта картина называется «Лето».Что мы видим на ней? ( поле, цветущий луг

        и стоящую вдалеке березку).

      - Мила березка русскому человеку. В 1948 году в России был создан хореогра-

        фический ансамбль. И название ему было дано «Березка» Слайд 11.Ансамбль

        Весь мир объехали девушки со своими танцевальными номерами, и везде их

        встречали бурными овациями. Своими оригинальными номерами они     рассказывали о русской народной  культуре. Давайте и мы посмотрим танец «Хоровод» в исполнении ансамбля.

       ВИДЕО.

     - Понравилось выступление? Как плавно передвигаются  девушки  по сцене, словно            

       тонкие березки покачиваются на ветру. Так и хочется самим закружиться под

       эту удивительную музыку народной песни. Попробуем?

      Слайд 12. Хоровод.

      - Физкультминутка.

    - Любима и дорога была березка не только за свою красоту, но и за огромную

      пользу, которую она приносила человеку. Послушайте загадку:

     - Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больному

       на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, четвертое –

       дряхлых пеленать.

    - И все это о березе. Первое угодье – лечебные свойства березы –почек, веток,

      листьев, цветущих сережек. А какая баня без березового веника? О его пользе

      нам расскажут банщики.

     Слайд 13. Березовая роща.

    Банщики. ( берут со стола березовый веник)

  1. В листьях березы содержатся витамины. Но больше всего в березе

фитонцидов, которые являются прекрасным дезинфицирующим средством.

Березовый веник оказывает очищающее действие на кожу, способствует

излечению от многих болезней. Жесткость веника пригодна для любого

массажа.

  1. Листья впитывают пот с кожи человека, поглощая вредные вещества.

Листья березы выделяют мыльное вещество. Березовый веник полезен для спортсменов, так как хорошо снимает боль и ломоту в мышцах после

физических нагрузок. Вода, в которой запаривался веник полезна для мытья головы, способствует исчезновению перхоти.

     - А что это за угодье – людям колодец? Слайд 14. Песняры.

     - Да, это березовый сок.

    Учащийся.

     - Пить березовый сок в чистом виде – одно удовольствие. Это приятный.

       освежающий и укрепляющий  напиток.Он издавна славился своими целебными

       свойствами.Но нужно помнить, что после сбора сока (Слайд 15. Сбор)

      надрез на стволе березы необходимо замазать пластилином, глиной, воском.

      Иначе дерево потеряет силу, зачахнет и погибнет. Помните пословицу :

      « Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь»

     - Но сок пьют не только люди ,но и лесные жители. Послушайте стихотворение

       Шорыгина «Вешний сок».

     «Вешний сок»

      На березе поутру дятел выдолбил кору,

      Льется на песок золотистый сок,

      А лесной народ сок весенний пьет.

      Дятел длинным языком капли сока лижет,

      Бабочка, усевшись ниже, пьет прозрачным хоботком.

      Муравьи и мошки на березе гладкой

      Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.

      Всех береза напоила, вешним соком оделила.

    - От света тьма – это лучина, тонкая щепочка, которая служила нашим предкам

      вместо электрической лампочки. Слайд 16. Лучина.

      Лучину вставляли в металлический крючок, закрепленный на определенной

      высоте, а под ней ставили емкость с водой. Как вы думаете – зачем?

    - - Широко в хозяйстве использовалась берёста – верхний слой коры березы.

       Слайд 17. Изделия из бересты.

     -  Из нее делали разнообразные туески, шкатулки и другую посуду.

    Ученик.

    Посуда, изготовленная из бересты ,защищала продукты от жары. Она непроницаема                ни для воды, ни для воздуха. Зимой в самые лютые морозы вода в берестяной

    посуде не замерзала.

    - Но бересту использовали не только для изготовлении разнообразных изделий.

       Послушайте.

   

  - Ученик.

     Наши предки использовали бересту в качестве бумаги. Во время раскопок в городе

     Новгороде были найдены необычные свитки из бересты. Когда их развернули,

     то обнаружили на них какие-то записи. -Слайд 18.Грамоты. Эти находки  назвали   берестяными грамотами. Сейчас их найдено более 1000. Слайд 19.Писало.Писали на них, вернее царапали специальной палочкой      – писалом.

     

        - Вот она какая наша березка – и глаз радует , и здоровье укрепляет. Растет бело-

     ствольная красавица в лесах рядом с другими деревьями. Что они расскажут

     о березке? Слайд 20. Лес.

     Сценка.

    Ель.     – Несправедливо.Все березка да березка! А чем мы хуже?

    Липа.  -  Я, липа, давно живу рядом с человеком, липовым медом кормлю его.

    Дуб.    – Из моей древесины строили лодки, делали лавки и скамьи. Служили они

                   человеку целые десятилетия.

    Ель.    -   Отвар из моей хвои насыщен витамином С. Большинство музыкальных

                   инструментов сделано из ели. А из сосны делают деревянную «рубашку»

                   для карандашей.  

   Липа.   – А кто людей обувал? Конечно, я. Сотни веков человек носил лапти,

                   сплетенные из моей коры – лыка.

   Дуб      - Березовый веник! А чем мой хуже? Применение дубового веника

                  препятствует старению кожи, способствует заживлению гнойных ран.

   Ель.     -  Зимой все деревья  сбрасывают листья, одна я стою в зелени. Символ

                  Нового года – я и моя сестра – сосна.

   Липа.    – Из моей мягкой древесины вырезали посуду – ложки, тарелки, миски.

  Дуб.      – Про кого писал А.С.Пушкин? Про меня. «У Лукоморья дуб зеленый, златая

                  цепь на дубе том…»

   Липа.  – Меня даже на герб Липецкой области поместили. Слайд 21. Гербы.

   Ель.     – А я на гербе вашего родного города! Не может без нас обойтись человек!

         - Вы совершенно правы. Мы не хотели обидеть вас. Все вы радуете нас своей красотой, каждое из вас лечит человека. В природе нет ничего и никого лишнего.

         Главное – беречь то,что нам дано.Помните, как сказал М.Пришвин:»Охранять

         Природу – значит охранять Родину!»

       Слайд 22. Стихи.

     - Поэт Р. Рождественский написал:

       « В тебе величье твоего народа,

          Его души бескрайние поля,

          Задумчивая русская природа,

          Достойная красавица моя!»

     

   

                               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: "Нет ничего краше, чем Родина наша"

В ходе мероприятия ребята путешествуют от Москвы до малой Родины, знакомятся с символами.Направлено оно на воспитание любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за свою Родину....

Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»

Цель: воспитывать   любовь  и уважительное отношение к родному краю....

классный час "Родины нашей -нет краше!"

Классный час посвящен защитникам города Старый Оскол в годв Великой Отечественной войны....

НЕТ КРАШЕ МАРЬЯНСКОЙ НАШЕЙ. Сценарий праздника, посвященный Дню станицы с мультимедийным приложением

Сценарий праздника, посвященный Дню станицы с мультимедийным приложением Цель праздника: 1. Познакомить учащихся с прошлым и настоящим ст. Марьянской, привить любовь и гордость к своей «мал...

урок кубановедения "Нет в мире краше родины нашей"

Данный урок знакомит учащихся с красотой Краснодарского края...

«Нет добрее и краше,чем мамочка наша»

Сценарий праздника к 8 марта...

"Нет богатства краше, чем здоровье наше"

Выступление агитбригады "Здоровейки"...